Опыт работы на тему "Изучение ПДД в ДОУ в соответствии с ФГОС"
опыты и эксперименты по обж (младшая, средняя группа)
Опыт работы на тему "Изучение ПДД в ДОУ в соответствии с ФГОС"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 36.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение ПДД в ДОУ в соответствии с ФГОС
Задачи и формы работы в разных возрастных группах
Младшая группа
Задачи:
— познакомить детей с работой светофора;
— формировать представления об улице;
— учить различать виды наземного транспорта.
Формы:
♦ рассказ воспитателя о видах транспорта (с использованием иллюстраций);
♦ целевая прогулка «Знакомство с улицей»;
♦ чтение стихов В. Лебедева-Кумача из сборника «Про умных зверюшек»;
♦ рассматривание картин «Улица города», «Транспорт»;
♦ сюжетно-ролевая игра «Мы — водители»;
♦ просмотр кукольных спектаклей «Уважайте светофор», «Происшествие в лесу»;
♦ аппликации на темы: «Веселый поезд», «Светофор»;
♦ целевая прогулка «Наблюдение за работой светофора»;
♦ дидактическая игра «Собери светофор».
Средняя группа
Задачи:
— уточнить знания детей о назначении светофора;
— познакомить с классификацией видов городского транспорта, формировать навыки культурного поведения в транспорте;
— расширить представление об улице, проезжей части, дать элементарные знания о правилах безопасного поведения.
Формы:
♦ рассказ «Улица, на которой расположен детский сад»;
♦ чтение произведений С. Михалкова «Моя улица», «Светофор», М. Дружининой «Наш друг светофор»;
♦ целевая прогулка «Пешеходный переход»;
♦ рассматривание фотографий «Улицы нашего города»;
♦ рисование «Грузовой автомобиль»;
♦ конструирование «Наша улица»;
♦ дидактическая игра «Транспорт»;
♦ просмотр кукольных спектаклей «Уважайте светофор», «Происшествие в лесу»;
♦ подвижные игры на развитие координации движений;
♦ беседа «Будем вежливыми»;
♦ игры на настольном перекрестке;
♦ сказка-игра «Азбука пешехода»;
♦ кукольный спектакль «Происшествие в лесу»;
♦ просмотр тематических мультфильмов.
Старшая группа
Задачи:
— продолжать закреплять и дополнять представление о некоторых правилах дорожного движения;
— воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте;
— познакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Дорожные работы», «Въезд запрещен».
Формы:
♦ целевая прогулка «Дорожные знаки»;
♦ рассказ воспитателя о правилах безопасного перехода улиц;
♦ просмотр кукольного спектакля «Уважайте светофор»;
♦ чтение произведений С. Михалкова, А. Дорохова, М. Дружининой, В. Сергеева;
♦ рассматривание картины «Улица города»;
♦ коллективное рисование на тему «Улица нашего города»;
♦ разучивание песен из сборника «Школа дорожных наук»;
♦ дидактические игры: «Прогулка по городу», «Дорожные знаки»;
♦ сюжетно-ролевая игра «На перекрестке»;
♦ театрализованная постановка «Дорога к теремку»;
♦ решение проблемных ситуаций на настольном перекрестке;
♦ игры на учебно-тренировочном перекрестке;
♦ просмотр тематических мультфильмов;
♦ выполнение заданий в рабочих тетрадях.
Подготовительная к школе группа
Задачи:
— продолжать знакомить с дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными;
— совершенствовать культуру поведения на улице и в транспорте;
— познакомить с работой регулировщика.
Формы:
♦ рассматривание картин с разными видами транспорта, их классификация: пассажирский, строительный, военный и т.д.;
♦ знакомство с трудом взрослых — наблюдение за работой регулировщика;
♦ дидактические игры: «Дорожные знаки», «Поставь знак», «Улица», «Пешеход»;
♦ целевая прогулка «Перекресток»;
♦ составление рассказа по картине «Милиционер-регулировщик»;
♦ обязательная беседа «Дорога — не место для игр»;
♦ рисование на тему «Помни правила дорожного движения»;
♦ аппликация на тему «Дорожные знаки»;
♦ конструирование на тему «Автобус»;
♦ чтение произведений С. Михалкова, Г. Юрмина, С. Волкова, Я. Пишумова по соответствующей тематике;
♦ сюжетно-ролевая игра «Регулировщик»;
♦ просмотр кукольного спектакля «Уважайте светофор»;
♦ рассматривание картин и плакатов «Правила поведения на улице»;
♦ решение проблемных ситуаций на настольном перекрестке;
♦ игры на учебно-тренировочном перекрестке;
♦ музыкально-игровой досуг «Помни правила дорожного движения!»;
♦ акция «Водитель! Сохрани мне жизнь!»;
♦ спортивный досуг для родителей и детей «В гостях у светофора»;
♦ совместное составление коллажа детьми и родителями «Мой двор»;
♦ изготовление «Семейки дорожных знаков»;
♦ разгадывание ребусов и кроссворда «Дорожная азбука»;
♦ разучивание песен из сборника «Школа дорожных наук»;
♦ досуг совместно с учениками 1 класса «Изучайте правила дорожного движения»;
♦ просмотр тематических мультфильмов;
♦ выполнение заданий в рабочих тетрадях;
♦ беседа с инспектором ГИБДД.
Мониторинг знаний правил безопасного поведения на проезжей части, в транспорте и во дворе
Младшая группа
В процессе занятий необходимо сформировать у детей определенные знания, умения, навыки.
Дети должны:
— знать, как работает светофор (называть его сигналы), при каком сигнале можно переходить проезжую часть;
— владеть понятиями: водитель, пассажир, пешеход; использовать их в речи;
— знать названия транспортных средств: легковой автомобиль; машины: грузовая, «скорая помощь», пожарная; трамвай, автобус, поезд;
— иметь представление, что такое проезжая часть, тротуар.
Средняя группа
Полученные в младшей группе знания, умения и навыки необходимо расширить и дополнить.
Дети должны:
— называть все сигналы светофора и рассказывать об их значении: красный, желтый — «стой», зеленый — «убедись в безопасности и иди»;
— узнавать разные виды транспорта; уметь классифицировать их: водный, воздушный, наземный;
— называть правила поведения в транспорте, на улице;
— знать, где можно переходить проезжую часть.
Старшая группа
К полученным в средней группе знаниям, умениям и навыкам необходимо добавить следующие.
Дети должны:
— знать дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Дорожные работы», «Въезд запрещен»;
— иметь представление об основных правилах дорожного движения;
— узнавать разные виды транспорта, уметь объяснить их назначение;
— называть правила поведения в транспорте, на проезжей части.
Подготовительная к школе группа
Приобретенные ранее знания, умения и навыки по правилам дорожного движения необходимо пополнить, закрепить и расширить, добавив новые понятия.
Дети должны:
— уметь решать проблемные ситуации, возникающие на проезжей части и во дворе;
— узнавать разные виды транспорта, уметь классифицировать: пассажирский, строительный, военный;
— иметь представление о работе регулировщика и его функциях;
— уметь классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные.
Информация для педагогов
Прежде чем начинать обучение дошкольников, педагогам самим необходимо знать и соблюдать правила дорожного движения. Поэтому организация консультаций, практикумов, выставок специальной литературы является неотъемлемой частью работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ДОО. Проведение смотров-конкурсов («Оформление уголка дорожного движения для детей», «Лучшая разработка занятия по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города» и т.д.) способствует также проявлению творческой активности и инициативы педагогов.
Обязательно привлекайте к занятиям инспекторов ГИБДД, ведь они смогут дать наиболее полную и достоверную информацию о правилах дорожного движения, представить аналитическую справку о состоянии городского транспорта и детском дорожно-транспортном травматизме.
Типичные ошибки при обучении детей ПДД
При обучении детей правилам дорожного движения многие педагоги и родители нередко сами допускают ошибки. Разберем самые типичные из них.
♦ Употребление несуществующих терминов и понятий или использование одних вместо других, что приводит к искажению терминов и, в свою очередь, вызывает ошибки в понимании ПДД (табл. 1).
Не обращайтесь к дошкольникам так называемым «детским» языком: машинка, дорожка и т.д. Общение должно быть партнерским, предполагающим беседу равноправных людей.
* Использование веселых и смешных иллюстраций (комиксов). Забавные картинки отвлекают детей от содержания занятия, смешат их, достигая при этом результата прямо противоположного.
Таблица 1
Говори правильно
Неправильно | Правильно |
Машина | Транспортное средство (автомобиль, автобус и т.д.) |
Дорога | проезжая часть |
Шофер | водитель |
пешеходная дорожка | пешеходный переход |
«свет» или «цвет» светофора | «сигнал» светофора |
красный — «стой», желтый — «приготовься», зеленый — «иди» | красный, желтый — «стоп», зеленый — «убедись в безопасности и иди» |
♦ Обучение по старым правилам, что неприемлемо для дорожной обстановки в современных городах и опасно для жизни и здоровья детей. Рассмотрим некоторые из них и дадим наиболее точные и актуальные трактовки.
1. Обходи трамвай спереди, автобус — сзади.
Это правило давно устарело и не спасает, а, напротив, создает аварийную ситуацию, так как при обходе транспортного средства сзади или спереди ни водитель, ни пешеход не видят друг друга из-за стоящего транспорта, и происходит наезд на пешехода в ситуации закрытого обзора.
ПРАВИЛО: жди, пока транспортное средство уедет, или дойди до ближайшего перекрестка или пешеходного перехода, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
2. При переходе улицы посмотри налево, а дойдя до середины, посмотри направо.
Это правило создает опасную ситуацию, так как поведение ребенка, находящегося посередине проезжей части, непредсказуемо: испугавшись транспортного потока, он может шагнуть вперед или назад и оказаться под колесами.
ПРАВИЛО: прежде чем перейти дорогу, остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу быстрым шагом строго под прямым углом, постоянно контролируя ситуацию.
3. Красный сигнал светофора — «стой», желтый — «приготовиться», зеленый — «иди».
Дети часто путают расположение сигналов светофора: при включении зеленого сигнала начинают сразу же переходить проезжую часть, в то время как недисциплинированный водитель может постараться проскочить на свой «красный».
ПРАВИЛО: красный сигнал светофора — запрещающий, так как с другой стороны горит зеленый, разрешающий для машин. Желтый — не «приготовиться», а знак внимания, предупреждающий о смене сигналов светофора; для пешехода он также является запрещающим, так как на него машинам разрешается проезд перекрестка. Зеленый сигнал разрешает движение пешехода, но прежде чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо убедиться в том, что все машины остановились. Желтый мигающий сигнал светофора информирует о том, что перекресток нерегулируемый, поэтому, прежде чем перейти дорогу, убедитесь, что по близости нет транспорта.
4. Если не успел перейти дорогу, остановись на островке безопасности или на середине дороги.
Эта ситуация крайне опасна.
ПРАВИЛО: необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги, но если попал в такую ситуацию, то стой на середине дороги, не делая ни шагу ни вперед, ни назад.
5. Не играй на дороге или у дороги, а играй во дворе дома.
ПРАВИЛО: выходя (не выбегая!) из подъезда, будь внимателен и острожен, так как вдоль подъездов, по дворовому проезду может двигаться автомобиль (и часто на большой скорости). Играй на специально отведенных детских площадках.
6. Использование для показа старых дорожных знаков на желтом фоне (при этом педагоги сами нередко путают группы знаков, неправильно называют их).
СОВЕТ: на занятиях по ПДД больше используйте современный наглядный материал и ситуационный метод обучения.
Таким образом, при обучении детей ПДД разберите опасные ситуации:
— учите переходить проезжую часть только под прямым углом, чтобы меньше времени находиться на дороге, не перебегать улицу, а переходить быстрым шагом, при этом не отвлекаться, быть предельно внимательными;
— объясните, что водитель не может мгновенно остановить машину и предотвратить наезд на пешехода; и среди водителей, к сожалению, встречаются нарушители, которые не думают о безопасности пешеходов, поэтому ожидать общественный транспорт необходимо только на приподнятых и огражденных посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине;
— разбирая ситуации, при которых дети попадают в дорожно-транспортные происшествия (ДТП), приводите им примеры из реальной жизни.
Факторы, провоцирующие участие детей в ДТП
По статистике, наибольшее количество происшествий с детьми происходит в часто повторяющихся так называемых ситуациях-ловушках». В основном это ситуации закрытого обзора (неожиданный для водителя выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта и других предметов, закрывающих обзор) и перехода проезжей части в неустановленном месте. Но это не значит, что на занятиях необходимо ограничиться разбором только этих двух ситуаций.
Несчастные случаи с детьми происходят не только потому, что они сознательно нарушают ПДД, но и в силу их легкой отвлекаемости. Что-то заинтересовало ребенка на улице, его окликнул друг, он увидел знакомого — и сразу забыл об опасности.
К факторам, провоцирующим участие детей в ДТП, относят:
♦ рассеянное внимание (клетки коры головного мозга у ребенка легко истощаются, поэтому быстро наступает состояние утомления и рассеянности);
♦ игнорирование правил поведения на улице;
♦ плохой обзор во время непогоды (раскрытый зонт, поднятый воротник, надетый капюшон);
♦ плохое дорожное покрытие;
♦ неустойчивое эмоциональное состояние;
♦ игнорирование транспортных средств, представляющих особую опасность;
♦ узкий угол зрения: у 6-летнего ребенка угол зрения в 10 раз меньше, чем у взрослого человека, и составляет в горизонтальной плоскости всего 20—22°, а в вертикальной — 12—15°, (рост угла зрения продолжается до 20 лет);
— медленная реакция (время от начала обнаружения опасности до начала действия у ребенка значительно больше, чем у взрослого: у взрослого — 0,6—0,8 с, а у дошкольника — 1,3—1,5 с); при этом чем опаснее ситуация, тем медленнее и неправильнее ребенок принимает решение, часто теряется);
— отсутствие контроля взрослых (появление на дороге ребенка без сопровождения взрослого должно привлечь внимание всех участников дорожного движения и восприниматься ими как чрезвычайное происшествие).
Разработка и использование маршрута «Дом — детский сад»
Маршрут «Дом — детский сад» — это документ, в котором излагаются схема и описание рекомендуемого пути движения ребенка из дома в детский сад и обратно. Маршрут разрабатывается с помощью родителей и предлагается детям, начиная со средней группы. Для этого организуется консультация для родителей с целью объяснения методики разработки маршрута и обучения детей. Каждый разрабатываемый маршрут обсуждается в группе, где ребенок, для которого он составлен, должен уметь его объяснить.
Задачи разработки маршрута:
— повысить безопасность движения ребенка в детский сад и обратно;
— научить ребенка ориентироваться в дорожных ситуациях на пути движения в детский сад и обратно;
— научить родителей, принимающих участие в составлении маршрута, ориентированию в дорожной обстановке и предотвращению возможных опасностей.
Порядок разработки маршрута (три этапа)
1. Родители вместе с ребенком проходят путь от дома до детского сада и обратно, намечают наиболее удобный вариант, выделяют опасные места.
2. Составляют схему расположения зданий, находящихся по пути из дома в детский сад, подписывают названия улиц, отмечают светофоры и дорожные знаки, разметку на проезжей части.
3. Обозначают путь движения сплошной линией со стрелкой.
При составлении схемы маршрута движения из дома в детский сад детей 5 — 6 лет можно привлечь к разметке пути (под руководством взрослого, задавая вопросы), детям 4 — 5 лет необходимо пояснять и комментировать то, что рисует взрослый. Например, мы подошли к светофору, остановились, посмотрели, какой сигнал у светофора: если красный или желтый — стоим, если зеленый — убедимся в безопасности перехода и будем переходить.
Особое внимание нужно обратить на выделения участков повышенной опасности, требующих более подробного описания: как выходить из подъезда, пересекать проезжую часть (особенно не регулируемую светофором), идти по двору, где ездят автомобили и т.д. Для каждой проезжей части, которую приходится переходить, дать характеристику по следующим параметрам:
— интенсивность движения машин;
— возможность появления их из-за поворота;
— предметы, мешающие осмотру улицы.
Отдельного описания требует переход улицы, на которой стоит дом. Часто дети бегут к своему дому, не смотря по сторонам, особенно когда увидят родных, друзей, знакомых. Еще раз объясните им: «Не спеши, подходя к дому! Переходи дорогу только шагом».
Использование маршрута «Дом — детский сад»
После составления маршрута родители, сопровождая ребенка в детский сад и обратно, должны следить за тем, правильно ли он движется по маршруту, видит и понимает ли опасности, которые указаны в описании. Одновременно они вырабатывают у него привычку заблаговременно выходить из дома, не спешить, переходить улицу только шагом, строго под прямым углом (не наискосок), тщательно осматривая дорогу перед переходом, даже если она пуста. Крайне важно добиваться того, чтобы любой предмет, мешающий осмотреть улицу, а также стоящий или движущийся автомобиль, который попал в поле его зрения, воспринимался ребенком как сигнал опасности.
Уголок дорожного движения в ДОО
Чтобы занятия по обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах проходили в ДОО успешно, необходимо организовать уголок дорожного движения. В нем должны быть представлены:
♦ наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорт, светофор, дорожные знаки; сюжетные картины с проблемными дорожными ситуациями);
о настольно-печатные игры (разрезные картинки, пазлы, игры с правилами — «ходилки», лото, домино и т.д.);
♦ настольный перекресток (маленькие дорожные знаки, различные игрушечные виды транспорта, игрушки — светофор, фигурки людей);
♦ атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка, педальный транспорт, дорожные знаки: нагрудные и переносные, модель светофора и т.д.);
♦ детская художественная литература по тематике дорожного движения;
♦ конструкторы;
♦ пособия и игры по обучению детей ПДД;
♦ безопасные маршруты «Дом — детский сад», разработанные для каждого ребенка (старший дошкольный возраст);
♦ действующие выставки рисунков и поделок по дорожно- транспортной тематике;
♦ альбомы с фотографиями: «Моя улица», «Мой двор» (с рассказами детей, с отметками опасных мест, где необходимо быть внимательными и осторожными — это поможет ребятам научиться анализировать свои действия).
Тест для педагогов
Воспитателям и педагогам для эффективной работы с детьми по обучению ПДД необходимо хорошо владеть материалом темы и способами его подачи дошкольникам. Для этого требуется как можно чаще принимать участие в семинарах и консультациях по проблемным вопросам, изучать специальную литературу и, главное, регулярно проводить самоконтроль.
Мы предлагаем вам один из вариантов тестов для выявления уровня своих знаний по данной тематике.
1. Форма дорожного знака, разрешающего пешеходам выход на проезжую часть улицы:
а) квадрат;
б) круг;
в) треугольник.
2. Вы вышли из автобуса, вам необходимо перейти проезжую часть. Вы пойдете:
а) спереди;
б) сзади;
в) ваш вариант.
3. Опасна ли для пешехода стоящая машина:
а) не опасна;
б) опасна;
в) опасна, если у машины включен двигатель?
4. Вы переходите дорогу, где нет пешеходного перехода. Ваши действия:
а) посмотрю налево, пойду;
б) посмотрю направо, пойду;
в) ваш вариант.
5. Вдоль дороги нет тротуара, и пешеход идет по левой обочине навстречу транспорту. Нарушает ли он правила дорожного движения:
а) да:
б) нет?
6. Нарисуйте знак «Пешеходный переход».
7. Какие формы обучения дошкольников ПДД вы знаете?
Ответы: 1 — а; 2 — в; 3 — в; 4 — в; 5 — а.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа учителя-дефектолога в детском саду в соответствии с ФГОС.
В статье освещаются изменения в соответствии с государственными стандартами в дошкольном образовании. Даются примеры создания условий и индивидуальных маршрутов для детей с ограниченными возможностями...
"Опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста,в соответствии с ФГОС ДО "
Отчет о проделанной работе за 2015-2016 учебный год во второй младшей группе "Гномики" ГБОУ № 1586 СП №5 воспитателя Невмержицкой Галины Михайловны...
Работа с детьми среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС (из опыта работы)
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен бы...
Работа с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС (из опыта работы)
ПРОЕКТ по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Я и Родина моя» ...
Работа с детьми среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС (из опыта работы)
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен бы...
Опыт работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
Опыт работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО....
Планирование работы по экологическому воспитанию в доу в соответствии с ФГОС. (практическая часть – мой опыт работы)
Большинство современных детей редко общается с природой. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом...