Главные вкладки

    "Огонь друг - огонь враг!"
    проект по обж (старшая группа)

    Королева Елена Юрьевна

    Огонь напоминает живое существо: он рождается, растёт, крепнет, достигает расцвета, порождает себе подобных, слабеет, гаснет и умирает. Может быть яростным и угрожающим, очищающим и согревающим; дерзким и мятежным, отчаянным и праздничным. И всегда непредсказуемым.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt.docx28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект «Огонь — друг, огонь — враг»

    Тип проекта: творческий, познавательно - исследовательский

    Продолжительность: краткосрочный

    Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

     Актуальность проекта. Огонь - одна из основных стихий нашего физического мира. С ним связано много легенд и мифов. Огонь всегда считался священным. Первобытным людям, чтобы добыть огонь, нужно было сильно постараться, поэтому очаг всегда оберегался и поддерживался. Ведь без огня не возможно было согреться или приготовить еду. Многие века люди поклонялись огню. Огонь символизирует с одной стороны грозное, яростное, мстительное пламя грозящее уничтожением; с другой стороны это стихия очищающего пламени, дающего свет и тепло.                                                В современном развитом обществе, сам огонь отошёл на второй план, по сравнению с электричеством, но играет немаловажную роль. Дети, пытаются потрогать «окружающий мир», чтобы поближе узнать его. По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7 пожар возникает из-за детских шалостей; 60 % пострадавших от пожаров – дети, ¾ из них – дошкольники.  У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью пожара. Реализация  данного проекта предполагает возможность рассказать и показать как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления -  огня. Сформировать у детей навыки осознанного безопасного поведения в быту и правила поведения при пожарной опасности.

    Цель:

    Формировать у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности в природе и быту.

    Задачи:

    • Познакомить с историей возникновения огня.
    • Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
    • Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
    • Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
    • Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности на природе и в быту.
    • Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
    • Проводить профилактику страха перед огнем и сигналом оповещения о пожаре.
    • Воспитывать чувства благодарности «Пожарным», которые помогают нам в трудных ситуациях.
    • Воспитывать любовь к природе, культуру поведения.
    • Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
    • Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.
    • Учить детей правильно вести себя на природе, уметь защитить себя и своих близких.

    Планируемые результаты проекта:

    • Знания о причинах пожаров на природе и в быту и правилах поведения во время пожара.
    • Повышение экологической грамотности детей, заинтересованности в бережном отношении к природе и её обитателям.
    • Профилактика панического страха перед огнём.
    • Умение правильно реагировать и действовать в экстремальной ситуации.
    • Умение вести ролевой диалог с диспетчером пожарной службы “01”, «112».
    • Повышение заинтересованности и мотивации детей к занятиям.
    • Развитие у детей познавательной активности, любознательности, творческих способностей, коммуникативных навыков, связной речи, пополнение и активизация словарного запаса.
    • Привлечение родителей в проектную деятельность. Улучшение взаимоотношений между педагогами, родителями и детьми посредством участия родителей в творчестве детей.

    Работа с родителями

    • Вовлекать родителей в работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
    • Анкетирование родителей по теме проекта.
    • Консультации для родителей: «Профилактика пожарной безопасности», «Как научить ребёнка правильному поведению при пожаре», «Дети и огонь», «Правила пожарной безопасности в лесу», «История возникновения пожарной части», «Профессия пожарный» 
    • Конкурс совместного творчества детей и родителей: «Огонь наш– друг, огонь наш- враг».

    Этапы проекта:

    Первый этап: подготовительный

    • Постановка целей и задач
    • Определение направлений
    • Предварительная работа с детьми и родителями
    • Выбор материала и оборудования
    • Подбор дидактических игр по пожарной безопасности.
    • Работа с методическим материалом, литературой по данной теме
    • Изготовление дидактических игр.
    • Составить план работы по реализации проекта.

    Второй этап: основной.

    • Знакомство с историей возникновения огня.
    • Беседы на тему: «Эта спичка – невеличка», «От чего может возникнуть пожар?». «О профессии пожарного», «Правила пожарной безопасности дома и на улице», «Опасный огонь», «О пожарных», «Что делать при пожаре», «Будь осторожен с огнём!», «Чем опасен дым», «Ни ночью, ни днём ты не балуйся с огнём», «Не играй с огнём», «Безопасность в природе», «Важные правила по пожарной безопасности».
    • Д/и: «Причины пожаров», «Огнеопасные предметы»; «Что необходимо пожарному», «Горит – не горит», «Хорошо- плохо», «Причины пожаров», «Пожароопасные предметы», «Разложи картинки по порядку»,  «Кто больше назовёт электроприборов», «Четвёртый лишний»,
    • С/р игра: «Мы пожарные», рассматривание сюжетных картинок, плакатов, иллюстраций на тему «Пожар», «Огнеопасные предметы», «Пожарные машины», «осторожно огонь».
    • Подвижные игры: «Мы – пожарные», «Пожарные на учениях», «Кто быстрее потушит пожар?», «Спаси куклу из пожара», «Огонь – вода».
    • Иры с мячом: «Лови-бросай, сразу отвечай»,  «Почему возник пожар?».
    • Выставка рисунков и плакатов по пожарной безопасности
    • Экскурсии:

    - Экскурсия по детскому саду: знакомство с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, эвакуационными путями.

    - Экскурсия в прачечную. Закреплять представление о работе с электробытовыми приборами.

    • Решение проблемных ситуаций: «Бабушка забыла выключить утюг», «Люди героической профессии». «Кто может готовить на плите», «Кто пользуется бытовыми приборами».
    • Речевое развитие: Составление творческих рассказов: «Откуда может прийти беда», «Чего нельзя делать в отсутствие взрослых», «Спичка-невеличка и большой пожар»;
    • Ознакомление с художественной литературой: Загадки и стихи о пожаре; Чтение: С. Я. Маршак «Пожар», Л. Толстой «Пожарные собаки», К. Чуковский «Путаница». Т, Фетисов «Куда спешат пожарные машины», В. Маяковский «Кем быть», И. Тверабунина «Андрейкино дежурство». Н. Мамина «Будь осторожен с огнем», Е. Харитонов «Спичка - невеличка»,
    • Познавательное развитие:
    • Опытно-экспериментальная деятельность: «Опыт со свечой»«Что горит?»;
    • Художественно - эстетическое развитие:
    • Рисование: «Пожароопасные предметы»«Пожарные машины», «Лес», «Кошкин дом»;
    • Аппликация «Пожарные машины».
    • Лепка: по мотивам сказок  К. Чуковского «Путаница», «Море горит»; «Пожарная машина», «Лес», «Кошкин дом»;
    • Презентации: «Лес – наше богатство»,  «Берегите лес от пожаров!»; «Берегите родную природу!»; «Огонь – друг, огонь – враг».

    Третий этап: заключительный

    • Подведение итогов;
    • Презентация проекта «Огонь – друг или враг?»
    • Создание альбома детского творчества «Не играй с огнём», подборка пословиц, стихов, рассказов по данной теме.
    • Выставка рисунков: «Пожарные ситуации дома»«Пожароопасные ситуации в лесу».

    Заключение

    Огонь напоминает живое существо: он рождается, растёт, крепнет, достигает расцвета, порождает себе подобных, слабеет, гаснет и умирает. Может быть яростным и угрожающим, очищающим и согревающим; дерзким и мятежным, отчаянным и праздничным. И всегда непредсказуемым.

    Казалось бы, человек давно его приручил, но огонь по сей день таит массу секретов. 

    Огонь дал нам всё, но правильно обращаться с ним мы так и не научились. В неумелых руках пламя может превратиться в пожар, принести материальный ущерб, а в некоторых случаях – забрать человеческую жизнь.

    Приручив огонь, мы по-прежнему зависим от него.

    Подводя итоги проделанной работы можно сказать, что у детей сформировались знания правил пожарной безопасности и поведения в экстремальных ситуациях. Дети адекватно реагируют на звук пожарной сигнализации, осознанно и быстро выполняют все действия при эвакуации. При проведении тренировочных мероприятий было выявлено, что все дети четко усвоили номер, по которому нужно вызывать пожарную часть. Дети знают средства подручные пожаротушения (песок, вода, земля, снег, ткань) и умеют ими пользоваться. Дети познакомились с профессией пожарного, знают ее предназначение, многие изъявили желание стать «Пожарным».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Огонь - друг, огонь - враг.

    Данное занятие по ОБЖ рекомендовано для детей подготовительной группы. Можно использовать для начальной школы....

    Конспект занятия по ОБЖ "Огонь-друг,огонь-враг"

    Занятие по ОБЖ в старшей группе...

    Конспект совместной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе «Огонь – друг, огонь – враг»

    Конспект совместной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе....

    огонь - друг, огонь - враг

    Презентации к уроку по пожарной безопасности....

    Презентация "Огонь - друг, огонь - враг"

    Презентация "Огонь - друг, огонь - враг"...

    Досуг с детьми и родителями «Огонь - друг, огонь - враг».

    Отрабатывать навыки безопасного поведения во время пожара. Закрепить правила пожарной безопасности....

    Конспект занятия на тему: "Огонь-друг, Огонь-враг".

    Конспект занятия на тему: «Огонь-друг, огонь-враг».                 Программное содержание:Показать детям значение...