Познавательное рахвитие
план-конспект занятия по обж (средняя группа)

Терво Анна Ивановна

Знакомство детей средней группы с Конвенцией о правах человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД Конвенция19.09 КБ
Файл Пожарная безопасность17.76 КБ

Предварительный просмотр:

НОД для детей средней группы «Светлячки»

«Права ребенка».

Воспитатель: Терво А.И.

Цель: Создание условий для формирования у ребёнка первоначальных правовых знаний.

Задачи:

- познакомить детей с понятием «Право»;

- объяснить, что каждый человек имеет право на имя, лечение, отдых, право на учёбу;

- расширить представления детей о многообразии имён;

- воспитывать нравственно-правовую культуру детей.

 Предварительная работа:
Рассматривание семейных фотографий, беседа: «Я и моё имя», просмотр м/ф «Ребёнок имеет право».
Используемый материал.
Кукла, клубок ниток, волшебный цветок, на лепестках названия прав ребенка, карточки с толкованием имен.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, у каждого из вас, так же, как и у меня, и у всех взрослых есть права и обязанности. Сегодня мы поговорим с вами именно о наших правах.

 Ребята, вы заметили, что сегодня в нашей группе появилась новая кукла. Кукла принесла нам волшебный цветок под названием «ПРАВО». Посмотрите, у неё на лепестках написаны наши права.

Первый лепесток – Право на имя. 

Всех по-разному зовут:
Кот - Мурлыка, пес - Барбос,
Даже нашу козочку зовут красиво – Розочка.
Настя, Вика и Данила- все имеют своё имя.

Давайте с вами поиграем в игру «Цепочка имен». Дети становятся в круг, под медленную музыку передают клубок нитки и каждый называет свое имя. В конце игры кукла заплачет.

Воспитатель. Что случилось? – У куклы нет имени. Ребята, у каждого человека есть право на имя. Каждый взрослый и ребенок имеет право на имя, как же жить без имени? Может,  мы поможем и придумаем кукле имя? Дети называют имена, выбирают одно. Например, Лена.
Воспитатель: Ну, вот! Теперь у тебя есть имя, Лена. А каждое имя имеет свое толкование. Воспитатель читает детям толкование их имен.
Второй лепесток –
Право на отдых.

Мама работала, папа трудился,
А я в детском садике все находился.
Все кто устал от работы нелегкой

Имеют полное право на отдых.

У  каждого взрослого и ребенка есть право на игру, на отдых.

Разминка «Буратино потянулся»

Буратино потянулся, раз — нагнулся,
Два — нагнулся, три — нагнулся.
Руки в стороны развел, ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.

Третий лепесток – Право на учебу.

Воспитатель. Чтобы вырасти успешным,
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья

Мы использовать должны
Право на образование.

Мы с вами каждый день узнаем много нового и интересного.

Воспитатель. Ребята, у волшебного цветка много еще лепестков, и мы каждый день будем рассматривать, узнавать о наших правах.

Расскажите, пожалуйста, понравилась вам кукла Лена и её волшебный цветок.  Что вам запомнилось? Что нового узнали? Ответы детей.

Видеоклип к песне «Большой хоровод».

Конспект НОД «Знакомство детей с Конвенцией о правах ребенка»

в средней группе.

Цель: развивать у детей основы правового сознания и правовой культуры.

Задачи по образовательным областям:

«Познавательное развитие»:

- познакомить детей с основным документом по защите прав ребенка –«Конвенцией»;

- формировать представление о праве ребенка на отдых, на мед.обслуживание, семью, жильё, имя, образование;

- развивать умение рассуждать, сопоставлять, анализировать, делать выводы;

- воспитывать чувство уважения к окружающим, чувство самоуважения, доброту, отзывчивость.

«Речевое развитие» (ознакомление с худ.литературой):

- развивать интерес к художественной литературе, помогая понять поведение героев сказок;

- пополнять и активизировать словарь детей на основе углубленных знаний о правах ребенка;

- учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

Предварительная работа:

Чтение худ.литературы, русских народных сказок, беседы по теме «Права ребенка», рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, СРИ «Семья», игры !Я помогаю маме», «Назови имя» и др.

Материал:

Брошюры: «Конвенция о правах человека», «Конвенция о правах ребенка», цветок «Цветик-семицветик», колокольчик, иллюстрации с правами ребенка.

Ход:

Воспитатель вносит в группу глобус, с которым происходит знакомство.

Воспитатель: Дети- это Глобус, модель Земли. На нашей Земле, всех ее уголках, живут разные люди, а чтобы они жили дружно и мирно, придумали документ «Декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка». (Показ книг). Сегодня мы познакомимся с основными вашими правами. (Дети садятся на стульчики).

Ребята, давайте вспомним с вами сказку «Цветик – семицветик». Каким волшебством обладал цветок? (Исполнял желания девочки Жени). У нас с вами тоже распустится волшебный цветок, но мы должны с вами выяснить, какими правами обладают дети.

Итак, самое главное право ребенка-право на жизнь. (На доске выставляем соответствующую картинку). И никто не может его нарушать. Как вы это понимаете? (Каждый человек хочет жить и никто не должен у него жизнь забирать).

Воспитатель: Вспомните сказки, в которых это право нарушалось? («Красная Шапочка», «Колобок», «Волк и семеро козлят»). Дети, найдите лепесток, на котором изображено это право. (Дети находят соответствующий лепесток и выкладывают его на фланелеграф).

 Воспитатель:  Второе основное право дают при рождении малышу его родители. Это Имя.

-У нас у всех разные имена, давайте послушаем, как они звучат ласково.

Игра «Назовите друг друга по имени ласково» (игра проводится в кругу. Дети, называя ласково имена друг друга, звонят в колокольчик и передают его тому, чье имя произнесли).

Воспитатель: Как красиво звучат ваши имена. И недопустимо давать друг другу клички и прозвища- этим вы нарушаете право на имя! Найдите лепесток, соответствующий этому праву. (Дети выполняют).

Воспитатель: Дети, благодаря кому, вы появились на свет? (Благодаря нашим родителям). Семья - самое дорогое, что есть у человека. Произнесите слово «семь-я», как вы думаете, что оно значит? (Многие люди живут вместе, заботятся друг о друге - они называются родственники). А зачем люди создают семью? (Помогать друг другу, растить и учить детей).

Воспитатель:  Да, дети, в народе говорится:  «Не нужен клад, коли в семье лад». Как вы понимаете эту поговорку? (Объяснения детей).

Игра «Добрые дела». (Используя мимику и пантомиму, дети изображают действия, характеризующие хорошие поступки: помощь маме, папе, забота о близких и т.д.). (Выставляют очередной лепесток с соответствующим правом).

Воспитатель: Дети, как вы понимаете следующее право- право на охрану здоровья? (Ответы детей). Хорошо ли быть здоровым? Почему? (Ответы детей). Поэтому в народе говорят : «В здоровом теле, здоровый дух».

А что же помогает людям быть здоровыми? Зарядка, сон, витамины.

Физкультминутка.

Руки вверх, руки вниз,

На носках приподнимись.

Вправо, влево наклонись,

Повтори наклон раз пять.

А теперь, дружок, присядь!

(Дети выставляют соответствующий лепесток).

Воспитатель: Посмотрите на картинку, как вы думаете,  о каком праве она нам говорит? (Игры, веселье, отдых).

Молодцы! Эта картинка рассказывает о праве на отдых и развлечение.

Игра «Что мы видели не скажем, а что делали -покажем!» (Выставляют соответствующий лепесток).

Воспитатель: -Молодцы, ребята! Вот и распустился наш волшебный цветок.

Что же спрятано под его серединкой? (Картинки). Давайте их рассмотрим: какие права нарушены? (Ответы детей).

Воспитатель:

Как хорошо, что есть права!

Закон нас строго охраняет!

И в нем важны нам все права...

Они великой силой обладают!

 



Предварительный просмотр:

МКОУ «Ильинская СОШ»

дошкольные группы «Ромашка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе

(социально – коммуникативное развитие (безопасность) + речевое развитие (чтение художественной литературы)

Тема: «Спички это опасно»

Выполнила воспитатель:

Терво Анна Ивановна,

Средняя группа «Светлячки»

2020 год

Цель: формирование у детей знаний о правилах пожарной безопасности.

Задачи:

учить детей внимательно слушать отрывок из стихотворения С.Я.Маршака «Пожар», продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по содержанию стихотворения, учить пересказывать текст стихотворения выразительно,

воспитывать навыки связной речи,

Упражнять в подборе глаголов; описывая пожарных,

Дать детям понятие о том, какую опасность таит в себе огонь,

Продолжать знакомить детей со свойствами огня,

Воспитывать у детей желание быть всегда осторожными с огнем.

Оборудование: картинки с изображением спичек, свечки, газовой плиты, пожарной машины, пожарного, иллюстрации к стихотворению, аудиозапись подвижной музыки.

Предварительная работа: знакомство с трудом пожарных, рассматривание тематического альбома «Пожарная безопасность», чтение стихотворения С. Я, Маршака «Пожар», просмотр развивающих м/ф «Пожар в лесу», «Пожарная машина» и «Спички детям – не игрушка!».

ХОД занятия:

Воспитатель:

- Ребята, вы любите играть с игрушками? (Да). Много есть разных игрушек, в которые любят играть дети. Назовите их.  (Дети называют игрушки).

- А сейчас я вам загадаю загадки, а вы будьте внимательны

Загадки

В деревянном домике проживают гномики.

Уж такие добряки — раздают всем огоньки. (Спички)

Голова огнем пылает, Тело тает и сгорает.

Я полезной быть хочу: Лампы нет – я посвечу. (Свечка)

Это тесный-тесный дом: сто сестричек жмутся в нем.

И любая из сестер может вспыхнуть, как костер!

Не шути с сестричками, тоненькими … (спичками)

Воспитатель: как вы думаете, про что это загадки? Правильно, это вещи, о которых взрослые говорят: «Это не игрушки, это опасно!»

- Почему взрослые называют спички опасными? Почему это не игрушки? Что может произойти, если дети играют спичками? (может загореться огонь и случится пожар, можно обжечься и получить ожог).

Воспитатель: да, правильно! А огонь – это всегда опасно! Но ведь даже несмотря на то, что огонь опасен, он живет в каждом доме. Где же его можно взять? (зажечь спичку или зажигалку, включить газ на газовой плите, зажечь свечку).

- А скажите, детям можно пользоваться этими предметами самостоятельно, без взрослых? (нет)

Воспитатель: Огонь бывает большой и маленький, полезный и опасный.

Помните, мы с вами читали стихотворение С.Я.Маршака «Пожар», а сейчас давайте вспомним, что произошло с очень любопытной девочкой.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения.

Мать на рынок уходила, дочке Лене говорила: —

«Печку, Леночка, не тронь – жжется, Леночка, огонь».

Только мать сошла с крылечка, Лена села перед печкой,

В щелку красную глядит, а в печи огонь сидит.

Приоткрыла дверцу Лена, соскочил огонь с полена,

Перед печкой выжег пол, влез по скатерти на стол,

Побежал по стульям с треском, вверх пополз по занавескам,

Стены дымом заволок, лижет пол и потолок.

Вопросы по содержанию стихотворения:

- Куда уходила мама?

- Что она говорила дочке?

- Когда мама ушла, что сделала Лена?

- Что произошло, когда девочка приоткрыла дверцу печи?

- Как огонь распространился по комнате?

- Что он выжег сначала?

- Куда влез потом, где пробежался, куда пополз?

Воспитатель еще раз читает стихотворение со слов: «Приоткрыла дверцу Лена...».

- Расскажите, сколько дел наделал огонь? (Соскочил, выжег, влез, пробежал, пополз, заволок, лижет.)

Воспитатель предлагает детям пересказать своими словами отрывок из стихотворения. Заслушиваются 4-5 рассказов.

Физминутка «Пожарные» (Проводится под звуки сирены).

Пламя высоко взлетает! –Дети поднимают руки вверх.

Дыма чѐрного клубы! –Круги в воздухе руками.

Искры в воздухе сверкают! –Взмахи руками.

Все за дело! Шланг тяни! –Дети имитируют как разматывают и тянут шланг.

Шланг мы дружно размотали.

Ну, огонь, теперь держись!

Бьет струи вода тугая.

Пламя, гаснет, потухает--- Дети приседают.

Без подмоги обошлись!

Даже детям стало ясно,

Что с огнём шутить опасно! –Грозят пальчиком

Если вдруг опять беда, "01" звони всегда.

- Что же произошло в стихотворении дальше, кто вспомнит?

Воспитатель: Но пожарные узнали,

Где горит, в каком квартале.

Командир сигнал дает...

Воспитатель предлагает детям рассказать своими словами продолжение истории.

- Чем закончилось это происшествие?

- Чего не нужно было делать, чтобы не случилось пожара?

- Как называется профессия людей, которые приходят на помощь во время

пожаров? (пожарный).

- Какой должен быть пожарный, какими качествами он должен обладать? (Смелые, сильные, мужественные, здоровые, ловкие, очень добрые...)

Воспитатель:

Значит, спички очень опасные, но в то же время, они очень нужны. А мы ведь знаем, то, что очень опасно – это не игрушка. Ребята, чтобы у вас не случилось никогда беды, давайте вспомним правила пожарной безопасности. Что нельзя делать детям?

Дети: - нельзя брать в руки спички, зажигалку;

- нельзя зажигать газовую плиту;

Воспитатель: А как же вызвать пожарную машину?

Дети: 01, 101

Воспитатель: Молодцы, ребята!

С открытым огнем обращаться опасно!

Не жги ты ни свечки, ни спички напрасно,

А если зажег – никогда не роняй:

Прожорливо пламя горячее, знай!

Источник: https://vk.com/doshkolnik@ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы педагогической работы по развитию речи, познавательного опыта детей и коррекции недостатков в познавательной деятельности.

В данной работе предлагаются игры и игровые упражнения , направленные на развитие лексико-грамматического строя  дошкольников с целью профилактики речевых нарушений. материал предназначен для вос...

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

Программные задачи занятия:   - Продолжить  закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

познавательно -поисковая деятельность в развитии познавательного интереса в детском саду

материал готовился к педсовету, освещает основные принципы и проблемы по этому вопросу....

ПРОГРАММА проведения тематического контроля на тему: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознательность и познавательная мотивация; познавательные

ПРОГРАММАпроведения тематического контроля Тема: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознатель...

Арт - терапия - как эффективный метод сенсомоторного рахвития детей дошкольного возраста.

Статья на тему арт - терапия для развития детей дошкольного возраста...

Конспект непосредственно образовательной деятельности ОО «Познавательное развитие» по теме МОП: «Развитие познавательной активности и познавательного интереса дошкольников средствами игровых технологий» Тема: «Время суток»

Уточнить временные представления:утро, день, вечер, ночь, их последовательность. Развивать творческое мышление, воображение с помощью технологии ТРИЗ....

Уровень речевого рахвития

Изучение уровня речевого развития...