Проект по дорожному движению "На неведомых дорожках"
проект по обж (старшая группа) на тему

Панова Ольга Викторовна

Аннотация проекта

Предложенный проект по правилам дорожного движения «На неведомых дорогах»  предназначен для детей старшего дошкольного возраста, а также для педагогов дошкольного образования и родителей. Проект способствует формированию осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях, сохранению здоровья и жизни детей. В проекте представлены дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, беседы, совместная деятельность, чтение художественной литературы, творческие задания, а также работа с родителями по теме правил дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_dorozhnomu_dvizheniyu_office_word_15.docx81.55 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по правилам дорожного движения на тему:

«На неведомых дорожках»

Выполнила:

                                                                      Панова Ольга Викторовна

                                             воспитатель

     Муниципального дошкольного

образовательного учреждения

детский сад п. Тихменево

Рыбинского муниципального района

2018 г.

Аннотация проекта

Предложенный проект по правилам дорожного движения «На неведомых дорогах»  предназначен для детей старшего дошкольного возраста, а также для педагогов дошкольного образования и родителей. Проект способствует формированию осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях, сохранению здоровья и жизни детей. В проекте представлены дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, беседы, совместная деятельность, чтение художественной литературы, творческие задания, а также работа с родителями по теме правил дорожного движения.

Введение

С каждым годом на улицах городов и посёлков увеличивается количество автомобилей, автобусов и других транспортных средств. Человек привык к быстрому движению. В кратчайший срок мы стремимся добраться в необходимое нам место, сетуем, если автомобиль или автобус едет медленно, требуем скорости, скорости, скорости...

Становясь пассажирами или водителями собственного автомобиля, мы порой забываем о пешеходе, хотя большую часть времени на улицах городов и посёлков сами являемся именно пешеходами. Психология же пешехода противоположна психологии тех, кто мчит по дорогам. Несущиеся на больших скоростях автомобили оглушают людей шумом, заставляя, морщится от выхлопных газов.

В современном городе надо стремиться к тому, чтобы увеличение автомобильного парка не мешало нормальной жизни человека, его труду и отдыху. Над этой проблемой сейчас работают и учёные, и строители, и техники, и работники Государственной автомобильной инспекции. Созданы специальные научно-исследовательские центры по борьбе с загрязнённостью атмосферы в городах, строятся новые скоростные магистрали с подземными переходами для пешеходов, усовершенствуются старые автомобильные трассы, чтобы избежать «пробок» – большого скопления автомобилей, создать максимум удобств транспорту и безопасность пешеходам. Работники Государственной автомобильной инспекции постоянно наблюдают за движением и за выполнением правил дорожного движения.[1]

Но многое в организации порядка и безопасности движения на улицах зависит и от пешеходов.

Не секрет, что увеличение автомобильного парка повысило возможность дорожно-транспортных происшествий. Зачастую даже незначительные нарушения пешеходом правил дорожного движения, невнимательность людей на улицах приводят к тяжким последствиям, стоят жизни им самим, водителю и прохожим, случайно оказавшимся поблизости.

Под колёсами автомобилей в мире гибнут сотни тысяч человек! И среди жертв дорожно-транспортных происшествий значительный процент составляют дети.[2]

Актуальность

        

         Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Знание и соблюдение Правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах. У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что – то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности  и на улицах.[3]

Анализ ситуации

         Проблемная ситуация заключается в том, что взрослые, родители и педагоги, находясь рядом с ребенком, обязаны оберегать его от всяких несчастий, от любых происшествий. Эффективной работа становится только тогда, когда происходит разумная интеграция общеизвестных (усредненных) правил с особенностями ближайшего окружения ребенка.    Родители должны знать, что для полноценного, осмысленного, действенного усвоения правил безопасности ребенок должен не просто их выучить, но и видеть, как они действуют в реальной жизни.    

Постановка проблемы

         Педагоги и родители должны иметь четко сформулированный круг правил, с которыми воспитатель будет знакомить детей в течении года и заручиться поддержкой родителей в том, что правила личной безопасности обязательно будут конкретизированы, приспособлены и уточнены исходя из особенностей каждой семьи.      Кроме того, необходимо знать, что культура безопасности поведения на дорогах формируется под влиянием внешних требований к ребенку.[4]

Цель: сохранить жизнь и здоровье детей, способствовать формированию осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях.

Только комплексный подход к воспитанию участников дорожного движения, начиная с дошкольного возраста, с последующей профессиональной подготовки водителей из числа подростков должны дать положительный результат.

Задачи для воспитателей:

  1. С помощью разнообразных приемов и методов оптимизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения.
  2. Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения.
  3. Укрепить материально-техническую базу для работы по данному направлению.
  4. Выработать систему воспитательно-образовательной работы.

Задачи для детей старшего дошкольного возраста:

  1. Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части.
  2. Познакомить с правилами езды на велосипеде, с предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными знаками и знаками сервиса.
  3. Закреплять навыки поведения в общественном транспорте.
  4. Расширять знания о городском транспорте.
  5. Продолжать знакомить с дорожными знаками.
  6. Познакомить с правилами поведения на железной дороге.
  7. Совершенствовать культуру поведения детей на улице и в транспорте.

Длительность проекта: краткосрочный (апрель – сентябрь 2018 г.)

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.


Этапы реализации проекта

План реализации проекта

Этапы
внедрения
проекта

виды
деятельности

Содержание деятельности

педагог

дети

родители

I этап

подготовительный

Информационный

Проведение педагогического часа -
формулировка проблемы и цели проекта.
Учет запросов родительской общественности группы.
Создание проблемной ситуации для воспитанников по обсуждению проекта.
Подготовка буклетов о проекте.
Информирование родителей о реализации данного проекта.
Педагогический мониторинг детей на выявление первоначальных знаний о правилах дорожного движения.
Создание развивающей среды в группе, определение места.
Разработка конспектов познавательно - творческих мероприятий с воспитанниками. Сбор информации и подготовка методической литературы по теме проекта.
Поиск художественной литературы для чтения детям: • С. Маршак "Мяч", "Милиционер";

• Я. Пишумов "Машины";

• В. Кожевников "Светофор";

• А. Гангов "Кто храбрей?";

• О. Бедарев "Азбука безопасности";

• В. Берестов "Про машину";

• А. Дмоховский "Чудесный островок";

• В. Семернин "Запрещается - разрешается";
• С. Михалков "Шагая осторожно",  "Скверная история", "Велосипедист", "Бездельник светофор";

• Н. Носов " Автомобиль",

"Приключения Незнайки";

"Улица, где все спешат ";

•  "Новейшие правила для воспитанных детей "

• А. Усачев "Правила дорожного движения";

С. Фангинштейн "Наша улица"

Разработка игровых ситуаций для
заинтересованности воспитанников.

Создание разнообразных образцов, простейших схем  для конструктивно - творческой деятельности детей.

Оформление информационного стенда в группе по данной теме.

Вхождение в проблему проекта (Модель
трех вопросов: Что знаем? Что хотим узнать?
Как узнать?)
(мозговая атака, обсуждение
возникших вопросов);
Обсуждение целей по данной теме;
Обсуждение стратегии информационно-практического
метода, способа поиска информации и возможности оформления результатов работы;
Рассматривание
 иллюстраций, наглядно - дидактических пособий;
Закрепление правил безопасного поведения детей на улице и в транспорте.
(См. приложение № 1);
Знакомство и закрепление
загадок, считалок,  стихотворений по данной теме.

(См. приложение № 2);
Цикл бесед: "Безопасное поведение на улице и в транспорте", " Транспортный мир",

"Знаки на дорогах"[5],

"На неведомых дорожках

 (см. приложение № 3);

Сообщение на родительском собрании о предстоящем проекте.

С целью включения родителей в проект знакомство с буклетом, который дает возможность ознакомиться подробно о предстоящем проекте (тема, цель, задачи проекта, актуальность);
Обсуждение общих вопросов;
Анкетирование по данной теме
Индивидуальные беседы
Информация для родителей в информационном стенде:

"Правила дорожного движения"
Привлечение к подборке материала по данной теме.

II этап практический

познавательно - игровой

Организация познавательной деятельности детей.
Провести серию познавательных бесед.

Провести серию познавательных тематических мероприятий с включением здоровьесберегающих технологий.
Практическая помощь детям, создание условий и мотивации для осуществления проекта.
Направление и контроль за осуществлением проекта.
Познакомить детей с правилами дидактических и настольных игр по правилам дорожного движения и безопасного поведения.
Познакомить детей с подвижными играми, малоподвижными играми.
На прогулке: спортивные и командные игры

Организовать экскурсию  по  улице

Познавательно - тематические мероприятия.
Настольно - дидактические игры:
"Транспорт", "Прогулка по городу", "Слушай внимательно", "Собери автомобиль", "Дорожная азбука", "Да - нет", "Внимание! Дорога!", "Угадай по описанию", "Веселый светофорчик", "Знаки дорожные, совсем не сложные".
Сюжетно - ролевые игры:  "Водители, Гараж, Авария на дороге. Подвижные игры:  "Красный, желтый, зеленый", "Бегущий светофор", "Водители и пешеходы", "Стой", "Конь - огонь", "Чье звено скорее соберется?", "Цветные автомобили", "Самолетики",  и др.
Игры малой подвижности: "Тише едешь – дальше будешь…", "Море волнуется и др.

Игровые упражнения: "Знаки дорожные, совсем, совсем не сложные", "Дорисуй светофоры правильно", "" Найдите две шины с одинаковым рисунком протектора".  (См. приложение № 4)
Экскурсия "Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов".

С.Михалков "Бездельник светофор" сказка,

Н. Носов " Автомобиль",  "Приключения Незнайки";

.

Театр:

 Сочини сказку "Если бы я…".

КВН – по правилам дорожного движения

Наглядная агитация в группе и родительском уголке по безопасности.

Выучить загадки, стихи, пословицы, считалки и правила поведения в экстренных случаях.

Изготовление масок к игре.

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр:  жезл, свисток,

фуражка полицейского,

флажки для перехода улицы

 и флажки трех цветов светофора для подвижной игры,

нагрудные дорожные знаки.

Изготовление эмблем для КВН.

II этап практический  

Творческий

Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности
Наблюдение за воспитанниками в проектной деятельности

Оформление познавательного уголка в группе "Безопасность на улице и в транспорте".

Совместная деятельность детей с педагогом 
Художественное творчество
Рисование.  "Мой любимый вид транспорта".  "Какие автомобили нам нужны", "Дорожные знаки". "Путешествие по улицам поселка".
Аппликация  "Сигнальные карточки", "Автомобили специального назначения".

Коллективная работа "Мой поселок".

Лепка из пластилина и соленого теста.  "Знаки на дорогах". "На чем я путешествовал", "В гостях у сказки".
Продуктивная (конструктивная) деятельность
Создание макета светофора.

Создание макета улица к детскому саду.
Создание моделей машин.

 Из строительного конструктора или мозаики строим дороги, переезды, перекрестки, машины.
Создание модели из бросового материала (коробочки из под сока, из салфеток и др.) "Транспорт",  

Создание модели: "Автостоянка", "Гараж", "Автозаправка".
Изготовление
дидактических игр: "Опасно - неопасно", "Собери автомобиль", "Прочитай знак",  "Путаница" и др.

Совместная деятельность дома

1.Совместно с ребенком сделать машину из бросового материала;

2. Совместное творчество "Зелёный огонёк"

3. Совместно изготовить памятки, брошюрки


Открытый просмотр творческого мероприятия КВН


Исследовательский

Объекты исследований и наблюдений: 

в качестве объекта выбраны три пешеходных перехода, что обусловлено рядом причин.

Изучение и соблюдение  ПДД играют важную роль в нашей жизни.

Многие взрослые относятся к соблюдению ПДД крайне безответственно и несознательно.

Целевые прогулки вокруг детского сада, по улице

Задания для исследований и наблюдений:

Задание 1. На перекрёстке дорог  пешеходный переход  (в течении15 минут), кто больше нарушает ПДД, взрослые или дети?. Задание для родителей и детей.

Задание 2. У пешеходного перехода около детского сада. Сколько водителей нарушило ПДД в течение 15 минут. Задание для родителей и детей.

Задание 3. У пешеходного перехода в районе магазина и аптеки. Водители, каких транспортных средств чаще нарушают ПДД?

Совместно с ребенком проследить изменения в жизни улиц, дорог, транспорта в разное время суток.

III этап Завершающий

Контрольно - оценочный

Экскурсия для педагогов нашего детского сада:
«Предметно - развивающая среда в группе».
Организация КВНа.
Изучение мнения родителей о пользе проекта в группе.
Анализ инновационного проекта в детском саду и ее результативности.
Выработка планов на будущее

Итоговый блиц - турнир "Безопасность дошкольника"

КВН по правилам дорожного движения

 

Пожелание родителей о проекте с
занесением в журнал отзывов и
пожеланий группы

Выступление и подведение итогов

Исполнительский результативность

Экскурсия и презентация проекта для педагогической и родительской общественности.

С помощью родителей организована фотовыставка безопасности по данной теме.

конкурс рисунков  на тему: "Зелёный огонёк" 

(дорожная безопасность)

 

Презентация проекта на
родительском собрании


Оценка результатов проекта

Ожидаемые результаты по правилам дорожного движения:

  • переходить улицу только на зеленый сигнал светофора;
  • не играть на дороге или около проезжей части;
  • переходить улицу только по пешеходному переходу;
  • при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо;
  • знать устройство проезжей части, некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.
  • с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избегать на улице;
  • различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности человека;
  • называть дорожные знаки и рассказывать об их общем значении, поясняя ситуацию, в которой применяется данный знак;
  • отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице.

Описание достигнутых образовательных результатов

Анализируя проделанную работу можно сделать следующие выводы:

  • Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (познавательную, игровую, художественную);
  • Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на поведение сказочных героев, обсуждение, а как бы я поступил в данной ситуации. Дети с желанием и интересом рассматривали и изучали познавательную литературу, охотно делились информацией дома с семьей;
  • Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на развитие связной и диалогической речи в игровой и образовательной деятельности детей;
  • Проведенный мониторинг показал, что у детей старшей группы систематизировались имеющиеся знания о правилах дорожной безопасности, о поведении в транспорте и на улице; научились различать и называть знаки: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные и некоторые знаки сервиса;
  • У всех детей обогатился словарь путем введения определенных слов в практику общения, появился интерес к разным играм;
  • В результате дети научились составлять схемы, решать кроссворды, что говорит о развитии логического мышления у дошкольников;
  • Родители принимали активное участие в реализации данного проекта;
  • Продуктивная совместная деятельность в рамках проекта помогла еще крепче сплотить членов семей и коллектив родителей группы.

Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта

Я убедилась, что целенаправленная работа по данному проекту дает, несомненно, положительные результаты.

Считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике  правил дорожного движения у детей.

                                                                                 

Список литературы:

  1. Извекова Н.А., Медведева А.Ф. и др. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста.: ТЦ Сфера, 2007.
  2. Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения: Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.
  3. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
  4. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.
  5. Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. Занимательные материалы: Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.


Приложение № 1

Правила поведения на дороге в различных ситуациях

  • Играть следует там, где нет движения транспорта: на детских площадках, в парках, во дворах, на стадионах в скверах, на лужайках, во дворах.
  • Следует избегать игр вблизи дороги.
  • На самокатах, роликах, коньках следует кататься там, где нет движения транспорта.
  • Детям до 14 лет нельзя выезжать на велосипеде на проезжую часть.
  • Во дворах домов следует избегать игр там, где возможен проезд транспорта.
  • Входить и выходить из транспорта можно только после полной остановки транспортного средства.
  • Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.
  • Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
  • Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
  • При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
  • В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.
  • Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
  • При приближении транспортных средств с включенным синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на ней должны уступить дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободить проезжую часть.
  • При переходе через проезжую часть, следует соблюдать правила: необходимо остановиться на краю дороги, посмотреть налево, затем направо, чтобы выяснить, не приближается ли транспорт, с другой стороны, при переходе через дорогу, смотри по сторонам и наблюдай, что происходит справа и слева
  • При переходе через дорогу нужно руководствоваться сигналами светофоров
  • Светофоры бывают транспортные, пешеходные и др.
  • Транспортный светофор состоит из трех секций. Если рядом с транспортным светофором нет пешеходного, руководствуйся его сигналами;
  • Пешеходный светофор состоит из двух секций. Для красного и зеленого сигналов. Если имеется пешеходный светофор, нужно руководствоваться его сигналами
  • Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:
    ЗЕЛЕНЫЙ СИГНАЛ разрешает движение;
    ЗЕЛЕНЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло);
    ЖЕЛТЫЙ СИГНАЛ запрещает движение, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;
    ЖЕЛТЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности;
    КРАСНЫЙ СИГНАЛ, в том числе мигающий, запрещает движение.
    Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.

Правила безопасности велосипедистов

  • Даже при отсутствии поблизости автомобилей, не следует без причины выезжать на середину дороги.
  • Необходимо помнить, что припаркованные машины очень опасны для велосипедистов. Водитель автомобиля, сдавая назад, плохо видит проезжающие транспортные средства. Следует снизить скорость, не приближаться к бамперам, следить за фонарями заднего хода.
  • Велосипедистам запрещается: ездить, не держась хотя бы одной рукой за руль; двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки; перевозить пассажиров, кроме детей младше 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном специальными подножками; перевозить груз, мешающий управлению или выступающий больше, чем на 0,5 м по длине или ширине; поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.

Кроме поведения на дороге, необходимо помнить, каким образом нужно вести себя в транспорте

  • При поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле - быть в застегнутом мотошлеме.
    ЗАПРЕЩАЕТСЯ
  • Отвлекать водителя от управления транспортным средством  во время его движения.
  • Открывать двери транспортного средства во время его движения.
  • Во время поездок в городском общественном транспорте пассажиру необходимо соблюдать следующие правила:
  • При возникновении какой-либо опасной ситуации в первую очередь действовать по указанию водителя трамвая или троллейбуса.
  • Не выходить из вагона, когда водитель переводит стрелку.
  • Не прыгать в трамвай (троллейбус) на ходу.
  • Выходить из трамвая (троллейбуса) следует осторожно, чтобы не попасть под движущийся транспорт.
  • При нахождении около дверей остерегаться ушибов рук дверями подвижного состава.
  • Не высовываться из окон, опасаясь быть задетым движущимся транспортом или каким-либо препятствием.
  • При подходе трамвая (троллейбуса) к остановке не приближаться к нему менее чем на 0,5 м, чтобы не быть задетым выступающими частями трамвая или троллейбуса и случайно не попасть под колеса.
  • Не трогать без необходимости ручки и механизмы управления дверями.
  • Запрещается разговаривать с водителем во время движения.
  • Запрещается подходить к трамваю (троллейбусу), у которого выставлены оградительные знаки аварийной остановки.
  • При движении необходимо надежно держаться за поручни

Чтобы не стать жертвой железнодорожного транспорта, пешеходам также следует соблюдать элементарные правила безопасности:

  • При движении вдоль железнодорожного пути не подходите ближе 5м к крайнему рельсу.
  • На электрифицированных участках не прикасайтесь к лежащим на земле электропроводам (держитесь от них на расстоянии не менее 20м).
  • Переходите железнодорожные пути только в установленных местах, пользуясь при этом пешеходными мостами, тоннелями, переходами, а там где их нет - по настилам в местах, где установлены указатели.
  • Подходя к железнодорожному переезду, следите за положением шлагбаума. Переходите пути при открытом шлагбауме, а при его отсутствии - когда нет близко идущего подвижного состава.
  • При отсутствии переходных площадок подвижной состав следует обойти с головы или с хвоста на расстоянии не менее 5м от первого или последнего вагона.
  • Не устраивайте на платформе подвижные игры.
  •  Не бегите по платформе рядом с вагоном прибывающего поезда и не стойте ближе двух метров от края платформы во время прохождения поезда.
  •  Подходите непосредственно к вагону после полной остановки поезда.
  • Посадку в вагон и выход из него производите только со стороны перрона или посадочной платформы.

Приложение № 2

 Стихи, загадки, считалки, пословицы

Стихи про правила безопасности на дороге для детей

Все эти стихи написала Олеся Емельянова

Не беги через дорогу!

Перейти через дорогу

Поводов найдется много:

То с мороженым киоск,

То котенок, то барбос.

Но и ради осьминога

Не беги через дорогу.

Вася бегать так любил,

И его автобус сбил.

Он теперь живет в больнице,

Даже выходить боится.

У него несчастный вид –

Бедный Вася – инвалид.

Не видать ему футбола,

Не ходить с друзьями в школу.

Вряд ли стоила того

Опрометчивость его.

Подземный переход

Рассказала мама Роде

О подземном переходе,

По которому народ

Под дорогою идет.

Родион с подружкой Татой

Носят с той поры лопаты –

Чтоб под трассой на пути

Ход прорыть и перейти.

Было б проще им, однако,

Переход найти по знаку.

С мамой через дорогу

Способ безопасный самый:

Перейти дорогу с мамой.

Уж она не подведет,

Нас за ручку доведет.

Но гораздо будет лучше,

Если нас она научит,

Как без бед и по уму

Сделать это самому.

Светофор

Учит дедушка Егора

Говорить со светофором:

«У него язык простой –

Смотрит красным глазом – стой!

А зажжет зеленый глаз –

Значит, пропускает нас.

И, пока не смотрит красным,

На дороге безопасно».

Вертит головой Егор:

«Где же дядя-светофор?»

Мы его узнаем сразу –

Одноногий и двуглазый.

«Зебра»

Рассказал Илья Володе,

Что с сестрой по зебре ходит,

И, пока они идут,

Все авто стоят и ждут.

Но решил Володя: «Жалко

Зебру брать из зоопарка!»

Ну, никак он не поймет,

Что та зебра-переход –

Не скакун четвероногий,

А полоски на дороге.

Посмотри налево, посмотри направо!

У шоссе брат учит Славу:

«Взгляд налево, взгляд направо!

Если нет машин вблизи,

То иди, не тормози!

Если же машина близко,

Стой, как во поле редиска!»

Слава сразу загрустил:

«Долго тут еще расти?»

Светофор автомобильный

Показал Валера Дане

Светофор с тремя глазами,

Что глядит зачем-то вбок

Прямо на машин поток,

И они, определенно,

Едут на сигнал зеленый.

Даня к выводу пришел:

«Светофор с ума сошел!»

И пожаловался маме.

Но она сказала Дане:

«Делать вывод не спеши –

Светофор тот для машин.

Значит должен пешеход

Делать всё наоборот!

Для машин зажжется красный –

Пешеходам безопасно!

Для машин зеленый свет –

Пешеходам хода нет!

Если желтый загорится,

Жди, какой потом включится».

Больше Даню с этих пор

Не обманет светофор.

На дороге не играй

Ян, Тимур, Олег и Валя

Близ шоссе в футбол играли.

Вале пас, Олегу пас,

Ян Тимуру пас, и раз! –

Промахнулся Ян немного –

Мяч упрыгал на дорогу.

Будет там теперь лежать,

Ведь нельзя за ним бежать.

Их водители ругают:

«На дороге не играют!»

Обходи автобус сзади, а трамвай спереди

Говорит Сережа Наде:

«Обойди автобус сзади!

И при этом на трамвай

Тапочкой не наступай!

Мы ж с тобой учили вроде –

Спереди трамвай обходят!

А теперь…» Он сам не знал,

Как обходят самосвал...

И. Гурина. Светофор

Светофор сказал нам строго: — Осторожно, здесь дорога!

Не играйте, не шалите,

Просто стойте и смотрите!

Наверху зажегся красный:

Красный свет — всегда опасный!

Едут трактор и трамвай,

Эй, водитель не зевай!

Белой зеброй — переходы:

Ждут спокойно пешеходы.

Светофор сказал нам ясно —

Красный свет — идти опасно!

Светофор нам подмигнул,

Желтым глазом он моргнул.

Желтый свет и красный свет:

Все равно дороги нет!

Светофор стоит на страже,

По ночам не спит он даже.

Заглянув в его глаза,

Заскрипели тормоза,

Все машины встали в ряд,

Люди тоже ждут, стоят.

Светофор зажег для нас

Свой зеленый добрый глаз.

Аккуратно, не спешим,

Не несемся, не бежим!

Подождав совсем немного

Мы идем через дорогу!

И. Гурина. Непослушный пешеход

Через лес бежит дорога,

Светофор моргает строго.

К переходу все спешат:

От лосей и до мышат.

Иногда через дорогу

Пешеходов очень много

Скачет, ходит, пролетает,

Пробегает, проползает.

Мама ежика учила,

Мама пальчиком грозила:

 — Помни правила, малыш!

Если красный свет — стоишь!

Если желтый — просто жди,

На зеленый — проходи!

Непослушный пешеход

Сделал все наоборот!

Ежик очень торопился

И клубочком покатился

Прямиком на красный свет!

Можно так? Конечно, нет!

Завизжали тормоза,

И зажмурил еж глаза.

Старый толстый самосвал,

Забибикал, зарычал:

 — Еле я остановился,

Чуть с дороги не свалился!

Что, не знаешь правил ты?!

Ну-ка быстро марш в кусты!

И. Гурина. Малышкин светофор

Светофор нас в гости ждет.

Освещает переход.

Загорелся красный глаз:

Задержать он хочет нас.

Если красный — нет пути.

Красный свет — нельзя идти.

Желтый свет — не очень строгий:

Жди, нам нет пока дороги.

Ярко-желтый глаз горит:

Все движение стоит!

Наконец, зеленый глаз

Открывает путь для нас.

Полосатый переход

Пешеходов юных ждет!

Загадки о правилах дорожного движения

Загадка есть у нас с тобой,

Мы ищем поезд… под землей!

Ток электрический бежит -

И поезд по тоннелю мчит! (Метро)

Нужны автобусам и людям,

Без них – мешать друг другу будем,

По ним машины едут дружно,

Так что же отыскать нам нужно? (Автомобильные дороги)

Отсюда быстрый самолет

Отправится в любой полет!

 (Аэропорты) 

ЗАГАДКИ

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились.

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок.

Поезд, вагоны

Не летит, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

Автомобиль

Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса,

Крутят ноги вдоль дороги

Два весёлых колеса,

У загадки есть ответ:

Это мой ... Велосипед

Силач на четырёх ногах,

В резиновых сапогах

Прямиком из магазина

Прикатил нам пианино.

Грузовик

Сто препятствий на пути

Как дорогу перейти?

Безопасно проведет

Нас… подземный переход

Стой! Нельзя идти, опасно!

Если загорелся… красный

Малыш, нет места интересней,

Ведь тут – начало путешествий,

По рельсам мчатся поезда,

Скажи, попали мы куда? (Железные дороги и вокзалы)

Ты навсегда запомни строго:

Не место для игры - …дорога

Он укажет поворот

И подземный переход.

Без него нельзя никак!

Этот друг - …дорожный знак.

Нужно спереди, ты знай,

Обходить всегда… трамвай.

Надо с правилами ладить –

Обходить автобус… сзади. 

Заходи смелей в трамвай –

и билетик получай,

и в метро, и в самолете

ты – в особенном почете,

можешь весь объехать мир,

ведь теперь ты – …пассажир!

Сам собою, вот сюрприз,

Эскалатор мчит нас вниз.

Будем смирно мы стоять –

По нему нельзя… бежать! 

Светофор сигнал дает,

Что пора идти вперед.

И для нас препятствий нет,

Ведь горит… зеленый свет. 

Здесь транспорт терпеливо ждут,

Приедет – все в него зайдут:

Автобус к нам подъедет ловко,

Ведь это место - … остановка. 

Треугольный знак дорожный

Говорит нам: «Осторожно!»

В красном треугольнике

Бегут куда-то школьники:

Забыв все правила на свете,

Здесь могут появиться… дети. 

На посту без промедленья

Регулирует движенье,

Подает всегда пример

Строгий… милиционер.

Нам на перекрестках

С давних-давних пор

Помогает друг наш –

Умный … светофор.

Машины мчатся. Тут же, вскачь,

Летит к проезжей части мяч.

Должны запомнить все, друзья,

Что за мячом …бежать нельзя!

Едет быстро и легко,

Может ехать далеко,

По дороге поднял пыль

И умчал… автомобиль. 

Как здорово быстро на роликах мчаться,

На велосипеде – прекрасно кататься!

Но только запомнить положено строго:

Не место для этих катаний… дорога! 

Полосы белеют в ряд,

их заметно всем подряд,

знает каждый пешеход:

«зебра» - это… переход!

Кто пешком всегда идет?

Догадались? …Пешеход!

Нельзя выбегать за пределы двора,

с дорогой опасно играть… детвора!

Загадки по ПДД

Четыре братца уговорились гоняться.

Как ни бегут, друг друга не догонят.

(Колёса автомобиля)

Без меня не побежит

ни одна машина.

А зовут меня, ребята,

очень просто - … (шина)

Коль бензину дашь напиться –

Вмиг помчится колесница.

(Автомобиль)

Без цепи лежит, на цепи бежит…

(Велосипед)

Держусь я только на ходу,

А если стану – упаду,

(Велосипед)

Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками.

(Троллейбус)

Считалки

Стоп, машина,

Стоп, мотор!

Тормози

Скорей,

Шофёр!

Красный глаз

Глядит

В упор –

Это строгий

Светофор.

Ехал мужик по дороге.
Сломал колесо на пороге.

Сколько гвоздей?
Говори поскорей,
не задумывайся!

Мы поехали на ралли,

Все машины обогнали:

ВОЛГУ, Ниву, Чайку, ВАЗ,

И  Победу и КАМАЗ,

Запорожец впереди,

Я рулю, а ты води.

В гараже стоят машины -
Волга, Чайка, Жигули,
От какой берешь ключи?

Чтоб лететь нам на планету.
Смастерили мы ракету.
Раз, два, три —

Полетишь сегодня ты!

Шла машина темным лесом
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес,
Выходи на букву "С".

Буква "С" не подошла.
Выходи на букву "А".
А на буквочке звезда
Отправляет поезда.
Если поезд не пройдет,
Машинист с ума сойдет.

Цикал-цикал, мотоцикл,
Все дорожки перецикал
И приехал в Ленинград,
Выбирать себе наряд:
Красный, синий, голубой –
Выбирай себе любой.

Пословицы

* Тише едешь – дальше будешь.

*  Опасайся бед, пока их нет.

* Гляди в оба, да не разбей лоба.

* Ехал прямо, да попал в яму.

*Любишь кататься, люби и саночки возить.

*Не всё дорога скатертью, бывают и перебежки.

*Человека познают в игре и в дороге.

*Где виден путь прямой, не езди по кривой.

*Лучше плохая дорога, чем плохой попутчик.

*Домашние мысли в дорогу не годятся.

* *Не хвались, в поле, едучи, хвались – из поля.

*Куда господь бог несёт?

*Попостись, помолись, да и в путь соберись!

*Ночлега с собой не возят.

*В дороге и родной отец товарищ.

*В дороге и отец сыну товарищ.

*Умный товарищ – половина дороги.

*Одному ехать и дорога долга.

*Язык до Киева доведет. Спрос все укажет.

*Не ищут дороги, а спрашивают.

Загадки по ПДД

Встало с краю улицы

В длинном сапоге

Чучело трёхглазое

На одной ноге.

Где машины движутся,

Где сошлись пути,

Помогает улицу

Людям перейти.

(Светофор)

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

(Автомобиль)

Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома.

(Трамвай)

Я по городу иду,

Я в беду не попаду.

Потому что твёрдо знаю -

Правила я выполняю.

(Пешеход)

Место есть для перехода,

Это знают пешеходы.

Нам его разлиновали,

Где ходить - всем указали.

(Пешеходный переход)

Дом на улице идёт,

На работу всех везёт.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

(Автобус, маршрутное такси)

Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко,

Возит грузы и людей.

Будь внимателен при ней.

(Машина)

Посмотри, силач, какой:

На ходу одной рукой

Останавливать привык

Пятитонный грузовик.

(Регулировщик)

В два ряда дома стоят -

10, 20, 100 подряд.

И квадратными глазами

Друг на друга всё глядят.

(Улица)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса.

(Велосипед)

Длинной шеей поверчу -

Груз тяжёлый подхвачу.

Где прикажут - положу,

Человеку я служу.

(Подъёмный кран)

Несётся и стреляет,

Ворчит скороговоркой.

Трамваю не угнаться,

За этой тараторкой.

(Мотоцикл)

Там где строят новый дом,

Ходит воин со щитом,

Где пройдёт он, станет гладко,

Будет ровная площадка.

(Бульдозер)

Знак запомните, друзья,

И родители, и дети:

Там, где он висит, нельзя

Ездить на велосипеде!

(«Движение на велосипедах запрещено»)

Ни во двор, ни в переулок, ни в пустячный закоулок

Не проехать тут никак – не позволит этот знак.

Помни! Означает он: … (Въезд машинам запрещен»).

По полоскам черно-белым

человек шагает смело.

Кто из вас, ребята, знает,

Знак о чем предупреждает?

(«Пешеходный переход»).



Приложение № 3

Цикл бесед на тему: «На неведомых дорожках…»

Транспортный мир

Цель: Познакомить детей с понятием транспортный мир, с великим многообразием этого мира; расширить знания, связанные с объектами транспортного мира.

Материал:  Слайды на тему «Транспортный мир»; электромеханические игрушки.

Ход занятия

Дети располагаются на мягких подушечках. Перед ними – экран с изображением современного города.                                                                                                                                                                        

Педагог. Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы поговорить об улицах, дорогах, автомобилях. Мы будем изучать транспортный мир, чтобы чувствовать себя в нем удобно, а главное – в безопасности.

Современный город встречает нас шумом мчащихся машин, гомоном прохожих. Нам необходимо узнать и почувствовать многообразие всего транспортного мира, чтобы он перестал пугать нас своей непонятной и суетливой жизнью. Где же находится этот транспортный мир, так не похожий на наш, домашний? (Ответы детей)

Кто является обитателями транспортного мира? (Пешеходы, водители, пассажиры, регулировщики, проезжая часть и тротуары, дорожные знаки.) А передвигаются  обитатели на транспортных средствах: автомобилях, автобусах, троллейбусах, трамваях, гужевых повозках. И весь этот транспортный мир располагается на площадях, эстакадах, в переулках, одним словом – на дорогах.

Педагог загадывает загадки по теме беседы (о троллейбусе, автобусе, трамвае, автомобиле и др. (См. приложение № 2)

При правильном ответе на загадку педагог демонстрирует детям электромеханические игрушки, соответствующие ответу, вызывая восторг у детей.

Игровое упражнение «Транспорт».  Задание: распредели транспорт на группы (легковой, грузовой, гужевой, городской общественный и специальный транспорт)

По окончанию беседы дети играют  с игрушками.  


Правила поведения пешеходов и пассажиров

Цель: закрепить ранее полученные знания о правилах поведения пассажиров на остановках общественного транспорта и в общественном транспорте; развивать стремление правильно вести себя в транспорте и на улице.

Материал: слайды на тему «Правила поведения пешеходов»; демонстрационный материал по теме; карточки – дорожные знаки.

 Ход занятия

Педагог. Каждый день вы ходите из дома, чтобы отправиться в детский сад, магазин или гости. Хотите вы того или нет, но, оказавшись на улице, вы непременно становитесь участниками дорожного движения – пешеходами. Кто, же такой пешеход? (Ответы детей). Да, это любой человек, находящийся на дороге, но не в транспортном средстве. Если же вы едете, но управляет транспортным средством другой человек – значит, вы – пассажир. 

Представьте: вот мы вышли на улицу. Перед – нами множество дорог. Все они предназначены для движения транспорта и пешеходов. Для движения транспорта служит проезжая часть, а для движения пешехода – тротуар (за городом – обочина). Переход может находиться на проезжей части только при ее пересечении и специально отведенных местах. Но очень часто маленькие пешеходы из-за незнания правил поведения на дороге попадают в очень опасные ситуации, порой с трагическими последствиями. Для того чтобы этого избежать, необходимо  соблюдать правила поведения пешехода на дороге. Эти правила, мы и обсудим сейчас. Давайте посмотрим слайды и поговорим об ошибках, которые допускают пешеходы.

Осуществляется просмотр слайдов и проводится беседа.

Педагог. Подведем итоги! Итак, полезно помнить и соблюдать следующие правила.

  1. Если вы не собираетесь переходить дорогу, не приближайтесь к проезжей части и не выходите на нее.
  2. Находясь на тротуаре или обочине, держитесь как можно дальше от проезжей части.
  3. Бегать по улицам не нужно, ведь вы не «пешебеги», а пешеходы.
  4. Не гуляйте по улице с собакой, даже если она на поводке. Ведь она не знает Правил дорожного движения, не понимает опасности: она может броситься на проезжую часть и увлечь вас за собой.
  5. Не играйте на обочине или тротуаре. Играя, вы мешаете прохожим; увлекаетесь и забываете, что находитесь в опасном месте.
  6. По обочине дороги идите только навстречу движущему транспорту.
  7. Если вы идете в компании с друзьями по тротуару, уступайте место остальным пешеходам и ведите себя прилично.
  8. Идите именно по тротуару, а не рядом с ним, по проезжей части или по газону.
  9. Будьте внимательны, если видите знаки «Выброс гравия», «Скользкая дорога», «Опасный поворот».

Педагог предлагает детям  игровое упражнение «Знаки дорожные -  совсем, совсем несложные». На столе перемешаны знаки, дети выбирают знакомые и называют их.

Педагог обращает внимание на красочные иллюстрации (плакаты).

 Педагог. Чем воспользуется пешеход, чтобы прибыть поскорее к пункту назначения?

Дети. Транспортом.

Педагог. Куда направляется пешеход, чтобы сесть в общественный транспорт?

Дети. На остановку общественного транспорта.

Педагог. Как должен вести себя пешеход, находясь на остановке и ожидая прибытия общественного транспорта? (Ответ детей)

Педагог. Итак, подведем итог нашей беседы. В правила пешехода, находящегося на остановке, входят следующие.

  1. Нельзя подходить к краю тротуара.
  2. Нельзя выходить на проезжую часть.
  3. В ожидании транспорта следует стоять или сидеть спокойно.
  4. Подходить к дверям маршрутного транспорта можно только после его полной остановки

А теперь давайте подумаем, какая опасность для пешехода может возникнуть в тот момент, когда автобус подъезжает к остановке? (Ответы детей). Итак, на остановке много людей. При подходе транспорта порой возникает толчея. Кто-нибудь может нечаянно толкнуть вас под колеса. А еще подъезжающий автобус может случайно занести на тротуар. Если вы будете стоять на самом краю, то автобус, вероятно, собьет вас. Но предположим, все прошло благополучно: вы сели в маршрутный автобус. Давайте, глядя на сюжеты с плакатов, поговорим о ситуациях, которые могут возникнуть во время движения.

После беседы педагог уточняет правила поведения пассажира в транспорте.

  1. Не прислоняться к дверям.
  2. Не отвлекать водителя от управления.
  3. Уступать старшим место.
  4. Не залезать с ногами на сиденье.
  5. Не кричать и не играть с товарищами в активные игры.
  6. Не есть в транспорте, особенно мороженое.
  7. Держаться за поручни.

Педагог. Вот мы доехали до места назначения. Нужно выходить из автобуса. Как нужно выходить? (Ответы детей). Правильно, суетиться при выходе опасно, так как можно столкнуться и упасть прямо под колеса транспортного средства. Опасно также задерживаться при выходе. Ведь водитель может не заметить замешкавшегося пассажира и закрыть двери. Автобус поедет и потащит за собой пассажира, зажатого дверьми.

По окончании беседы дети снова повторяют все правила поведения пешеходов и пассажиров.

 

Знаки на дорогах

 

Цель: Активизировать знания детей о знаках: запрещающие, предупреждающие, предписывающие, указательные и некоторых знаках сервиса, дать представление об их значении на дорогах.

Материал: макет микрорайона; дорожные знаки; 4 конверта  для игры, веревочка.

Ход занятия

Педагог. Много-много лет назад, когда еще не было машин, люди преодолевали большие расстояния между городами на лошадях. В то далекое время по краям дорог устанавливали столбы. Вот такие столбы (показывает рисунок), выкрашенные в белый и черный цвета, были первыми дорожными знаками. Они помогали путникам не сбиться с дороги и иногда указывали, какая часть пути пройдена или сколько еще осталось ехать. Сегодня мы и представить не можем, что творилось бы на наших улицах, если бы не было дорожных знаков и дорожной разметки. Они стали главными помощниками для всех участников дорожного движения: и для водителей, и для пассажиров, и для пешеходов. Сегодня мы поговорим о дорожных знаках, которые помогают нам, пешеходам, ориентироваться в дорожном мире. Некоторые из этих знаков являются запрещающими, предупреждающими, предписывающими, указательными, знаками сервиса.

Игровое задание «Разложи знаки по конвертам». Цель: закрепить знания детей, о знаках ранее  изученных; сравнивать по форме, цвету.

Педагог предлагает подойти к макету микрорайона.

Педагог. Вы заметили, что на макете отсутствуют все дорожные знаки? А ведь без них город не может существовать. Давайте, исправим ситуацию. Я буду загадывать вам загадки. За каждый верный ответ вы будете получать соответствующий знак, и располагать его на макете в нужном месте. Итак, приступаем.

По полоскам черно-белым человек шагает смело.

Кто из вас, ребята, знает, знак, о чем предупреждает?

                                                («Пешеходный переход»)

Подбегает к перекрестку. Ах, досадная загвоздка!

Что нам делать? Хода нет – загорелся красный свет.

Но зато не подведет нас… (подземный переход)

Скажем, едешь ты в машине, в заграничном лимузине.

Путь не близок. На беду, ты не взял с собой еду.

Вас спасет от голодания знак дорожный… («Пункт питания»).

Возможны и другие знаки по теме занятия

Педагог. На больших оживленных улицах города, а также на крупных шоссе невозможно обойтись без инспектора ГИБДД, который зорко следит за порядком, за соблюдением Правил дорожного движения не только водителями, но и пешеходами. О том, что поблизости находится будка инспектора, сообщает знак «Пост дорожно-патрульной службы» (показывает картинку)

Проводится дидактическая игра «Умная веревочка». Дети становятся в круг, и каждый обеими руками держится за общую веревку. Педагог называет любой дорожный знак, а дети моделируют из веревочки геометрическую фигуру, соответствующего контура названного знака. Таким образом, активизируются знания обо всех ранее изученных дорожных знаках.

Для наилучшего запоминания названий и назначений знаков сервиса проводится  сюжетно-ролевая игра. Дети получают роли: водитель, медсестра, инспектор ГИБДД, продавец в столовой и т. д. По всей группе расставляются знаки сервиса. Дети импровизируют, инициируя различные дорожные ситуации.

Образовательная деятельность на тему: «Правила дорожные, совсем – совсем несложные»

Цель: обобщать знания детей о правилах дорожного движения.

Задачи: Развивать умение узнавать виды наземного транспорта по различным признакам (загадки); выражать состояние персонажа с помощью мимики, жестов.

Упражнять в умении различать и понимать значение некоторых дорожных знаков; группировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные.

Закреплять правила безопасного поведения в транспорте и на улице (уступать места старшим и пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, не шуметь, не кричать).

Воспитывать у детей уважительное отношение к правилам дорожного движения и желание следовать им.

Наглядный материал. Магнитная доска с магнитами. Карточки с заданиями (крупно напечатаны). Картинки о транспорте: велосипед, автобус, автомобиль, грузовик, троллейбус, трамвай, мотоцикл, скорая помощь, милиция. Иллюстрации сюжетных картинок на рассуждение правил поведения. Развивающая игра «Волшебный коврик» эмоции человека. Иллюстрации дорожных знаков. Конверты для группировке знаков. Карточки: красная, желтая, зеленая (для игры). Образец – дорисуй светофоры правильно (по клеточкам). Магнитофон.

Раздаточный материал. Карточки дорожных знаков; сигнальные карточки (красная, зеленая); листочки в клеточку с заданием; карандаш простой; фломастер зеленый, красный, желтый; картинки – наклейки (дорожные знаки).  

Предварительная работа: беседы, рассказы, чтение произведений по теме. Заучивание стихов, песен, загадок, рассматривание иллюстраций. Дидактические игры, развивающие игры, сюжетно-ролевые игры, театрально-музыкальные представления. Конструирование, рисование, выставка детских работ, викторины. Оформление уголка по правилам дорожного движения. Подбор литературы, оформление книжного уголка. Работа с родителями.

Дети заходят под музыкальное сопровождение и рассаживаются полукругом.

Ход.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Необычно это занятие тем, что мы будем проверять наши знания, как в школе – экзаменом.  Ребята, что означает слово экзамен. Рассуждение детей. Так как вам скоро идти в школу, вы должны вместе с родителями выбрать безопасный путь от дома к школе. (На магнитной доске карточки с заданием).

1 задание. Загадки о транспорте

Ребята, давайте вспомним, какие загадки мы учили о транспорте. (Дети загадывают загадки, отгадки-картинки  прикрепляю на магнитную доску).

Бегу при помощи двух ног,                                           Что за чудо этот дом,

Пока сидит на мне ездок,                                              Окна светлые кругом,

Мои рога в его руках,                                                    Носит обувь из резины

А быстрота в его ногах.                                                 И питается бензином.   (Автобус) 

Устойчив я лишь на бегу,

Стоять на месте не могу. (Велосипед)

Для этого коня еда –                                                      Силач на четырех ногах

Бензин, и масло, и вода                                                 В резиновых сапогах,

На лугу он не пасется,                                                   Прямиком из магазина

По дорогам он несется.  (Автомобиль)                       Притащил нам пианино. (Грузовик)

Поднял к верху две руки,                                            Спозаранку за окошком,

Взял две жилы в кулаки,                                             Стук, и звон, и кутерьма,

Не автобус, не трамвай,                                              Ходят красные дома

Что такое, отгадай.   (Троллейбус)                              По прямым стальным дорожкам

                                                                                                                           (Трамвай)

Несется и стреляет,                                                      Мчится огненной стрелой,

Ворчит скороговоркой,                                                Мчится в даль машина,

Трамваю не угнаться                                                    Красный свет над головой

За этой тараторкой. (Мотоцикл)                                 Белая кабина. (Скорая помощь)

Много есть машин спецслужбы,

Должен жить ты с ними в дружбе

Все они – помощники твои,

Даже строгая из них … (Милиция)

 

Молодцы, ребята, все загадки отгадали, а теперь возьмем билетик с заданием.

2 задание. «Название». Знаки дорожные, совсем, совсем несложные.

Давайте вспомним дорожные знаки, как они правильно называются! Показываю карточки, дети называют. А сейчас подойдите и возьмите карточку со стола. Ребята, внимательно посмотрите на карточку и на конвертики. К каким группам относятся ваши карточки? Дети показывают карточки и называют группу. Если кто-то ошибается, дети помогают правильно группировать. Давайте, разложим карточки в конвертик в соответствии с группой (предупреждающие знаки, запрещающие знаки, предписывающие знаки, указательные знаки). Молодцы, что не ошиблись.

     Посмотрите, у меня игра «Волшебный коврик» (на мольберте выложено лицо мальчика без эмоций), Я буду вам показывать сюжетную картинку, внимательно рассмотрите и скажите, огорчим или обрадуем Ваню поведением детей на дороге. Показываю картинку, дети рассуждают, выкладывают улыбку так как, дети  переходят улицу по зебре, на зеленый свет светофора. Показываю картинку, где дети играют на дороге. Дети рассуждают и меняют улыбку на грусть. Показываю еще 3-4  сюжетные картинки  на рассуждение с мимикой.

3 задание.  Игра «Да – нет»

Под стульчиком лежат сигнальные карточки, возьмите их и послушайте правила игры:

Я читаю высказывания, относящиеся к правилам дорожного движения. Вы при помощи сигнальной карточки отвечаете: правильно – зеленая карточка, неправильно – красная карточка.

1.Подойдя к дороге, остановись (да)

2.Можно ли играть с мячом у дороги (нет)

3.Прежде чем переходить дорогу посмотри налево, потом направо (да)

4.Будь внимателен не только на проезжей части, но и на тротуаре (да)

5.Если опаздываешь, можно быстро перебежать через дорогу (нет)

6.На желтый сигнал светофора можно начинать переходить проезжую часть (нет)

7.Запрещающие знаки – треугольной формы с красной каймой (нет)

8.В транспорте можно громко разговаривать (нет)

9.Знак «Пешеходный переход», означающий место перехода дороги – это знак треугольной формы в красной рамке (нет)

10.Если уронил игрушку во время перехода проезжей части, то можно остановиться и поднять (нет)

11.В транспорте нужно уступать место пожилым людям и маленьким детям (да)  

4 задание. Физ. минутка.

Теперь немножко передохнем и поиграем в игру «Красный, желтый, зеленый»

 (медленно -  быстро).

Правила: я, показываю сигнальную карточку, дети выполняют движение соответственно сигналу: на красный – стоят на месте, на желтый – грозим пальчиком, на зеленый – топаем ногами. Молодцы, вы не только быстрые, но еще и очень внимательные помощники светофора!

5 задание. «Наш помощник светофор»

Ванечка, расскажи нам стихотворение «Три друга пешехода в любое время года»

Посмотрите, на столах разложены листочки в клеточку. (Дети рассаживаются)

Чтобы не было аварий, в городе поставили светофоры. Показываю образец. Дорисуйте их правильно. Под музыкальное сопровождение дети выполняют задание.

6 задание. Сюрпризный момент «Подари мне…»

В коробочке картинки – наклейки. Ребята, подойдите и возьмите из коробочки по одной картинке – наклейке и подарите ее тому, кому хотите, но обязательно со словами: «Я дарю тебе…(Лера), потому что, ты…(знаешь правила перехода через улицу)». Сказать о том, что тебе понравилось в этом человеке на занятии. Поощрить всех детей.

А еще я хочу вам пожелать здоровья, чтобы вы всегда соблюдали правила дорожного движения и не подвергали свою жизнь и жизнь окружающих людей опасности. Спасибо.


Приложение № 4

Игры и игровые упражнения

Настольно - дидактические игры:
"Транспорт", "Прогулка по городу", "Слушай внимательно", "Собери автомобиль", "Дорожная азбука", "Да - нет", "Внимание! Дорога!", "Угадай по описанию", "Веселый светофорчик", "Знаки дорожные, совсем не сложные".

Игра «Транспорт».

Цель: расширять знания детей о городском автотранспорте.

Правила игры: распредели транспорт на группы (легковой, грузовой, гужевой, городской общественный и специальный транспорт).

Задание на усложнение: Распредели транспорт по  видам (наземный, водный, воздушный и специального назначения).

Дидактическая игра «Умная веревочка». 

Цель: активизируются знания детей обо всех ранее изученных дорожных знаках.

 Правила игры: дети становятся в круг, и каждый обеими руками держится за общую веревку. Педагог называет любой дорожный знак, а дети моделируют из веревочки геометрическую фигуру, соответствующего контура названного знака.

 Игра «Да – нет».

 Цель: Закреплять знания о правилах поведения пешеходов и пассажиров.

Под стульчиком лежат сигнальные карточки, возьмите их и послушайте правила игры: Я читаю высказывания, относящиеся к правилам дорожного движения. Вы при помощи сигнальной карточки отвечаете: правильно – зеленая карточка, неправильно – красная карточка.

1. Подойдя к дороге, остановись (да)

2. Можно ли играть с мячом у дороги (нет)

3. Прежде чем переходить дорогу посмотри налево, потом направо (да)

4. Будь внимателен не только на проезжей части, но и на тротуаре (да)

5. Если опаздываешь, можно быстро перебежать через дорогу (нет)

6. На желтый сигнал светофора можно начинать переходить проезжую часть (нет)

7. Запрещающие знаки – треугольной формы с красной каймой (нет)

8. В транспорте можно громко разговаривать (нет)

9. Знак «Пешеходный переход», означающий место перехода дороги – это знак треугольной формы в красной рамке (нет)

10. Если уронил игрушку во время перехода проезжей части, то можно остановиться и поднять (нет)

11. В транспорте нужно уступать место пожилым людям и маленьким детям (да)  

Игра: "Знаки дорожные, совсем, совсем не сложные"

Цель: активизировать знания о знаках, распределять их на группы.

Правила игры: Давайте вспомним дорожные знаки, как они правильно называются! Показываю карточки, дети называют. А сейчас подойдите и возьмите карточку со стола. Ребята, внимательно посмотрите на карточку и на конвертики. К каким группам относятся ваши карточки? Дети показывают карточки и называют группу. Если кто-то ошибается, дети помогают правильно группировать. Давайте, разложим карточки в конвертик в соответствии с группой (предупреждающие знаки, запрещающие знаки, предписывающие знаки, указательные знаки).

Игра "Весёлое – автомульти"

Цель: Развивать память, внимание, воображение, чувство юмора.

Правила игры: Дети должны назвать виды транспорта, на которых путешествовали сказочные герои:

  1. На чем ехал Емеля к царю во дворец? (На печке).
  2. Любимый вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед).
  3. Чем смазывал моторчик Карлсон? (Вареньем).
  4. Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? (Велосипед)
  5. Во что превратила добрая Фея тыкву для Золушки? (В карету).
  6. На чем летал Аладдин? ((Ковер-самолете).
  7. На чем катался Кай из сказки «Снежная  королева»? (Санки).
  8. Личный транспорт Бабы Яги. (Ступа)


Подвижные игры:  "Красный, желтый, зеленый", "Бегущий светофор", "Водители и пешеходы", "Лихие упряжки", "Цветные автомобили" и др.

Цветные автомобили
Дети стоят вдоль стен комнаты. Это автомобили в гараже. Каждый играющий держит в руках флажок (кольцо, картонный диск синего, желтого или зеленого цвета). Воспитатель стоит в центре комнаты лицом к играющим, в руках у него 3 флажка соответствующих цветов. Он поднимает 1 из флажков (а можно 2 или все 3), дети, имеющие предмет этого цвета, разбегаются по площадке, подражают езде автомобиля, гудят. Когда воспитатель опустит флажок, автомобили останавливаются, разворачиваются и направляются в свои гаражи. Игра повторяется 4-6 паз.
Указания. У воспитателя может быть и красный флажок. Неожиданно он поднимает его - все автомобили по этому сигналу должны остановиться.

Самолетики
Ведущий разделяет детей на две команды: одни - самолетики, другие - туча.
Рисуется большой круг. Это аэродром.
Ведущий говорит:
Самолетики летят
И на землю не хотят.
В небе весело несутся,
Но друг с другом не столкнутся.
Самолетики, которых изображают дети, расставив руки в стороны, начинают летать за пределами круга. Ведущий говорит:
Вдруг летит большая туча,
Стало все темно вокруг.
Самолетики - в свой круг!
При этих словах те, кто изображает тучу, пытаются поймать самолетики. Кто успел залететь на аэродром, тот спасен. Кого поймали - становится тучей. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 1 самолетик. Он и является победителем.

Конь-огонь
Играющие стоят по кругу, один в центре (ведущий) с флажком.
Дети в кругу прыгают подскоками по кругу со словами: "У меня есть конь, этот конь-огонь!" Ведущий выполняет подскоки на месте. На слова: "Но-но-но-но, но-но-но-но!" Останавливаются на месте, делают движение согнутой ногой - конь бьет копытом. Ведущий делает тоже.
"Я скачу на нём, на коне своём. Дети движутся по кругу, бегом лошадки", ведущий противоходом в другую сторону. На слова: Но-но-но-но, но-но-но-но! - внешний круг остается, выполняет движение согнутой ногой. Ведущий продолжает движение. С окончанием  слов он останавливается и протягивает флажок между двумя играющими. Один играющий бежит в правую сторону, другой в левую, стараясь быстрее добежать и взять флажок. Тот, кому удалось - водящий.

Чье звено скорее соберется?
Играющие делятся на несколько групп с одинаковым числом детей. Каждая группа выбирает ведущего и становится за ним в колонну. Воспитатель раздает ведущим ленточки разного цвета. По цвету, ленточки звено получает наименование - "зеленые", "синие", "красные", и т.п. Воспитатель ударяет в бубен, все играющие начинают ходить, бегать, прыгать по площадке в разных направлениях, меняя движения в зависимости от задаваемого воспитателем темпа и ритма. По сигналу "на места" водящие останавливаются на том месте, где их застал сигнал, и поднимают ленточку вверх. Остальные быстро собираются за водящим в колонны, равняются и стоят по стойке "смирно". Воспитатель отмечает, какое звено собралось первым.
Вариант. Когда все находятся в движении, воспитатель говорит: "Стой!"  Все играющие останавливаются и закрывают глаза, а водящие тем временем перебегают на другие места, поднимают ленточки и замирают. Воспитатель произносит: "На места!" Дети открывают глаза и спешат построиться за своим водящим.
Указания. В игре можно использовать разные построения и положения: в шеренги, в круги, сесть на пол по-турецки, остановиться на одной ноге и т.п. Можно ввести условие: "Делай, как водящий", тогда, построившись в звенья, дети принимают позу, показанную водящим.

Игры малой подвижности: 

"Тише едешь – дальше будешь…"

Цель: Развивать внимание, быстро реагировать на сигнал педагога.

Правила игры: дети встают в одну линию, а педагог – на некотором расстоянии спиной к ним. Педагог произносит слова: «Быстро шагай, смотри не зевай!» И дети начинают двигаться вперед. Как только педагог говорит: «Стоп!» педагог разворачивается лицом к детям. Тот из детей, кто не успел остановиться, возвращается на исходную линию. Игра повторяется 3-5 раз.

Социальная игра с сюжетно – ролевыми действиями «Авария на дороге»

Тема: «Безопасность на дорогах»

Задачи: Закрепить знания об опасностях, которые ждут на улице. Повторить правила поведения на улице, правила дорожного движения. Закрепить знание сигналов светофора, их значение, а также обозначение дорожных знаков. Воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказать помощь другому.

Материал:

Рисунок – схема с изображением улицы (незаконченный).

Иллюстрации с ситуациями (дети на проезжей части).

Шапочки – маски: заяц, медведь, огоньки светофора.

Макеты дорожных знаков: (предупреждающие, запрещающие, указательные).

Ход занятия:

- Ребята, отгадайте загадку:

В два ряда дома стоят,

10, 20, 100 подряд.

Квадратными глазами

Друг на друга глядят. (Улица).                                  

- Ребята, дома такие большие и их много, улица длинная и широкая. А мы такие маленькие по сравнению с домами. Поэтому мы с вами должны знать, как вести себя на улице, чтобы с нами не случилась беда.

- Как вы думаете, для чего предназначена улица? На какие части она делится? Как называют людей, идущих по улице? Как пешеход должен идти по улице?   Где люди могут переходить проезжую часть? Как узнать, где переход? Для чего нужны «зебра» и «островок безопасности»?

- Ребята, посмотрите на этот незаконченный рисунок-схему с изображением улицы. На тротуаре стоят дети и не знают, где им перейти улицу. Давайте поможем им и дорисуем то, что необходимо.

По городу, по улице

Не ходят просто так.

Когда не знаешь правил,

Легко попасть впросак.

Все время будь внимательным

И помни наперед:

Свои имеют правила

Шофер и пешеход.

(Воспитатель предлагает детям для рассматривания иллюстрации с ситуациями: мальчик с шайбой на проезжей части играет в хоккей….)

- Можно играть на дороге? Где должны играть дети? Как надо переходить улицу? Где можно кататься на велосипеде?

Правил дорожных на свете немало,

Все бы их выучить нам не мешало.

Но основные из правил движенья

Знать, как таблицу должны умноженья.

На мостовой не играть, не кататься,

Если ты хочешь здоровым остаться!

- А теперь давайте вспомним правила поведения пешеходов – и взрослых и детей!

Игра-инсценировка. Воспитатель предлагает детям шапочки животных и шапочки с огоньками светофора.

 

У светофора окошечка три:

При переходе на них посмотри.

(Стихи рассказывают дети)

Если в окошечке красный горит:

«Стой! Не спеши!» - он говорит.

Красный свет – идти опасно,

Не рискуй собой напрасно.

 

Если вдруг желтое вспыхнет окошко,

Подожди, постой немножко.

 

Если в окошке зеленый горит,

Ясно, что путь пешеходу открыт:

Зеленый свет зажегся вдруг,

Теперь идти мы можем.

Ты, светофор, хороший друг

Шоферам и прохожим.

 

- Ребята, а теперь посмотрите, что случается с теми, кто не выполняет правила дорожного движения.

(Дети инсценируют действия по тексту)

 

Мы частенько замечаем

И для вас изображаем

Шалунов на мостовой,

Тех, кто к правилам движенья

Не имеет уваженья

И рискует головой

Чтоб несчастья избежать,

Просим им не подражать.

 

Вдоль по улице гонялся

С клюшкою мальчишка.

Хорошо, что жив остался,

В синяках да шишках.

 

Ты не в цирке! Здесь дорога!

Повернется руль немного –

Ну, кого ты удивишь,

Под машину угодишь.

 

А это что еще за мода –

Перебегать наискосок?

Ты видел знаки перехода?

А где дорогу пересек?

 

Друзья несутся во всю прыть,

А мы за них в тревоге:

Машину быстро не остановить

На ледяной дороге.

 

Нужно правила движенья выполнять без возраженья!

- На улице пешеходам и водителям помогают лучшие друзья – дорожные знаки. Каждый знак имеет свое название. Дорожные знаки рассказывают о том, какова дорога, как надо ехать, что разрешается и что нельзя делать на дороге.

(Воспитатель знакомит детей с дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, указательными.)

Город, в котором мы с тобой живем

Можно по праву сравнить с букварем.

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город дает нам все время урок.

Вот она, азбука, над головой,

Знаки развешены над мостовой.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Там на неведомых дорожках"...Игры по сказкам А.С. Пушкина.

Проект разработан педагогами высшей квалификационной категории ГБДОУ №17 Петродворцового района г. Санкт-Петербургаучителем-логопедом Онеговой Т.Л.,  воспитателем Павловой И.О.Цель проекта:Расшир...

Творческий мини-проект "Там, на неведомых дорожках..." (по творчеству А.С.Пушкина)

Творческий мини-проект "Там, на неведомых дорожках..." (по творчеству А.С.Пушкина) для детей старшего дошкольного возраста....

«Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе ознакомления с детской литературой» Музыкально-творческий проект по ознакомлению с произведениями Александра Сергеевича Пушкина «Там, на неведомых дорожках…»

   В соответствии с ФГОС ДОУ художественно-эстетическое развитие у детей предполагает - ценностно-смысловое восприятие, понимание произведений искусства, восприятиедетской художествен...

Презентация к проекту "Там на неведомых дорожках"

Видеоотчет о проделанной работе....

Конспект интегрированного занятия по безопасности дорожного движения «Правила дороги-правила жизни» «Хоттабыч на неведомых дорожках»

Цель: закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, уточнить названия некоторых знаков, воспитывать толерантное отношение к другим людям, воспитывать культуру взаимоотно...