ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
материал по обж (старшая группа)

Зуборева Елена Сергеевна

Всё, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzh.docx33.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 108»

Формирование основ безопасного поведения

 в быту и на улице с детьми

 старшего дошкольного возраста.

Подготовила:  Зуборева Е. С., воспитатель

Курск, 2020

        В дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких детей, подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данному направлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности. Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.

С целью формирования у воспитанников основ безопасности жизнедеятельности (состояния физической, психической и социальной защищенности), одним из приоритетных направлений в  работы  по социально – коммуникативному развитию  работу по формированию основ безопасной жизнедеятельности для детей 3-7 лет.

Проанализировав литературу: пришла к выводу, что необходимо помочь ребёнку сформировать модель безопасного поведения в быту, на дорогах, на улице, в природе, позволяющую действовать в адекватно конкретной реальной жизненной ситуации. Содержание данной работы направлено на освоение дошкольниками опыта безопасности жизнедеятельности.

В работе используются различные формы и методы организации воспитания и обучения детей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, при этом основным ориентиром служит учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтения. Вся работа проходит через совместные различные виды деятельности педагога с детьми.

                      Характеристика особенностей развития детей

Обучение навыкам безопасного поведения дошкольников и приобщение их к здоровому образу жизни мы разделили на два периода. Первый — это дети 3—5 лет, второй — дети 5—7 лет.

Первый период — это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. Осуществление работы с детьми данного возрастного периода должно быть направлено на накопление первичных знаний об опасностях и поведения в опасных ситуациях.

Ребёнок 4—5 лет уже должен знать адрес своего места жительства, по возможности номер телефона и, что немаловажно, уметь по телефону разговаривать, коротко и точно сообщить необходимую информацию.

Говоря о втором периоде, то есть о детях 5—7 лет, следует сказать об изменении психологической позиции детей в этом возрасте: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду, а это в свою очередь свидетельствует о том, что такие дети уже могут осознано отвечать за свои поступки, контролировать своё поведение, а также других детей и людей в целом. Работа с такими детьми должна быть направлена на закрепление и систематизацию полученных знаний во время первого возрастного периода, а также применением этих знаний в повседневной жизни.

Цель данной работы -формирование основ безопасного поведения дошкольников в быту, социуме, природе.

Исходя из поставленной цели, сформированы задачи реализации работы:

  • создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения;
  • познакомить детей дошкольного возраста с элементарными правилами безопасного поведения в различных ситуациях (с незнакомыми людьми, в быту, в окружающей природе, на улице и дороге);
  • сформировать умение самостоятельно применять их в жизни;
  • активизировать внимание родителей к решению задач по ОБЖ;
  • воспитывать стремление уважать свои права и права других, желать добра другому, готовность действовать сообща.

Принципы работы по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту и на улице.

Реализация поставленной цели и задач осуществляется с учетом следующих основных принципов:

  • системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное);
  • доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
  • включение в деятельность (игровую, познавательную, экспериментальную и другие);
  • наглядность;
  • динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
  • психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

Формы организации по формированию основ безопасного поведения.

  • Познавательные занятия
  • Беседы
  • Рассказы (рассказ – объяснение)
  • Работа с наглядным материалом
  • Игры (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические)
  • Игровые ситуации – загадки
  • Моделирование ситуаций
  • Просмотр мультфильмов
  • Конкурсы
  • Викторины
  • Продуктивная деятельность (рисование, конструирование, аппликация, лепка)
  • Праздники, развлечения
  • Экскурсии

Театрализованная деятельность

                         

             Планируемые результаты работы по  формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту и на улице.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
  • проявление        дисциплинированности, самостоятельности, выдержки в соблюдении правил поведения;
  • знание правил безопасного поведения на улицах города, в социуме, в быту;
  • умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
  • умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
  • представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.

                                    Способы проверки ожидаемых результатов

Исходя из специфики задач формирования основ безопасности и проявлений ее сформированности, основным методом осуществления диагностики является педагогическое наблюдение. Чтобы изучить побуждения, мотивы, уровень понимания явлений, свойств объектов, проблем, наблюдение дополняется беседой, анализом продуктов детской деятельности, проективными методами, игровыми заданиями. Диагностика с детьми дошкольного возраста проводится два раза в год: в начале и в конце учебного года. Диагностика проводится по следующим показателям:

  • Знание о безопасной деятельности в быту и на улице.
  • Знание правил безопасного поведения.
  • Умение принимать решение.
  • Коммуникативность.

По всем показателям определены три уровня выполнения заданий – высокий, средний, низкий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком предложенного задания:

  • Низкий уровень предполагает практически невыполнение задания даже с помощью взрослого.
  • Средний уровень–ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого.
  • Высокий уровень–выполняет задание самостоятельно.

Обследование детей по данной теме проводится на основе Программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста»: Н.Н.Авдеева, Н.Л.Князева, Р.Б.Стёркина.

Показатели

Критерии

Старшая группа

Знание о

безопасной

деятельности в

природе

Ребёнок имеет представление  о природных явлениях, правилах поведения во время различных природных явлений в лесу, на водоёме, при встрече животными и насекомыми; умеет классифицировать растения, грибы, ягоды на съедобные и ядовитые.

Знание правил

безопасного

поведения

Ребёнок знает значение сигналов светофора, действует в соответствии с ними. Ребёнок знает назначение дорожные знаков «Пешеходный переход», «Телефон», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи», умеет ориентироваться в дородных знаках.

Умение

принимать

решение

У ребёнка сформулированы представления о том, как нужно вести себя в экстремальных ситуациях. Ребёнок выбирает правильное решение.

Коммуника-

тивность

Ребёнок умеет выбирать правильную линию поведения, регулирует своё поведение на основе усвоенных норм. Вступает во взаимодействие с взрослыми.

Работа по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту и на улице опираясь на нормативные документы:

1.        Конвенция о правах ребенка.

2.        Закон Российской Федерации «Об образовании».

3.        Устав МБДОУ детский сад «Золотая рыбка».

4.        СанПиН 2.4.1.3049 – 13.

5.        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).

6.        Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»,

Р. Б. Стеркина, Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, рекомендованная Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации к использованию в работе с дошкольниками.

        Система и последовательность работы с детьми

Система и последовательность работы по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников представлена тематическими блоками:

  • Ребенок на улице
  • Ребенок на природе
  • Ребенок дома
  • Береги здоровье

Блок «Ребенок на улице»

  • Устройство проезжей части.
  • «Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов.
  • Милиционер – регулировщик.
  • Правила поведения в транспорте.
  • Если ребенок потерялся на улице.

Блок «Ребенок дома»

  • Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.
  • Открытое окно, балкон как источник опасности.
  • Экстремальные ситуации в быту.
  • О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
  • Если «чужой» приходит в дом.

Взаимодействия с родителями

Эффективность  работы по формированию основ безопасного поведения в быту и на улице в большой степени зависит от положительного примера взрослых. Главное в формировании навыков безопасного поведения детей - это личный пример воспитателей и родителей.

Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Между педагогом и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.

Методическое обеспечение программы

  1. Авдеева Н. Н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б. «Безопасность». - СПб.: «Детство - Пресс», 2004.
  2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М.: «Просвещение», 2000, издание 2.
  3. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Твоя безопасность. - М.: «Просвещение», 2000, 2-е издание.
  4. Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения. - М.:«ТЦ Сфера», 2009.
  5. Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма. - М.: «Издательский Дом Третий Рим».
  6. Нестеренко А.А. Страна загадок. – Ростов н/Д.: Изд – во Рост. Ун-та, 1991.
  7. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. - М.: «Просвещение», 1989.
  8. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук. - М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009, издание 2
  9. Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. - СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2010.
  10. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки.- М.: «Книголюб», 2002.
  11. Радзиевская Л.И. «Ты и дорога» серия «Азбука безопасности», 2009
  12. Радзиевская Л.И. «Ты и лес» серия «Азбука безопасности», 2007
  13. Радзиевская Л.И. «Ты и огонь» серия «Азбука безопасности», 2009
  14. Радзиевская Л.И. «Ты и животные» серия «Азбука безопасности», 2009
  15. Соколова О.В. Правила поведения в опасных ситуациях - С.П., ИД «Литера»,2010
  16. Фисенко М.А. ОБЖ разработки занятий подготовительная группа 1 и 2 часть серия «Детский сад» -Волгоград, ИТД Корифей, 2010
  17. Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения дошкольников – Волгоград, Издательство «Учитель», 2008
  18. Шорыгина Т.А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет» - М.; ТЦ «Сфера», 2008
  19. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности - М., ТЦ «Сфера»,2009.

21. Шукшина С.Е. Я и мое тело –М., Школьная Пресса, 2009

22. Звонят, откройте дверь – М., ИД «Карапуз», 2005

  1. Хромцовой Т.Г. «Воспитание безопасного поведения в быту», 2005
  2. Скоролуповой  О.А. «Правила и безопасность дорожного движения», 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста

Об актуальности темы Безопасность можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анали...

Презентация к НОД по формированию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста "Огонь- хороший слуга, но плохой хозяин"

Тема: "Огонь-хороший слуга, но плохой хозяин" Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие. Цель: Формировать представления детей о пользе и вреде огня,о пожарной безопасности. Обогащат...

Использование информационных технологий для формирования основ безопасности поведения детей

Использование информационных технологий для формирования основ безопасности поведения детей в быту, на природе и на дороге....

Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте дети усваивают информацию о правилах пожарной безопасности, правилах дорожного движения, правилах поведения в природе, правилах поведения при контактах с незнакомыми людьми, с жи...

Рубрика "Воспитатель года" Пояснительная записка к методической разработке «Формирование основ безопасного поведения детей на улицах города через проектную деятельность».

Пояснительная записка к методической разработке «Формирование основ безопасного поведения детей на улицах города через проектную  деятельность»....

Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города

Методическая разработка из опыта работы по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах.Безопасность жизни детей является важнейшей задачей взрослых. Все мы хотим видеть наших де...