Перспективный план работы с детьми старшей и подготовительной группы по ОБЖ
методическая разработка по обж

Селезнева Елена Николаевна

Подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obzh.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

СТАРШЕЙ ГРУППЫ САДА ПО РАЗДЕЛУ:

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Сентябрь

  1. Беседы о личной гигиене в детском саду и дома.
  2. Познавательное занятие: «Давайте познакомимся».

Цель: учить называть своё имя, фамилию, возраст; помочь запомнить домашний адрес.

  1. Словесные игры: на развитие коммуникативных способностей «Угадай настроение», «Волшебные средства понимания».
  2. Моделирование ситуаций:

- запретные зоны в групповой комнате

- правила поведения в умывальной, спальной и раздевальной комнате

- участок детского сада (обследование на предмет опасности).

     6.  Чтение художественной и научно-популярной литературы на тему «Как я устроен».

Октябрь

  1. Беседа на тему: «Если ты потерялся или заблудился».

Цель: учить детей, как и к кому можно обратиться за помощью в данной ситуации.

     2.Специальный тренинг: «Навыки пользования телефоном».

3. Словесные игры: «Закончи предложение», «Испорченный телефон».

- Если ребёнок потерялся на улице, ему следует…

4. Моделирование ситуаций:

- Отстал от группы

- Потерялся на улице, в магазине

5. Чтение художественной и научно-популярной литературы: К.И. Чуковский «Телефон», Н. Носов «Телефон».

Ноябрь

  1. Викторина « Береги свой дом от пожара»

Цель: закреплять знания пожарной безопасности, учить вовремя распознавать опасность, защищать себя во время пожара.

  1. Игровая деятельность:

С/ролевая игра «Пожарные», дидактическая «Предметы – источники пожара», «Горит- не горит».

  1. Решение проблемных ситуаций: «Если в доме что-то загорелось…».
  2. Чтение художественной литературы:

С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом».

     5.   Конкурс детских рисунков «Огонь – друг, огонь – враг».

Декабрь

  1. Беседа: «Природа – основа нашей жизни»

Цель: вместе с детьми составить памятку о поведении в природе, состоящую из нескольких правил безопасности.

  1. Игровая деятельность:

Дидактические игры с природным материалом «Съедобное – несъедобное», «Найди и принеси».

С/ролевые игры: «Зоопарк», «Путешествие».

  1. Моделирование ситуаций: «Собака – друг?», «Эй, не стойте слишком близко…»
  2. Чтение литературы экологической направленности.
  3. Составление гербария «Зелёная аптека».

Январь.

  1. Познавательное занятие: «Знаки вокруг нас»

Цель: показать роль и значение дорожных знаков, продолжать знакомить детей с правилами для пешеходов.

  1. Целевая прогулка: «Наблюдение за светофором» (закрепить знание правил перехода улицы).
  2. Игровая деятельность:

- с/ролевая игра «Шофёры»

- игра-соревнование «Пешеходы на перекрёстке»

- дидактическая игра «Найди такой же знак».

     4.  Вечер развлечений «Зелёный огонёк».

     5. Чтение художественной литературы: Б.Житков «Светофор», В.Клименко

       «Зайка-велосипедист», «Происшествия с игрушками», «Кто важнее всех на  

       улице» С.Михалков: «Светофор», « Моя улица», «Это всем должно быть ясно».

Февраль

  1. Беседа: «Правила поведения в транспорте»

Цель: обобщить представления детей о транспорте, знакомить с правилами безопасности на городском транспорте.

  1. Рассматривание иллюстраций из серии «Виды транспорта».
  2. Игровая деятельность:

Дидактическая игра «В городском транспорте» (работа с альбомом «Безопасность на улицах и дорогах»)

Настольно-печатная игра «Автотрасса».

  1. Работа с альбомом «Я на улице» (прочти, докрась, запомни)
  2. Составление рассказов по картинкам из серии «Ай да малыши!»

- Как же быть?

- Садитесь, пожалуйста!

- Вдвоём в одном кресле.

6.  Загадывание и разгадывание загадок о транспорте.

Март

1 Экскурсия по улице города.

Цель: закреплять знания детей о правилах поведения пешеходов, знаках дорожного движения, работе светофора.

2.Сегодня посмотрим, как люди переходят улицу» : правильно (неправильно) – целевые наблюдения во время прогулок.

3.Рассказы воспитателя «Случай из жизни». (Однажды, когда я была маленькая..)

4.Игровая деятельность:

- дид.игра «Где прячутся опасности?»

- подвижная игра «Стоп»

- с/ролевая игра «Я еду по городу»

5.Минутка безопасности: правила поведения на дороге, в автобусе.

6.Изготовление макета «Детский сад и прилегающая территория».

Апрель

1.Познавательное занятие «Правила безопасности». Цель: вспомнить с детьми и повторить правила безопасности, которые они изучали в течение года.

2.Работа с «Полочкой умных книг» - выставка литературы по теме: «Правила   личной безопасности».

3.Литературная викторина «Что? Где? Кода?»

4.Моделирование ситуаций:

- твой товарищ на прогулке порезал руку;

- в подъезде пахнет газом.

     5.Игровая деятельность:

- игровой тренинг «Разложи в определённой последовательности»

- аттракцион «Кто быстрее?»

- дид.игра «Какое правило нарушено?»

Май

  1. Обследование детей (вторичное), анкета 1 (приложение).
  2. Составление рассказов на тему «Откуда может идти беда» или «Почему это случилось?» с началом или концом, предложенным воспитателем.
  3. Моделирование ситуаций: найдите дорогу в детский сад (на макете).
  4. Составление памятки: «Правила пожарной безопасности».
  5. Конкурс рисунка «В стране дорожных знаков»
  6. Игровая деятельность:

- творческие игры «Мы – пожарные», «Волшебный светофор».

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ПО РАЗДЕЛУ:

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Сентябрь

  1. Познавательные занятия:

- Экскурсия «правила личной безопасности». Цель: познакомить детей с понятием «безопасность». Уточнить представление детей об улице, дороге, тротуаре. Рассмотреть легковой и грузовой транспорт. Закреплять знания о поведении детей на улице.

- Беседа «О несовпадении приятной внешности и добрых намерений». Цель: опираясь на примеры из знакомых сказок, показать детям, что внешность порой бывает обманчива.

- Игра-драматизация «Встречи с незнакомыми людьми». Цель: рассмотреть типичные опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми, закреплять правила поведения в подобных случаях.

3.  Чтение художественной литературы: К.И.Чуковский «Телефон», С.Михалков «Светофор», Б.Житков «что я видел», В.Драгунский «Друг детства».

4.  Игровая деятельность:

Словесные игры на развитие эмоциональной сферы, речевые игры: «Перекрёсток», «Ловкий пешеход», «Помоги другу», «Телефонная станция».

  1. Познавательный вечер:

«Сейчас узнаем….о наших друзьях и подругах»

Октябрь

  1. Познавательные занятия:

- Рассматривание иллюстраций на тему: «Насильственное поведение со стороны  незнакомого взрослого /хватает за руку, тащит в машину/. Цель: научить детей, как вести себя, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, не путали его с детскими капризами.

- Рассказ воспитателя: «Умей сказать «Нет». Цель: объяснить детям, что они должны сказать «нет» другим детям, в том числе подросткам, которые хотят втянуть их в опасную ситуацию.

- Игра-тренинг «Если чужой приходит в дом». Цель: с помощью специально разработанных ситуаций /ребёнок дома с друзьями, ребёнок дома со взрослыми/ разъяснить детям, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома.

- Итоговое занятие: «Ребёнок и другие люди». Цель: Подвести детей к пониманию того, что может быть опасным в общении с другими людьми.

- Беседа на тему: «В природе всё взаимосвязано». Цель: дать представление о взаимодействии всех природных объектов, познакомить с влиянием водоёмов, лесов, воздушной среды и почвы на жизнь человека, животных, растений.

  1. Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Волк и семеро козлят», Н.Носов «Мишкина каша», В.Вересов «Братишка», Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей», р.н.сказка «Кот, лиса и петух».
  2. Целевая прогулка: в дубовую рощу /перила – наши друзья и недруги, пешеходный переход, дорожные знаки/.
  3. Моделирование ситуации: найдите дорогу в детский сад.
  4. Игровая деятельность: настольно-печатные и подвижные игры / «Пятнашки», «Няня», «Так – не так», «Съедобное – несъедобное»./
  5. Вечер развлечения:

Драматизация сказки «Кот, петух и лиса».

Ноябрь

  1. Познавательные занятия:

- Экскурсия на реку Милевку. Цель: познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе.

- Составление рассказов на тему: «Полезные привычки». Цель: убедить детей в том, что выполнение привычных требований взрослых /не пить сырую воду, мыть овощи и фрукты, мыть руки перед едой/ может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь.

- Знакомство с Красной книгой. Цель: дать представление о том, как люди заботятся о природе, хотят её сохранить, поэтому создают заповедники; охраняемые растения и животные заносятся в Красную книгу.

2.  «Гость группы» - беседа старшей мед.сестры: «Ядовитые растения».

3.  Чтение художественной литературы: П.Синявский «Зелёная аптека», р.н.сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», В.Бианки «Прощальная песенка».

4.  Элементарное эксперементирование с микроскопом: « вода – друг и недруг»

5.  Игровая деятельность:

Расширение структуры словесно-настольных и сюжетно-ролевых игр «Угадай-ка», «Верю – не верю», «Путешествие», «Лото», «В лесу».

 

Декабрь

  1. Познавательные занятия:

- Заучивание наизусть стихов о животных. Цель: с помощью художественного слова воспитывать у детей любовь к животным, показать примеры положительного и отрицательного контакта с животными.

- Составление рассказов на темы: «Чистая улица», «Чистый дом». Цель: объяснить детям, что нельзя мусорить на улице, так как это ухудшает экологию и отрицательно сказывается на здоровье человека, животных, растений.

- «Ребёнок и природа» - итоговое занятие: викторина. Цель: закрепить с детьми правила поведения в природе.

  1. Целевая прогулка: к очистительному сооружению /правила поведения в транспорте/.
  2. Чтение художественной литературы: А.Барто Стихи про детей «В зоопарке», У.Мур, Р.Кресвель «Чудесные истории о животных», Э. Успенский « А может быть, ворона…».
  3. Игровая деятельность: настольно-печатные игры и лабиринты / «Заблудился в лесу», «Так  - не так», «Лото осторожностей», «Съедобное – несъедобное».
  4. Развлечение: «Зелёная тропинка».

Январь

  1. Познавательные занятия:

- Рассказ воспитателя: «Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами». Цель: объяснить и показать предметы домашнего быта, которые являются источником потенциальной опасности для детей.

- Викторина: «Береги свой дом от пожара». Цель: закреплять знание правил пожарной безопасности и умение себя вести во время пожара.

-  Беседа: «Электричество в вашем доме». Цель: закреплять и расширять знания детей о правилах эксплуатации электробытовых и газовых приборов.

  1. Целевая прогулка: к месту стоянки пожарных машин /формировать интерес к профессии пожарного, формировать негативное отношение к нарушителям правил пожарной безопасности.
  2. Чтение художественной литературы: К.И. Чуковский «Путаница», дагестанская сказка «Храбрый мальчик», Н. Носов «Телефон», С.Я.Маршак «Рассказ о неизвестном герое».
  3. Игровая деятельность: игры-соревнования, дидактические и сюжетно-ролевые игры / «Мы помощники пожарных», « Что для чего?», «Собери картинку», « Наш дом», «Пожарные»
  4. Элементарное экспериментирование: «Опасная свеча».
  5. Моделирование ситуаций: дым в квартире, сестра /брат/ обожгла палец.

Февраль

  1. Познавательные занятия:

- Рассматривание иллюстраций: «Экстремальные ситуации в быту». Цель: закреплять правила поведения детей в экстремальных ситуациях в быту, учить пользоваться телефоном в случае пожара, травмы.

- «Ребёнок дома» - итоговое занятие. Цель: закреплять правила личной безопасности путём составления рассказов на темы: «Я один дома», « Что делать если…».

-   Беседа: «Здоровье – главная ценность человеческой жизни». Цель: учить детей заботиться о своём здоровье, не вредить своему организму, воспитывать полезные привычки.

-  Практическое занятие «Мойдодыр». Цель: углублять и систематизировать знания детей об устройстве и работе организма, закреплять навыки ухода за полостью рта.

  1. «Гость группы» - беседа врача «Ценности здорового образа жизни».
  2. Чтение художественной литературы: Я.Аким «Бабушка болеет», С.Я.Маршак «Кошкин дом», «Пожар».
  3. Игровая деятельность: расширение структуры с/ролевой игры «Доктор», придумывание сюжета к сказке «Колобок».
  4. Моделирование ситуаций: почистим зубы Бегемотику.
  5. Познавательный вечер: «Сейчас узнаем, что вредно и полезно для здоровья».

Март

  1. Познавательные занятия:

- Составление детьми рассказов на тему: «Если ты заболел..». Цель: познакомить детей с произведением К.Чуковского «Айболит». Учить заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих.

-  Практическое занятие «Правила первой помощи». Цель: закреплять правила первой помощи при травмах, ожогах, ушибах. Научить методам оказания первой помощи.

-  Викторина «Здоровье ребёнка». Цель: обобщить знания детей о пользе здорового образа жизни.

-   Игра-тренинг «Детские страхи». Цель: предупредить негативное влияние страхов на эмоциональное состояние детей. Помочь детям выразить страх в словах, рассказать о собственных страхах.

  1. Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Федорино горе», Э.Успенский «А может быть ворона..».
  2. Игровая деятельность: дидактические и с/ролевые игры: «Разложи картинки по порядку», «Собери человека», «Доктор», « Так – не так», «Наш дом», «Аптека».
  3. Моделирование ситуаций: «У меня зазвонил телефон…», - позвонил знакомый взрослый, друг, незнакомый взрослый.
  4. Досуг: «Бросайка – зубознайка».

Апрель

  1. Познавательные занятия:

- Рассматривание иллюстраций на тему: «Конфликты и ссоры между детьми». Цель: развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы, сопереживать. Воспитывать в детях доброту, заботу, внимание друг к другу.

- Экскурсия к перекрёстку. Цель: закреплять знания детей о двустороннем и одностороннем движении, обратить внимание на дорожные знаки и обозначение пешеходного перехода на проезжей части. Наблюдение за работой светофора.

- Беседа: Правила поведения в транспорте. Цель: закреплять знания детей о видах транспорта, знакомить с правилами поведения в транспорте. Воспитывать уважение к старшим, учить заботиться о младших.

- «Ребёнок на улицах города» - итоговое занятие. Цель: продолжать знакомить детей с улицами города, закреплять знания детей о дорожных знаках, уточнить представление о работе сотрудника ГИБДД.

- «Гость группы» - беседа сотрудника ГИБДД «Посмотри налево – посмотри направо».

3. Моделирование ситуаций: «Оказался один на улице…» /с помощью макета учить находить свой дом, район, детский сад/.

4. Чтение художественной литературы: С.Михалков «Светофор», «Моя улица», «Скверная история». Я.Пишумов «Постовой», В.Клименко «Путешествия с игрушками».

5.  Игровая деятельность: игры дидактические, творческие и подвижные: «Красный, жёлтый, зелёный», «Ловкий пешеход», «Автомобили», «Волшебный светофор», «Найди такой же знак».

6. Досуг: КВН «Зелёный огонёк».

Май

  1. Познавательные занятия

- Беседа «Право на жизнь». Цель: познакомить детей с содержанием статей № 6, 7 «Конвенции о правах ребёнка». довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на жизнь, никто не вправе покушаться на жизнь и здоровье человека. Формировать чувство гуманного отношения друг к другу, к родителям, окружающим.

- Составление детьми рассказов на темы: «Мне купили велосипед», «Я люблю купаться в речке», «Солнце – друг и враг». Цель: закреплять правила езды на велосипеде, правила поведения у воды, в жаркий летний день.

3. Чтение художественной литературы экологической направленности: Н.А. Рыжова «Не просто сказки».

4. Игровая деятельность: алгоритмические игры с моделями действий во время ситуаций: «Пожар», «Травма», «Газ», «Незнакомец», «Животные», «Один на улице». Игры: «Съедобное – несъедобное!, «Заблудился в лесу».

5. Целевая прогулка к школе. /Учить ориентироваться на территории микрорайона, закреплять правила поведения на улице, показать наиболее безопасный участок перехода через дорогу/.

6. Развлечение: «Путешествие в город Счастья».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный перспективный план работы с детьми старшей группы детского сада

Примерный перспективный план работы с детьми старшей группы детского сада по теме«Бумажная пластика как средство развития мелкой моторики рук для успешной социализации детей в школе»...

Перспективный план работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности по развитию речи.

План с темами и содержание работы по развитию связной речи детей старшей логопедической группы....

Перспективный план работы с детьми старшей группы по воспитанию звуковой культуры речи Сифонова С.И.

план работы с детьми старшей группы по воспитанию звуковой культуры речи...

Перспективный план работы по москвоведению старшей и подготовительной группах .

Воспитывать интерес и любовь к родному городу, к стране, в которой мы живем....

Перспективный план работы с детьми старшей группы по познавательно-речевому развитию

Перспективный план работы с детьми старшей группы по познавательно речевому развитию...

Перспективный план работы с детьми старшей группы на тему:"Былинные богатыри"

Вашему вниманию предлагается перспективный план работы с детьми старшей группы на тему:"Былинные богатыри"В плане прописаны предполагаемые темы, задачи,формы работы с детьми и родителями на весь учебн...