Формирование психологической безопасности у будущего школьника
методическая разработка по обж (подготовительная группа)

Юлия Константиновна Ковальчук

Формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе традиционно рассматривается как одна из важнейших задач дошкольного воспитания.  Но эта задача не является единственной в нашей работе. Очень важно также обеспечить эмоциональное благополучие  и максимально возможное общее развитие ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx20.92 КБ
Файл prezentatsiya_psihologicheskaya_bezopasnost_doshkolnikov.pptx213.91 КБ

Предварительный просмотр:

       Формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе традиционно рассматривается как одна из важнейших задач дошкольного воспитания.  Но эта задача не является единственной в нашей работе. Очень важно также обеспечить эмоциональное благополучие  и максимально возможное общее развитие ребенка.

Основные принципы, определяющие успешность воспитания детей дошкольного возраста:

  • Любите своего ребенка! Радуйтесь его присутствию, принимайте его таким, каков он есть! Для ребенка главным признаком того, что его любят, является особое время с мамой и папой, интерес родителей к его деятельности, их поощряющие  улыбки и слова о том, что они его любят, тактильный и зрительный контакт.
  • Будьте добрым примером для своего ребенка! Прививайте ему уважение к культуре своего народа, традиционным ценностям.  Ребенку необходим такой домашний очаг, его семья дружна, где  уважают и любят стариков, где поддерживают тесные и искренние связи со всеми родственниками и друзьями, где готовы мириться с недостатками другого человека и помогать в их исправлении.
  • Играйте со своим ребенком! Играйте так, как ему нравится. Принимайте его игры всерьез. Через игры взгляните на других и на себя.  Используйте принцип сотворчества взрослого и ребенка, применяя приемы прогнозирования и обсуждения возможных последствий поведения ребенка.
  • Трудитесь со своим ребенком! Разрешайте ему принять участие в вашей работе. Помогите ему усвоить алгоритм трудового действия. Используйте принцип оценки того, что сделано успешно ребенком, а не того, что ребенок не смог или не успел сделать.
  • Позвольте ребенку приобретать желанный опыт, пусть даже не безболезненно, но самостоятельно! Ребенок признает только такой опыт, который он пережил лично. Используйте метод эмоционального предвосхищения последствий ситуации, его проигрывания в игре. Чрезмерно оберегаемый ребенок, застрахованный от любой опасности, нередко выпадает из жизни своих сверстников и становится объектом их насмешек или жалости.
  • Покажите ребенку возможности и пределы человеческой свободы! Создавайте ситуации борьбы мотивов: «как ты хочешь поступить? А как  можно поступить по – другому? Родители обязаны следить за поведение ребенка и направлять его таким образом, чтобы его поступки не причиняли ущерба ни ему самому, ни другим. При этом следует помнить, что методы наказания воспитывают хуже, чем методы поощрения и стимулирования,  однако,  в случае необходимости, следует воспитывать уважения к правилам посредством  и наказания, но без злости и раздражения взрослого.
  • Ждите от ребенка только таких мнений и оценок, на какие он способен  в соответствии с возрастом и собственным опытом! Требуйте от него собственного мнения или самостоятельного вывода только в том случае, когда он способен на это в соответствии с накопленным опытом. Используйте метод логических последствий, помогая ребенку соотнести причину и следствие своих поступков и жизненных обстоятельств.
  • Предоставляй ребенку возможность таких переживаний, которые будут иметь ценность воспоминаний! В первую очередь, на перевод переживаний в ранг ценных воспоминаний оказывают совместные семейные традиции.

Одним из видов безопасности является социально – психологическая безопасность ребенка.  Говоря про безопасность дошкольника как личности, мы имеем в виду сохранение стабильности его самочувствия в ежедневной жизни, эмоциональный комфорт, уверенность в благополучии, отсутствие репрессий, социальных конфликтов. Личная безопасность соотносится с состоянием, чувствами, переживаниями формирующейся личности, отношением ребенка к своему статусу среди значимых людей.

Психологическая безопасность – это состояние защищенности ребенка от угроз  его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию.

Дошкольный возраст – это период формирования и активного развития адаптационных механизмов личности, которые помогают справляться с ежедневными стрессовыми обстоятельствами жизни, приспособиться, сохранив устойчивость в экстремальных, кризисных ситуациях.  Любое притеснение, попытка заставить ребенка сделать что – либо против его воли порождают сопротивление, которое может быть внутренним и внешним. Внутреннее сопротивление проявляется как уход от контактов с другими людьми, внешнее –  в виде нарушения дисциплины.

Психологическая защищенность – это не устранение всех угроз и травмирующих событий, а возможность совладать с ними, это высокий уровень сопротивляемости и устойчивости.

Аспекты психологической безопасности:

  1. Состояние образовательной среды, в которой ребенок знает, где, что лежит и может играть с любой игрушкой. Это группа, в которой ребенок по своему желанию может поменять окружающую среду.
  2. Особая система межличностных отношений, при которой ребенок доверяет взрослому и чувствует себя в безопасности.
  3. Особая система мер, направленных на предотвращение угроз продуктивному устойчивому развитию личности.

Взрослым следует больше внимания  уделять проявлениям социальной активности, связанной с вероятной опасностью для ребенка, особенно таких, как:

 - адаптация к новым условиям жизни;

 - особенности принятия новых правил и норм;

 - определение своего места в кругу сверстников;

 - доведение своей авторитетности другим;

 - разрешение конфликтных и спорных ситуаций;

 - детские жалобы;

 - проявления «дедовщины»

 - способность признавать свои недостатки и преимущества других.

Также  следует воспитывать у детей умение выполнять обещания, дружелюбие, верность и преданность, справедливость. Следует внимательно относиться к проявлениям самоутверждения, отстаивания собственного достоинства.

Правила психологической безопасности для дошкольников:

  • Не существует таких ситуаций, из которых нельзя найти выход!
  • Ошибки – шаг к победе! Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает!
  • Пытайся себя успокоить. Это просто: «зато…» - пытайся увидеть позитив даже в неудаче!
  • Попробуй рассказать про свои переживания близкому человеку.
  • Всегда надейся на успех. Хорошее начало порождает хороший конец!
  • Радуйся успехам других!

Притча Бруно Ферреро "Счёт".

Как-то вечером, когда мама хлопотала на кухне, к ней подошёл одиннадцатилетний сын с листочком бумаги в руках. Напустив на себя официальный вид, мальчик подал листочек маме. Вытерев руки о фартук, мама начала читать:

Счёт за мой труд:

 За подметание двора – 5 лир

 За уборку в моей комнате – 10 лир

За покупку молока – 1 лира

 Присмотр за сестричкою (три раза) – 15 лир

 За двухразовое получение наивысшей оценки – 10 лир

 За вынесение мусора каждый вечер – 7 лир

 Итого – 48 лир.

 Закончив читать, мама нежно глянула на сына, взяла ручку и на обратной стороне листа написала:

 За то, что носила тебя в своём лоне 9 месяцев – 0 лир

 За все ночи, которые провела возле твоей кроватки, когда ты болел – 0 лир

 За все те часы, когда успокаивала и забавляла тебя, чтобы ты не грустил – 0 лир

 За все те слёзы, что вытирала из твоих глаз – 0 лир

 За всё, чему учила тебя каждый день – 0 лир

 За все завтраки, обеды, ужины и бутерброды в школу – 0 лир.

 За жизнь, которую посвящаю тебе каждый день – 0 лир.

 Итого – 0 лир.

 Закончив писать, мама, нежно улыбаясь, подала листочек сыну. Мальчик внимательно прочитал написанное, и две огромные слезы покатились по его щекам. Он перевернул лист и на своём счёте написал: «Оплачено», потом обхватил маму за шею и прислонился, пряча лицо…  Когда в личных и родственных отношениях начинают подводить счёты, всё заканчивается, ибо любовь – бескорыстна и не поддаётся расчётам, в другом случае её просто не существует.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социально – психологическая безопасность детей дошкольного возраста Подготовила педагог – психолог – Ковальчук Ю.К.

Слайд 2

Основные принципы, определяющие успешность воспитания детей дошкольного возраста

Слайд 3

Любите своего ребенка! Радуйтесь его присутствию, принимай его таким, каков он есть ! Будьте добрым примером для своего ребенка ! Позвольте ребенку приобретать желанный опыт, пусть даже не безболезненно, но самостоятельно

Слайд 4

Играйте со своим ребенком! Принимайте его игры всерьез, войдите через них в картину его мира и взгляни на других и себя его глазами . Трудитесь со своим ребенком! Помогите ему усвоить алгоритм трудового действия!

Слайд 5

Ждите от ребенка только таких мнений и оценок, на какие он способен в соответствии с возрастом и собственным опытом ! Предоставляйте ребенку возможность таких переживаний, которые будут иметь ценность воспоминаний ! Покажите ребенку возможности и пределы человеческой свободы!

Слайд 6

Безопасность дошкольника как личности – это сохранение стабильности его самочувствия в ежедневной жизни, эмоциональный комфорт, уверенность в благополучии, отсутствие угроз, репрессий, социальных конфликтов.

Слайд 7

Психологическая безопасность – это состояние защищенности ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению .

Слайд 8

Внутреннее сопротивление проявляется как уход от контактов с другими детьми Любое притеснение порождает сопротивление Внешнее сопротивление проявляется в виде нарушения дисциплины

Слайд 9

Психологическая защищенность – это не устранение всех угроз и травмирующих событий, а возможность совладать с ними, это высокий уровень сопротивляемости и устойчивости.

Слайд 10

Состояние образовательной среды Особая система межличностных отношений Система мер, направленных на предотвращение угроз продуктивному устойчивому развитию личности Аспекты психологической безопасности

Слайд 11

Проявления социальной активности, связанные с вероятной опасностью для ребенка Способность признавать свои недостатки Адаптация к новым условиям жизни Определение своего места в кругу сверстников Поведение во время соглашения разных позиций Принятие новых правил и норм Детские жалобы и конфликтные ситуации

Слайд 12

www.themegallery.com Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение будущего школьника

• мотивационная (личностная готовность)    - наличие у ребенка желания учиться;  •интеллектуальная (умственная готовность)     - наличие у ребенка кругозора, запаса...

Презентация "Безопасность будущего школьника"

В презентации рассматриваются основные понятия по правилам безопасности для детей старшего дошкольного возраста....

«Психологические основы грамотности будущих школьников».

Материал подготовлен для педагогов дошкольных учреждений на основе рекомендаций и исследований, указанных в книге "Как помочь слабоуспевающемк школьнику", автор-составитель  Н. П. Локал...

Информационный, практико-ориентированный проект для детей 6-7лет «Будущему школьнику - безопасная дорога!»

Название проекта «Будущему школьнику -  безопасная дорога!»Автор проекта Чуприна Наталья Эдуардовна- воспитатель высшей категории.Вид проекта: социально-значимыйПродолжительность прое...

«Формирование психологической безопасности ребенка»

        Психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни. Родителям важно помнить о том, как можно избежать психологического ...

Рекомендации для родителей*Занимательные игры и упражнения для подготовки будущего школьника*,*Мотивационная готовность будущего школьника*

 В преддверии школьного обучения у родителей возникают множество вопросов:как подготовить ребенка к школе,что влючает в себя понятие* готовность к школьному  обучению*?И так, психолог...