Конспект непрерывной образовательной деятельности по ОО «Социально-коммуникативное развитие» по основам безопасности дорожного движения для детей старшей группы с ОВЗ: «Нужно всем участникам движения соблюдать законы уважения!»
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Хадкова Елена Альбертовна

Формирование у детей навыки осознанного безопасного поведения на улице, в транспорте.

Систематизирование знаний детей о правилах поведения и культуре общения в транспорте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pdd_konspekt_starshaya_2019.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №78 комбинированного вида Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ОО «Социально-коммуникативное развитие» по основам безопасности дорожного движения для детей старшей группы с ОВЗ: «Нужно всем участникам движения соблюдать законы уважения!»

Воспитатели:

Бойцун Н.Г.

Хадкова Е.А.

Учитель-логопед:

Астапова Ю.А.

2019г.

Цель: формировать у детей навыки осознанного безопасного поведения на улице, в транспорте.

Задачи.

Образовательные:

- расширять и закреплять знания детей о правилах поведения на улицах города, о правилах дорожного движения;

-уточнять знания о значении слов, расширять активный и пассивный словарь детей;

-формировать навык языкового анализа и синтеза;

-формировать грамматически правильную речь детей (умение согласовывать части речи друг с другом);

-формировать умение заменять ласковые названия на обычные (в той же форме);

- систематизировать знания детей о правилах поведения и культуре общения в транспорте.

Развивающие:

- развивать свободное общение детей с взрослыми и сверстниками в процессе освоения способов безопасного поведения;

- развитие фонематического  восприятия;

- развитие воображения;

-продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.

Воспитательные: 

-воспитывать умение применять полученные знания, навыки в повседневной жизни;

- воспитывать у детей ответственность за свою безопасность на улице, в транспорте;

-развивать способность к регуляции поведения, совершенствовать навык работы в группе;

-развивать способность строго следовать инструкции;

-развивать самоконтроль за речью.

Здоровьесберегающие:

-профилактика нарушения зрения;

-произвольная дифференцированная релаксация.

Материал для занятия.

- демонстрационный материал: сюжетные картинки, изображающие различные ситуации на улицах города и в городском транспорте, картинки «дорожные знаки», схематическая картинка «Машина»,  мнемотаблицы по правилам безопасного поведения на улице, в транспорте.

Предварительная работа:

- чтение:  С.Маршак «Вот какой рассеянный»; А.Северный «Светофор»; Я.Пишумов «Самый лучший переход», «Дорожная азбука»; «Посмотрите, постовой…»; С.Михалков «Моя улица», «Скверная история»; Р.Фархади «Светофор»; В.Семернин «Запрещается – разрешается»; О.Бедарев «Если бы»; Н. Кончаловская «Самокат»; С.Волков «Про правила дорожного движения»; М.Дружинина «Наш друг светофор»; Г.Шалаева «Безопасная улица»; А.Усачев «Этикет. Правила дорожного движения и уважения»; А.Добрушин «Как уберечь детей от опасности при переходе улицы».

- рассматривание: альбом «Правила и безопасность дорожного движения» О.А.Скоролупова; альбом «Безопасность на улицах и дорогах» Н.Н. Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина.

- просмотр видеозаписи: «Мультсериал для всей семьи. Смешарики. Азбука безопасности».

Ход занятия.

 Организационный момент.

1. Психомышечная тренировка, этюд «Ладошки».

- Мы ладошку к ладошке сложили

И друг другу тепло подарили.

Будем все заниматься, играть,

Чтобы умными, добрыми стать!

Инструкция: дети становятся в круг на небольшом расстоянии друг от друга, соединяют свои ладони с ладонями соседа, медленно поворачивают голову влево – вправо, улыбаются.

2. Сообщение темы совместной деятельности.

Воспитатель: «Дорожная азбука» Я. Пишумов

Город, в котором мы с вами живем, можно по праву сравнить с букварем.

Вот она, азбука, - над головой знаки развешаны вдоль мостовой.

Азбука улиц, проспектов, дорог – город всё время даёт нам урок.

Азбуку города помним всегда, чтоб не случилась с нами беда.

- Ребята, вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить? (что нужно знать, каким нужно быть, чтобы не нарушать законы уличного движения).

 -  Жил человек рассеянный

  На улице Бассейной

  Сел он утром на кровать,

  Стал рубашку надевать,

  В рукава просунул руки –

  Оказалось, это брюки.

  Вот какой рассеянный

  С улицы Бассейной!

(Вход Рассеянного с улицы Бассейной.)

Рассеянный: 

- Надевать Я стал пальто –

  Говорили мне: (Дети отвечают) не то.

  Стал натягивать гамаши –

  Говорили мне: (Дети отвечают) не ваши.

Дети:

- Вот какой рассеянный

   С улицы Бассейной!

Рассеянный:

Вместо шапки на ходу

Я надел сковороду.

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки.

Дети:

- Вот какой рассеянный

  С улицы Бассейной!

Основная часть:

Рассеянный: Ребята, я совсем запутался, не ориентируюсь в городе: как ходить по дороге, ехать в транспорте, вы мне поможете? Что мне делать, как вести себя на улице?

Воспитатель:  В нашем большом городе все движение – и людей, и транспорта – подчинено строгим правилам, правилам дорожного движения. Мы с вами – участники дорожного движения и ты, Рассеянный, тоже участник дорожного движения. Ребята, поможем Рассеянному запомнить правила безопасности? Посмотрите на таблицу, расскажите, как нужно ходить по улице?

Дети:

*идти спокойным шагом только по тротуару, придерживаясь правой стороны,

*нельзя играть, кататься на роликах, коньках, санках, велосипедах на дороге,

*без взрослых на дорогу выходить нельзя, идти со взрослым за руку – не вырываться, не сходить с тротуара,

*нужно быть чутким, внимательным, отзывчивым, оказывать помощь друг другу. (МНЕМОТАБЛИЦЫ)

Воспитатель: Правильно и поэтому приглашаю всех поиграть и узнать, насколько вы внимательны.

(1)Упражнение на развитие внимания и способности к саморегуляции. Игра «Шаги и хлопки».

Инструкция. Идите к выходу по моим сигналам. Встаньте ко мне спиной, лицом к выходу. Не оглядываясь на меня, внимательно слушайте, как я буду хлопать в ладоши. Если я хлопаю громко, вы делаете большие шаги в соответствии с количеством громких хлопков, если хлопки тихие, то шаги маленькие. (В комбинации не более 3-4 хлопков, например 2 громких, 1 тихий и т.п.)

- Молодцы, все были внимательны.

Рассеянный: Когда я вышел на улицу, увидел много транспорта.

- И вот, однажды в трамвае

  Я ехал на вокзал

 И, двери открывая,

 Вожатому сказал:

- Глубокоуважаемый

Вагоноуважатый!

Вагоноуважаемый

Глубокоуважатый!

Во что бы то ни стало

Мне надо выходить.

Нельзя ли у трамвала

Вокзай остановить?

Воспитатель: Что ты хотел сказать, тебя трудно понять.

Рассеянный: - Дети, послушайте меня и пожалуйста исправьте.

(2) (Дидактическая игра «Ошибки Рассеянного с улицы Бассейной»:

*Остановка громко называла кондуктора.

*От машины отъехал подъезд.

*Над вертолётом взлетел город.

*В самолёт полетело небо.

* К теплоходу подошла пристань.

Рассеянный: - А, теперь я понял, чтобы было всем понятно,  нужно говорить громко, не торопясь, правильно расставляя  слова в предложении по своим местам.

Воспитатель: Правильно Рассеянный, а ребята молодцы, что тебе помогли.

Рассеянный: Какие интересные картинки, я такие видел на улице, что это? (рассматривают большие дорожные знаки).

Воспитатель: Знаки делятся на: информационные, предупреждающие, запрещающие (с детьми обсуждаем назначение знаков).

Дети: Это дорожные знаки, они все нужны и важны.

Воспитатель: Ребята, покажем Рассеянному, где знаки стоят на улице.

(3)Дидактическая игра «Подбери знак к сюжетной ситуации» (дети подбирают дорожный знак в соответствии с сюжетом картинки)

Рассеянный: Я на трамвае уже ездил, а вот на этой остановке еще не был. («Автобус»)

Воспитатель: - Ребята, чтобы сесть в трамвай или автобус, троллейбус, нужно подойти к остановке – так называются определенные места на улице. Как их можно узнать? (показать соответствующие  дорожные знаки). Когда ждешь нужный тебе транспорт – какие правила надо знать?

Дети: 

*Нельзя стоять на самом краю тротуара: можно оступиться или зимой поскользнуться и попасть под колесо,

*в транспорт входить удобнее в среднюю и заднюю двери, а выходить из передней и средней. (МНЕМОТАБЛИЦЫ)

Воспитатель: - Ребята, давайте напомним всем, как надо вести себя в общественном транспорте?

Дети:

*Войти в транспорт спокойно, не отталкивая других пассажиров,

*в салоне автобуса (троллейбуса, трамвая) не бегать, не играть, громко не разговаривать, не кричать, мешая другим,

*если есть свободное место, сесть или усадить маму и сесть к ней на колени, нельзя становиться ногами на сиденье,

*если же свободного места нет, нужно удобно встать и крепко держаться руками за поручень, *нельзя высовываться из окон, высовывать руки или какие-нибудь предметы. (МНЕМОТАБЛИЦЫ)

(4)Динамическая пауза «Волшебники двора. Бибика» (выполняют движения под музыку)

Воспитатель: - Мы отдохнули, покатались на машине.

Дети:

 Движеньем полон город – бегут машины в ряд.

Цветные светофоры и день, и ночь горят.

И там, где днем трамваи звенят со всех сторон,

Нельзя ходить зевая, нельзя считать ворон. (мнемотаблица по стихотворению)

(5) Игровое упражнение «Дети на улицах города» с решением проблемных ситуаций.

Воспитатель: Предлагается детям и Рассеянному внимательно рассмотреть картинки и ответить на вопросы:

  1. «Автобусная остановка».

- Найдите пешеходов, которые не соблюдают правила поведения на улице?

- Как лучше всего поступить, если вы вышли из автобуса и вам нужно перейти улицу?

Рассеянный: Машину, автобус, троллейбус

Обязательно пропусти.

За машинами, что проезжают

По дороге, всегда ты следи.

  1. «Переход трамвайных путей».

- Какая опасность угрожает невнимательному пешеходу?

- Какой опасности подвергает свою жизнь мальчишка-шалун?

- Как лучше всего переходить трамвайные пути?

Рассеянный: Если ты из трамвая выходишь

И собрался его обойти,

Подожди, чтобы видеть,

Есть ли встречный трамвай на пути.

(6)Дидактическая игра «Переделай ласковые названия на обычные» (найти слова в предложениях с уменьшительно-ласкательной формой, и заменить их на обычную форму слова)

Воспитатель: - А теперь все вместе поиграем, вы найдете ласковые слова в предложении и поменяете их на обычные.

*Пешеход перешёл дорожку.

*Троллейбусик везёт нас по центру города.

*Трамвайчик мчится, весело постукивая колёсиками.

*Над городком пролетел вертолетик.

*Детишки весело выглядывали из окон автобусика.

(Дети выполняют задания вместе с Рассеянным. Рассеянный постоянно ошибается, дети его исправляют.)

3. Заключительная часть:

Воспитатель: Рассеянный, мы научили тебя ориентироваться в городе и как правильно переходить дорогу, и вести себя на улице?    

Рассеянный: Спасибо дети, вы очень помогли мне, я теперь знаю, что для безопасности на улицах города необходимо выполнять правила дорожного движения.

Дети: Нужно правила движенья выполнять без возраженья.

Воспитатель: Пешеходов полон город, в день любой и час любой! В детский сад идем и в школу, возвращаемся домой! Нас ходить дорога учит, и она не подведет. Каждый званье пусть получит – «образцовый пешеход»!

Воспитатель  и Рассеянный вручают детям медали «Знаток правил дорожного движения» Рассеянный прощается и уходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности (НОД) по социально-коммуникативному развитию «Занимательные приключения по дороге в библиотеку»

Целью данного занятия по социально-коммуникативному развитию является: закрепление знаний о правилах дорожного движения,  развитие  познавательных интересов детей среднего дошкольного возрас...

Конспект организованной образовательной деятельности в области социально - коммуникативного развития по основам безопасности с детьми старшей логопедической группы Тема: "Дорожные знаки"

Формировать знания детей от дорожных знаках и их назначении.Воспитывать у детей ответственность за свою безопасность и жизнь других людей, культуру поведения на улице и в транспорте....

Конспект непрерывной образовательной деятельности образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе Тема: «Что такое дружба?».

Конспект непрерывной образовательной  деятельности по социально-личностному развитию в старшей группе.Тема: «Что такое дружба?». Цель: формирование опыта социального взаимод...