Формирование у детей дошкольного возраста правил и норм безопасного поведения в быту.
методическая разработка по обж

Лёвина Антонина Ильинична

Формирование у детей дошкольного возраста правил и норм безопасного поведения в быту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у детей дошкольного возраста правил и норм безопасного поведения в быту.

ЦЕЛЬ: стимулирование развития у детей дошкольного возраста самостоятельности и ответственности за своё поведение, развитие познавательной сферы детей через систему овладения основными приёмами и знаниями

  • ЗАДАЧИ: социализация личности ребёнка, формирование модели поведения в экстремальной и обыденной ситуации;
  • развитие умственных способностей;
  • развитие познавательных процессов, личностных качеств, любознательности, коммуникабельности;
  • забота о здоровье, предупреждение травматизма;
  • воспитание культуры поведения   в общественных местах.

Уважаемые коллеги!

Сегодня я предлагаю вам отправиться в необычное и увлекательное путешествие по стране безопасного детства на мастер-классе «Формирование у детей дошкольного возраста правил и норм безопасного поведения в быту»

1 слайд

Игра «Опасно-безопасно» ( участники - воспитатели,  5 человек)

2 слайд

Изготовление масок для сказки «Кошкин дом»  

Инсценирование сказки «Кошкин дом» ( участники -воспитатели,  5 человек)

3 слайд

Изготовление из бумаги героев для пальчиковой игры «Незнакомец. Кому откроем дверь» (участники -  воспитатели,   5 человек)

4 лайд

Поделки на тему «Безопасность» - «Останови огонь» (участники -  воспитатели,   5 человек)

      Безопасность детей дошкольного возраста в быту – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Поэтому главная задача педагога – формировать основы безопасного поведения детей в быту, стимулировать развитие у них самостоятельности и ответственности за своё здоровье. В связи с этим особое внимание надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта.

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе-это, согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования, - реализация образовательной области «Социально – коммуникативное развитие». Конкретное содержание этой образовательной программы зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы и может реализовываться в различных видах деятельности: общении, игре, познавательно – исследовательской деятельности. Итак, актуальность темы обусловлена объективной необходимостью детей о правилах безопасного поведения, опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этом направлении.  Безопасность для детей дошкольного возраста – это не заучивание правил, а формирование безопасного образа жизни – ребенок учится правильно существовать в огромном мире, познавая его; избегать опасностей, а не провоцировать их. Поэтому очень важно, чтобы с самого раннего детства ребёнок грамотно обучался безопасности. Подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями

Самостоятельность ребенка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребенок не может развиваться. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. Именно поэтому изучение основ безопасности в быту актуально в современном дошкольном образовании.

В детском саду главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных ситуаций и особенностей поведения в них.

Работа начинается с организации развивающей среды в группе и разработки перспективного плана, где ставятся основные задачи. Формирование основ безопасности дошкольников в быту происходит через игру. Игра – способ моделирования окружающей жизни. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Например,  во время проведения игры «Набери правильно номер» дети учатся пользоваться телефоном, чтобы уметь позвонить по телефонам 01, 02,03. Играя в игру «Что такое хорошо и что такое плохо», дети видят правильные и неблаговидные поступки и их последствия.

Продумывается подборка педагогических ситуаций для решения бытовых задач через основы безопасности и жизнедеятельности. Предлагаются детям ситуации-загадки (педагог описывает ситуацию, а дети ее оценивают и обосновывают в процессе общего обсуждения).

Обучение дошкольников основам безопасности жизнедеятельности в быту проводится на занятиях, беседах, в играх – путешествиях, проблемных ситуациях, творческих играх, в которых дети выполняют роли пожарных, спасателей, людей, попавших в беду. Иногда тема не всегда укладывается в одно занятие, поэтому педагог может провести по отдельным темам несколько занятий или продолжить эту работу в различных видах деятельности детей. Так в игре «Опасно - безопасно» у детей формируются знания об источниках опасности, мерах предосторожности, действиях в опасных ситуациях, в игре «Маша простудилась» формируются знания об оказании первой медицинской помощи.

Для закрепления правил поведения с незнакомыми людьми используются игры – драматизации, сказки о животных: «Волк и семеро козлят», «Гуси – лебеди», «Красная шапочка», «Кошкин дом».

Заучивание стихотворений об опасных предметах, использование дидактических игр «Найди опасные предметы», «Выбери место для хранения» помогают детям усвоить прямые запреты на использование некоторых предметов домашнего обихода (розетки, электроприборы, лекарства, правильно обращаться с другими (ножницы, вилки). При знакомстве детей с произведениями художественной литературы используются такие приемы, как чтение рассказов и стихотворений с анализом поступков героев; чтение фрагментов рассказа как иллюстрации к определенной опасной ситуации; анализ произведения с целью самостоятельного выделения детьми мер предосторожности. Произведения с разным содержанием (С.Я. Маршак «Кошкин дом», К. Чуковский «Телефон») учат детей правилам безопасности.

В изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) дети закрепляют полученные знания основ безопасности жизнедеятельности.

Таким образом, воспитание у детей безопасного поведения в быту непрерывный, систематический, последовательный процесс, который начинается в раннем возрасте. Только глядя на мир, глазами ребенка, понимая окружающее через их внутреннее мироощущение, мы сможем научить ребенка правильно вести себя в сложных ситуациях.

Приобщение к правилам безопасного поведения  для человека и окружающего мира природы – это проведение тематической «Недели безопасности»: Участники – воспитанники ДОУ, родители, воспитатели.  Предполагаемый результат тематической «Недели безопасности»:

- познавательно – информационный уголок безопасности.

- тематические выставки творческих работ: «Спичка — невеличка», «Огонь – друг, огонь – враг»; «Дорога безопасности»; «В здоровом теле – здоровый дух».

- тематическое развлечение «Огонь – друг, огонь – враг».

- составленный детьми Свод Правил «Чтобы не было беды».

- схемы – алгоритмы «Поведение человека в опасных ситуациях», «Действия человека при возникновении пожара».

- книжки – малышки «Пожару – нет».

В нашей группе тематическая «Неделя безопасности» проводилась  с целью формирования у детей основ безопасного поведения в быту.  «Неделя безопасности» включала в себя такие темы, как: «Пожарная безопасность», «Безопасность на дороге», «Опасные предметы в быту», «Здоровый образ жизни», «Азбука безопасности». В течение каждого тематического дня проводилась образовательная деятельность, развивающие и подвижные игры, было подобрано оформление и наглядный материал, музыкальные произведения, призванные наиболее полно раскрыть тему дня и сформировать у детей необходимые представления и навыки. Всё было организовано в интересной игровой и познавательной деятельности, совместно с воспитателями и родителями. В свою очередь родители были активными участниками «Недели безопасности»,   участвовали в конкурсе семейного рисунка «Азбука безопасности», сопровождали детей на экскурсии, показывали мастер – классы. Такая форма обучения, как тематическая «Неделя безопасности», стала  результативной, так как в ходе работы у детей создаётся целостная картина мира. Причём знания даются детям не в готовом виде, а формируются в поисково-исследовательской деятельности, при решении игровых проблемных ситуаций

Забота о детях должна постоянно находиться в центре внимания взрослых. Защита здоровья и жизни ребёнка – одна из самых гуманных и самых важных целей.

Воспитание общей культуры поведения начинается с младшей группы, с этого же времени должна начинаться и подготовка к различным жизненным ситуациям. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем. И всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно остаётся у него навсегда.

В связи с этим возникает проблема введения в обучающий процесс основ безопасности жизнедеятельности детей, методов и приёмов, направленных на обучение детей правил и норм безопасности.



Предварительный просмотр:

Формирование у детей дошкольного возраста правил и норм безопасного поведения в быту.

ЦЕЛЬ: стимулирование развития у детей дошкольного возраста самостоятельности и ответственности за своё поведение, развитие познавательной сферы детей через систему овладения основными приёмами и знаниями

  • ЗАДАЧИ: социализация личности ребёнка, формирование модели поведения в экстремальной и обыденной ситуации;
  • развитие умственных способностей;
  • развитие познавательных процессов, личностных качеств, любознательности, коммуникабельности;
  • забота о здоровье, предупреждение травматизма;
  • воспитание культуры поведения   в общественных местах.

Уважаемые коллеги!

Сегодня я предлагаю вам отправиться в необычное и увлекательное путешествие по стране безопасного детства на мастер-классе «Формирование у детей дошкольного возраста правил и норм безопасного поведения в быту»

1 слайд

Игра «Опасно-безопасно» ( участники - воспитатели,  5 человек)

2 слайд

Изготовление масок для сказки «Кошкин дом»  

Инсценирование сказки «Кошкин дом» ( участники -воспитатели,  5 человек)

3 слайд

Изготовление из бумаги героев для пальчиковой игры «Незнакомец. Кому откроем дверь» (участники -  воспитатели,   5 человек)

4 лайд

Поделки на тему «Безопасность» - «Останови огонь» (участники -  воспитатели,   5 человек)

      Безопасность детей дошкольного возраста в быту – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Поэтому главная задача педагога – формировать основы безопасного поведения детей в быту, стимулировать развитие у них самостоятельности и ответственности за своё здоровье. В связи с этим особое внимание надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта.

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе-это, согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования, - реализация образовательной области «Социально – коммуникативное развитие». Конкретное содержание этой образовательной программы зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы и может реализовываться в различных видах деятельности: общении, игре, познавательно – исследовательской деятельности. Итак, актуальность темы обусловлена объективной необходимостью детей о правилах безопасного поведения, опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этом направлении.  Безопасность для детей дошкольного возраста – это не заучивание правил, а формирование безопасного образа жизни – ребенок учится правильно существовать в огромном мире, познавая его; избегать опасностей, а не провоцировать их. Поэтому очень важно, чтобы с самого раннего детства ребёнок грамотно обучался безопасности. Подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями

Самостоятельность ребенка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребенок не может развиваться. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. Именно поэтому изучение основ безопасности в быту актуально в современном дошкольном образовании.

В детском саду главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных ситуаций и особенностей поведения в них.

Работа начинается с организации развивающей среды в группе и разработки перспективного плана, где ставятся основные задачи. Формирование основ безопасности дошкольников в быту происходит через игру. Игра – способ моделирования окружающей жизни. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Например,  во время проведения игры «Набери правильно номер» дети учатся пользоваться телефоном, чтобы уметь позвонить по телефонам 01, 02,03. Играя в игру «Что такое хорошо и что такое плохо», дети видят правильные и неблаговидные поступки и их последствия.

Продумывается подборка педагогических ситуаций для решения бытовых задач через основы безопасности и жизнедеятельности. Предлагаются детям ситуации-загадки (педагог описывает ситуацию, а дети ее оценивают и обосновывают в процессе общего обсуждения).

Обучение дошкольников основам безопасности жизнедеятельности в быту проводится на занятиях, беседах, в играх – путешествиях, проблемных ситуациях, творческих играх, в которых дети выполняют роли пожарных, спасателей, людей, попавших в беду. Иногда тема не всегда укладывается в одно занятие, поэтому педагог может провести по отдельным темам несколько занятий или продолжить эту работу в различных видах деятельности детей. Так в игре «Опасно - безопасно» у детей формируются знания об источниках опасности, мерах предосторожности, действиях в опасных ситуациях, в игре «Маша простудилась» формируются знания об оказании первой медицинской помощи.

Для закрепления правил поведения с незнакомыми людьми используются игры – драматизации, сказки о животных: «Волк и семеро козлят», «Гуси – лебеди», «Красная шапочка», «Кошкин дом».

Заучивание стихотворений об опасных предметах, использование дидактических игр «Найди опасные предметы», «Выбери место для хранения» помогают детям усвоить прямые запреты на использование некоторых предметов домашнего обихода (розетки, электроприборы, лекарства, правильно обращаться с другими (ножницы, вилки). При знакомстве детей с произведениями художественной литературы используются такие приемы, как чтение рассказов и стихотворений с анализом поступков героев; чтение фрагментов рассказа как иллюстрации к определенной опасной ситуации; анализ произведения с целью самостоятельного выделения детьми мер предосторожности. Произведения с разным содержанием (С.Я. Маршак «Кошкин дом», К. Чуковский «Телефон») учат детей правилам безопасности.

В изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) дети закрепляют полученные знания основ безопасности жизнедеятельности.

Таким образом, воспитание у детей безопасного поведения в быту непрерывный, систематический, последовательный процесс, который начинается в раннем возрасте. Только глядя на мир, глазами ребенка, понимая окружающее через их внутреннее мироощущение, мы сможем научить ребенка правильно вести себя в сложных ситуациях.

Приобщение к правилам безопасного поведения  для человека и окружающего мира природы – это проведение тематической «Недели безопасности»: Участники – воспитанники ДОУ, родители, воспитатели.  Предполагаемый результат тематической «Недели безопасности»:

- познавательно – информационный уголок безопасности.

- тематические выставки творческих работ: «Спичка — невеличка», «Огонь – друг, огонь – враг»; «Дорога безопасности»; «В здоровом теле – здоровый дух».

- тематическое развлечение «Огонь – друг, огонь – враг».

- составленный детьми Свод Правил «Чтобы не было беды».

- схемы – алгоритмы «Поведение человека в опасных ситуациях», «Действия человека при возникновении пожара».

- книжки – малышки «Пожару – нет».

В нашей группе тематическая «Неделя безопасности» проводилась  с целью формирования у детей основ безопасного поведения в быту.  «Неделя безопасности» включала в себя такие темы, как: «Пожарная безопасность», «Безопасность на дороге», «Опасные предметы в быту», «Здоровый образ жизни», «Азбука безопасности». В течение каждого тематического дня проводилась образовательная деятельность, развивающие и подвижные игры, было подобрано оформление и наглядный материал, музыкальные произведения, призванные наиболее полно раскрыть тему дня и сформировать у детей необходимые представления и навыки. Всё было организовано в интересной игровой и познавательной деятельности, совместно с воспитателями и родителями. В свою очередь родители были активными участниками «Недели безопасности»,   участвовали в конкурсе семейного рисунка «Азбука безопасности», сопровождали детей на экскурсии, показывали мастер – классы. Такая форма обучения, как тематическая «Неделя безопасности», стала  результативной, так как в ходе работы у детей создаётся целостная картина мира. Причём знания даются детям не в готовом виде, а формируются в поисково-исследовательской деятельности, при решении игровых проблемных ситуаций

Забота о детях должна постоянно находиться в центре внимания взрослых. Защита здоровья и жизни ребёнка – одна из самых гуманных и самых важных целей.

Воспитание общей культуры поведения начинается с младшей группы, с этого же времени должна начинаться и подготовка к различным жизненным ситуациям. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем. И всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно остаётся у него навсегда.

В связи с этим возникает проблема введения в обучающий процесс основ безопасности жизнедеятельности детей, методов и приёмов, направленных на обучение детей правил и норм безопасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей дошкольного возраста знаний о правилах безопасного поведения на дороге. Организация профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является актуальной темой в наше время. Дети у же с дошкольного возраста должны усвоить основные правила поведения на улице. Но, конечно, в детс...

Формирование у детей дошкольного возраста правил и норм безопасного поведения в быту для приобретения социального опыта.

Методическоя разработка раздела образовательной программы "Безопасность". автор Жукова В.И., Жаринова Е.Е....

Формирование у детей дошкольного возраста информационной компетентности в безопасном поведении дома.

Формирование у детей  дошкольного возрастаинформационной компетентности в безопасном поведении дома....

Работа с родителями по формированию у детей дошкольного возраста знаний и навыков безопасного поведения на улице.

Главная задача для нас и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения....

Взаимодействие с родителями по формированию у детей дошкольного возраста знаний и навыков безопасного поведения на улице

Здесь представлены разнообразные и доступные каждому педагогу ДОУ формы работы с родителями по формированию у детей дошкольного возраста знаний и навыков безопасного поведения на улице...

Круглый стол для педагогов ДОУ "Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о безопасном поведении в быту и социуме"

Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о безопасном поведении в быту и социуме....