Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Знакомство с огнём»
методическая разработка по обж (старшая, подготовительная группа) на тему

Семенова Татьяна Владимировна

Систематизировать знания детей об огне и пожарной безопасности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_znakomstvo_s_ognyom.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Знакомство с огнём»

Цель: систематизировать знания детей об огне и пожарной безопасности.

Задачи:

1. Познакомить детей с историей использования огня, свойствами, его ролью в жизни человека, пользой и опасностью.

2. Учить детей не теряться перед лицом опасности.

3. Воспитывать уверенность в своих действиях.

4. Развивать интерес к экспериментированию.

Оборудование: презентация «Знакомство с огнём», свеча, спички, таз с водой, колпачок для тушения огня, пинцет, ткань, бумага, деревянная палочка, металлическая цепочка, стекло, керамическая вазочка.

Ход занятия

I. Актуализация знаний.

-Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.

Красный язык дремать не привык,

Раз-два, слизал все дрова! (Огонь)

II. Объявление темы и цели занятия.

- Сегодня вы узнаете, как появился огонь, как человек его использует и рассмотрим маленькое пламя огня. Приглашаю вас в путешествие на машине времени. Произнесём заклинание: раз, два, три повернись и в машине времени окажись.

1. Из истории огня.

-Сейчас мы с вами оказались в далёком прошлом, когда люди жили в каменных пещерах, а вместо одежды укутывались в шкуры животных, огонь был необходим человеку. Зачем огонь был нужен человеку?

- Послушайте «Сказку о том, как Человек подружился с Огнём».

Были когда-то такие времена на земле, когда Человек не дружил с Огнём: боялся его и обходил стороной.  А Огню было ужасно обидно. Однажды он обратился к Человеку:

— Скажи, почему ты никогда не приближаешься ко мне?

— Я тебя боюсь, — честно ответил ему Человек. — Я видел, как ты сжигаешь деревья, оставляя от огромных исполинов лишь горсточку пепла. Ты можешь причинить вред мне и моей семье.

— Послушай меня — произнёс Огонь, — на самом деле, я могу приносить не только вред, но и огромную пользу. Надо просто знать, как со мной обращаться.

— И какую же пользу ты можешь принести мне? – спросил его Человек.

— Я могу согревать твой дом во время зимних холодов, давать тебе свет, даже когда на улице темно. А ещё ты можешь жарить на огне мясо. От этого оно становится вкуснее и мягче.

Человек задумался. Он уже очень устал от того, что в его дом в зимнее время было ужасно холодно, и его семье приходилось прижиматься друг к другу, чтобы не замёрзнуть. Дети часто болели. Да и сырое мясо животных, на которых охотился Человек, было очень трудно жевать. Человек подумал, что, может, Огонь говорит правду, и стоит попробовать взять его в свой дом.

— И что же мне надо сделать, чтобы принести тебя в свой дом так, чтобы ты не сжёг его? – спросил Человек.

— Тебе надо будет соорудить очаг из камней и поместить меня внутри него. Жене твоей придётся следить за тем, чтобы я не погас, подбрасывая сухие ветки. Тогда в твоём доме всегда будет тепло, светло, даже тогда, когда садится солнце, а еда твоя будет вкусней.

Человек послушался Огня и сделал то, что тот велел. Он соорудил очаг из камней, поджёг толстую ветку и принёс Огонь в дом. С тех пор дети Человека стали собирать сухие ветки, а жена следила, чтобы Огонь в очаге не погас. Жизнь Человека и его семьи сильно изменилась после того, как у них появился Огонь. Огонь поселился в доме Человека и принёс ему много пользы, а Человек всегда относился к Огню с почтением и уважением.

- Огонь мог и погаснуть. Как древний человек добывал огонь?

- В первобытные времена человек научился добывать огонь с помощью солнца, с помощью камней.

(Воспитатель демонстрирует слайды и просит детей прокомментировать.)

Время шло и человек изобрел спички. Огонь обеспечивает человека светом. Лучина освещала комнату человека. Со временем появились свечи. Масляная лампа. Керосиновая лампа. Обыкновенная лампочка.

На огне готовят пищу. Сначала готовили еду в котелке на костре. Сейчас люди используют газ и газовую плиту.

Огонь согревает.

С его помощью совершается много полезных дел, кузнецы на огне ковали изделия из металла. Подковы, орудия труда. Огонь заставляет работать машины, космические корабли, запускать ракеты.

Огнем украшают праздники, запускают фейерверки. Огнем зажигают бенгальские огни. Олимпийский огонь – один из символов Олимпийских игр. Его зажигают в городе проведения игр, во время их открытия, и он горит непрерывно до их окончания. Огонь символизирует борьбу за победу, а также мир, дружбу.

Люди склоняют головы перед вечным огнем и возлагают цветы у памятников героям.

- Что может произойти, если не затушить костер?

- Маленький безобидный огонек может превратиться в злейшего врага. Огонь уничтожит деревья, растения, животных, птиц, насекомых – всю окружающую природу. Огонь может перекинуться из леса на жилые дома, а там живут люди. Это опасно. Люди могут получить ожоги и даже погибнуть. Чтобы спастись от злого огня надо вызвать пожарных. Пусть знает каждый гражданин, набираем - 01. Пожарная машина быстро довезет пожарных до места, и никто не погибнет.

Физкультминутка (под музыку) «Танец огня»

- Произнесём заклинание и вернёмся в детский сад. Раз, два, три, повернись и в детском саду окажись.

2. Рассматривание огня.

(Дети садятся на стулья. Воспитатель зажигает свечу, комментируя свои действия, уточняя, можно ли детям самим брать спички).

-Как горит свеча? Что с ней происходит? (Капли воска стекают медленно и важно. Тонкий лепесток огня дрожит на сквозняке. В нем таится могучая сила.)

- Вам нравится смотреть на огонь? О чём вы в этот момент думаете?

3. Упражнение “Ветерок”:

-Давайте подуем на огонь так, чтобы пламя не гасло, а только колыхалось.  

– Почему огонь не погас?

-Как необходимо дуть, чтобы потушить свечу?

-Как ещё можно затушить свечу?

- Чем можно потушить костёр?

- Как вы думаете, можно ли потрогать огонь? Почему? Что может произойти?

-Что случится, если к огню поднести бумагу? (Бумага загорится и это может послужить причиной пожара.)

4. Опыт “Горит – не горит”.

(Стекло, деревянная палочка, ткань, бумага, металлическая цепочка, керамическая вазочка.)

- Назовите предмет и предположите, горит он или не горит. (Воспитатель пытается зажечь все эти предметы над тазом с водой. При этом, все загоревшиеся предметы тушатся в емкости с водой. Воспитатель поясняет, что от плохо затушенных предметов, может разгореться пожар и потушить его способом задувания будет невозможно.)

– Какие предметы быстро загораются? 

– Какие не могут гореть совсем? 

5. Работа с пословицами и поговорками об огне.

- Как вы понимаете пословицу:

Царь – огонь, царица – вода.

Человеку друг огонь, только ты его не тронь.

Пожар слезами не зальешь.

“От маленькой искорки – большое горе”.

6. Подвижная игра «Огонь, вода».

Один из игроков изображает Огонь (в полумаске). Он выходит из своего жилища – очага и ходит вокруг остальных игроков.

ОГОНЬ. Я – Огонь, меня не тронь!

ИГРОКИ (в ответ)

Ты зачем ушел из очага,

Превратился в нашего врага?

ОГОНЬ: Я, Огонь – ваш друг и враг,

              Со мной не справиться никак.

После этих слов он шипит и машет руками, ловит детей, которые входят в границы круга, где живёт Огонь. Если Огонь поймал своим «пламенем» (тех, кто нарушил покой его очага, то превращает его в уголёк и сажает в свой очаг. Тот, кто остаётся не пойманным последним игроком, становится отважным Смельчаком, победившим Огонь.

III. Итог.

- О чём мы сегодня говорили?

- Когда мы говорим — огонь наш друг?

- Когда мы говорим — огонь наш враг?

- Что может быть причиной возникновения пожара?

- Чем можно потушить огонь?

- Что быстро воспламеняется?

- Что в огне не горит?

- Какие правила нужно знать и выполнять, чтобы не случился пожар?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР

совместная деятельность учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР является необходимым условием для формирования коммуникативных навыков, свободного общения детей друг с другом и со взрослыми. разви...

«Мы весёлые ребята, любим бегать и играть». Конспект непосредственно образовательной двигательной деятельности в 1 младшей группе.

Продолжить учить ходить и бегать под музыку, сохраняя устойчивое равновесие. Выполнять действия по сигналу воспитателя. Приучать детей говорить внятно, не торопясь. Продолжать совершенствовать двигате...

Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»

Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна пришла"

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи...

Конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности для работы с детьми средней группы «Знакомство с русскими традициями»

Конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности для работы с детьми средней группы            «Знакомство ...