Методическая разработка по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма для детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка по обж (младшая группа)

Елена Фаритовна Командирова

материал по социально-коммуникативному развитию детей младшего дошкольного возраста «Учимся переходить дорогу»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№19 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

по предупреждению

детского дорожно-транспортного травматизма

для детей младшего дошкольного возраста

Автор: Командирова Елена Фаритовна

Воспитатель

Санкт-Петербург

2021

Содержание

1.Пояснительная записка.

2.Оборудование для проведения мероприятия.

3.Предварительные организационные мероприятия.

4.Основная часть.

5.Заключение.

6.Список литературы.

1. Пояснительная записка.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества.

Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. 

Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.

Значительный пласт работы – это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.

Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП.

Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного сигнала светофора. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И естественным способом – своим примером.

Мероприятия, направленные на формирование у детей навыков безопасного участия в дорожном движении и профилактику детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ, включают в себя: методическую работу с педагогами, взаимодействие с родителями, взаимодействие со сторонними организациями ГИБДД, работу с воспитанниками.

Обучение детей безопасному участию в дорожном движении, и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ проходит через все основные виды познавательно-развивающей деятельности ребенка: игра, творчество, познание.

В детском саду ребенок должен усвоить основные понятия системы дорожного движения и научиться важнейшим правилам поведения на дороге.

Успешное освоение ребенком программы предполагает его социально-коммуникативное развитие, направленное на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, на дороге.

В ГБДОУ ведется работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения (познавательное + социально-коммуникативное развитие) не только в непосредственно-образовательной деятельности, но и в совместной деятельности воспитателя и детей.

В соответствии с перспективным планом мероприятий по ПДД и профилактике ДДТТ ежегодно в ДОУ проводятся тематические недели, посвященные погружению в деятельность по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков осознанного безопасного поведения на улице.

В план работы ДОУ вошли такие формы работы с детьми по правилам безопасного поведения на дорогах, наблюдения, беседы, рассматривание картин, чтение и знакомство с художественной литературой, заучивание стихотворений; различные дидактические, сюжетно-ролевые, настольные игры, дни здоровья, спортивные развлечения, развлечения по БДД; просмотр мультфильмов, театрализованные представления.

Целью работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения является создание в детском саду условий, оптимально обеспечивающих процесс усвоения детьми правил дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

Задачи:

формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей через практическую деятельность;

закрепление правил дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства;

продолжение работы по обогащению словаря, развитию речи;

обучение детей применению своих знаний в конкретных ситуациях;

повышение педагогической грамотности родителей по вопросам безопасности поведения детей на дорогах.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей младшего дошкольного возраста «Учимся переходить дорогу»

Цель: Формировать представление о безопасности движения и правильности поведения у проезжей части.

Задачи:

Образовательные: Дать знания о правилах безопасного дорожного движения. Формировать понятия «дорога», «тротуар», проезжая часть, «пешеходный переход», «светофор». Автомобили едут по дороге. Пешеходы идут по тротуару. Закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах. Уточнить, что обозначают его сигналы: красный, желтый, зеленый.

Развивающие: Познакомить детей с функциями пешеходной дорожки, светофора (его сигналами). Учить различать красный, жёлтый, зелёный сигналы. Развивать речевую и двигательную активность детей.

Воспитывающие: Развивать чувство взаимопомощи, поддержки, послушания. Вырабатывать положительную привычку переходить дорогу по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора. Воспитывать умение применять в повседневной жизни полученные знания.

Материалы и оборудование:

  • Коробка (посылка) - 1 шт.,
  • светофор – 2шт,
  • макет улицы,
  • кукольный театр (домик, дед, бабка, колобок, полицейский-заяц, волк, медвежата, лиса, маленький мячик),
  • автомобили,
  • круги (красного, желтого, зелёного цвета),
  • игрушки красных, желтых, зелёных цветов.
  • Предварительная работа:
  • Рассматривание сюжетных картинок с изображением проезжей части дороги, дорожных знаков.
  • Отгадывание загадок (светофор, пешеходная дорожка),
  • Чтение художественной литературы: «Уроки светофора» В. Лиходед, Н. Мигунова «Учимся переходить дорогу», О.Корнеева «Безопасная дорога.
  • Знай правила светофора»
  • Подвижные игры «Шоферы», «Пешеходный переход».

 Ход занятия:

В группе на столе у воспитателя лежит небольшая коробочка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что сегодня утром мне передал охранник детского сада. Вчера вечером для нашей группы была доставлена срочная посылка.

 Как вы думаете, что в посылке находится?

Ответы детей.

Воспитатель: А давайте откроем и посмотрим, что же там на самом деле?

Воспитатель открывает посылку и достает светофоры, знак «пешеходного перехода» и сказочных персонажей из сказки «Колобок» (деда, бабку и колобка).

Воспитатель: Посмотрите, ребята у нашего автомобильного светофора сигналы разного цвета, а какие цвета вы видите?

Воспитатель просит показать цвета на демонстрационном светофоре, затем найти предметы красного, желтого, зелёного цвета в группе.

Воспитатель: Наш друг - светофор всегда подскажет, что делать.

Светофор на дороге

Помогает очень сильно:

Он легко, без напряженья

Регулирует движенье.

Если красный сигнал зажегся,

Стой, водитель, - хода нет!

Если жёлтый сигнал зажегся,

Он сигналит: «Приготовься!»

Коль зеленый сигнал горит,

Можно ехать – путь открыт!

Воспитатель: Ребята, кто самый главный на проезжей части?

Дети: Светофор.

Воспитатель: Правильно, ребята, на проезжей части самый главный светофор. Он помогает автомобилям и людям. С помощью своих

разноцветных огней он регулирует движение, показывая кому ехать, а кому стоять. У автомобильного светофора есть младший брат – пешеходный светофор, который помогает переходить дорогу пешеходам.

У большого светофора

Есть, ребята, младший брат.

Красным сигналом и зелёным

У него огни горят.

Пешеходам на пути

Скажет он, когда идти,

А в какой момент – стоять

И автомобили пропускать.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете для чего светофору три горящих огня?

Ответы детей.

Воспитатель: Я думаю, что жёлтый сигнал необходим, чтобы одни автомобили, находящиеся на проезжей части, завершили проезд, а другие - приготовились продолжить движение дальше.

Воспитатель берёт знак «пешеходного перехода».

Воспитатель: Скажите, а что же обозначает  этот  знак  как  вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Этот знак обозначает разрешённый и безопасный переход дороги.

Воспитатель: На месте пешеходного перехода дорогу красят белыми полосками и называется пешеходный переход

Прежде чем переходить дорогу-остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу, постоянно контролируя ситуацию. Расчитай своё время так, чтобы закончить переход под зелёный сигнал светофора.

Если нет на переходе

Светофора – погоди!

Лучше за руку со взрослыми

Ты дорогу перейди.

А идёшь один – налево

И направо посмотри:

Нет автомобилей – шагаешь смело,

Есть автомобили – пропусти.

Воспитатель: Светофор и знак «пешеходный переход» являются нашими помощниками при переходе проезжей части.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Перекрёсток». Мальчики у нас будут управлять транспортом, мы им дадим рули. Девочки будут – пешеходами. А я буду – инспектором ДПС и буду следить как вы выполняете правила дорожного движения.

Проводиться игра «Перекрёсток».

Воспитатель: Ребята о чём мы сейчас с вами говорим? О чём узнали?

Дети: О светофоре, правилах перехода через дорогу.

Воспитатель: Зачем нужно соблюдать дорожные правила?

Ответы детей.

Воспитатель: Назовите наших помощников?

Дети: Светофор и знак «пешеходный переход»

Воспитатель:

Помни правила движенья

Как таблицу умноженья,

Знай всегда их назубок:

По городу по дороге

Не ходят просто так,

Когда не знаешь правила,

Легко попасть впросак.

Все время будь внимательным

И помни наперед

Свои имеют правила,

Свои имеют правила

Водитель и пешеход.

Заключение:

Работа коллектива нашего детского сада направлена на совершенствование форм и методов работы по пропаганде безопасного образа жизни в сфере дорожного движения в ДОУ среди детей, педагогов, родителей.

 Список используемой литературы:

1. Учим правила дорожного движения наглядно – методический комплект для дошкольников и младших школьников. /С.В.Игнатова. – М.: Издательство «Ювента», 2012 (стихотворение про светофор и стихотворение о пешеходном переходе).

2. Хакова Р.А. Занятие по обучению детей ПДД во II младшей группе: «Мой друг светофор» (сказка) /Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» / (Электронный ресурс) / http://festival.1september.ru/articles/603675/