"Пожарная безопасность"
статья по обж (старшая группа)

Игнатова Валентина Николаевна

Информация,отраженная в статье посвящена актуальной проблеме - воспитанию у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к себе,своему поведению в отношении окружающего мира ,формирования  целостного представления о пожарной безопасности. Отражена необходимость активного участия родителей в данном вопросе. Сформированы цели и задачи ,представлена информация для бесед родителей с детьми о чрезвычайных ситуациях, о правилах пожарной безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pozh_bezopasnost.docx182.72 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по ОБЖ

«Путешествие по пожарной безопасности»

Описание материала: предлагаю вам конспект НОД по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен педагогам работающим с детьми 5-6 лет.

Подготовила педагог 1 квалификационной категории ДОУ 125 Выборгского района Игнатова Валентина Николаевна.

(старшая группа)

Тема: «Осторожно, огонь».

Цель: привитие элементарных знаний и навыков в пожарной безопасности.

Задачи:

Формировать у детей понятие «пожарная безопасность».

Закрепить знания о причинах возникновения пожара.

Формировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара, закрепить знания детей о том, что огонь боится песка и воды.

Закрепить знания о пользе и вреде огня, о правилах пожарной безопасности.

Укреплять здоровья детей, развивать физические качества, вызывать желание помогать людям в беде, воспитывать чувство сострадания и ответственности.

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, гордости за людей данной профессии.

Материалы и оборудование:

иллюстрации с изображением различных пожароопасных ситуаций, где огонь – друг или враг;

иллюстрации с изображением пожарной техники; »Пожарный».

дидактические картинки «Электроприборы, бытовая техника», «Найди лишний предмет», коробка со спичками.

Знаки 01, 101, «нельзя трогать», игрушечный телефон, мяч, зеленые и красные кружки на каждого ребенка.

Предварительная работа:

С родителями: заучить домашний адрес с детьми.

В группе во время режимных моментов:

Рассматривание плакатов по пожарной безопасности.

Беседы по теме, разучивание стихов, пословиц, поговорок об огне.

Чтение художественных произведений:  «Пожар», «Рассказ о неизвестном  герое» С.Я. Маршака.

Рассматривание иллюстраций к ним.

Беседа о профессии «Пожарный».

Экскурсия  к стенду в ДОУ, рассматривание плакатов по пожарной безопасности, огнетушителя.

 Обьектовая  тренировка в ДОУ, эвакуация детей.

Дидактические игры « Можно – нельзя», «Огонь – друг, огонь – враг».

Ход НОД:

 Педагог.  Здравствуйте дети. Вспомните, какая ситуация произошла с девочкой?

«Только мать сошла с крылечка 
Лена села перед печкой, 
В щелку красную глядит, 
А в печи огонь гудит. 
Приоткрыла дверку Лена – 
Соскочил огонь с полена, 
Перед печкой выжег пол, 
Влез по скатерти на стол, 
Побежал по стульям с треском, 
Вверх пополз по занавескам». (С.Я.Маршак «Пожар»)

Ответы детей.

  « У кого в доме есть печь, надо быть осторожным. Когда без присмотра оставлена печь, один уголёк дом может сжечь». Слова повторяются вместе с детьми.

 Воспитатель: «Ребята, мы живём в домах, где нет печей, но всё же нам тепло. Что обогревает наш дом. Послушайте загадку:

 « В нашем доме под окошком есть горячая гармошка: не поёт и не играет – дом она обогревает».

Дети отгадывают загадку.

Педагог: «Угольков в наших домах нет, а пожары случаются. Почему, ребята? Где живёт огонь в наших домах?». Дети высказывают свои мысли. Воспитатель показывает детям картинки, где изображены электроприборы, бытовая техника.  (Можно использовать загадки о них). Воспитатель: «Ребята, посмотрите на эти знаки »красные кружочки со знаком  –« нельзя трогать». Вот такие. Как вы думаете, что может обозначать этот знак? Правильно, нельзя трогать эти электроприборы. Дети ставят знаки к картинкам.


Педагог: Сила огня очень велика. Огонь согревает, заставляет работать машины, запускает ракеты. На огне готовят пищу.

Но огонь бывает страшным и злым, вызывает пожар, который может привести к большим бедам. В пламени горит всё: жилища, посевы, животные, леса, целые деревни и даже города. Когда люди забывают об осторожном обращении с огнём, он становится смертельно опасным. Пожар – не случайность, а результат неправильного поведения. Огонь из доброго слуги человека может превратиться в злого дракона. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным при обращении с огнём, соблюдал осторожность при обращении с ним.

Сегодня утром нам передали  коробку, давайте посмотрим, что там лежит, может игрушки? « Нет, вместо игрушек, нам положили какие – то коробочки. Так, это спички. А разве можно играть спичками?» Дети дают свои ответы.

Педагог: Спичками играть не будем,

Зажигалку не возьмем,

И себя мы не погубим.

И квартиру не сожжем!

Педагог: Чем кроме огня ещё опасен пожар?

Дети: Пожар опасен дымом. Им можно задохнуться.

Человеку друг огонь,

Только зря его не тронь!

Если будешь баловать,

То беды не миновать.

От огня не сдобровать.

Знайте, в гневе он сердит,

Ничего не пощадит.

Уничтожить может школу,

Поле хлебное, твой дом

И у дома всё кругом,

И, взметнувшись до небес,

Перекинуться на лес.

Гибнут в пламени пожара

Даже люди иногда:

Это помните всегда!

Педагог: Да, пожар очень опасен. (Обратить внимание на картинку)

Посмотрите на огонь, что можно о нём сказать? Какой он?

Педагог:  Кто тушит пожар? (картинки с изображениями пожарных)

Педагог:  Правильно. Эта профессия считается очень опасной. Как вы думаете, какими должны быть пожарные? ( смелыми,  находчивыми, сильными, должны заниматься спортом, знать много приёмов по спасению людей).  Почему работу пожарного называют опасной? (ответы детей)

Физкультминутка: «Пожарные»

 Мы пожарные лихие, все ребята удалые, (маршируют на месте)

 Вверх по лестнице крутой заберемся мы с тобой, (поднимают ноги высоко, руками «цепляются») Эх, поборемся с огнем - рубим стену топором, (руки в замок, наклоны вниз)

 Раз – два, раз – два, быстро в шланг  течет вода, (круговые движения руками)

 Огнетушители включаем, пеной пламя заливаем, (руки вытянуты, повороты в стороны) Раз, раз, раз, раз).

Педагог: Молодцы! Садитесь.  Посмотрите на картинку, что это за предметы?

Дети: Эти предметы нужны для того, чтобы тушить пожары.

Игра « Что нужно пожарным?»

Педагог: Найдите лишний предмет, с помощью которого нельзя потушить огонь. ( Ведро с песком, ведро с водой, одеяло, огнетушитель, спички)

Дети: Это спички, они служат причиной пожара, а не помогают его тушить.

Педагог: А вот ещё загадка:

Мчится огненной стрелой

Мчится вдаль машина

И зальет пожар любой

Смелая дружина.

Дети: Пожарная машина.

Педагог: Правильно - пожарная машина. На ней можно быстро примчаться на пожар. Что нужно сделать, пожарные приехали? Да, правильно,  в случае возникновения пожара нужно позвонить по телефону «01», «112»  и попросить о помощи. Вот для вас опять игра

« Сигнал тревоги»

( Дети на игрушечном телефоне набирают цифры « 01» и выполняют задание)

Задание детям:

Набери номер « 01»

Услышав ответ – назови свое имя.

Сообщи, что случилось.

Скажи точный домашний адрес - улицу, номер дома и квартиры.

Не клади трубку, пока об этом не попросят.

Педагог: А теперь встаньте в кружок, будем играть в игру.

Игра « Лови - бросай, сразу отвечай»

Для чего пожарной машине нужна сирена? ( Чтобы все услышали и уступили дорогу)

Почему пожарная машина красного цвета? ( Чтобы её было заметно на дорогах: красный цвет- цвет огня).

Зачем пожарной машине раздвижная лестница? ( Чтобы подниматься на высокие этажи)

Как называются длинные шланги, которыми тушат пожар? (Рукава)

Где пожарные берут воду, если она закончилась в машине? ( В колодцах, в реке, в гидрантах)

Какими должны быть пожарные? ( Сильными, смелыми, закаленными, мужественными, находчивыми, ловкими, решительными)

Почему пожарные должны быть сильными, смелыми? ( Они выносят людей из огня, работают в огне, в дыму)

Зачем пожарные надевают противогаз? (Чтобы можно было дышать при задымлении). 

Педагог. А если пожар случился на воде или воздухе?

Ответы детей.

 У пожарных есть различная техника – вертолеты, катера. Пожарные машины, вертолеты, катера – красного цвета.  (рассматривание пожарной техники на картинках).

Педагог: Предлагаю вам игру:

« Разрешается - запрещается»

Возьмите в руки кружки зеленого и красного цвета и показываем красный кружок, если это делать нельзя, и зеленый кружок, если это делать можно: «Внимание!»

1.В случае пожара вызвать пожарных по телефону «01»;»101»

2.Бросать горящие спички;

3.Кричать и звать на помощь взрослых;

4.Оставаться в помещении, где начался пожар;

5.Открывать все окна и двери во время пожара;

6.Закрывать нос, рот, голову мокрым полотенцем;

7.Прятаться в угол, под шкаф, под кровать;

8.Оставлять без присмотра включенные электроприборы;

9.Двигаться ползком или пригнувшись к выходу;

10.Обливать водой стены и пол во время пожара;

11.Пользоваться лифтом;

12.Не бояться, слушаться во всём пожарных;

13.Тушить водой горящие электроприборы;

14.Обращаться к соседям за помощью;

15.По возможности пытаться тушить пожар;

16.Включать газ, электроприборы, свет.

Педагог: Молодцы, все правила назвали правильно. Садитесь.

Огонь оставляет за собой страшный след: вместо леса, дома – пепел, зола, обгорелые головешки. А как страдает человек от пожара?

Дети: Получает ожоги, задыхается от дыма.

Педагог: Очень важно оказать медицинскую помощь пострадавшим от пожара людям.

Дети вы должны запомнить, что пожар – это не случайность, а результат неправильного поведения. Сегодня вы узнали, что огонь может быть для нас и другом, и врагом.

Рефлексия: А сейчас мы с вами закрепим пройденный материал, что вы запомнили на занятии.

Дети: Огонь делает нашу жизнь теплее и уютнее.

Огонь нужен для работы транспорта.

Огонь нужен для пекарей, чтобы печь хлеб.

На огне готовят пищу.

Огонь бывает злой, когда люди  не соблюдают правила пожарной безопасности.

Педагог: Я предлагаю вам взять листочки и карандаши и нарисовать знаки, куда нужно звонить при пожаре.

Педагог:  Я хотела бы, чтобы  все были очень осторожны с огнем, внимательны и помнили об опасности, всегда соблюдали правила пожарной безопасности и беда обойдет нас  стороной.

http://kobrin.edu.by/ru/sm_full.aspx?guid=88193


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающая презентация по правилам пожарной безопасности «Азбука пожарной безопасности»

Презентация  предназначена для использования педагогами, родителями в вопросе повышения знаний противопожарной безопасности, овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара ,о...

Конспект образовательной деятельности по пожарной безопасности. Тема: «Пожарная безопасность в природе»

• Формировать у детей представление о пожарной безопасности в природе, об  опасности разжигания костров для окружающей среды и собственного здоровья;• Воспитывать чувство ответственности за свои ...

Совместная образовательная деятельность по пожарной безопасности в старшей группе на тему: «Знакомство с уголком пожарной безопасности»

Занятие с детьми, которое знакомит их с основами пожарной безопасности. Помогает ориентироваться в пространстве детского сада по знакам и противопожарному оборудованию, Дает представление о законе по ...

Расскажите детям о пожарной безопасности с помощью электронных интерактивных пособий («Детям о пожарной безопасности», «Викторина для детей по пожарной безопасности» и «Правила пожарной безопасности»)

Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для...