Проект по развивающей предметно - пространственной среде
методическая разработка по обж (подготовительная группа)

Зубарева Юлия Михайловна

Развивающая предметно – пространственная среда подготовительной к школе группы

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

 образовательное учреждение

«Детский сад «Олененок»

Развивающая предметно 

 Пространственная среда

подготовительной

к школе группы «Елочка»C:\Users\Юлия\Desktop\е24303438_1.jpg

По доминирующей деятельности:

практико-ориентированный

По количеству участников: групповой

Характер контактов: среди детей одной группы

По продолжительности: долгосрочный годовой

(2019-2020 уч.г.)

Автор  проекта:

Зубарева Юлия Михайловна, воспитатель

Муравленко

2019 год


«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы»

Е. И. Тихеева.

Создание нового всегда сопряжено с достижением поставленных целей и решением конкретных задач. Так, при формировании развивающей предметно-пространственной среды в группе педагогам важно помнить, что развитие дошкольников зависит от того, как организовано пространство, из каких элементов оно состоит, каков развивающий потенциал игрушек и дидактических пособий и даже от того, как они расположены.

Проект РППС подготовительной к школе группы:

  • составлен на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования  «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  • представлен по образовательным областям: физическое развитие, социально-коммуникативное  развитие, познавательное  развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. (ФГОС ДО).
  •  определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры развития ребенка.

Проект является «открытым» и может включать в себя целесообразные дополнения и изменения.  

Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с новыми федеральными государственными стандартами предметно-пространственная развивающая среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».

На основании требований к развивающей предметно-пространственной среде по федеральным образовательным стандартам дошкольного образования следует, что развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Поэтому для себя я определила, что развивающая предметно-пространственная среда подготовительной к школе группы «Елочка» - это

развивающая среда детства, которая включает в себя систему условий, обеспечивающих возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка.

Цели, задачи и принципы проекта

Основная цель проекта - проектирование развивающей предметно-пространственной среды с учетом требований ФГОС ДО и программы «От рождения до школы» посредством создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

С учетом поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  1. изучение и внедрение в практику новых подходов к организации развивающей среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников
  2. организация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
  3. создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);
  4. содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды;
  5. приобщение дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

На основании анализа развивающей предметно-пространственной среды «Елочка» я определила следующие дефицитарные области:

«Познавательное развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

В результате был составлен перечень необходимых материалов и оборудования:

содержание ППРС (пособия, материалы, оборудование)

виды и содержание деятельности детей

Функциональное назначение: «Познайка» («Центр познания»)

Ведущая  (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре познания»: «Познавательное развитие».

Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре познания»: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

- Лото, домино в картинках.

- Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт, профессии).

- Иллюстрации и копии реальных предметов бытовой техники, используемых дома и в детском саду (пылесос, мясорубка, стиральная машина и т. д.).

- Картинки с изображением частей суток и их последовательности.

- Мелкая и крупная геометрическая мозаика.

- «Чудесные мешочки».

- Игры для интеллектуального развития.

- Наглядно-дидактические пособия: – Инструменты домашнего мастера. – Бытовая техника.

– Посуда.

- Магнитная доска. Алгоритм описания предмета: принадлежность к природному или рукотворному миру, цвет, форма, основные части, размер, вес (легкий или тяжелый), материал, назначение. значение.

-  Карточки с изображением предметов, изготовленных из разных  материалов: бумаги (книга, салфетка, бумажный самолетик), ткани (платье, шторы, одеяло), глины (кувшин, фигурки животных, чашка), дерева (домик, стол, ложка, матрешка).

- Контурные и цветные изображения предметов.

- Однородные и разнородные предметы, различные по форме, длине, высоте, ширине. - Пособия для нахождения сходства и различия.

- Пособия для составления целого из частей.

- Пазлы.

- Схемы звукового состава слов, состоящие из клеток без картинок.

- Пособие для обучения чтению «Окошечки» (в которые вставляются полоски с буквами, передвигающиеся вверх и вниз).

- Материалы для развития у детей графических навыков.

- Доска магнитная, указка.

- Картинки с фабульным развитием сюжета (с последовательно развивающимся действием).

-  Картинка с изображением космического пространства, планет, звезд, космического корабля.

- Календарь.

- Лепбуки

-Интерактивная песочница

- Деятельность по формированию представлений о ярких отличительных признаках и свойствах различных веществ и материалов.

- Деятельность по расширению представлений детей об окружающем мире.

- Проектная деятельность.

- Различные речевые, развивающие, интеллектуальные игры.

 - Освоение звукового анализа слов.

- Проблемно-игровые ситуации.

Функциональное назначение: «Речецветик» (Речевой центр)

Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Игротеке»:

 «Речевое развитие».

Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Игротеке»: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

- Наглядно-дидактические пособия, серия «Рассказы по картинкам»: – Профессии.

- Лото: «Один - много», «Сказки», «Собирай-ка», «Домашние животные»

- Домино: «Мои игрушки», «Транспорт», «Дикие животные».

- Комплект демонстрационного материала по темам: школа, игрушки, виды спорта, музыкальные инструменты, продукты питания, овощи, фрукты, инструменты, посуда, столовые принадлежности, мебель, одежда, транспорт, птицы, насекомые, рыбы, животные, деревья, кусты, травянистые растения, грибы.

- Предметные картинки для составления предложений

Сюжетные картинки для составления рассказов

Сюжетные картинки для рассказывания сказок

Серии сюжетных картинок для развития речи

Сюжетные картинки для пересказа текста

- Загадки, потешки, считалки, чистоговорки, стихи-потешки,

- Демонстрационные и раздаточные материалы (комплекты плакатов, учебно-наглядных пособий, конструкторов, кубиков и т.д.)

-Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки, «Листочки»; «Бабочки» и др.).

- Игры с парными карточками (звуки: Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ);

- Игры  для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).

- Игры для совершенствования грамматического строя речи.

- Наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте

- Результаты творческой деятельности детей: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев и др., сделанные детьми в процессе проектной деятельности

- Пособия и игры для закрепления правильного речевого дыхания: «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.

- Развитие мелкой моторики: массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игрышнуровки и др.

-  Дидактические игры:

«Найди пару», «Что сначала, что потом», «Чей? Чья? Чьи? Чьё?», «Букварик».

- Различные речевые, развивающие, интеллектуальные игры.

- Освоение звукового анализа слов.

-Развитие связной речи детей при пересказе литературных произведений, при составлении описательных рассказов по содержанию картин, серии картин, по игрушке, из личного опыта.

Функциональное назначение: «Центр занимательной математики»

Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Игротеке»: «Познавательное развитие».

Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Игротеке»: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое»

- Игры, связанные с ориентировкой по схеме, модели, плану, условным знакам, сигналам: «Найти путь к домику», «Найти клад по схеме».

- Игры на составление целого из частей (10–12 частей): «Лоскутное одеяло», пазлы, «Собери волшебный узор», «Создай ковер-самолет».

-  Игры на освоение отношений «часть – целое»: «Прозрачный квадрат», «Шнур-затейник» и т. д.

- Игры на сравнение предметов по нескольким признакам: «Найди пять отличий», «Найди одинаковых гномиков и т.д.

- Игры на установление последовательности по степени возрастания: «Разложи по яркости цвета, по высоте» и т. д.

- Игры на поиск недостающего объекта в ряду.

- Числовой ряд.

- Цветные счетные палочки.

- Палочки Кюизенера.

- Счеты.

- Счетная лесенка.

- Магнитная доска.

- Двухполосные карточки для ФЭМП.

- Логико-математические игры В. В. Воскобовича: «Геоконт», «Прозрачный квадрат», «Двухцветный квадрат», «Забавные цифры», «Прозрачная цифра», «Конструктор цифр».

- Игровизоры.

- Коврограф.

- Числовая лесенка.

- Числовые карточки с изображением от 1 до 10 кругов (квадратов, треугольников и т. д.).

-  Цифровое обозначение чисел, знаки «больше», «меньше»,  «равно».

- Различные логико-математические, интеллектуальные игры, направленные на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия.

- Деятельность с эталонами как общественно обозначенными свойствами и качествами предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п)

Функциональное назначение: «Центр безопасности»

Ведущая  (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре безопасности»: «Социально-коммуникативное развитие».

 Интегрируемые образовательные программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре безопасности»: «Познавательное развитие», «Физическое развитие»

- Материалы, связанные с тематикой по ОБЖ и ПДД (иллюстрации, игры).

- Макет проезжей части.

- Макет светофора, дорожных знаков.

- Иллюстрации и предметы, изображающие опасные инструменты (ножницы, иголки и т. д.), опасные ситуации.

- Наглядно-дидактические пособия: «Водный транспорт»,  Автомобильные транспорт», «Авиация»,  «Космос».

- Деятельность по знакомству с элементами дороги и дорожными знаками, формированию навыков безопасного поведения в быту, на дороге, в природе.

Функциональное назначение: «Лаборатория юных экспериментаторов Профессора Колбочкина» (Центр экспериментирования)

Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Лаборатории»: «Познавательное развитие».

Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Лаборатории»: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

- Снег, лед (принесенные непосредственно перед экспериментом с прогулки или из морозильной камеры пищевого блока), земля разного состава: чернозем, песок, глина, камни, остатки частей растений.

- Емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения.

-  Стол с клеенкой.

- Подносы.

- Пластичные материалы, интересные для исследования и наблюдения предметы.

-  Формочки для изготовления цветных льдинок.

- Материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны).

- Трубочки для продувания, просовывания.

-  «Волшебный мешочек».

- Мыльные пузыри.

- Маленькие зеркала.

- Магниты.

-  Бумага, фольга.

- Различные соломки и трубочки для пускания мыльных пузырей.

-  Пипетки, краски разной густоты и насыщенности.

- Увеличительное стекло.

- Поролоновые губки разного размера, цвета, формы.

-  Набор для экспериментирования с песком: формочки разной конфигурации, емкости разного размера, предметы-орудия: совочки, лопатки, ведерки, грабельки.

- Леечки, кулечки, ведерки с отверстиями, брызгалки.

- Игры на установление физических закономерностей, овладение представлениями об объеме, форме, изменениях веществ, на познание свойств и возможностей материалов.

- Деятельность по овладению новыми способами их обследования и закреплению полученных ранее навыков обследования.

Функциональное назначение: «Центр природы»

Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре природы»: «Познавательное развитие».

Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре природы»: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

- Макет – панорама леса в разные времена года: «Лес зимой», «Лес летом», «Лес весной», «Лес осенью».

- Коллекции камней, ракушек, семян, шишек.

- Иллюстрации с изображением признаков сезона: о состоянии живой и неживой природы, об особенностях явлений погоды, о типичных видах труда и отдыха.

-  Растения, требующие разных способов ухода.

- 3–4 цветущих комнатных растения.

- Муляжи овощей и фруктов.

-  Календарь погоды.

- Календарь природы.

- Дневники наблюдений.

- Инвентарь для ухода за растениями и животными (лейки, брызгалки, салфетки, щеточки-кисточки, палочки с заостренными концами, совки).

- Зимний огород (луковицы, крупные и мелкие семена).

- Условные обозначения.

- Семена цветочных растений и овощей для грядок.

- Иллюстрации, изображающие необходимые условия для роста и развития растений и животных.

-  Иллюстрации растений различных мест произрастания (комнатных, сада, огорода, цветника, луга, леса, парка), кустов, деревьев, трав.

- Иллюстрации с изображением общих признаков растений (корень, стебель, листья, цветок, плод).

- Иллюстрации с изображением признаков хорошего и неудовлетворительного состояния растений, за которыми ухаживают дети.

- Деревянные брусочки (спилы) различных пород дерева и размеров.

- Кормушки и корм для птиц.

- Иллюстрации животных (домашних и диких, жарких стран, севера), птицы (перелетные, зимующие, кочующие).

- Энциклопедии на природоведческую тематику.

- Иллюстрации, изображающие жизненные функции у растений и животных (получение питания и его дальнейшее усвоение).

-  Иллюстрации роста, развития и размножения живых существ, стадий роста и развития хорошо знакомых растений и животных разных сред обитания, цикличности роста и развития на каждой стадии, зависимости состояния живых существ от соответствия условий потребностям.

-  Иллюстрации взаимодействия живых организмов в сообществах, состава сообществ (водоема, леса, луга).

-  Иллюстрации, изображающие роль человека в нарушении и сохранении целостности экосистем.

- Иллюстрации наземной, воздушной, наземно-воздушной среды обитания и их представителей.

- Иллюстрации или схемы, изображающие цепи питания. Дидактические игры на природоведческую тематику.

-Лепбуки:«Насекомые», «Животные», «Растения», «Полезные ископаемые»

- Деятельность по уходу за растениями и животными.

- Работа с календарем природы и календарем погоды, дневниками наблюдений.

-  Деятельность по исследованию и созданию коллекций (камней, ракушек, семян).

- Игры с макетами природно-климатических зон.

- Деятельность по изучению сезонных состояний погоды, растений, животных.

- Составление рассказов о природе по картинкам.

- Посадка семян и выращивание «огорода» на окне.

Функциональное назначение: «Центр конструирования (конструктивной деятельности)»

Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре конструирования»: «Познавательное развитие».

Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре конструирования»: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»

- Конструктор лего.

-  Фигурки людей (профессии, люди с ограниченными возможностями).

-  Образцы построек различной сложности.

- Природный и разнообразный полифункциональный материал (шишки, бруски и т. д.).

-  Тематические конструкторы (деревянный).

- Природный материал (сучки, плоды, шишки и т. д.), клей, пластилин, бумага.

- Машинки, светофор.

- Постройка помещений, архитектурных сооружений, путей сообщения, транспортных средств.

- Познание конструктивных свойств деталей, возможностей их скрепления, комбинирования, оформления.

- Преобразование построек по условиям.

- Моделирование планов, схем, чертежей для строительства.

Функциональное назначение: «Центр социально-эмоционального развития»

Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре социально-эмоционального развития»: «Социально-коммуникативное развитие».

Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре социально-эмоционального развития»: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»

- Иллюстрации с ярко выраженными эмоциональными состояниями взрослых и детей, животных.

- Наборы фигурок, изображающих взрослых людей разного возраста и детей.

- Иллюстрации с изображением детей разного возраста и пола.

- Картинки, фотографии, скульптурные композиции, отражающие общение, совместные дела, любовь, нежность детей и взрослых.

- Энциклопедии, дидактические игры, пособия, содержащие знания по валеологии.

- Наглядный материал, способствующие развитию толерантности (картинки, изображающие представителей разных рас и национальностей; картинки, изображающие больных детей и животных).

-  Аудио-, видеоматериалы о жизни детей и взрослых.

- Иллюстрации, фото, скульптура с изображением взрослых людей разного пола и профессий.

- Иллюстрации с изображением заботливого отношения взрослых к детям, животным и детей к старшим.

-Лепбуки

- Деятельность по формированию представлений о себе, сверстнике, взрослом, семье и семейных отношениях, гендерной принадлежности.

- Деятельность по формированию нравственных норм (рассматривание альбомов, беседы по иллюстрациям).

Функциональное назначение: «Моя страна - Россия» (Центр патриотического воспитания)

Ведущая  (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре патриотического воспитания: «Социально-коммуникативное развитие».

Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре патриотического воспитания»: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»

- Российский флаг, герб России, портрет президента России.

- Иллюстрации военной техники.

- Иллюстрации к былинам, портреты былинных богатырей.

-  Портреты героев ВОВ.

- Иллюстрации родов войск.

-  Иллюстрации сражений (Бородинское сражение, Сталинградская битва и т. д.).

- Книги о родном городе.

-  Альбомы для раскрашивания о городе и стране.

- Иллюстрированные детские энциклопедии о России.

- Слайды и видеофильмы о родном городе, России и других странах.

- Обогащение жизненного опыта детей историческими событиями через произведения искусства.

-  Познавательные беседы о былинных защитниках Отечества, беседы о войне.

- Создание исторических экспозиций.

-  Деятельность по созданию мини-музеев.

- Создание фотоальбомов дедушек и бабушек воспитанников, принимавших участие в ВОВ.

- Изготовление подарков ветеранам ВОВ.

- Изобразительная деятельность на военную тематику.

- Создание тематических выставок рисунков, коллективных коллажей, аппликаций: «Летят птицы мира», «Моя Родина», «Дружат дети всей Земли».

Функциональное назначение: «Крепыш» (Центр двигательной активности)

Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре двигательной активности»: «Физическое развитие».

Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре двигательной активности»: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

- Атрибутика к подвижным играм (шапочки, медальоны).

-  Разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи, флажки, платочки, султанчики, кубики, погремушки, шишки, шары, палки, ленты.

- Массажные дорожки.

- Кегли.

- Султанчики, вертушки, ленточки для дыхательной гимнастики.

-Скакалки.

- Кольцеброс.

- Деятельность по развитию физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации), накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями).

- Подвижные игры, двигательные разминки, динамические паузы, дыхательные упражнения, релаксация.

- Закаливающие процедуры в режиме дня.

Функциональное назначение: «Центр дежурства»

Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре дежурства»: «Социально-коммуникативное развитие».

Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре игры»: «Физическое развитие», «Познавательное развитие».

- Доска с карманами, окошками для фотографий дежурных.

- Карточки с фотографиями детей или картинками, обозначающими каждого ребенка.

-  График дежурства.

- Фартуки, колпаки.

-  Алгоритмы выполнения трудовых действий дежурными.

- Выполнение хозяйственно-бытовых действий.

-  Распределение обязанностей дежурных, определение графика дежурства.

Функциональное назначение: «Играйка» (Центр игры)

Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре игры»: «Социально-коммуникативное развитие».

Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре игры»: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

- Сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей.

- Игрушки-транспорт разного вида и назначения (легковые, грузовые машины, автофургоны, пожарная, скорая помощь и т. д.).

- Игрушки, изображающие предметы труда и быта (телефон, сумочки, корзинки и т. д.).

- Ролевые атрибуты к играм-имитациям и сюжетно-ролевым, отображающим простые жизненные ситуации и действия (например, «Шофер»).

- Игрушки-животные.

- Куклы разного возраста (ребенок, дедушка и т. д.).

- Набор посуды, соответствующий размеру куклы.

- Русские народные дидактические игрушки и игрушки, выполненные в народном стиле (матрешки).

- Игрушки-двигатели ( коляски, тележки и пр.).

-  Разграниченные зоны для разнообразных сюжетных игр – приготовления еды, купания игрушек, игры в больницу и т. д.

-  Кукольный уголок: стол, стулья, мягкая мебель.

- Атрибутика для создания интерьера: сервиз столовой и чайной посуды, соразмерной величине кукол, пластмассовые вазочки, куклы, коляски для кукол.

- Спальня (для игровых действий, игры с куклами): кроватка с постельными принадлежностями по размеру кровати (матрас, простыня, одеяло, пододеяльник, подушка, наволочка, покрывало).

- Кухня (для игровых действий, игры с куклами): стулья, плита, полка для посуды, набор кухонной и столовой посуды, набор овощей и фруктов.

- Парикмахерская, салон красоты (для игровых действий, игры с куклами): трюмо с зеркалом, расчески, игрушечные наборы для парикмахерских (зеркало, ножницы, накидки, парфюмерные наборы).

- Больница: кукла-доктор в профессиональной одежде с символом (медицина – красный крест), фонендоскоп, градусник, тематический набор.

- Мастерская: набор инструментов (молоток, ножницы, отвертки и т. д.).

- Гараж: различные машины, набор инструментов (гаечный ключ, молоточек, отвертки).

- Гипермаркет (муляжи продуктов, коробки, касса, деньги, одежда для продавцов).

- Игры в семью.

- Игры с машинами и другим транспортом.

- Игры в магазин (овощной, хлебный, мясной, колбасный, рыбный, молочный отделы, гастроном, супермаркет, книжный, посудный магазины).

- Игры в больницу и аптеку.

- Игры в мастерскую.

- Игры в парикмахерскую.

- Игры в школу.

-  Создание с детьми «банка идей» (наиболее интересные ситуации, выбранные для игр, фиксируются при помощи символов, условных обозначений) для организации игр.

- Коллекционирование предметов, необходимых для игры (коллекция новогодних игрушек для игры «Новогодняя ярмарка в гипермаркете», коллекция школьных принадлежностей для игры «Школа», коллекция билетов и программок для игры «Театр» и др.).

Функциональное назначение: «Ладушки» («Центр театра»)

Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре театра»: «Художественно-эстетическое развитие».

Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре театра»: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

- Разные виды театра: настольный, пальчиковый.

- Игрушки-забавы.

-  Маски, шапочки.

- Наглядно-дидактические пособия: Герои сказок.

-  Аксессуары сказочных персонажей, шапочки, рисунки-эмблемы на ободочках.

- Игры-импровизации, игры-драматизации, инсценировки, игры-ситуации, разминки, этюды, сказки, спектакли, игры-имитации, инсценирование отрывков произведений.

Функциональное назначение: «Центр музыки»

Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре музыки»: «Художественно-эстетическое развитие».

Интегрируемые образовательные  области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре музыки»: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

- Игрушки – музыкальные инструменты.

Магнитофон.

- В аудиозаписи: детские песенки, фрагменты классических музыкальных произведений, произведений народной музыки и песенного фольклора, колыбельных, записи звуков природы.

- Альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов

- Танцевально-игровое и песенное творчество детей.

- Игра на детских музыкальных инструментах.

- Подготовка детьми концертных программ.

Функциональное назначение: «Читайка» («Центр книги»)

Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре книги»: «Речевое развитие».

Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре книги»: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие»

- Детские книги: произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки; народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов; небылицы, загадки.

- Иллюстрации к детским произведениям.

- Альбомы или подборка иллюстраций по темам: сезоны, семья, животные, птицы.

- Сюжетные картинки.

- Выставки книг одного автора (или одного произведения) в иллюстрациях разных художников.

- Портреты писателей и поэтов.

- Книжки-раскраски.

- Книжные иллюстрации с последовательностью сюжета сказки.

-  Цветные карандаши, бумага.

- Обрядовые песни и прибаутки, докучные сказки, небылицы (народные и авторские).

- Игры-инсценировки по сюжетам хорошо знакомых произведений.

- Рассматривание иллюстраций в книгах.

- Деятельность по ремонту книг.

- Деятельность по иллюстрированию литературных произведений.

Функциональное назначение: «Юные художники» («Центр творчества»)

Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре ИЗО-деятельности»: «Художественно-эстетическое развитие».

Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Центре ИЗО деятельности»: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

- Наглядно-дидактические пособия:

 – Филимоновская

 – Городецкая роспись по дереву.

 – Каргополь – народная игрушка.

 – Дымковская игрушка.

– Хохлома.

 – Полхов-Майдан.

- Произведения живописи: натюрморт, его виды (цветы, плоды, овощи, предметы быта), пейзаж, его виды (ландшафт, природа в разные сезоны, городской, морской), портрет (детский, женский, мужской, автопортрет, разные по композиции портреты: только лицо, погрудные, портреты с изображением разных поз, разные по колориту, передающему яркие эмоциональные состояния), жанровая живопись, ее виды (о детях, животных, спорте, сказочный жанр).

- Фото, иллюстрации различных сооружений и разных видов архитектуры (промышленной, общественной, гражданской: жилые дома, мосты, магазины, декоративное оформление площадей, набережных, памятников).

- Основные цвета и их тона, контрастная гамма цветов.

- Палитра.

- Заготовки для рисования, вырезанные по какой-либо форме (деревья, цветы, различные предметы, животные).

- Цветные карандаши, акварель.

- Круглые кисти (беличьи, колонковые), подставка под кисти.

- Емкости для промывания ворса кисти от краски.

-  Готовые формы для выкладывания и наклеивания.

- Рисунки-иллюстрации знакомых детям предметов, животных объектов.

- Щетинные кисти, тарелки для клея.

- Печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров.

- Стена творчества (для рисования).

- 1 мольберт.

- Альбомы для раскрашивания.

- Ножницы, клей.

- Иллюстративный материал для аппликации по ближайшей теме.

- Бумага, картон разного качества и размера в контейнере с разделителями для разных сортов и размеров бумаги.

-  Силуэты дымковских игрушек, птиц и животных по мотивам народных изделий, вырезанные из белой бумаги.

- Образцы узоров на полосе.

- Обрезки цветной бумаги, ткани, иллюстрированные вырезки из журналов для создания коллажей.

- Различные виды продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественные труд.

 - Рассматривание и обследование предметов декоративно-прикладного творчества.

- Рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, плакатов.

- Экспериментирование с изобразительными материалами и техниками.

- Изготовление плакатов, поздравительных открыток, объявлений.

- Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм.

Функциональное назначение: «Уголок уединения»

Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Уголке уединения»: «Социально-коммуникативное развитие».

Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Уголке уединения»: «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

- Стул или пуфик.

-  Книги.

- Мягкие игрушки, мозаики, разрезные картинки, пазлы, фломастеры, карандаши, бумага.

- Спокойная деятельность на выбор ребенка.

Функциональное назначение: «Домашняя зона»

Ведущая (приоритетная, основная) образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Домашней зоне»: «Социально-коммуникативное развитие».

Интегрируемые образовательные области программы, реализуемые в различных видах деятельности в «Домашней зоне»: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие»

- Диван, кресла.

-  Столик.

- Любимые детские игрушки.

- Различные виды совместной деятельности воспитывающих взрослых (педагогов, родителей) и детей.

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды

При проектировании развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе я  определила  основные составляющие

ПРОСТРАНСТВО

ВРЕМЯ

ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. Мною были выделены следующие зоны для разного вида активности:

РАБОЧАЯ

АКТИВНАЯ

СПОКОЙНАЯ

 «Елочка» представляет вашему вниманию центры по  образовательным областям

в свете требований ФГОС

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

 «Домашняя зона», «Уголок уединения», «Центр игры»

«Центр социально-эмоционального развития», «Центр дежурств», «Центр безопасности», «Центр патриотического воспитания»

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

«Центр познания», «Центр занимательной математики», «Центр экспериментирования», «Центр природы», «Центр конструирования»,

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

«Речевой центр», «Центр книги»

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

      «Центр творчества»,  «Центр театра»,  «Центр музыки»

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

«Центр двигательной активности»

Мониторинг реализации проекта

Проведение мониторинга построения развивающей среды группы проводится 2 раза в год (начало и конец учебного года) путем экспресс-анализа.

Критериями положительных  результатов выполнения проекта являются:

1. Открытость среды для преобразований:

- наличие элементов, которые можно менять, преобразовывать (стена творчества; выставки-мастерские и пр.);

- наличие не жестко закрепленных центров активности.

2. Современность среды:

- наличие современных, нетрадиционных игрушек и оборудования;

- наличие современного оборудования, соответствующего реалиям времени;

-наличие мебели, соответствующей требованиям современной проектной культуры (трансформируемость, полифункциональность и пр.).

3. Ориентированность на физическое развитие:

- наличие специально оборудованного физкультурного уголка;

- наличие пространства для осуществления физической активности.

4. Приспособленность для познавательной деятельности:

- наличие дидактических игр, материалов;

- наличие книжного уголка с набором разнообразных книг;

- наличие обучающих элементов в оформлении среды (карты, схемы, алгоритмы)

- наличие материала для экспериментальной деятельности

5. Приспособленность для сюжетно-ролевых игр:

- наличие игрушек и атрибутов для организации сюжетно-ролевых игр в соответствии с гендерными предпочтениями;

- наличие пространства для организации сюжетно-ролевых игр.

6. Ориентированность на творческое развитие:

- наличие игр и материалов для организации творческой активности детей;

- наличие пространства для организации творческой активности детей.

7. Элементы природы в среде:

- наличие специально оборудованного уголка природы;

- наличие растительности в группе;

- прочие элементы природы в среде.

8. Комфортность среды:

- наличие мягкой, комфортной мебели;

- наличие уголка психологической разгрузки;

- наличие частички дома: любимой игрушки из дома, семейных фото;

- оптимальное расположение предметов мебели и оборудования в пространстве (возможности для свободного осуществления детьми непересекающихся видов деятельности, свободного перемещения в пространстве группы).

9. Эстетика среды:

- наличие элементов художественной культуры (декоративные элементы на стенах, выставки предметов народного творчества, репродукции картин и пр.);

- наличие дизайнерских элементов в оформлении среды (стен, окон, пола);

- сбалансированность цветовой гаммы помещения (отсутствие «кричащих», «кислотных» тонов, взаимоисключающих цветов, разброса цвета, несоответствия и пр.).

10. Безопасность среды

- обеспечение детей такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.

- соответствие предметно-развивающей среды требованиям СанПиН;

11. Нормативно-правовое и методическое обеспечение:

- Наличие необходимой документации (правовая база; текущая документация; паспорт группы)

- Соответствие методической литературы направлению деятельности; наличие периодических изданий.

12. Создание информационного пространства для родителей:

- содержание информационных материалов для родителей,

- эстетика оформления,

- наличие информации о воспитанниках, материалы, отражающие включение родителей в образовательный процесс.

Изучение уровня организации развивающей среды проводится на основании ФГОС к ООП ДУ. Отслеживание результатов эффективности проходит через самоконтроль педагогов, через контроль со стороны администрации ДОУ, а также через отношение самих детей к развивающей среде группы и мнения родителей.

Результаты мониторинга могут использоваться исключительно для оптимизации дальнейшей работы по организации развивающей предметно- пространственной среды группы.

Дальнейшее развитие проекта в перспективе работы группы

В дальнейшей работе я планирую  и дальше организовывать и совершенствовать развивающую среду в группе в структуре ФГОС   к общей образовательной программе, задействовать в работе родителей, подготовить презентацию группы для родителей,  распространить свой опыт в СМИ.  

___________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»

 В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды....

«Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»

 В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды.    Вопрос создан...

Педагогический совет на тему: «Инновационный подход к созданию развивающей предметно - развивающей предметно-пространственной среды в группе»

Активизировать действия педагогов на проектирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания, обеспечения разнообра...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...