Методическая разработка по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста
методическая разработка по обж (старшая группа)

Ховина Марина Евстафьевна

Данная методическая разработка "Дорожный знакомобиль" помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие- снижение дорожно- транспотртных проишествий с участием детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_pdd.1.docx884.82 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  № 6 комбинированнного вида

Колпинского района  Санкт-Петербурга

Методическая разработка

по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

среди детей дошкольного возраста

                                      Разработали: воспитатели Борисенко О.А, Ховина М.Е

                                                   

Санкт-Петербург

2019 год

Введение

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно – транспортных происшествий с участием детей. Дети с ОВЗ (ТНР) дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.

Актуальность проблемы

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Другой причиной является то, что дошкольники ещё в должной степени не умеют управлять своими поведением, у них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу. Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице, поэтому необходимо обучать детей Правилам безопасного поведения на дорогах через игры. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Поэтому изучение правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день. Чтобы не попасть в дорожно- транспортное происшествие, и взрослые и дети должны не только знать, но и соблюдать ПДД.

Работу по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения в детском саду мы организуем в соответствии с нормативно – правовыми документами, так как они являются правовой основой деятельности организации и содержат положения, основанные на нормах административного права и обязательные для исполнения.

  • Постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 г. № 864 “О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах»

Объектом работы является социализация детей дошкольного возраста и роль инновационных технологий в формировании новых типов взаимодействия в частности по вопросу безопасности детей.

Предметом изучения является процесс интеграции инновационных технологий и «традиционных» средств деятельности в единый непрерывный комплекс нового содержания образовательной и самостоятельной деятельности.

Актуальность данной темы лежит на поверхности, обучение детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах города в наше время актуально и ни у кого не вызывает сомнения. Связано это с тем, что у детей отсутствует та защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна нам, взрослым. Жажда знаний, желание открывать что – то новое, ставит наших почемучек перед реальной опасностью, в частности, и на улице. Вот почему уже в детском саду необходимо изучать с воспитанниками ПДД, формировать у них навыки осознанного безопасного поведения.

Сегодня, в век информационных технологий, образовательная деятельность не должна стоять на месте. Наши дети ждут от педагогов высокотехнологичных приёмов обучения, в противном случае образовательный процесс становится им не интересен, а, следовательно, и не результативен.

Хочется заметить, что работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в нашей группе ведётся давно и систематически. С целью более успешного ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения, в своей работе мы  используем игровые технологии т.к. они являются основным видом активности дошкольника, в процессе которых  он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.

В преддверии нового года в рамках акции «Безопасный новый год»  в нашей группе для детей с  ОВЗ (ТНР)  мы изготовили игрушку «Дорожный Знакомобиль», которая   предназначена для детей  старшего дошкольного возраста.  

C:\Users\Иван\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20181207_172955.jpgC:\Users\Иван\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-20181223-WA0002.jpg

Наши воспитанники вместе со взрослыми участвовали в сборе материала: могли анализировать, сортировать информацию. Они сами раскрашивали автомобиль, придумали ему название и их очень заинтересовали дорожные знаки. Так появились красивые ёлочки, сделанные в технике «оригами» Каждая елочка сопровождается вопросом о дорожных знаках. Дорожные знаки воспитанники рисовали самостоятельно

C:\Users\Иван\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20181205_154341.jpgC:\Users\Иван\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-20181223-WA0001.jpg

                                                                                         

В изготовлении игры приняли активное участие родители группы

C:\Users\Иван\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-20181223-WA0000.jpg

В результате получилось дидактическое пособие с вопросами викторины о правилах применения дорожных знаков. Каждому игроку «Дорожный Знакомобиль» везет елочку с вопросом о каком -либо   дорожном знаке. Воспитатель или читающий  ребенок зачитывает текст, игрок подбирает нужный знак. За правильный ответ на «Дорожном Знакомобиле» загорается новогодний шарик.

Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, игровых технологий.  Воспитанникам предоставляется возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку в решении игровых задач на знание и применение дорожных знаков, а так же получить социальный опыт взаимодействия со сверстниками.

Далее  пособие дополнялось материалами  о ПДД,  игровыми  заданиями, словесными  играми для развивающих занятий с детьми.

В него входит  игровые развивающие задания по 5 направлениям:

1. «Угадай знак»  (игра с жетонами)

2. « Назови и расскажи» (игра с кубиком)

3. «Загадочные знаки» (игра с загадками)

4. «Весёлый жезл» (игра-эстафета)

5. «Пропущенные буквы»  (коллективная игра)

C:\Users\Администратор\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20190122_141511.jpg

Игра «Угадай знак».

Цель:

Закрепить названия и назначение дорожных знаков.

Уметь определять, какие знаки предназначены для водителей, а какие для пешеходов.

Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний о дорожных знаках в повседневной жизни.

Подготовка к игре: все знаки расставляют на расстоянии друг от друга.
Правила игры: Воспитатель или ребенок зачитывает словесное описание того, что обозначает тот или иной знак. Дети должны подбежать к нужному знаку. Дети, правильно выбравшие знак, получают жетон. В концу игры подсчитывают у кого сколько жетонов и определяют победителей.

«Назови и расскажи»

Цель:

Учить детей различать дорожные знаки.

Закреплять знания детей о правилах дорожного движения. Учить отражать свои мысли в прямой речи.

Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Материал: кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными и знаками сервиса.

C:\Users\Администратор\Desktop\SAVE_20190124_111306.jpegC:\Users\Администратор\Desktop\SAVE_20190124_111134.jpeg

«Загадочные знаки»

Цель:

Развивать умственные способности и зрительное восприятие.

Учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением.

Воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.

Правила: изображение дорожного знака закрывается только после прослушивания информации о нем. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах.

В игре участвуют 4-6 детей, перед которыми разложены таблицы с изображением дорожных знаков и пустые карточки. Принцип игры - лото. Воспитатель или читающий ребенок читает загадки (стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на таблице.

C:\Users\Администратор\Desktop\SAVE_20190124_111337.jpeg

 

«Веселый жезл»

Цель:

Обобщить представления о правилах поведения пешеходов на улице.

Активизировать знания детей, развивать связную речь, память, мышление.

Воспитывать желание выполнять ПДД в жизни.

Правила: слушать внимательно ответы товарищей и не повторяться. Выигрывает та команда, которая назовет больше правил для пешеходов. Давать ответ можно, только получив жезл.

Воспитатель делит детей на две соревнующиеся команды, сообщает название игры и ее правила. Воспитатель. Тот, кому я в руки дам жезл, должен будет назвать одно из правил поведения пешехода на улице. Названные правила повторять нельзя, поэтому будьте очень внимательны! Победит та команда, которая назовет больше правил и не повторится. Жезл переходит поочередно из одной команды в другую. Дети называют правила.. (Переходить улицу можно по пешеходному подземному переходу или только на зеленый сигнал светофора. Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам; если нет тротуара, можно двигаться по левой обочине навстречу движению транспорта. Нельзя перебегать улицу перед близко  идущим  транспортом и переходить улицу маленьким детям без взрослых. Прежде чем перейти улицу, надо посмотреть сначала налево, затем направо и убедившись в безопасности, переходить.)

«Пропущенные буквы»

Цель:

Игра коллективная, развивает логическое мышление.

Для конкурса надо подготовить 12-20 карточек размером 40х8 см.

С одной стороны карточек пишется слово полностью, с другой - с пропущенными буквами. Ставят стол, на него кладут карточки двумя стопками для каждого ведущего.

Условия игры Экипажи располагаются полукругом напротив стола. Ведущие по очереди берут карточку и предлагают играющим отгадать, какое это слово. Чей экипаж отгадал быстрее, судья зачисляет очко команде.

Подбор слов для игры: 1. СВЕТОФОР 2. ВОДИТЕЛЬ 3. ПАССАЖИР

4. МОТОЦИКЛ 5. ВЕЛОСИПЕД 6. АВТОМОБИЛЬ 7. БЕНЗОВОЗ

8. ГРУЗОВИК 9. РАЗМЕТКА 10. ФАРЫ 11. БОРТ 12. ПЕШЕХОД

 Пример карточки   С-Е-О-ОР

Вывод

В ходе реализации игровых технологий нам удалось обогатить опыт детей, создать   необходимые условия в группе для работы по предупреждению детского травматизма на дорогах, повысить компетентность родителей в обеспечении безопасной жизнедеятельности детей путем использования разных методов и приемов. Мы собрали богатый материал по безопасности дорожного движения и обобщили в методической разработке. В период работы пополнился словарный запас наших воспитанников, что немаловажно для детей с ОВЗ (ТНР). У детей сформировалось стремление к познанию объектов окружающего мира, они научились делать простые выводы, устанавливать причинно–следственные связи; дети стали уверенно отличать и называть дорожные знаки. Просвещение родителей дало большой плюс в социальном воспитании детей нашей  группы.

Педагогические инновации помогли совершенствовать систему работы по вопросам обучения детей правилам дорожного движения. Для того, чтобы обеспечивать высокий уровень культуры поведения на дорогах, мы будем продолжать искать новые перспективы и пути их развития: поиск новых социальных партнеров для дальнейшей реализации поставленных целей по ознакомлению воспитанников с правилами дорожного движения, совершенствование методического обеспечения, поиск и использование современных технологий с целью повышения качества воспитательно-образовательного процесса по повышению культуры поведения дошкольников на дороге. Мы убедились, что только совместными усилиями педагогов и родителей, используя их знания, терпение и такт, применяя вышеописанные игровые технологии, нам удалось повысить уровень компетенции наших воспитанников  в  вопросах безопасного общения со сложным миром улиц и дорог.

Литература

1. Авдеева, Н. Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2003.

2. Агафонова, К. В. Дети и дорожное движение / К. В. Агафонова. - М.: Просвещение, 2001.

 3. Азбука безопасности на дороге. Образовательная программа по формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста в дорожно-транспортных ситуациях. – Толстикова О. В., Гатченко Т. Г. - Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО «ИРО».2011г. – 75 с.

4. Богуславекая З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З. М. Богуславекая, Е. О. Смирнова. М.: Просвещение, 2003.

            5. Старцева, О.Ю. Школа дорожных наук. Дошкольникам о правилах дорожного движения / О.Ю. Старцева. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 64 c.
          6. Старцева, Ю.А. Школа дорожных наук. Дошкольникам о правилах дорожного движения / Ю.А. Старцева. - М.: Творческий центр Сфера, 2016. - 64 c.
          7. Усачев, А.А. Правила дорожного движения для будущих водителей и их родителей; Художник В.О. Уборевич-. М.: Самовар, 2012. - 61 c.

8. Интернет – ресурсы:  https://www.garant.ru, https://www.maam.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма для детей (3-4 лет) возраста

Данный материал будет полезен педагогам дошкольного образования второй младшей группы. Это интегрированное занятие, включающее конструирование, а также различные образовательные области: познавательно...

Методическая разработка по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного и школьного возраста

Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транс...

Методическая разработка по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма среди детей старшей группы

Данная работа посвящена существующей на сегодняшний день актуальной проблеме - профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, обусловленная  ростом дорожно-транспортных происшествий, в ...

Методическая разработка по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного и школьного возраста

Опыт работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста, буклеты для родителей...

Методическая разработка по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного и школьного возраста. Игра - путешествие «Мы по городу идем» для детей средней группы

В наш непростой век, век технического прогресса и новейших разработок, мы не должны забывать о необходимости улучшать условия для сохранения жизни и здоровья   детей. Для этого мы должны иск...

Методическая разработка по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма для детей младшего дошкольного возраста

материал по социально-коммуникативному развитию детей младшего дошкольного возраста «Учимся переходить дорогу» ...

Методическая разработка по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста по теме «Обучение правилам дорожного движения». Конспект непрерывной образовательной деятельности по музыкальному развитию"Веселый светофорчик"

Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышает травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному пред...