Взаимодействие педагога с семьями воспитанников по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
статья по обж (старшая группа)
Дети, имеющие нарушение зрения испытывают больше трудностей, чем нормально видящие дети. Дети с нарушением зрения развиваются, особенно, в отличие от здоровых сверстников. Это связано с тем, что недостаток развития зрительного анализатора обуславливает возникновение ряда вторичных отклонений, связанных с ослабление познавательных процессов (восприятия, воображения, наглядно-образного мышления) и изменениями в физическом развитии, в том числе и двигательных функций (нарушаются быстрота, точность, координация, темп движений, соразмерность двигательных актов и др.), ограничивается овладение социальным опытом.
Дети - это не только маленькие пешеходы, но и причина многих дорожно-транспортных происшествий. Приводит к этому незнание элементарных Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.
Дети дошкольного возраста мало считаются с реальными опасностями на дороге. Они не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя ловкими и быстрыми. У них ещё нет способности, предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившемся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают, что можно выехать на проезжую часть дороги на детском велосипеде или затеять здесь весёлую игру. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и Правилам дорожного движения.
Наш детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением зрения расположен в Кировском районе с интенсивным движением автомобилей, поэтому необходимость обучения детей Правилам дорожного движения подсказана сама собой. Наибольшей опасности на дорогах подвергаются дети с ограниченными возможностями здоровья, в частности с ослабленным зрением. Дети с нарушением зрения – это особая категория пешеходов и пассажиров. Таких детей отличает ряд особенностей: измененный процесс зрительного восприятия (нечеткость, фрагментность, схематизм образа окружающей действительности, затрудненная ориентация в пространстве, затруднения в видении предметов и объектов в пространстве. Отклонения в развитии двигательной сферы (снижает двигательную активность и осложняет ориентирование, ослаблено боковое зрение, полное доверие своему искаженному зрению). Дети с нарушением зрения могут не видеть приближающийся транспорт, «зебру», плохо различают дорожные знаки, их цвет, форму и начать не правильно действовать. Они могут недостаточно быстро и правильно реагировать в сложившейся ситуации, совершать ошибки из-за невнимательности.
Закрепить у детей знание Правил дорожного движения поможет совместная работа детского сада и семьи. Единые требования воспитателей и родителей обеспечивают у детей образование прочных навыков поведения на улице. Одной из форм работы с родителями являются:
- Родительские собрания «Роль семьи в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма». На которых воспитатели знакомят родителей с программными требованиями по обучению детей ПДД, говорят о важности примера взрослых, о необходимости соблюдения правил поведения на улице. Любое незначительное нарушение, допущенное взрослыми, является плохим примером для ребёнка.
- Привлекаем к изготовлению атрибутов и пособий для проведения игр, выполнению различных заданий с детьми.
- Проводятся индивидуальные беседы с родителями, которые позволяют воспитателю установить тесный контакт с семьёй, дифференцированно подойти к каждому ребёнку, учитывая его интересы, физическое состояние.
- Анкетирование «Я и мой ребенок на улице города», которое проводилось на нашей группе. В анкете необходимо ответить на ряд вопросов, которые помогли узнать, насколько дети знают и умеют пользоваться Правилами дорожного движения.
- Консультации по Правилам дорожного движения: «Азбука пешехода», «Безопасность детей в период зимних каникул», «Внимание, дети!».
- В родительских уголках оформляются наглядно-информационные стенды «Внимание – дети!».
- Раздаются памятки «По обучению детей Правилам дорожного движения», «Дорожная азбука», «Правила безопасного поведения на улице», «Осторожно, гололёд», «Правила перевозки детей в автомобиле».
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой мы стараемся доказать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Одна из форм работы с родителями представлена памятка по Правилам дорожного движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_t._n.s.doc | 230.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие педагога с семьями воспитанников по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Тарола Надежда Сергеевна
воспитатель
высшая квалификационная категория
Дети, имеющие нарушение зрения испытывают больше трудностей, чем нормально видящие дети. Дети с нарушением зрения развиваются, особенно, в отличие от здоровых сверстников. Это связано с тем, что недостаток развития зрительного анализатора обуславливает возникновение ряда вторичных отклонений, связанных с ослабление познавательных процессов (восприятия, воображения, наглядно-образного мышления) и изменениями в физическом развитии, в том числе и двигательных функций (нарушаются быстрота, точность, координация, темп движений, соразмерность двигательных актов и др.), ограничивается овладение социальным опытом.
Дети - это не только маленькие пешеходы, но и причина многих дорожно-транспортных происшествий. Приводит к этому незнание элементарных Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.
Дети дошкольного возраста мало считаются с реальными опасностями на дороге. Они не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя ловкими и быстрыми. У них ещё нет способности, предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившемся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают, что можно выехать на проезжую часть дороги на детском велосипеде или затеять здесь весёлую игру. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и Правилам дорожного движения.
Наш детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением зрения расположен в Кировском районе с интенсивным движением автомобилей, поэтому необходимость обучения детей Правилам дорожного движения подсказана сама собой. Наибольшей опасности на дорогах подвергаются дети с ограниченными возможностями здоровья, в частности с ослабленным зрением. Дети с нарушением зрения – это особая категория пешеходов и пассажиров. Таких детей отличает ряд особенностей: измененный процесс зрительного восприятия (нечеткость, фрагментность, схематизм образа окружающей действительности, затрудненная ориентация в пространстве, затруднения в видении предметов и объектов в пространстве. Отклонения в развитии двигательной сферы (снижает двигательную активность и осложняет ориентирование, ослаблено боковое зрение, полное доверие своему искаженному зрению). Дети с нарушением зрения могут не видеть приближающийся транспорт, «зебру», плохо различают дорожные знаки, их цвет, форму и начать не правильно действовать. Они могут недостаточно быстро и правильно реагировать в сложившейся ситуации, совершать ошибки из-за невнимательности.
Закрепить у детей знание Правил дорожного движения поможет совместная работа детского сада и семьи. Единые требования воспитателей и родителей обеспечивают у детей образование прочных навыков поведения на улице. Одной из форм работы с родителями являются:
- Родительские собрания «Роль семьи в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма». На которых воспитатели знакомят родителей с программными требованиями по обучению детей ПДД, говорят о важности примера взрослых, о необходимости соблюдения правил поведения на улице. Любое незначительное нарушение, допущенное взрослыми, является плохим примером для ребёнка.
- Привлекаем к изготовлению атрибутов и пособий для проведения игр, выполнению различных заданий с детьми.
- Проводятся индивидуальные беседы с родителями, которые позволяют воспитателю установить тесный контакт с семьёй, дифференцированно подойти к каждому ребёнку, учитывая его интересы, физическое состояние.
- Анкетирование «Я и мой ребенок на улице города», которое проводилось на нашей группе. В анкете необходимо ответить на ряд вопросов, которые помогли узнать, насколько дети знают и умеют пользоваться Правилами дорожного движения.
- Консультации по Правилам дорожного движения: «Азбука пешехода», «Безопасность детей в период зимних каникул», «Внимание, дети!».
- В родительских уголках оформляются наглядно-информационные стенды «Внимание – дети!».
- Раздаются памятки «По обучению детей Правилам дорожного движения», «Дорожная азбука», «Правила безопасного поведения на улице», «Осторожно, гололёд», «Правила перевозки детей в автомобиле».
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой мы стараемся доказать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Одна из форм работы с родителями представлена памятка по Правилам дорожного движения.
Памятка родителям по Правилам Дорожного Движения.
Родители – активные помощники педагогов в формировании у детей с нарушением зрения дисциплинированного поведения на улице, соблюдения ими правил безопасности.
1. Необходимо учить детей не только соблюдать Правила дорожного движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения - наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям. Многие родители не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению на дороге.
2. Находясь с ребенком на проезжей части дороги, не спешите, переходите ее размеренным шагом. Ни в коем случае нельзя бежать! Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и соблюдать правила безопасности.
3. Не посылайте ребенка переходить или перебегать проезжую часть дороги впереди вас - этим вы обучаете его переходить проезжую часть дороги, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым при попытке вырваться - это типичная причина несчастных случаев.
4. Учите ребенка смотреть! У ребенка должен выработаться твердый навык: прежде, чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.
5. Начинать движение через проезжую часть дороги на зеленый сигнал светофора, можно только убедившись, что все машины остановились.
6. Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения автомобиля. Научите ребенка определять, какой автомобиль едет прямо, а какой готовится к повороту.
7. Учите ребенка замечать автомобиль. Иногда ребенок не замечает автомобиль или мотоцикл, находящийся вдалеке. Научите его всматриваться вдаль.
8. Твердо усвойте сами и научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит. Объясните ребенку, что нельзя прыгать на ходу.
9. Выходить на проезжую часть дороги из-за стоящего транспорта нельзя!
10. Составьте для ребенка "Маршрутный лист" от дома до школы. Помните, необходимо выбрать не самый короткий, а самый безопасный путь. Несколько раз пройдите этот путь вместе с сыном или дочерью, убедитесь, что ребенок твердо усвоил этот путь.
Вывод: Все эти понятия ребенок усвоит более прочно, если его знакомят с Правилами дорожного движения систематически, ненавязчиво. Используйте для этого соответствующие ситуации на улице во дворе, по дороге в детский сад. Находясь с малышом на улице полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом, пешеходами. Например, почему в данный момент нельзя перейти проезжую часть, какие на этот случай существуют правила для пешеходов и автомобилей, укажите на нарушителей, отметив, что они нарушают правила, рискуя попасть под движущиеся транспортные средства.
Чтобы развить у ребенка зрительную память, закрепить зрительные впечатления, предложите малышу, возвращаясь с ним из детского сада, самому найти дорогу домой, или наоборот, привести вас утром в детский сад. Не запугивайте ребенка улицей – панический страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность! Полезно читать ребенку стихи о Правилах дорожного движения и показывать рисунки с дорожными знаками и различными дорожными ситуациями. Купите ребенку игрушечные автомобили, автобусы, светофоры, фигурки регулировщиков и организуйте игры по придуманным вами сюжетам, отражающим различные ситуации на улице. Игра хорошее средство обучения ребенка дорожной грамоте. Помните! Ребенок учится законам улицы, беря пример с вас – родителей, других взрослых. Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей. Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах!
Список литературы
1. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Безопасность на улицах и дорогах» Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста / – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», - 2003.
2. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящих детей, детей с амблиопией, с косоглазием) в детском саду.
3. Н. М. Бутырина, С. Ю. Боруха, Т. Ю. Гущина «Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей» учебно-методическое пособие / – М., - 2004.
4. Т. Г. Хромцова «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице» Учебное пособие /– М.: Центр педагогического образования, - 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации работы с воспитанниками по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма.
Содержание 1. Аннотация2. Введение3. Цель4. Задачи5. Ожидаемый результат6. Организация ...
Методические рекомендации по организации работы с воспитанниками по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма.
Методические рекомендации по ПДД...
Консультация для педагогов «Целевые прогулки как форма профилактики детского дорожно-транспортного травматизма»
Целевые прогулки направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях по ПДД в группах. В каждой из возрастных групп целевые прогулки по обучению...
Использование театрализации в работе с воспитанниками по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма
Цель данной работы - совершенствование методов и форм работы по пропаганде безопасности дорожного движения и профилактик...
Родительское собрание «Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» во второй младшей группе
Родительское собрание по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в младшей группе актуально и жизненно необходимо родителям для обучения детей правилам дорожного движения детей....
Презентация для педагогов ДОУ "Система работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма"
Презентация для педагогов работающих по проблеме безопасного поведения детей на дороге. В данной презентации представлен опыт работы педагогов по данной теме....
Социальное партнерство ДОУ с семьями воспитанников по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Материал из опыта работы ДОУ по взаимодействию с семьей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма....