«Проектирование фрагмента индивидуальной образовательной программы речевого развития воспитанника старшей группы В. А. с ОНР (III уровень речевого развития)» Период реализации: сентябрь 2021 – май 2022 г.
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Самарский государственный социально-педагогический университет»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Программа
«Логопедическая диагностика как условие проектирования индивидуальной образовательной программы речевого развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
Тема итоговой работы
«Проектирование фрагмента индивидуальной образовательной программы речевого развития воспитанника старшей группы В. А. с ОНР
(III уровня развития) »
Период реализации: сентябрь 2021 – май 2022 г.
Мордвинова Ирина Борисовна
ГБОУ СОШ № 26 СП «Детский сад № 52»
Учитель-логопед
04.04.2022 по 13.04.2022 г. Самара
ПРОЕКТ
по программе повышения квалификации
«Логопедическая диагностика как условие проектирования индивидуальной образовательной программы речевого развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
(модуль вариативной части повышения квалификации
по именному образовательному чеку)
Структура проекта
Пояснительная записка:
- Актуальность. Речевые нарушения – это огромная проблема нашего времени. К сожалению с каждым годом растет количество детей, где речь не соответствует возрастной норме. Специалисты отмечают многообразие форм речевой патологии, которые имеют различную этиологию и симптоматику, обозначают стойкую тенденцию к усложнению структуры речевых нарушений и качественное изменение логопедического контингента. У многих детей речевая недостаточность имеет недифференцированный, мозаичный характер, и сочетается с недостатками в перцептивной, двигательной, когнитивной и других сферах психической деятельности ребенка (Т.Н. Волковская, А.Н. Корнев, И.Ю. Левченко, А.В. Семенович, О.Н. Усанова и др.). Наибольшая распространенность недостатков речи наблюдается в дошкольном возрасте (Т.Н. Волковская, О.Е. Грибова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева). В 1970-1980 годах только у 25% детей фиксировали нарушения. Сегодня эта цифра значительно выше -58% - и продолжает расти. Существует необходимость безошибочно уметь дифференцировать расстройства и точно описывать заключение. Необходимо найти и применить диагностический инструментарий с учетом которого разработать индивидуальные образовательные программы речевого развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Проблемы организации инклюзивного образования требуют от специалистов новых подходов к теоретическим исследованиям. Эффективность логопедической работы зависит от того, насколько грамотно была проведена диагностика, точная постановка заключения. На сегодняшний день в рамках данного проекта мы можем подобрать индивидуальную образовательную программу для речевого развития В. Андрея.
- Проблема. Логопедическая диагностика должна учитывать как психолого-педагогическую так и клинико-педагогическую классификации речевых нарушений. Логопедическое заключение должно производиться с учетом пересечения данных классификаций. Чем раньше и качественнее будет проведена диагностика, тем быстрее и проще пройдет преодоление речевых нарушений. Но существует нехватка точного диагностического инструментария и своевременной логопедической помощи. Логопед вынужден самостоятельно подбирать варианты диагностических методик в зависимости от возрастных особенностей и сочетанных системных нарушений речи.
- Методы решения. Прохождение курсов повышения квалификации.
- Цель проекта. Совершенствование навыков анализа диагностических данных речевого развития дошкольников применения результатов диагностического обследования для составления индивидуальной программы коррекции речевых нарушений воспитанника Андрея В. с ОНР (III уровень развития).
- Задачи проекта. Уточнить и приобрести знания в области диагностических компетенций для правильной постановки и формулировки логопедического заключения. Изучить и дифференцировать диагностические задания к разным речевым нарушениям (подобрать методику). Провести диагностическое обследование, проанализировать выявленную симптоматику, обосновать логопедическое заключение. Определить основные направления и разработать ИОП для воспитанника В. Андрея в соответствии с образовательными потребностями.
Задачи:
- Развивать пространственное представление, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
- Развивать мелкую и крупную моторику.
- Развивать мимическую мускулатуру. Активизировать или привести в тонус мимические мышцы.
- Развивать артикуляционную моторику. Совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
- Проводить коррекцию компонентов речевой системы (звукопроизношения, фонетико-фонематического восприятия, лексико-грамматического строя, связной речи).
- Развивать самостоятельную развернутую фразовую речь.
Ожидаемые результаты.
Уменьшение количества детей с недостатками речевого развития.
Приобретены знания в области диагностических компетенций для правильной постановки и формулировки логопедического заключения.
Проведено диагностическое обследование.
Изучены и дифференцированы диагностические задания к разным речевым нарушениям.
Определены основные направления работы и разработана ИОП для воспитанника В. А.
К концу данного этапа обучения В. А. научился и закрепил: понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы; фонетически правильно оформляет звуковую сторону речи; правильно передает слоговую структуру слов, используемую в самостоятельной речи; владеет навыками словообразования; грамматически правильно оформляет самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Нарушения фонематического суха развивает. Пользуется в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями, владеет навыками объединения их в рассказ; владеет элементарными навыками пересказа.
План –график реализации
Этапы проекта | Задачи | Механизмы реализации (Мероприятия) | Сроки |
Подготовительный | Получение достоверных данных | Проведение обследования ребенка | 01 сентября по 12 сентября |
Промежуточный | Спроектировать индивидуальную образовательную программу речевого развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи | Составление ИОП | с 14 сентября по 19 сентября |
Этап формирования | Подобрать и изучить методическую литературу. | Консультация для педагогов | С 19 сентября 22 сентября |
Основной | Образовательная деятельность /коррекция и развитие всех компонентов речи/ | Подгрупповые занятия Индивидуальные занятия | С 01 октября по 30 апреля |
Подведение итогов | Оценка деятельности | Проведение обследования ребенка | С 01 мая по 31 мая |
Практическая часть.
1 раздел. Диагностический.
Раздел обследования | Симптоматика | Выводы |
Лексика | ||
Пассивный словарь | Понимает существительные по показу на картинках. Умеет обобщать предметы и объекты по темам «игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы». Понимает действия (птица летит, рыба плывет, слон идет и т.д.) Понимает признаки по картинкам (круглое печенье, квадратное печенье, овальное печенье и т.д.) | Состояние восприятия речи в норме. Правильно выполняет действия по речевой инструкции. Понимает действия и признаки предметов. Пассивный словарь соответствует возрасту. |
Активный словарь | Объем активного словаря достаточный. Правильно подбирает и обобщает несколько предметов или объектов. Называет предъявленные цвета и форму предметов правильно. Не смог подобрать глаголы к следующим вопросам: « А как подает голос корова?» ответа не последовало, «Собака что делает?» -Гафкает, «А как подает голос петух? – ответа нет. | Объем активного словаря достаточный. Правильно подбирает и обобщает несколько предметов или объектов. Не смог подобрать глаголы (ответы на вопросы по картинкам). |
Грамматика | ||
I. Понимание грамматических конструкций | Ребенок понимает наиболее частотные формы существительных единственного и множественного числа. (глаз-глаза, стул-стулья, лист-листья и т.д.) Понимает предложно-падежные конструкции с предлогами (в, на, у, за, под, по). Показать цыпленка. «Который стоит у корытца» и т.д. Понимает уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных. (носок-носочек, чашка-чашечка и т.д). | Уровень сформированности понимания грамматических конструкций сформирован. Соответствует возрастной норме. |
II. Употребление грамм. конструкций 1. Морфология -Словообразование
- Словоизменение 2. Синтаксис | Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа/ (глаз-глаза, рот-ворты, ухо-ухи, кольцо-кольцы) Употребление имен существительных в косвенных падежах, ответить на вопрос «Много чего?», (шаров-шаров, ключей-ключёв, окон-окна) Употребление предложно-падежных конструкций: «Где стоит коза?» (за забором) – ответ, у забора; «Где едет машина?» (по дороге) – ответ, на дороге. Употребление числительных 2 и 5 с существительными: ответь на вопрос «Сколько?», «два мяча-два мячей», «пять роз-пять-розей», «два окна-два окны», «пять окон-пять окней». Ребенок понимает образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: забор-заборчик, носок-носочек и т.д. Образование названий детенышей сформировано частично. У белки-белочка. Остальных детенышей назвал. | Не соответствует возрастной норме. Словообразовательная деятельность не сформирована, большое количество словообразовательных ошибок. Словоизменение и синтаксис также не соответствует возрасту. Не правильно произносить окончания слов. Искажение родовых окончаний в начальной форме. Ошибки в употреблении падежных форм. Ошибки в употреблении предлогов. |
Связная речь | ||
Текст. Рыбалка Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху. Пересказ текста. Илюся накопав чехвяков. Он накопав чехвяков. Закинув удотьку в море. Он поймав окунь. | Речь не полная, нет связи между предложениями, нет последовательности и не понятно окружающим передаваемый текст. Теряется смысл текста. Пересказ осуществлялся с использованием помощи (наводящих вопросов, повторное чтение). | |
Звукопроизношение | ||
Состояние артикуляционного аппарата | Зубы мелкие. Прогнатия (излишнее выдвижение вперед верхней челюсти) | Анатомическое строение без аномалий. |
Статическая организация артикуляторных движений | Не смог выполнить упражнение «лопата», «жало», «качели». | |
Динамическая организация артикуляторных движений | Не имеет возможности переключения с одной позы на другую | Речевая моторика сформирована недостаточно. |
Произношение звуков | Нарушение звукопроизношения: парасигматизм шипящих звуков, параротацизм, ротацизм, параламбдацизм, ламбдацизм. Шипящие: [ш]-[с], [ж]-[з]. Аффриканты: [щ`]-[с`], [ч]-[т`]. Соноры [р]-[в], [р`] – 0 звука, [л]-[в], [л`]- 0. | Уровень сформированности произносительной стороны речи не соответствует возрастной норме. Звукопроизношение характеризуется большим наличием ошибок. |
Слоговая структура | ||
Способность воспроизводить слова различной слоговой структуры | Парашютист –понсюктист Погремушка-почемушка | Не удерживает в слове полную сложную слоговую структуру |
Фонематические процессы | ||
Фонематическое восприятие | Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых и смешиваемых в произношении (показ по картинкам) Мышка-мишка, катушка-кадушка, корка-горка, речка-редька рейка-лейка Не смог показать по картинке Почка-бока | Слухо-зрительная сторона восприятия у ребенка сформирована. |
Фонематический анализ Фонематический синтез | Повторение слогов с оппозиционными звуками Ба-па-ба – ба-ба-ба Па-ба-па - па-па-па Га-ка-га - га-га-га Ка-га-ка - га-га-га Выделение начального ударного из слов Астра-А, Осень-О, Улей – У Иглы –И, Арка-А, Озеро-О Уши-У, Искры-И | Нарушена или затруднена слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков. Элементарными навыками анализа воспитанник владеет. |
Логопедическое заключение ОНР (III уровень речевого развития) |
Индивидуальная программа коррекции речевого недоразвития:
Образовательные результаты и задачи развития разных сторон речи ребенка по периодам обучения (промежуточные и итоговые)
Сторона речи | Образовательный результат | Задачи коррекционно-логопедической работы |
1 период обучения (промежуточные) | ||
Произносительная сторона: | ||
Звукопроизношение | Различение на слух звуков речи. Правильное произношение звука на фоне слова, определение места звука в слове. | Вызвать интерес к логопедическим заданиям. Устранить дефектное звукопроизношение. Развивать артикуляционную моторику и силу воздушной струи: - комплексы артикуляционных упражнений к шипящим, сонорным звукам, звукам аффрикантам с элементами биоэнергопластики. Добиться правильного звучания изолированного звука. Добиться правильного произношения звука. Учиться восприятию на слух сохранных звуков и таким образом создается база для появления в речи отсутствующих звуков. |
Фонематические процессы | Выделение (узнавание) звука на фоне слова, определение наличия звука в слове. Закрепление первого звука в слове. Закрепление простых форм фонематического анализа. | Обеспечить систему средств и условий для устранения недостатков. Развивать фонематический слух. Дифференциация на слух звуков: в разных речевых единицах (изолированно). Проговаривание цепочек слогов, слов, содержащих опозиционные звуки. |
Слоговая структура | Использует в речи слова 1-4 типов слоговой структуры без ошибок. Сформированы пространственные представления и оптико- пространственная ориентировка. Развиты динамическая и темпо-ритмическая организация движений. | Артикуляция сохранных звуков, проговаривание простых открытых слогов, а затем и слов с этими звуками. Развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. Подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка. |
Лексическая сторона | Расширение объем словаря. С расширением представлений об окружающей действительности. Изучение лексических тем по годовому тематическому плану. | Закреплять и расширять лексический запас. |
Грамматические операции: | ||
Словоизменение | Ребенок понимает значение существительных в Им.п. ед. и мн.числа. Глаз-глаза, рот-рты, ухо-уши Ребенок понимает употребление имен существительных в косвенных падежах «Много чего?» ключей, берез и т.д. Ребенок понимает употребление предложно-падежных конструкций. «Где стоит коза?» (за забором). | Формировать навык изменения существительных в Им.п. ед. и мн.числа (с окончанием А, И,Ы) Формировать навык употребление имен существительных в косвенных падежах. Формировать навык употребления предложно-падежных конструкций. |
Словообразование | Использует в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Ребенок образовывает названия детенышей животных. | Закрепить навык употребления существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Сформировать и закрепить навык образования названия детенышей у животных. |
Связная речь | Ребенок понимает смысл коротких рассказов из 3-4 предложений. Составляет рассказ из 3-4 предложений с опорой на картинки. | Сформировать навык пересказа коротких текстов из 3-4 предложений.(с опорой на картинки) |
2 период обучения (промежуточные) | ||
Произносительная сторона: | ||
Звукопроизношение | Различение на слух звуков речи. Правильное произношение звука на фоне слова, определение места звука в слове. Определение места звука в слове (начало, середина, конец). | Продолжать развивать артикуляционную моторику. Автоматизировать каждый исправленный звук в слогах, затем в прямых слогах, затем в обратных слогах, и потом в слогах со стечением согласных. Автоматизация звуков в словах. |
Фонематические процессы | Произносит слова: скворец, фотограф, микстура, парашютист без ошибок. Повторяет предложения: «Парашютист готовится к прыжку» | Продолжать развивать фонематический слух. Дифференциация на слух звуков: в разных речевых единицах (изолированно, в слогах, словах). Проговаривание цепочек слогов, слов, содержащих опозиционные звуки. |
Слоговая структура | Использует в речи слова 3-5 типов слоговой структуры без ошибок. | Коррекция дефектов слоговой структуры слов у воспитанника Избежать: - сокращение слога; - перестановка слогов; - сокращение стечений согласных; |
Лексическая сторона | Расширение объем словаря. С расширением представлений об окружающей действительности. Изучение лексических тем по годовому тематическому плану. | Продолжать закреплять и расширять лексический запас. |
Грамматические операции: | ||
Словоизменение | Ребенок использует в речи: существительные Им.п. во мн. числе с окончаниями А, Я. Согласовывает словосочетания с числительными 1,3,5 без ошибок. | Формировать навыки: Согласование числительных 1,3,5 с существительными, без ошибок. Применять существительные в Им.п. мн.числа с окончаниями А,Я. |
Словообразование | Использует в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Ребенок образовывает названия детенышей животных. | Расширять и закреплять навык употребления существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Формировать навык образования качественных и наиболее частотных относительных прилагательных. |
Связная речь | Ребенок понимает смысл коротких рассказов из 4-5 предложений. Составляет рассказ из 4-5 предложений с опорой на картинки. | Сформировать навык пересказа коротких текстов из 4-5 предложений.(с опорой на картинки и без него) |
3 период обучения (итоговые) | ||
Произносительная сторона: | ||
Звукопроизношение | Ребенок использует в речи звуки которые подлежали коррекции без ошибок. Верно произносит в слогах, в словах, в предложениях, в речи. | Автоматизировать звуки во фразах, предложениях, связной речи |
Фонематические процессы | Ребенок определяет наличие заданного согласного звука в звуковых, слоговых, словесных рядах. | Совершенствовать фонематические процессы. Формировать навык определения наличия заданного согласного звука на материале звуковых, слоговых и словесных рядов |
Слоговая структура | Ребенок употребляет в речи слова 4-5 типа слоговой структуры без ошибок. | Формировать навык употребления слов 4-5 слоговой структуры. |
Лексическая сторона | Расширение объем словаря. С расширением представлений об окружающей действительности. Изучение лексических тем по годовому тематическому плану. | Продолжать закреплять и расширять лексический запас. |
Грамматические операции: | ||
Словоизменение | Ребенок понимает и применяет конструкции грамматического строя при словоизменениях. | Совершенствовать согласование числительных 1,3,5 с существительными. Совершенствовать употребление существительных в Им.п. мн.числа с окончаниями А,Я. Совершенствовать навык употребления существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Совершенствовать навык изменения существительных в Им.п. ед. и мн.числа (с окончанием А, И,Ы). Совершенствовать навык употребления предложно-падежных конструкций. |
Словообразование | Ребенок понимает и применяет конструкции грамматического строя при словообразованиях. | Совершенствовать навык употребления существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Совершенствовать навык образования названия детенышей у животных в связной речи. Совершенствовать навык образования качественных и наиболее частотных относительных прилагательных. |
Связная речь | Ребенок понимает смысл прочитанного текста. Владеет пересказом из 5 предложений. | Формировать у ребенка правильную , спонтанную речь, диалоговую речь, в развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде… |
Вывод: использование современных методов диагностики и реализация данного проекта, позволит нам избежать грубых ошибок, а также спроектировать индивидуальную образовательную программу речевого развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
Список литературы:
info@logo-tech.ru, https://peskiadmin.ru/slogovaya-struktura-slova-zadaniya-dlya-detei-kartoteka-po.html,
1.Климонтович Е. Ю. Увлекательная логопедия. Учимся анализировать и пересказывать. Для детей 5-7 лет. — М.: Терев инф, 2017. — 64 с.
2.Кривовязова Н. Д. Обучение связной речи: Учебно-методическое пособие. – М.: НМ Центр, 2000.
3.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160с.; ил.
4.Т. Б. Филичева «Логопедия. Теория и практика», 2021 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития. Составление картины «Зимние забавы» и рассказа по ней.
В конспекте представлены методы и приемы работы над развитием связной речи у детей с ОНР....
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с логопедическим заключением - ОНР, 2 уровень речевого развития.
Конспект и презентация разработаны совместо с логопедом СПб ГБУЗ "Городская поликлиника № 122" Пучковой Верой Анатальевной.Тема: Автоматизация звука (Г) в словосочетаниях....
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением - ОНР, 3 уровень речевого развития. Дифференциация звуков Р, Р` в словах. Лексическая тема : "Путешествие в деревню Простоквашено"
Цель: Дифференциация звуков [Р], [Р`] в словах.Задачи: Коррекционно-образовательные: Определение позиции звука в словах, обогащение словаря по лексической теме, закрепление произношения звуков [Р], [Р...
Конспект занятия с детьми подготовительной группы с логопедическим заключением «ОНР 3 уровень речевого развития» Лексическая тема: «Животные жарких стран»
Конспект занятия с детьми подготовительной группы с логопедическим заключением «ОНР 3 уровень речевого развития» Цель: Закрепить представления о животных жарких стран, их особенностя...
Конспект занятия с детьми подготовительной группы с логопедическим заключением «ОНР 3 уровень речевого развития» Лексическая тема: «Животные Африки» (Презентация к занятию)
К конспекту занятия с детьми подготовительной группы с логопедическим заключением «ОНР 3 уровень речевого развития» Лексическая тема: «Животные Африки» добавлю некоторые слайды...
Непосредственно образовательная деятельность в 1 средней группе комбинированной направленности по реализации образовательной области «Речевое развитие» с использованием ИКТ. Тема: « Зимушка-зима»
Программное содержание:- Обобщать и закреплять знания по теме;- Развивать ассоциативную связь, используя компьютерные технологии.- Формировать уверенность в образовании и употреблении родственны...
Открытое занятие "РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ «СОБАКА СО ЩЕНЯТАМИ». ЧТЕНИЕ СТИХОВ ОБ ОСЕНИ (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ). ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа 2022 год
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ТЕМА: РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ «СОБАКА СО ЩЕНЯТАМИ». ЧТЕНИЕ СТИХОВ ОБ ОСЕНИ (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ).ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕдля сред...