Уровень речевого рахвития
занимательные факты по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Татьяна Юрьевна Момот
Изучение уровня речевого развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_izucheniya_urovnya_rechevogo_razvitiya.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Методика изучения уровня речевого развития

Изучение уровня речевой коммуникации

Проводится наблюдение за свободным общением детей. Обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать собеседника, понимать, ясно выражать свои мысли.

        Оценка коммуникативных умений:

        

Критерии оценки коммуникативных умений детей

Оценка в баллах

Уровень речевой коммуникации

1.

Ребёнок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учётом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета.

3

Высокий

В

2.

Ребёнок слушает и понимает речь, участвует в общении, чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое.

2

Средний

С

3.

Ребёнок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание.

1

Низкий

Н

Изучение словарного запаса детей

Задание № 1.  Классификация понятий

Материал:  30 картинок с изображением животных, одежды, игрушек, фруктов, овощей, транспорта, обуви.

Подобрать картинки с изображением …, …

Каждый правильный выбор оценивается в 1 балл, неверный – 0.

Высшая оценка 30 баллов.

Задание № 2.  Подбор антонимов

Игра «Скажи наоборот».

Предъявляют 10 слов (грустный - …, добрый - …, чистый - …, высокий - …, молодой - …, смелый - …, далеко - …, смеяться - …, бежать - …, разговаривать -…).

 1 балл – если слово, подобранное, является антонимом.

 0 баллов – не соответствует.

 Высшая оценка 10 баллов.

Задание № 3. Подбор определений

Предлагаем придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляем 5 слов: мяч, яблоко, дерево, собака, человек.

Высшая оценка 10 баллов.

2 балла – придумано более 3 слов.

1 балл – менее 3 слов.

0 баллов – ответ не соответствует семантическому полю слова.

        

Изучение грамматической стороны речи

Задание 1. Образование форм имён существительных, обозначающих детёнышей животных.

Материал:  10 картинок с изображением животных и их детёнышей ( лиса, медведь, заяц, кошка, волк, белка, собака, корова, слон, тигр). Играем « Кто у кого?»

Высшая оценка – 10 баллов.

Безошибочное употребление – 1 балл.

Неверные ответы – 0 баллов.

Задание № 2. Употребление форм родительного падежа, множеств.числа.

Играем «один – много».

Шар - …,  мяч - …, стол -…, чашка - …, дом - …, книга -…, стул - …, карандаш - …,  ключ - …, берёза - ….

Высшая оценка 10 баллов.

1 балл – верный ответ.

0 баллов – ответ неверный.

Задание № 3.Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Играем « Большой – маленький».

Стол -…, кровать - …, ложка - …, мяч - …, берёза - …, шкаф - …, дом - …, кукла - …, миска - …, коробка - ….

        Высшая оценка 10 баллов.

        1 балл – ответ верный.

        0 баллов – ответ неправильный.

        

Изучение уровня практического осознания элементов речи

Задание 1.

  1. Скажи одно слово ( выделение слова).

  1. А) Произнеси один звук.     (фонемный анализ)

б) Сколько звуков в слове «дом»?

 в) Назови звуки в этом слове.

      3.  А) Скажи одно предложение.

            Б) Сколько слов в предложении: «Дети любят играть»?

        (анализ предложения)

            В) Назови 1 – ое слово, 2 –ое, 3- е.

Высшая оценка – 7 баллов.

1 балл – верно.

0 баллов – неверно.

Результаты в таблицу.

7 баллов – высокий уровень.

3-4 балла – средний.

менее 3 баллов – низкий.

        

Изучение уровня связной речи

Используется « пересказ текста». Предлагается послушать небольшие по объёму незнакомый рассказ или сказку.

Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показателям.

1.

Понимание текста

Правильно ли ребёнок формулирует основную мысль.

2.

Структурирование текста

Умение последовательно и точно строить пересказ.

3.

Лексика

Полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными.

4.

Грамматика

Правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения.

5.

     

Плавность речи

Наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимость повторного чтения текста.

Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка – 10 б.

2 б. – правильное воспроизведение;

1 б. – незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое кол-во подсказок;

0 б. – неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках.

10 б.- высокий уровень

Свыше 5 б. – средний уровень

Менее 5 б. – низкий уровень

Уровень связной речи

Ф.И. ребёнка

Понима-

ние

текста

Структ-ие

текста

Лексика

Грамма-тика

Плавн. речи

Общий балл

Уровень

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Ф.И. ребёнка

Зад.1.

Зад. 2.    

Зад. 3.

Зад. 4.

Общий балл

Уро-

вень

                

Грамматический строй речи

        

Ф.И. ребёнка

Зад. 1    

Зад.2

Зад.3

Зад.4

Зад.5

Общий балл

Уровень

                        

Уровень практического осознания

элементов

        

Ф.И.ребёнка

Выделение слова

Фонемный анализ

Анализ предложен.

Общая оценка

Уровень

Уровень речевой активности

Ф.И. ребёнка

Оценка в баллах

Уровень речевой коммуникации

ГРУППА

Ф.И.реб.

Речевая   Связная   Словарь     Грамма        Произн   Практ.

ком-ия        речь                    тика                                  

языка

Уровень речевой активности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения совместной непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда Ворошиловой Генриетты Владимировны с детьми среднего возраста с общим недоразвитием речи (II-III уровень речевого развития) по теме: «В гостях у яблоньки»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 68 компенсирующего вида Калининского района г. Санкт-Петербурга. Конспект проведениясовместной непосредственноо...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития. Лексическая тема: «Овощи и фрукты».

Лексическая тема: «овощи и фрукты».Грамматическая тема: суффиксальное образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительными в роде.Цель: развивать навык суффикс...

Психолого-педагогическое сопровождение на ребенка с Системным недоразвитием речевой деятельности (ОНР 3 уровень речевого развития) в подготовительной логопедической группе.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА коррекционной работы на сентябрь – ноябрь на воспитанника логопедической подготовительной группы Заключение: Системное недоразвитие речевой деятельности (ОНР, 3 уровень речев...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА. «Коррекция речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития)»

Данная программа по коррекции речи является дополнительной и направлена на преодоление речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста с об...

Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития на 2018 — 201 9 учебный год Логопедическое заключение: ОНР (III уровень речевого развития)

Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития на 2018 — 201 9 учебный год    Козлов Николай...