Методическая разработка (старшая группа) на тему: "Наш друг - светофор"
методическая разработка по обж (старшая группа)

Данная методическая разработка может использоваться для проведения мероприятий в любом образовательном учреждении для обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_drug_-_svetofor.docx31.49 КБ
Файл prezentatsiya_istoriya_sozdaniya_svetofora.pptx409.75 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное

 образовательное учреждение детский сад №14

 общеразвивающего вида

 Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

совместной деятельности воспитателя

с детьми старшей группы

с использованием игровых и

здоровьесберегающих технологий

«Наш друг – светофор»

Составила:  

воспитатель

Борзяк

Ольга Сергеевна

Кронштадт

2019

Актуальность

Одной из серьезнейших проблем любого района и города является незнание правил поведения на дороге. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях получают ранения и гибнут дети. Как показывает анализ происшествий с детьми, травмы происходят из-за  несоблюдения или незнания правил дорожного движения. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоявшего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т. д., беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому – детская жизнь. Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать готовить к встрече с улицей, городским движением, приучать обращаться к старшим за помощью, а также и самим правильно и своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию. Чем раньше удастся познакомить ребенка с правилами дорожного движения, сформировать у него навыки культуры поведения в транспорте, на улице, тем меньше вероятности нежелательных происшествий с ним на дороге. Именно педагоги должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его, как дисциплинированного пешехода.

Цель: формирование представления о безопасности пешеходов на дороге.

Задачи:

  • Образовательная:

- расширить и закрепить знания детей о сигналах светофора и правилах дорожного движения;

- познакомить детей  с историей изобретения уличного светофора;

- закреплять умение внимательно слушать взрослого и друг друга, отвечать на вопросы.

  • Развивающая:

- развивать навыки связной речь, внимание, память.

  •  Воспитательная:

- воспитывать умения применять полученные знания по правилам дорожного движения;

- воспитывать умение работать в коллективе.

Адресат: старшая группа.

Форма проведения: познавательное занятие.

Реализуемая образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская.

Материалы и оборудование: макет светофора с четырьмя сторонами, картинка регулировщика; ленточки для каждого ребенка, 3 обруча, магнитофон для подвижной игры; жезл и по 3  кружочка красного, зеленого и желтого цветов для дидактической игры.

Предварительная работа:

- беседа с детьми о правилах дорожного движения;

- просмотр иллюстраций «Опасные ситуации на дорогах»;

- чтение художественной литературы В. Клименко  «Светофор»,

Т.А. Шарыгина «Азбука пешехода», В. Кожевников «Светофор», М. Казанцева «Как Стеша и Люся правила дорожного движения учили»;

- видеоматериалы: «Мигающие человечки», Смешарики «Светофор».

Ход непосредственной образовательной деятельности:

1. Психогимнастика «Тропинка» на развитие зрительного внимания.

Дети идут по воображаемой тропинке. Каждый внимательно смотрит, куда ступил предыдущий ребенок, и старается идти след в след. Двигаться надо медленно и тихо.

2. Беседа и просмотр презентации.

         Педагог.

         Начинаем разговор

         Про трехглазый светофор

         Он не зря горит над нами

         Разноцветными огнями

         Красный глаз его горит –

         «Сядь поближе», - говорит.

         Вот он смотрит желтым глазом –

         Приготовиться к рассказу.

         Вот горит зеленый глаз –

         Начинается рассказ.

Послушайте рассказ, про то, как был создан светофор.

(просмотр компьютерной презентации «История создания светофора».)

После того, как на дорогах вместе с конными экипажами появились первые автомобили, возникла необходимость упорядочить движение транспортных средств.

Первый газовый светофор изобрёл Дж.П.Найту. Он был установлен в Лондоне в декабре 1868 года. Днём полицейские регулировали движение, поднимая и опуская крыло светофора. В тёмное время суток включали сигнальный фонарь. Стёкла у фонаря были цветными. Зелёный сигнал, разрешающий движение, красный – запрещающий.

Но в январе 1869 года это устройство взорвалось, ранив полицейского. После этого идея регулирования движения была реализована только через 40 лет.

В 1910 году в Чикаго Эрнст Сиррин разработал первую автоматическую систему светофора без участия человека. В его устройстве использовались надписи без подсветки: STOP и PROCEED. В 1912 году в США Лестер Вайер изобрел первый электрический светофор с современными очертаниями. Два круглых сигнала, красного и зелёного цвета.

Оборудование светофорами первого перекрёстка было произведено 5 августа 1914 года в городе Кливленде, США. Четыре светофора переключались с красного на зелёный свет и издавали предупреждающий звуковой сигнал. Управлял светофорами полицейский из специальной будки, установленной на перекрёстке.

Трёхцветные светофоры с использованием жёлтого цвета появились впервые в Детройте и Нью-Йорке в 1920 году.

В Советском Союзе первый светофор установили 15 января 1930 года в Ленинграде, а в декабре того же года первый светофор заработал в Москве.

3.  Игра «Будь внимателен!»

Цель: стимулировать внимание, обучение быстрому и точному реагированию.

Педагог раздает каждому ребенку по одной ленточке красного, желтого и зеленого цвета, как сигналы светофора. На полу лежат три обруча красного, желтого и зеленого цвета. Как только звучит музыка, дети начинают бегать в разных направлениях, размахивая лентами. Как только музыка закончилась, каждый должен встать в тот обруч, цвет которого совпадает с цветом ленты.

4.  Педагог. Сейчас мы посмотрим, как работает светофор. Сколько сторон у светофора?

Дети. У светофора четыре стороны.

Педагог. С четырех сторон светофора по три одинаковых разноцветных огонька. Посмотрите, сейчас с одной стороны светофора для пешеходов зажегся зеленый свет, а с другой, для транспорта, - красный. Пешеходы стали переходить улицу, а машины остановились. Желтый свет зажигается одновременно со всех сторон. Он предупреждает, что скоро сигналы светофора изменятся. Четко работает светофор. Один сигнал сменяется другим. Все подчиняется ему, поэтому на улице порядок

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горят и день и ночь

Зеленый, желтый, красный.

Наш домик светофор,

         Мы три родные брата,

         Мы светим с давних пор

В дороге всем ребятам…

Педагог. Ребята, а почему же выбрали эти три цвета?

КРАСНЫЙ. Красный цвет заметнее. Он призывает к осторожности, сдерживает нас. Поэтому красному сигналу светофора поручили останавливать транспорт и пешеходов.

ЖЁЛТЫЙ. Жёлтый цвет напоминает нам солнышко, которое может быть и другом, и врагом (если перегреться). Солнышко как бы предупреждает: «Внимание! Будь осторожен, не торопись!»

ЗЕЛЁНЫЙ. Зелёный цвет – зелёные поля, леса, луга. Этот цвет связан с покоем и отдыхом. Это безопасность.

5.  Физминутка «Деревья»

Во дворе растет сосна,

к солнцу тянется она.

(Дети поднимают руки и тянутся вверх)

Вырос тополь рядом с ней.

Хочет стать еще длинней.

(стараются подпрыгивать повыше)

Ветер сильный налетал,

Враз деревья раскачал.

(наклоняются в разные стороны)

Гнуться ветки взад – вперед.

Их качает ветер, гнет.

(делают рывки согнутыми руками перед грудью)

Будем с ними приседать —

1, 2, 3, 4, 5.

(приседают)

Отдохнули от души

и за парты мы спешим.

(садятся на свои места).

6. Педагог. А кто еще регулирует движение? Регулировщик.

А если светофор сломался,

Затор с движением создался.

Регулировщик всем поможет,

Жезлом он маршрут проложит.

Определенный код подаст,

Транспорту проехать даст.

Регулировщик следит за порядком на тех перекрестках, где нет светофора. Он подает жезлом (палочкой, окрашенной в черно-белые полоски) команды: кому стоять, кому идти или ехать. Вечером внутри жезла загорается лампочка, и он хорошо виден.

А сейчас я вам покажу команды регулировщика:

Я стою к тебе лицом –

Потерпи, будь молодцом.

На тебя смотрю я строго –

Значит, занята дорога.

Если руку подниму,

Нет движенья никому.

Теперь я боком повернулся –

Путь свободен впереди,

Не зевай переходи.

Ребята, кого же надо слушаться, если есть и светофор и регулировщик? (регулировщика, потому что светофор действует автоматически, он может сломаться, а обстановка на дороге требует вмешательства человека).

7. Дидактическая игра «Светофор и регулировщик»

Цели: Уточнить знания детей о работе сотрудников ГИБДД (регулировщика); объяснить значение его жестов; учить детей соотносить жесты регулировщика с цветом светофора.

После объяснений дети по очереди выступают в роли регулировщика, показывая его жесты, остальные в зависимости от положения «регулировщика» показывают нужный сигнал светофора.

8. Рефлексия

- Чем мы сегодня занимались?

- О чем говорили?

- Что вам запомнилось больше всего?

- Какие задания показались вам трудными? (краткий опрос по занятию).

- Спасибо за вашу работу.

Список используемой литературы

  1. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева «Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М.: ООО Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
  2. К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская «Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста». Книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2004.
  3. Л.А. Вдовиченко «Ребенок на улице», «Детство-пресс», 2008.
  4. В.Н. Кирьянов «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма». Методическое пособие. – М.: «Третий рим», 2000.
  5. Я.С. Репин «Дорожная азбука». – М.: ДОСААФ, 1987.
  6. «Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины». – М.: Просвещение, 1998.
  7. Т.Г. Хромченко «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице». Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История создания светофора Презентация разработана самостоятельно Борзяк О.С.

Слайд 2

После того, как на дорогах вместе с конными экипажами появились первые автомобили, возникла необходимость упорядочить движение транспортных средств.

Слайд 3

Первый газовый светофор изобрёл Дж.П.Найту . Он был установлен в Лондоне в декабре 1868 года. Днём полицейские регулировали движение, поднимая и опуская крыло светофора.

Слайд 4

В тёмное время суток включали сигнальный фонарь. Стёкла у фонаря были цветными. Зелёный сигнал, разрешающий движение, красный - запрещающий. Первый газовый светофор Но в январе 1869 года это устройство взорвалось, ранив полицейского. После этого идея регулирования движения была реализована только через 40 лет.

Слайд 5

В 1910 году в Чикаго Эрнст Сиррин разработал первую автоматическуюсистему светофора без участия человека. В его устройстве использовались надписи без подсветки: STOP и PROCEED

Слайд 6

В 1912 году в США Лестер Вайер изобрел первый электрический светофор с современными очертаниями. Два круглых сигнала, красного и зелёного цвета.

Слайд 7

Оборудование светофорами первого перекрёстка было произведено 5 августа 1914 года в городе Кливленде, США. Четыре светофора переключались с красного на зелёный свет и издавали предупреждающий звуковой сигнал. Управлял светофорами полицейский из специальной будки, установленной на перекрёстке.

Слайд 8

Трёхцветные светофоры с использованием жёлтого цвета появились впервые в Детройте и Нью-Йорке в 1920 году.

Слайд 9

Первые трёхцветные светофоры на дорогах

Слайд 10

В Советском Союзе первый светофор установили 15 января 1930 года в Ленинграде, а в декабре того же года первый светофор заработал в Москве.

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка (старшая группа) по теме: "Книга и её помощники"

Конспект педагогического мероприятия по недельной тематике: "Книга - мой лучший друг"....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Наш друг светофор»

Закрепить знания детей об элементах дороги; о сигналах светофора, их значении; об обозначении дорожных знаков....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Мой друг светофор»

Конспект "Мой друг светофор"  предназначен для  детей старшего дошкольного возраста. Програмные задачи:1. Уточнить имеющиеся у детей представления о светофоре, его назначении, цветовых ...

Методическая разработка (старшая группа) по теме: Проект «Моя любимая книга»

Цель проекта: Прививать детям любовь и интерес к книге.Задачи проекта:Формировать у детей представление о роли книги в жизни человека;Познакомить детей с различными жанрами книг;Воспитывать у детей сп...

Мини - системы по ознакомлению детей с разными материалами - методическая разработка (старшая группа) на тему

Организуя работу с детьми, старайтесь, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями в проводимых вами мероприятиях, а полноправными их участниками. Необходимо активизировать и систематизировать...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Наш друг светофор»

Программные задачи.1.Уточнить имеющиеся у детей представления о светофоре, его назначении, цветовых сигналах. Развивать наблюдательность, внимание, способность к предвидению возможной опасности в конк...