Вовка в тридевятом царстве Светофоровом государстве
методическая разработка по обж (старшая, подготовительная группа)

Стукалова Юлия Владимировна

Методическая разработка по правилам дорожного движения с детьми старшей разновозрастной группы. Развлечение для детей с применением кейс-технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_pdd.docx33.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад «Тополек» Парфеньевского муниципального района

 Костромской области

«Вовка в тридевятом царстве Светофоровом государстве»

Методическая разработка совместной деятельности воспитателя и детей

                                                        Стукалова Юлия Владимировна

                                                                     Воспитатель 1 категории

п. Николо-Полома

2020 г

Развлечение «Вовка в тридевятом царстве Светофоровом государстве»

с применением кейс-технологии.

Пояснительная записка.

  Легко ли ребёнка научить правильно вести себя на дороге? Кажется, легко. Ведь нужно только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения. Но, как оказывается, это очень трудно. Ведь мы сами, взрослые, на глазах у детей нарушаем эти самые правила. Мы не задумываемся, что ставим  пред ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как делают, или как говорят?

  Но как только стоит ребёнку попасть в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад, школа, родители. Почему мы не научили, не уберегли?

  Дошкольное образовательное учреждение является основным звеном обучения дошкольников, где дети должны получить необходимые знания, привычки безопасного поведения на дороге. Обучение правил дорожного движения в детском саду – это необходимость, поэтому различные мероприятия по ПДД всегда актуальны.

  Чтобы научить  и закрепить у детей правила дорожного движения в интересной форме я использую кейс-технологию. Дети с помощью кейсов самостоятельно изучают опасные ситуации на дороге и решают, как нужно действовать.

  Родиной метода case-study являются Соединенные Штаты Америки, а именно Школа бизнеса Гарвардского университета. На сегодняшний день этот метод активно развивается в России.

  Данное развлечение написано для работы с детьми старшего дошкольного возраста, которое позволит развить у детей умения и навыки безопасного поведения на дорогах, сформировать сознательное отношение к личной безопасности.

  Кейс-технологии можно использовать как составную часть образовательной ситуации познавательного цикла, так и в совместной и самостоятельной деятельности.

  Кейсы должны отражать не абстрактные, а реальные жизненные ситуации.

  В  развлечении используется три кейса, оформленные в желтый, зеленый и красный цвета (сигнальные цвета светофора).

Кейс красного цвета – «Дорожные знаки». Содержит загадки и отгадки, карточки дорожные знаки, настольно-печатные игры, пазлы, раскраски, лабиринт.

Кейс желтого цветы – «Кейс-игры». Представлены игры по правилам дорожного движения. Например, игра «Светофор», «Виды транспорта», «Мемори», «Подбери колёса» и другие.

Кейс зеленого цвета – фото-кейс. В данном кейсе находятся иллюстрации дорожных ситуаций (проблемные ситуации).

Цель:

Закрепить знания детей о правилах дорожного движения.

Задачи:

 обучающие:

  • Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на улицах;
  •  Закрепить знания детей о назначении светофора и его сигналах, дорожных знаках;
  • Закрепить знания детей о правилах езды на велосипеде;
  • закрепить знания о различных видах транспортных средств

развивающие:

  • активизировать словарный запас детей;
  • развивать связную речь;
  • развивать мышление, логику, детей, внимание и наблюдательность

воспитательные:

  • воспитывать культуру поведения на дороге;
  • воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Содержание

Возраст детей: старшая разновозрастная группа  (5 – 7 лет)

Технологии: кейс-технологии.

Предварительная работа:

  Чтение художественной литературы по правилам дорожного движения, отгадывание загадок, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, дидактические игры, кейс – игры, кейс – ситуации, просмотр мультфильмов, видеопрезентаций.

Основное содержание:

Действующие лица:

Анна Ивановна – взрослый

Царь – взрослый

Вовка – ребенок подготовительной группы

Василисы Премудрые – девочки старшей группы

В мире много разных сказок –

Грустных и смешных.

Но прожить на свете нам нельзя без них.

В сказке может всё случиться,

Наша сказка впереди.

Сказка в двери постучится

Скажем сказке: «Заходи!»


  Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Вы любите приключения? И сейчас я вам расскажу об удивительном приключении мальчика Вовы.

Сцена в библиотеке. За столом сидит Анна Ивановна – библиотекарь, заходит Вовка.

Воспитатель:  - А началось волшебное приключение  в сказке. Когда библиотекарь Анна Ивановна предложила Вовке очень интересную книгу «Сделай сам». Но Вовка оказался ленивым мальчиком.

Вовка – Всё сам, да сам! Вот бы мне в сказку попасть?

Анна Ивановна: – Ну что ж, я помогу тебе.

Вовка – Правда?

Анна Ивановна - Вот твоя копия Вова, и она будет путешествовать в сказке. Ты согласен? Ведь вы с копией, одно и то же.

Вовка – я согласен!

Ведущий  – библиотекарь Анна Ивановна поднесла нарисованного Вовку к нарисованным распахнутым воротам книги «Сказки» и Вовка попал совсем в другой мир.

Сцена с царем.

Стоит трон, на троне лежит корона, царь красит и что-то поёт.

Царь: – Покрашу краской знаки я,

             Они нам так нужны

              И в царстве нам без них нельзя

              Ведь все они важны.

Вовка:  – Царь, царь, а царь

Царь: – Ой, напугал, я уж думал Светофор Светофорович пришёл. Вот решил немного размяться, а то все знаки потускнели, не видно даже, что на них и изображено. В нашем царстве без знаков нельзя.

Вовка: – (садится на трон, одевает корону) а вы зачем красите, ведь вы же царь. А царям ничего не надо делать, за них всё делают. Ничего-то вы, царь, не понимаете в царской жизни. И знаки, зачем вам нужны? Вы, что правила дорожного движения соблюдаете?

Царь: – Конечно, соблюдаем, у нас ведь тридевятое царство,  Светофорово государство. У нас здесь главный Светофор Светофорович. Вон недавно бабушка из сказки о золотой рыбке, на самокате гоняла, правил не соблюдала, теперь сидит у разбитого самоката и плачет, у рыбки новый самокат просит. А если бы соблюдала правила, то и самокат был бы целый.

Вовка:. – Да разве, чтобы ездить на самокате, надо правила знать? Зачем? Встал на него и поехал  куда хочешь, только и успевай ногой отталкиваться. Я думаю, что все ребята так ездят.

Царь: – А мы сейчас у ребят спросим. Дети, а вы знаете, как правильно надо ездить на самокате или велосипеде?

Вед. – Ребята, давайте мы расскажем Вовке правила езды на велосипеде или самокате.

Ответы детей.

Вовка: - Ничего себе, сколько правил надо знать.  

Царь:– Ну-ка, освободи место и корону подавай.  Вижу я, что ты вообще правил дорожного движения не знаешь. Эй, стража, отрубите ему голову.

Вовка: – Ой, не надо мне голову рубить, лучше научите меня премудростям дорожным.

Царь: – Ладно, помогу. Эй, Василисы Премудрые, появитесь-ка, да Вовку премудростям обучите.

Появляются три Василисы Премудрые в красном сарафане, желтом и зеленом сарафанах, у каждой в руках по маленькому чемоданчику.

Василиса 1 :-  Здравстуй, царь, здравствуйте, дети и ты, Вовка здравствуй.

Василиса  2:  – Посмотрите на нас, какие мы нарядные, сам Светофор Светофорович нам наряды подарил, а вам наши наряды ничего не напоминают?

Ответы детей.

Василиса  3:  – Правильно, ребята, это всё цвета светофора, а вы знаете,  для чего нам нужен светофор? (ответы детей), а что обозначают цвета светофора? (ответы детей)

А за ваши правильные ответы я вам предлагаю поиграть в игру, а в какую, мы узнаем из чемоданчика .

Василиса открывает свой чемоданчик, где находятся кейс-игры.

Кейс игра – «Светофорчик».

В нем находятся красный, желтый и зеленый круги, а также картинки с вариантами движений.

Дети могут посмотреть на картинку совместить с цветами светофора и самостоятельно организовать игровую деятельность. Например, зеленый – ходьба по кругу,  желтый – похлопать в ладоши,  красный – стой.

Василиса 3:  – Молодцы, ребята. Никто из вас ошибок не сделал. Вовка, а ты запомнил для чего нам нужен светофор?

Вовка: – Да, я понял, что если не будет светофора, то случится авария.  А играть мне понравилось, Василиса, а у тебя там ещё есть какие-нибудь игры?

Василиса 3:  – Да, есть. Посмотри, Вовка, что это за игры, и поиграй  с ребятами.

Кейс-игра «Едет, плывет, летает».

Цель: упражнять детей в классификации транспортных средств по способу, месту передвижения, по назначению; активизировать слова, обозначающие транспортные средства, профессии людей на транспорте, упражнять в практическом усвоении форм творительного падежа

В нем находятся изображения машины, самолета, корабля, поезда. Задача детей – исполнить имитационные движения и звуки по картинке. «Машина» – руки на «руле», имитационное движение езды на машине со звуком «ррр»; «самолет» – руки в стороны со звуком «ууу», «корабль» – волнообразные движения руками с прерывистым звуком «у-у-у», поезд – круговые движения руками со звуком «чух-чух».

Кейс - лото «Виды транспорта»

Цель: Закрепление знаний детей о транспорте, умение различать и находить нужный транспорт.

Материал: картинки (карточки) с изображением транспорта.

Ход игры: загадываем  детям загадки о видах транспорта. Кто первым из детей отгадает, о каком транспорте идет речь в загадке, получает картинку с его изображением. У кого в конце игры будет больше картинок, тот и победитель.

Вовка:  – Как здорово, я столько всего нового узнал.

Василиса 1:  – Нет, Вовка, ты ещё не всё узнал. Посмотри теперь в мой чемоданчик.

Вовка заглядывает в чемоданчик Василисы  и достаёт оттуда карточки – дорожные знаки (кейс – дорожные знаки)

Вовка:  – Какие странные картинки, точно такие же  красил царь и песенку пел, а я над ним посмеялся.  Ребята, а вы знаете, что это такое?  (ответы детей)

Василиса 1:  – Вот мы сейчас и проверим, что ребята знают.

Загадки  

Три моих волшебных глаза управляют всеми сразу.

Я моргну – пойдут машины, встанут женщины, мужчины.

Отвечайте вместе хором, как зовусь я?... (светофором)

Если ты спешишь в пути через улицу пройти,

Там иди, где весь народ, там где знак есть…(переход)

На знаке увидел детей – притормози поскорей.

Означают знаки эти что здесь часто ходят…(дети)

Чудо-конь— велосипед,  Можно ехать или нет?

Странный этот синий знак, Не понять его никак!   (Велосипедная дорожка)

Под этим знаком, как ни странно,Все ждут чего-то постоянно.
Кто-то сидя, кто-то стоя…Что за место здесь такое?(Место остановки автобуса)

Если нужно вам лечиться,Знак подскажет, где больница.

Сто серьезных докторовТам вам скажут: "Будь здоров!"            (Больница)

Вовка:  – Уф, сколько много знаков, я все сразу и не смогу запомнить. Как же мне быть? А можно я буду к ребятам приходить, чтобы всё выучить и запомнить?

Ведущий:   – Конечно, можно. Я думаю, и дети будут не против.

Василиса 2:  – А у меня тоже есть не простой чемоданчик, в нём тоже много интересного и поучительного, Вовка посмотри, да детишкам покажи.

  Вовка берёт чемоданчик у Василисы (фото- кейс).   В фото-кейсе находятся фотоиллюстрации дорожных ситуаций (положительных и отрицательных)

Вовка:  – сколько здесь фотографий , но я ничего не понимаю,  как же в них разобраться. Ребята, а давайте вместе подумаем, где правильно, а где так делать нельзя.

Дети вместе с Вовкой разбирают дорожные ситуации. (например, изображение мяча, машины  и плачущего ребенка. Вопрос – что могло случиться? Как должен поступить ребенок? Как можно было избежать этой ситуации?)

Вовка:  – Да, интересная наука – правила дорожного движения.

Василиса 1:  – Вот, вот, Вовка, а ты думал, что всё просто. Смотри, сколько премудростей дорожных ты узнал. Мы  надеемся, что ты будешь соблюдать правила дорожного движения. А нам пора прощаться, но с вами дети  мы ещё увидимся на страницах сказок.  Чемоданчики свои мы оставим , пусть ребята  ещё заглянут в них  и найдут много интересного и поучительного для себя.

  Василисы прощаются и уходят. Остаются царь и Вовка.

Царь: – ну, Вовка, интересно тебе было? Теперь поможешь мне знаки докрасить? Скоро Светофор Светофорович придёт, а я не успел некоторые знаки дорисовать.

Вовка: – будет сделано.

Вовка берет кисточку и дорожный знак, начинает  красить, напевая песенку:

                    Как таблицу умноженья, наизусть я заучу!

                   Эти правила движенья, я исправиться хочу!

                    И соблюдать я их буду, везде и всюду!

Царь:  – молодец, Вовка. А за твою помощь я тебе подарю вот такой значок, смотри какой яркий, с ним  тебя будет видно в темноте. Вот возьми ещё и подари всем детям.

Герои дарят детям световозвращающие значки, прощаются.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше волшебное приключение?  А подарки, которые вы получили от царя? Что вам понравилось больше всего в этом приключении?  (ответы детей)

Список используемой литературы.

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б..Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-пресс», 2007. – 144с.
  2. Козлова С.А, Дошкольная педагогика., 2008. – 416 с.
  3. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Клмаровой, М.А.Васильевой. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускное представление в подготовительной логопедической группе "Приключения Вовки в Тридевятом царстве"

Выпускное представление подготовлено и проведено совместно с музыкальным руководителем. В подготовке костюмов, атрибутов и декораций принимали участие педагоги группы и родители....

Выпускной праздник в детском саду "Вовка в тридевятом царстве"

Менее двух месяцев остается до проведения в детском саду выпускного праздника. Данный материал подготовлен для проведения праздника в старше-подготовительной группе детского сада в количестве 15 ...

Сценарий сказки "Вовка в Тридевятом царстве, в Пушкинсом государстве" для детей старшего дошкольного возраста

Сказка "Вовка в Тридевятом царстве" с использованием отрывков из произведений А.С. Пушкина...

Выпускной бал «Вовка в стране Сказок» (По мотивам сказки «Вовка в тридевятом царстве»)

Ах, какой сегодня день —Грустный и веселый.До свиданья, детский сад!Здравствуй, школа!...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "Поможем Вовке вернуться домой" по сказке " Вовка в Тридевятом Царстве"

Программные цели: Учить различать геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, четырёхугольник, многоугольник.), видеть форму знакомых геометрических фигур в окружающих предметах.С помощью графиче...