«Психологические основы грамотности будущих школьников».
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Азарова Наталья Владимировна

Материал подготовлен для педагогов дошкольных учреждений на основе рекомендаций и исследований, указанных в книге "Как помочь слабоуспевающемк школьнику", автор-составитель  Н. П. Локалова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл формирование грамотности22.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Психологические основы грамотности будущих школьников». Азарова Н.В.

Среди педагогов и родителей известен факт, что количество трудностей в обучении школьников неуклонно растет. По данным различных исследований  достаточно заметные затруднения в обучении по тем пли иным причинам испытывают от 15 до 60% учащихся начальных классов общеобразовательной школы; причем для более, чем 50% неуспевающих школьников, характерна задержка психического развития, чаще всего имеющая церебрально-органическое происхождение. Таким образом,  необходимая помощь в профилактике и диагностике трудностей в обучении вылилась в приоритетное направление среди всех задач, решаемых педагогами, в особенности, практическим психологом в ходе своей деятельности.

        Психологические основы грамотности включают в себя ряд компонентов, которые начинают закладываться на этапе внутриутробного развития и развиваются на протяжении всего дошкольного и младшего школьного возраста. Таким образом, базовой составляющей развития грамотности  детей, так же, как и развития в целом, являются факторы здоровья родителей, благоприятного протекания беременности, родов и условия раннего развития ребёнка.

                Большая часть трудностей в овладении грамотностью проявляется в дошкольном возрасте как особенности психологического, эмоционально-волевого, личностного и речевого развития.  На основе выделенных затруднений предложены методы их профилактики и преодоления.

        В ходе детального изучения содержания этих таблиц, были выделены наиболее характерные признаки:  

        

Феноменология трудностей

Возможные психологические причины и меры предотвращения

Низкий уровень развития фонематического слуха - проявляется как недостаточно чёткое различение схожих по звучанию звуков и фонем, а, в последствии - пропусками букв на письме, перестановками

1. Тесты с различением и выбором фонем.  Упражнения на развитие звуко-буквенного анализа.

2. Несформированность приемов самоконтроля, умения действовать по правилу.

3. Низкий уровень объема и распределения внимания

4. Низкий уровень развития кратковременной памяти

5. Слабое развитие фонематического слуха

6. Другие психологические причины

Неразвитость орфографической зоркости (19,0%)

проявляется как неумение находить и исправлять

собственные ошибки (в рисовании с образца, копировании, при выполнении узоров и т.д.)

1. Низкий уровень развития произвольности

2.Несформированность приемов учебной

деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу)

3. Низкий уровень объема и распределения внимания

4. Низкий уровень развития кратковременной памяти

5. Слабое развитие фонематического слуха

6. Другие психологические причины

 Невнимателен и рассеян (17,0%)

1. Низкий уровень развития произвольности – игры с правилами, в том числе настольные игры,  инструкции, планы, игры на развитие произвольной сферы.

2. Низкий уровень объема внимания – игры на развитие внимания, словесные и на зрительной основе

3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания – игры-лабиринты, путанки, узоры

4. Преобладающая мотивация учения — игровая. Приобщение к учебной деятельности через повышение учебной мотивации, игры в школу и т.п.

5. Другие психологические причины

Испытывает трудности при решении математических задач (14,8%)

1. Низкий уровень развития общего интеллекта – консультация психоневролога.

2. Слабое понимание грамматических конструкций – работа с использованием графического плана, значков и т.д

3. Несформированность умения ориентироваться на систему признаков – упражнения на развитие анализа и синтеза, сравнений, работа с использованием условных обозначений.

4. Низкий уровень развития образного мышления

5. Другие психологические причины

Испытывает затруднения при пересказывании текста(13,5%)

1. Несформированность умения планировать свои действия – совместное пошаговое составление алгоритмов действий, инструкций,

2. Слабое развитие логического запоминания – игры-умозаключения, игры-перессказы с неоконченными заклячениями, вопросно-ответные беседы и т.п.

3. Низкий уровень речевого развития

использование наглядной опоры – совместное составление алгоритмов на зрительной основе, составление рассказов по картинке, рассказы-описания..

4. Низкий уровень развития образного мышления – игры-загадки, игры типа «Изобрази и угадай», «Угадай по голосу», «Угадай по признакам, по описанию» и т.д

5. Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации)  - работа с текстами, вопросно-ответная беседа и т.д

6. Заниженная самооценка – психологическая поддержка, повышение самооценки через отношение к продуктам деятельности, поощрений, песед и т.д

7. Другие психологические причины

Неусидчив (13,1%)

1. Низкий уровень развития произвольности

2. Индивидуально-типологические особенности личности

3. Низкий уровень развития волевой сферы

4. Другие психологические причины

Трудно понимает объяснение с первого раза

(12,7%)

1. Несформированность приемов учебной деятельности

2. Слабая концентрация внимания

3. Низкий уровень развития восприятия

4. Низкий уровень развития произвольности

5. Низкий уровень развития общего интеллекта

6. Другие психологические причины

 Постоянная грязь в тетради (11,5%)

1. Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук

2. Несформированность приемов учебной деятельности

3. Недостаточный объем внимания

4. Низкий уровень развития кратковременной памяти

5. Другие психологические причины

Постоянно переспрашивает педагога (6,4%)

1. Низкий уровень объема внимания

2. Слабая концентрация и устойчивость внимания

3. Низкий уровень развития переключения внимания

4. Низкий уровень развития кратковременной памяти

5. Низкий уровень развития произвольности

Плохо ориентируется в тетради

(5,5%)

1. Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве

2. Низкий уровень развития произвольности

3. Слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук

4. Другие психологические причины

Поднимает руку, а при ответе молчит (4,9%)

1. Несформированность отношения к себе как к ученикуу

2. Заниженная самооценка

3. Низкий уровень развития произвольности

4. Другие психологические причины

19. Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест (4,7%)

1. Преобладающая мотивация учения — игровая

2. Индивидуально-типологические особенности личности

3. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания

4. Низкий уровень развития произвольности

5. Несформированность приемов учебной деятельности

6. Другие психологические причины

        В заключении можно отметить, что работу над приобщением детей к грамотности следует начинать как можно раньше,  вовлекать родителей, предоставляя им информацию на родительских собраниях и в информационных уголках. Желательно  обращать внимание родителей на тему занятий в детском саду, речевое наполнение темы и основных трудностей воспитанников.  Тесное сотрудничество педагогов с родителями и специалистами оказывает большое влияние на профилактику и преодоление речевых нарушений  воспитанников.

                                              Материал подготовлен для педагогов дошкольных учреждений с учётом

                                         рекомендаций, и практических  упражнений, «Как помочь слабоуспевающему школьнику», автор-составитель  Локалова Н.П.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные способы изодеятельности как средство развития мелкой моторики будущего школьника

При организации работы с детьми по изодеятельности важно стимулировать проявление самостоятельности и творчества....

Психологическое сопровождение будущего школьника

• мотивационная (личностная готовность)    - наличие у ребенка желания учиться;  •интеллектуальная (умственная готовность)     - наличие у ребенка кругозора, запаса...

Психологическая акция "Психологическое здоровье-уверенное будущее" 2017

Цель: содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личност...

Формирование психологической безопасности у будущего школьника

Формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе традиционно рассматривается как одна из важнейших задач дошкольного воспитания.  Но эта задача не является единственной в нашей ...

Рекомендации для родителей*Занимательные игры и упражнения для подготовки будущего школьника*,*Мотивационная готовность будущего школьника*

 В преддверии школьного обучения у родителей возникают множество вопросов:как подготовить ребенка к школе,что влючает в себя понятие* готовность к школьному  обучению*?И так, психолог...

Тематическое планирование психологических занятий педагога – психолога с детьми 6-7 лет по психологической программе «Приключения будущих первоклассников», Н.Ю. Куражева, И.А. Козлова

Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувст...