Методическая разработка по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного и школьного возраста. Игра - путешествие «Мы по городу идем» для детей средней группы
методическая разработка по обж (средняя группа)

Лебедева Ольга Сергеевна

В наш непростой век, век технического прогресса и новейших разработок, мы не должны забывать о необходимости улучшать условия для сохранения жизни и здоровья   детей. Для этого мы должны искать более эффективные формы работы с детьми, привлекать родителей к сотрудничеству, взаимодействовать с общественными организациями.

Эта проблема очень актуальна в связи с тем, что у детей дошкольного возраста нет той психологической реакции на различные дорожные ситуации, как у взрослых. Они стремятся открывать что-то новое, жаждут новых знаний, не осознавая какие опасности могут их подстерегать. От нас с вами зависит, как помочь им избежать этих опасностей. Это возможно лишь путём обучения и воспитания детей с самого раннего детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_nod.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №51 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей Колпинского р-на Санкт-Петербурга

Конкурс методических материалов по предупреждению детского               дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного и школьного возраста

Номинация «Организационно – массовая работа                                      (культурно-досуговая деятельность)»

Игра - путешествие «Мы по городу идем»

для детей средней группы

Автор:

Лебедева Ольга Сергеевна

2019 г

Введение

В наш непростой век, век технического прогресса и новейших разработок, мы не должны забывать о необходимости улучшать условия для сохранения жизни и здоровья   детей. Для этого мы должны искать более эффективные формы работы с детьми, привлекать родителей к сотрудничеству, взаимодействовать с общественными организациями.

Эта проблема очень актуальна в связи с тем, что у детей дошкольного возраста нет той психологической реакции на различные дорожные ситуации, как у взрослых. Они стремятся открывать что-то новое, жаждут новых знаний, не осознавая какие опасности могут их подстерегать. От нас с вами зависит, как помочь им избежать этих опасностей. Это возможно лишь путём обучения и воспитания детей с самого раннего детства.

Необходимо воспитывать у детей культуру безопасного поведения, помочь им овладеть навыками по предупреждению и преодолению опасных ситуаций, быть готовыми использовать этот опыт в реальной жизни.  

Уже в младших группах детского сада должно начинаться воспитание общей культуры поведения. С этого времени и начинается подготовка детей к «профессии» - пешеход. И всё то, что ребёнок усвоит  именно в этом возрасте, станет фундаментом для его будущего развития и останется с ним навсегда.  

Речь воспитателя должна быть чёткой, конкретной, так как именно она играет значительную роль для усвоения детьми информации. Необходимо правильно называть местонахождение предмета, направление движения. Задания должны усложняться последовательно от занятия к занятию, от группы к группе.

При создании условий для воспитания культуры безопасного поведения, необходимо обращать внимание на овладение каждым ребёнком навыками безопасного поведения в различных видах деятельности (бытовой, игровой, двигательной и др.). Психологическая подготовка ребёнка не менее важна. Она поможет ему сконцентрироваться в нужный момент, при появлении в его жизни опасной ситуации, и принять правильное решение.

Работу по воспитанию навыков безопасного поведения на улицах должна проводиться постоянно, систематически и должна охватывать все виды деятельности. Формировать способность детей реализовывать полученные знания в играх и повседневной жизни.

             

Игра - путешествие «Мы по городу идем»

Цель – формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице города.

Задачи:

Образовательные

  • Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения;
  • Закрепить в речи детей названия элементов дороги и участников дорожного движения (тротуар, пешеходный переход, «зебра», пешеход, пассажир);
  • Расширить и закрепить знания детей о сигналах светофора и правилах дорожного движения;

Развивающие

  • Способствовать совершенствованию диалогической речи детей;
  • Развивать умение применять полученные знания в жизни.

Воспитательные

  • Воспитывать культуру поведения на улице, вырабатывать потребность в соблюдении правил дорожного движения;
  • Воспитывать внимание, сосредоточенность, отзывчивость.

Предварительная работа:

  • Беседы: «Мы идём по тротуару», «Дорога не место для игр», «Знакомьтесь: братья светофоры», «Зебра» (пешеходный переход);
  • Чтение художественной литературы: Т.А.Шорыгина «Я сегодня пешеход», В.Берестов «По городу», Я.Пишумов «Машины», Т.А.Шорыгина «Наш помощник светофор»;
  • Дидактические игры: «Какой огонёк зажёгся?», «Чего не хватает?», «О чём говорит светофор?»
  • Рассматривание сюжетных картинок и составление рассказа по ним.
  • Просмотр видеосюжетов по данной тематике;

Описание работы

Воспитатель:

Ребята, вы любите путешествовать?  (Ответы детей)

Я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие, где нас ждут интересные задания и игры.  Путешествовать по городу нам будет удобнее парами. Посмотрите на свои значки, что на них изображено. Найдите друга с таким же значком.

     На столах лежат конверты с разрезными картинками (дом, скамейка, фонтан, светофор, машина).

Воспитатель:

 А вот и первое задание! Нужно со своим другом собрать картинку.

Что у вас получилось? (Ответы детей)

Как вы думаете, где все это мы можем увидеть? (Ответы детей)

Чтобы начать наше путешествие мы и отправимся на улицу.

Знаешь, каждая дорога

Начинается с порога

Близкая и дальняя

Узкая, бескрайняя

Обогнёт весь шар земной

И воротится домой!

Воспитатель:

- Вот мы вышли на улицу, и теперь мы все участники дорожного движения.

- Как называются люди, которые идут по тротуару? (Ответы детей)

- Теперь мы с вами – пешеходы! А где едут машины? (Ответы детей).

Ну, что же в путь!

Я иду и ты идешь

Я пою и ты поешь,

Мы идем и мы поем,

Вместе дружно мы живем! (Дети идут по направлению к интерактивной доске в соответствии с текстом).

Слайд 1. Как вести себя на  улице.

- Посмотрите что вы видите на экране? (Дети рассказывают). Можно ли бегать по тротуару? (Ответы детей). Можно ли шалить у дороги? (Ответы детей). Можно ли играть у дороги? (Ответы детей)

Исходя из ответов детей, воспитатель помогает им составить небольшой рассказ по картинке.

Воспитатель читает обобщающее стихотворение:

У дороги не играй,

На неё не выбегай.

Вдруг споткнёшся, упадёшь –

Под колёса попадёшь!

Воспитатель:

- Запомните ребята эти правила! Продолжим нашу прогулку!

- На чем мы можем продолжить наше путешествие? (Ответы детей)

- А на каком транспорте мы можем поехать все вместе? (Ответы детей).

- Дальше мы поедем на автобусе. Где мы можем сесть в автобус? (Ответы детей).

На противоложной стороне группы смоделирован макет остановки.

- Ребята, где у нас в группе автобусная остановка? (ответы детей)

Это – место остановка,

Люди здесь автобус ждут.

А когда придёт автобус,

Остановится он тут.

- Наша остановка находится на другой стороне улицы, нам нужно перейти дорогу. Где мы можем перейти дорогу? ( Ответы детей).

Воспитатель (на полу развёрнуто полотно «дорога» без полос):

- Посмотрите, ребята! Чего здесь не хватает, чтобы мы могли перейти дорогу? (Ответы детей).

Воспитатель достаёт детям белые полосы и предлагает детям выложить их на дорогу так, чтобы получилась «зебра». (Работа в парах)

- Ребята! Есть ещё помощник, который помогает переходить дорогу.

Загадывает загадку:

Кто стоит у перехода

И сигналы подаёт

Что же делать пешеходу

Ждать или идти вперёд?

Наш помощник с давний пор

Лучший друг наш …(Ответы детей)

Воспитатель ставит макет светофора с перепутанными сигналами:

- Ребята, посмотрите, на светофор? Мне кажется, что с ним что-то не так.

- Нам надо правильно расположить сигналы на светофоре, чтобы он заработал (снимает сигналы)

Какой у светофора свет

Нам говорит  «Прохода нет?» (Ответы детей)

А этот свет когда горит

Нам «Подождите!» говорит (Ответы детей)

Какой свет горит

«Вперёд идите говорит!» (Ответы детей)

Дети уточняют, куда прикрепить сигнал (наверх-вниз-посередине)

Воспитатель:

- Вот мы и помогли Светофору и теперь поиграем с ним.

Физкультминутка «Светофор»

В светофор мы поиграем

Раз, два, три, четыре, пять.

Дети хлопают в ладоши

Будем мы маршировать

Дети идут на месте, маршируя

Красный свет нам «Стой!» кричит,

Ждать зелёного велит

Дети стоят на месте.

Вот и жёлтый загорелся,

Приготовиться пора:

Рывки руками под грудью

Руки, ноги разогреем –

Начинаем, детвора!

Приседания

Вот зелёный загорелся,

Руки поднять вверх

Можно нам идти вперёд.

Будь смелее, пешеход!

Ходьба на месте, маршируя.

Воспитатель:

- На какой сигнал светофора мы переходим дорогу? (Ответы детей). Как мы будем переходить дорогу: быстро или медленно? (Ответы детей)

Через дорогу я с мамой иду,

За руку маму, конечно, веду.

Смотрим налево, направо глядим,

Смело идём, если нет машин!

Воспитатель вместе с детьми переходит «дорогу» по «зебре» к остановке ( в соответствии с текстом, парами)

- На чем мы поедем по городу? (Ответ детей) .Совершим прогулку по городу на автобусе. Но прежде, чем мы войдём в автобус, скажите:  

- Почему нельзя разговаривать с водителем во время движения? (Ответы детей)

- Почему нельзя бегать по автобусу? (Ответы детей)

- Посмотрите, на экране изображена улица

Слайд 2. Вид улицы

( на интерактивной доске меняются слайды вид улицы)

Наш автобус точно, ловко

Подъезжает к остановке.

Проходите в автобус

Занимайте свои места.

Дети подходят к стульчикам, выстроенным парами по количеству детей. Рассаживаются по местам.

 Все вошли, закрылась дверь, -

Пассажиры мы теперь.

Под музыку «Вот мы в автобусе сидим» дети с педагогом выполняют движения ( в соответствии с текстом песни).

Дети смотрят вправо-влево и слегка подпрыгивают на стульчиках, имитируя движения при поездке в автобусе. Мы закончили прогулку по городу и подъехали в детский сад.

Всё! Приехали! Ура!

Выходите, нам пора!

Дети выходят из «автобуса»

Воспитатель:

Вот мы и вернулись обратно в наш садик! Вам понравилось наше путешествие?

- Давайте вспомним, какие же знаки дорожного движения нам встретились на пути?  

Дети подходят к доске.

Слайд 3. Дидактическая игра «Найди правильный ответ»

 На доске изображение элементов улицы с одним неправильным элементом

На экране два светофора, 2 зебры.

Цель игры: найти правильный элемент.

- На каком светофоре правильно расположены сигналы?

- Найди правильное изображение зебры.

Слайд 4. Игра «Четвертый лишний»

На экране 4 картинки: 3 как правильно себя вести, 1 не правильно.

-Кто из ребят правильно ведет себя в автобусе?

Наше путешествие закончилось. Мне понравилось с вами путешествовать.

Заключение

Дорожно-транспортное происшествие – это трагедия. Вот почему в подобных ситуациях «личный» опыт ребёнка не допустим. Ребёнок обязан просто получить чёткие представления о тот, что Правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья, поэтому все обязаны их выполнять.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно.

Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок (хотя это тоже важно). Полезно практиковать полученные знания в реальной жизни (на прогулках, экскурсиях). Как можно больше упражняться в играх, заданиях. Использовать все доступные формы и методы работы с детьми (рассказ, игра, беседа; рассматривание иллюстраций; рисование по теме; просмотр видеофильмов, фильмов по теме дорожного движения и др.)

Список использованной литературы

  1. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2018. – 63с.
  2. Голицына Н.С. ОБЖ для младших дошкольников: Система работы. – М.: Скрипторий 2003, 2011. -110с.
  3. Коломеец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры. – Волгоград: Учитель,2011 -168с.
  4. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Дорожная азбука. – М.: ЦВЕТНОЙ МИР,2017 – 95с.
  5. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме:  Правила и безопасность дорожного движения.– М.: Скрипторий 2003, 2004 – 79с.
  6. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. – 3-е изд., испр. – М.: просвещение,1979 – 61с.
  7. Шипунова В.А. Картотека «Безопасность на дороге». – М.: Карапуз,2013 – 12к.
  8. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения. – М.: ТЦ Сфера, 2009 –73с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА СРЕДИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа с родителями по профилактике детского дорожного-транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста....

Методическая разработка по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма для детей (3-4 лет) возраста

Данный материал будет полезен педагогам дошкольного образования второй младшей группы. Это интегрированное занятие, включающее конструирование, а также различные образовательные области: познавательно...

Методическая разработка по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного и школьного возраста

Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транс...

Методическая разработка по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма среди детей старшей группы

Данная работа посвящена существующей на сегодняшний день актуальной проблеме - профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, обусловленная  ростом дорожно-транспортных происшествий, в ...

Методическая разработка по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста

Данная методическая разработка "Дорожный знакомобиль" помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие- снижение доро...

Методическая разработка по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма для детей (4-5 лет) возраста  «Средняя группа»

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности по теме «Очень важно соблюдать правила дорожного движения» для детей 4-5 лет.  Данный материал будет полезен...

Методическая разработка по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма для детей младшего дошкольного возраста

материал по социально-коммуникативному развитию детей младшего дошкольного возраста «Учимся переходить дорогу» ...