«Проектирование фрагмента индивидуальной образовательной программы речевого развития воспитанника старшей группы В. А. с ОНР (III уровень речевого развития)» Период реализации: сентябрь 2021 – май 2022 г.
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Мордвинова Ирина Борисовна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx39.23 КБ

Предварительный просмотр:

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 

высшего профессионального образования

«Самарский государственный социально-педагогический университет»

 

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Программа

«Логопедическая диагностика как условие проектирования индивидуальной образовательной программы речевого развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»


Тема итоговой работы

 «Проектирование фрагмента  индивидуальной образовательной программы речевого развития воспитанника  старшей группы В. А. с ОНР

 (III уровня развития) »

Период реализации: сентябрь 2021 – май 2022 г.



                                                                                Мордвинова Ирина Борисовна

                                ГБОУ СОШ № 26 СП «Детский сад № 52»

Учитель-логопед

                                                                        

                                        

             

04.04.2022 по 13.04.2022 г. Самара

ПРОЕКТ

по программе повышения квалификации

«Логопедическая диагностика как условие проектирования индивидуальной образовательной программы речевого развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» 

(модуль вариативной части повышения квалификации
по именному образовательному чеку)

Структура проекта

Пояснительная записка:

  • Актуальность. Речевые нарушения – это огромная проблема нашего времени. К сожалению с каждым годом растет количество детей, где речь не соответствует возрастной норме. Специалисты отмечают многообразие форм речевой патологии, которые имеют различную этиологию и симптоматику, обозначают стойкую тенденцию к усложнению структуры речевых нарушений и качественное изменение логопедического контингента. У многих детей речевая недостаточность имеет недифференцированный, мозаичный характер, и сочетается с недостатками в перцептивной, двигательной, когнитивной и других сферах психической деятельности ребенка (Т.Н. Волковская, А.Н. Корнев, И.Ю. Левченко, А.В. Семенович, О.Н. Усанова и др.). Наибольшая распространенность недостатков речи наблюдается в дошкольном возрасте (Т.Н. Волковская, О.Е. Грибова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева). В 1970-1980 годах только у 25% детей фиксировали нарушения. Сегодня эта цифра значительно выше -58% - и продолжает расти. Существует необходимость безошибочно уметь дифференцировать расстройства и точно описывать заключение. Необходимо найти и применить диагностический инструментарий с учетом которого разработать  индивидуальные образовательные программы речевого развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Проблемы организации инклюзивного образования требуют от специалистов новых подходов к теоретическим исследованиям. Эффективность логопедической работы зависит  от того, насколько грамотно  была проведена диагностика, точная постановка заключения.   На сегодняшний день в рамках данного проекта мы можем подобрать индивидуальную образовательную программу для речевого развития В. Андрея.
  • Проблема. Логопедическая диагностика должна учитывать как психолого-педагогическую так и клинико-педагогическую классификации речевых нарушений. Логопедическое заключение должно производиться с учетом  пересечения  данных классификаций. Чем раньше и качественнее  будет проведена диагностика, тем быстрее  и проще пройдет преодоление речевых нарушений.  Но существует нехватка точного диагностического инструментария  и своевременной логопедической помощи. Логопед вынужден самостоятельно подбирать варианты диагностических методик в зависимости  от возрастных  особенностей  и сочетанных  системных нарушений речи.
  • Методы решения. Прохождение курсов повышения квалификации.
  • Цель проекта. Совершенствование навыков анализа  диагностических данных  речевого развития дошкольников применения  результатов  диагностического  обследования  для составления  индивидуальной программы коррекции  речевых нарушений  воспитанника  Андрея В. с ОНР (III уровень развития).
  • Задачи проекта. Уточнить и приобрести знания в области диагностических компетенций для  правильной постановки  и формулировки логопедического заключения.  Изучить и дифференцировать диагностические задания к разным речевым нарушениям (подобрать методику). Провести диагностическое обследование, проанализировать  выявленную  симптоматику, обосновать логопедическое заключение. Определить основные направления  и разработать  ИОП для воспитанника В. Андрея в соответствии с образовательными потребностями.

Задачи:

  1. Развивать пространственное представление, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
  2. Развивать  мелкую и крупную   моторику.
  3. Развивать мимическую мускулатуру. Активизировать или привести в тонус мимические мышцы.
  4. Развивать артикуляционную моторику.  Совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. 
  5. Проводить коррекцию компонентов речевой системы (звукопроизношения, фонетико-фонематического восприятия, лексико-грамматического строя, связной речи).
  6. Развивать самостоятельную развернутую фразовую речь.

Ожидаемые результаты.

     Уменьшение количества детей с недостатками речевого развития.

Приобретены знания в области диагностических компетенций для правильной постановки и формулировки логопедического заключения.

Проведено диагностическое обследование.

Изучены и дифференцированы  диагностические задания к разным речевым нарушениям.

Определены  основные направления работы и разработана ИОП  для воспитанника В. А.

К концу данного этапа обучения В. А. научился и закрепил: понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы; фонетически  правильно оформляет звуковую сторону речи; правильно передает слоговую структуру слов, используемую в самостоятельной речи;   владеет навыками словообразования; грамматически правильно оформляет самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Нарушения фонематического суха развивает. Пользуется в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями, владеет навыками объединения их в рассказ; владеет элементарными навыками пересказа.  

План –график реализации

Этапы проекта

Задачи

Механизмы реализации (Мероприятия)

Сроки

Подготовительный

Получение достоверных данных

Проведение обследования ребенка

01 сентября  по 12 сентября

Промежуточный

Спроектировать индивидуальную образовательную программу речевого развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Составление ИОП

с 14 сентября по 19 сентября

Этап формирования

Подобрать и изучить методическую литературу.

Консультация для педагогов 

С 19 сентября 22 сентября

Основной

Образовательная деятельность /коррекция  и развитие всех компонентов речи/

Подгрупповые занятия

Индивидуальные занятия

С 01 октября по 30 апреля

Подведение итогов

Оценка деятельности

Проведение обследования ребенка

С 01 мая по 31 мая

Практическая часть.

1 раздел. Диагностический.

Раздел обследования

Симптоматика

Выводы

Лексика

Пассивный словарь

Понимает существительные по показу на картинках. Умеет обобщать предметы и объекты по темам «игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы».

Понимает действия (птица летит, рыба плывет, слон идет и т.д.)

Понимает признаки по картинкам (круглое печенье,  квадратное печенье,   овальное печенье и т.д.)

Состояние восприятия речи в норме. Правильно  выполняет действия по речевой инструкции. Понимает действия и признаки предметов. Пассивный словарь соответствует возрасту.

Активный 

словарь

Объем  активного словаря достаточный.  Правильно подбирает и обобщает несколько предметов или объектов. Называет предъявленные цвета и форму предметов правильно.

Не смог подобрать глаголы к следующим вопросам: « А как подает голос корова?» ответа не последовало, «Собака что делает?» -Гафкает, «А как подает голос петух? – ответа нет.

Объем активного словаря достаточный. Правильно подбирает и обобщает несколько предметов или объектов. Не смог подобрать глаголы (ответы на вопросы по картинкам).

Грамматика

I. Понимание грамматических конструкций

Ребенок понимает  наиболее частотные формы существительных единственного и множественного числа.  (глаз-глаза, стул-стулья, лист-листья и т.д.)

Понимает предложно-падежные конструкции с предлогами (в, на, у, за, под, по). Показать цыпленка. «Который стоит у корытца» и т.д.

Понимает уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных. (носок-носочек, чашка-чашечка и т.д).  

Уровень сформированности  понимания грамматических конструкций сформирован. Соответствует возрастной норме.

II. Употребление грамм. конструкций

1. Морфология

 -Словообразование

    

 

- Словоизменение

2. Синтаксис

Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа/ (глаз-глаза, рот-ворты, ухо-ухи, кольцо-кольцы)

Употребление имен существительных в косвенных падежах, ответить на вопрос «Много чего?», (шаров-шаров, ключей-ключёв, окон-окна)

Употребление предложно-падежных конструкций: «Где стоит коза?» (за забором) – ответ, у забора; «Где едет машина?» (по дороге) – ответ, на дороге.

Употребление числительных 2 и 5 с существительными: ответь на вопрос «Сколько?», «два мяча-два мячей», «пять роз-пять-розей», «два окна-два окны», «пять окон-пять окней».

Ребенок понимает образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: забор-заборчик, носок-носочек и т.д.

Образование названий детенышей сформировано частично. У белки-белочка. Остальных детенышей назвал.

Не соответствует возрастной норме.

Словообразовательная деятельность не сформирована, большое количество словообразовательных ошибок.

Словоизменение и синтаксис также не соответствует возрасту.

Не правильно произносить окончания слов.

Искажение родовых окончаний в начальной форме.

Ошибки в употреблении падежных форм.

Ошибки в употреблении предлогов.

Связная речь

Текст.

Рыбалка

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

Пересказ текста.

Илюся накопав чехвяков. Он накопав чехвяков. Закинув удотьку в море. Он поймав окунь.

Речь не полная, нет связи между предложениями, нет последовательности и не понятно окружающим передаваемый  текст. Теряется смысл текста. Пересказ осуществлялся  с использованием помощи (наводящих вопросов, повторное чтение).

Звукопроизношение

Состояние артикуляционного аппарата

Зубы мелкие. Прогнатия (излишнее выдвижение вперед верхней челюсти)

Анатомическое строение без аномалий.

Статическая организация артикуляторных движений

Не смог выполнить упражнение «лопата», «жало», «качели».

Динамическая организация артикуляторных движений 

Не имеет возможности переключения с одной позы на другую

Речевая моторика сформирована недостаточно.

Произношение звуков

Нарушение звукопроизношения: парасигматизм шипящих звуков, параротацизм, ротацизм, параламбдацизм, ламбдацизм.

Шипящие: [ш]-[с], [ж]-[з].

Аффриканты: [щ`]-[с`],

[ч]-[т`].

Соноры [р]-[в], [р`] – 0 звука,  [л]-[в], [л`]- 0.

Уровень сформированности произносительной стороны речи не соответствует возрастной норме.

Звукопроизношение характеризуется большим наличием ошибок.

Слоговая структура

Способность воспроизводить слова различной слоговой структуры

Парашютист –понсюктист

Погремушка-почемушка

Не удерживает в слове полную сложную слоговую структуру

Фонематические процессы

Фонематическое восприятие

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых и смешиваемых в произношении (показ по картинкам)

Мышка-мишка,

катушка-кадушка,

корка-горка, речка-редька

рейка-лейка

Не смог показать  по картинке

Почка-бока

Слухо-зрительная сторона восприятия у ребенка сформирована.

Фонематический анализ

Фонематический синтез

Повторение слогов с оппозиционными звуками

Ба-па-ба –     ба-ба-ба

Па-ба-па -      па-па-па

Га-ка-га   -   га-га-га

Ка-га-ка     -  га-га-га

Выделение начального ударного из слов

Астра-А, Осень-О, Улей – У

Иглы –И, Арка-А, Озеро-О

Уши-У, Искры-И

Нарушена или затруднена слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков.

Элементарными навыками анализа воспитанник владеет.

Логопедическое заключение ОНР  (III уровень речевого развития)

Индивидуальная программа коррекции речевого недоразвития:

Образовательные результаты и задачи развития разных  сторон речи ребенка по периодам обучения (промежуточные и итоговые)

Сторона речи

Образовательный результат

Задачи коррекционно-логопедической работы

1 период обучения (промежуточные)

Произносительная сторона:

Звукопроизношение

Различение на слух звуков речи. Правильное произношение звука на фоне слова, определение места звука в слове.

Вызвать интерес к логопедическим заданиям. 

Устранить дефектное звукопроизношение.

Развивать артикуляционную моторику и силу воздушной струи:

- комплексы артикуляционных упражнений к  шипящим, сонорным звукам, звукам аффрикантам с элементами биоэнергопластики.

Добиться  правильного звучания изолированного звука. Добиться правильного произношения звука.

Учиться восприятию на слух сохранных звуков и таким образом создается база для появления в речи отсутствующих звуков.

Фонематические процессы

Выделение  (узнавание) звука на фоне слова, определение наличия звука в слове. Закрепление первого звука в слове. Закрепление простых форм фонематического анализа.

Обеспечить систему средств и условий для устранения недостатков. Развивать фонематический слух.

Дифференциация на слух звуков: в разных речевых единицах (изолированно).

Проговаривание цепочек слогов, слов, содержащих опозиционные звуки.

Слоговая структура

Использует  в речи слова 1-4 типов слоговой структуры без ошибок. Сформированы пространственные представления и оптико- пространственная ориентировка.  Развиты динамическая и темпо-ритмическая  организация движений.

Артикуляция сохранных  звуков, проговаривание простых открытых слогов, а затем и слов с этими звуками.

Развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.

Подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.

Лексическая сторона

Расширение объем словаря. С расширением представлений об окружающей действительности. Изучение лексических тем по годовому тематическому плану.

Закреплять и расширять лексический запас.

Грамматические операции:

Словоизменение

Ребенок понимает значение существительных в Им.п. ед. и мн.числа.

Глаз-глаза, рот-рты, ухо-уши

Ребенок понимает употребление имен существительных в косвенных падежах «Много чего?» ключей, берез и т.д.

Ребенок понимает употребление предложно-падежных конструкций. «Где стоит коза?» (за забором).

Формировать навык  изменения существительных в Им.п. ед. и мн.числа (с окончанием А, И,Ы)

Формировать навык  употребление имен существительных в косвенных падежах.

Формировать навык употребления предложно-падежных конструкций.

Словообразование

Использует в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ребенок образовывает названия детенышей животных.

Закрепить навык употребления существительных  с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Сформировать и закрепить навык образования названия детенышей у животных.

Связная речь

Ребенок понимает смысл коротких рассказов из 3-4 предложений. Составляет рассказ из 3-4 предложений с опорой на картинки.

Сформировать навык пересказа коротких текстов из 3-4 предложений.(с опорой на картинки)

2 период обучения (промежуточные)

Произносительная сторона:

Звукопроизношение

Различение на слух звуков речи. Правильное произношение звука на фоне слова, определение места звука в слове.

Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

Продолжать развивать артикуляционную моторику. Автоматизировать каждый исправленный звук в слогах, затем  в прямых слогах, затем в обратных слогах,  и потом в слогах со стечением согласных.

Автоматизация звуков в словах.

Фонематические процессы

Произносит слова: скворец, фотограф, микстура, парашютист без ошибок.

Повторяет предложения: «Парашютист готовится к прыжку»

Продолжать развивать фонематический слух.

Дифференциация на слух звуков: в разных речевых единицах (изолированно, в слогах, словах).

Проговаривание цепочек слогов, слов, содержащих опозиционные звуки.

Слоговая структура

Использует  в речи слова 3-5 типов слоговой структуры без ошибок.

Коррекция дефектов слоговой структуры слов у воспитанника

Избежать:

-  сокращение слога;
– опускание слогообразующей гласной;
– увеличение количества слогов за счёт вставки гласных;

- перестановка слогов;
– перестановка звуков соседних слогов.

- сокращение стечений согласных;
– вставки согласных в слог.

Лексическая сторона

Расширение объем словаря. С расширением представлений об окружающей действительности. Изучение лексических тем по годовому тематическому плану.

Продолжать закреплять и расширять лексический запас.

Грамматические операции:

Словоизменение

Ребенок  использует в речи: существительные Им.п.  во мн. числе с окончаниями А, Я.

Согласовывает словосочетания с числительными 1,3,5 без ошибок.

Формировать навыки:

Согласование числительных 1,3,5 с существительными, без ошибок.

Применять существительные в Им.п. мн.числа с окончаниями А,Я.

Словообразование

Использует в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ребенок образовывает названия детенышей животных.

Расширять и закреплять навык употребления существительных  с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Формировать навык образования качественных и наиболее частотных относительных прилагательных.

Связная речь

Ребенок понимает смысл коротких рассказов из 4-5 предложений. Составляет рассказ из 4-5 предложений с опорой на картинки.

Сформировать навык пересказа коротких текстов из 4-5 предложений.(с опорой на картинки и без него)

3 период обучения (итоговые)

Произносительная сторона:

Звукопроизношение

Ребенок использует в речи звуки которые подлежали коррекции без ошибок.

Верно произносит  в слогах, в словах, в предложениях, в речи.

Автоматизировать звуки во фразах, предложениях, связной речи

Фонематические процессы

Ребенок определяет наличие заданного согласного звука в звуковых, слоговых, словесных рядах.

Совершенствовать фонематические процессы.

Формировать навык определения наличия заданного согласного звука на материале звуковых, слоговых и словесных рядов

Слоговая структура

Ребенок употребляет в речи слова 4-5 типа слоговой структуры без ошибок.

Формировать навык употребления слов 4-5 слоговой структуры.

Лексическая сторона

Расширение объем словаря. С расширением представлений об окружающей действительности. Изучение лексических тем по годовому тематическому плану.

Продолжать закреплять и расширять лексический запас.

Грамматические операции:

Словоизменение

Ребенок понимает и применяет конструкции грамматического строя при словоизменениях.

Совершенствовать согласование числительных 1,3,5 с существительными.

Совершенствовать употребление существительных в Им.п. мн.числа с окончаниями А,Я.

Совершенствовать навык употребления существительных  с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Совершенствовать навык  изменения существительных в Им.п. ед. и мн.числа (с окончанием А, И,Ы).

Совершенствовать навык употребления предложно-падежных конструкций.

Словообразование

Ребенок понимает и применяет конструкции грамматического строя при словообразованиях.

Совершенствовать навык употребления существительных  с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Совершенствовать навык образования названия детенышей у животных в связной речи.

Совершенствовать навык образования качественных и наиболее частотных относительных прилагательных.

Связная речь

Ребенок понимает смысл прочитанного текста. Владеет пересказом из  5 предложений.

Формировать у ребенка  правильную , спонтанную речь, диалоговую речь, в развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде…

        

Вывод: использование современных методов диагностики и реализация данного проекта, позволит нам избежать грубых ошибок, а также спроектировать индивидуальную образовательную программу речевого развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»


 

Список литературы:

info@logo-tech.ru,  https://peskiadmin.ru/slogovaya-struktura-slova-zadaniya-dlya-detei-kartoteka-po.html,

1.Климонтович Е. Ю. Увлекательная логопедия. Учимся анализировать и пересказывать. Для детей 5-7 лет. — М.: Терев инф, 2017. — 64 с.

2.Кривовязова Н. Д. Обучение связной речи: Учебно-методическое пособие. – М.: НМ Центр, 2000.

3.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160с.; ил.

4.Т. Б. Филичева «Логопедия. Теория и практика», 2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с логопедическим заключением - ОНР, 2 уровень речевого развития.

Конспект и презентация разработаны совместо с логопедом  СПб ГБУЗ "Городская поликлиника № 122" Пучковой Верой Анатальевной.Тема: Автоматизация звука (Г) в словосочетаниях....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением - ОНР, 3 уровень речевого развития. Дифференциация звуков Р, Р` в словах. Лексическая тема : "Путешествие в деревню Простоквашено"

Цель: Дифференциация звуков [Р], [Р`] в словах.Задачи: Коррекционно-образовательные: Определение позиции звука в словах, обогащение словаря по лексической теме, закрепление произношения звуков [Р], [Р...

Конспект занятия с детьми подготовительной группы с логопедическим заключением «ОНР 3 уровень речевого развития» Лексическая тема: «Животные жарких стран»

Конспект занятия с детьми подготовительной группы с логопедическим заключением «ОНР 3 уровень речевого развития»  Цель: Закрепить представления о животных жарких стран, их особенностя...

Конспект занятия с детьми подготовительной группы с логопедическим заключением «ОНР 3 уровень речевого развития» Лексическая тема: «Животные Африки» (Презентация к занятию)

К конспекту занятия с детьми подготовительной группы с логопедическим заключением «ОНР 3 уровень речевого развития» Лексическая тема: «Животные Африки» добавлю некоторые слайды...

Непосредственно образовательная деятельность в 1 средней группе комбинированной направленности по реализации образовательной области «Речевое развитие» с использованием ИКТ. Тема: « Зимушка-зима»

Программное содержание:- Обобщать и закреплять знания по теме;- Развивать ассоциативную связь, используя компьютерные технологии.- Формировать уверенность в образовании и употреблении родственны...

Открытое занятие "РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ «СОБАКА СО ЩЕНЯТАМИ». ЧТЕНИЕ СТИХОВ ОБ ОСЕНИ (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ). ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа 2022 год

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ТЕМА:  РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ «СОБАКА СО ЩЕНЯТАМИ». ЧТЕНИЕ СТИХОВ ОБ ОСЕНИ (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ).ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕдля сред...