Взаимодействие с родителями по формированию у детей дошкольного возраста знаний и навыков безопасного поведения на улице
консультация по обж (подготовительная группа)

Морозова Юлия Сергеевна

Здесь представлены разнообразные и доступные каждому педагогу ДОУ формы работы с родителями по формированию у детей дошкольного возраста знаний и навыков безопасного поведения на улице

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 21 комбинированного вида»

Доклад на семинар для педагогов на тему:

«Взаимодействие с родителями по формированию у детей дошкольного возраста знаний и навыков

безопасного поведения на улице»

Подготовила воспитатель

Морозова Ю. С.

п. Суйда – 2022 г.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Одна из главных целей педагогических коллективов всех дошкольных образовательных учреждений — создание условий для охраны жизни и здоровья детей.

Дети любознательны, они интересуются всем, что их окружает, в том числе и улицей, и дорогой, и всем, что на ней происходит. Мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые остаются без присмотра взрослых, играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.

Таким образом, актуальность проблемы на социальном уровне обусловлена потребностью современного общества в воспитании грамотного пешехода, готового соблюдать правила дорожного движения, заботиться о своей безопасности и безопасности других людей.

Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения и семьи. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях. Следовательно, главная цель воспитательной работы семьи и детского сада заключается в формировании у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах и дорогах.

Работу по формированию родительской компетентности в вопросах воспитания безопасного поведения детей дошкольного возраста следует начинать с установления проблем, образовательных потребности семьи, а также мотивирования родителей к участию в совместной работе. Для этого стоит познакомить родителей с понятиями и сущностью основ безопасного поведения ребенка, обусловленного возрастными особенностями воспитанников, обозначить категории потенциальных опасностей, сконцентрировать внимание родителей на первостепенном месте потребностей детей в безопасности, а также сделать акцент на роли взрослых членов семьи в вопросах воспитания безопасного поведения детей. Родителям необходимо научиться оценивать уровень собственной культуры безопасности, выявлять направления его повышения, научиться выявлять личностные психологические особенности своего ребенка и в вопросах воспитания безопасного поведения ребенка ориентироваться на них.

 Организация работы взаимодействия с родителями по формированию у детей дошкольного возраста знаний и навыков безопасного поведения на улице предполагает несколько направлений:

• информационно-аналитическое (проведение социологических опросов, заполнение анкет, собрания, консультации);

• познавательные (мини-собрания, игры с педагогическим содержанием, совместные экскурсии, круглые столы);

• наглядно-информационное (стенгазеты, папки-передвижки, открытые просмотры занятий, выставки методической литературы и дидактических игр по теме).

С целью определения отношения со стороны родителей к проблеме формирования знаний, умений, навыков по правилам дорожного движения, передаваемых взрослыми детям, родителям было предложено заполнить анкету на тему: «Правила и безопасность дорожного движения».  Проанализировав ответы на вопросы, мы выяснили, что все родители считают нужным знакомить детей дошкольного возраста с Правилами дорожного движения; такая работа ведется в семье, родители при этом используют жизненный опыт, совместный просмотр телепередач и, что важно и приятно, рекомендации педагогов. Наиболее продуктивными формами работы для помощи в ознакомлении детей с Правилами дорожного движения родители считают:

- организации выставок методической и художественной литературы по данной теме;

- размещение информации в уголке для родителей;

- индивидуальные беседы.

Так же родители отметили, что работа по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения в нашем дошкольном учреждении ведется на высоком уровне.

В целях педагогического просвещения родителей были подготовлены памятки, папка-передвижка по теме «Осторожно, дорога!», организованы выставки методической литературы и дидактических игр по формированию у детей дошкольного возраста знаний и навыков безопасного поведения на улице.

       Родителям вместе с детьми было предложено поучаствовать  в акции «Стань заметней на дороге», для которой родители вместе с детьми своими руками должны были изготовить различные значки – фликеры.

Игра - ведущий вид деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. С точки зрения психологии игра как вид деятельности отражает практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и навыков. На территории детского сада разбита площадка «ПДД», здесь дети разыгрывают различные дорожные ситуации, хотелось бы пригласить взрослого, имеющего отношение к работе службы ГИБДД, так как в изучении ПДД особенно важным является приобретение детьми в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения.

С целью вовлечения родителей в совместную деятельность с детьми по изучению правил дорожного движения, педагогами были предложены индивидуальные задания для родителей:    

 - изготовить атрибуты для уголка ПДД;

 - изготовить различные мини-карты, схемы «Дорога от моего дома к детскому саду».

Также продуктивной формой взаимодействия детского сада с родителями является и активное участие в проектной деятельности («Неделя безопасности»), в которой планируем принять участие с детьми и родителями.

Большинство родителей возлагают большие надежды на детский сад, они надеются, что в дошкольном учреждении детей обязательно всему научат. Большинство родителей помощь детского сада видят в проведении практических занятий по безопасности дорожного движения.

Для приобретения практического опыта  был приглашен родитель, который показал детям мастер-класс по практическому знакомству детей с автокреслом.

Родители, педагоги, дети нашего ДОУ активно принимают участие в конкурсе детского творчества «Дорога и мы», в прошлом году Гараев Руслан занял первое место.

Анализируя причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей, встречаешь понятие «привычка». Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы семьи и детского сада, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением.

Наша задача - организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду и семье, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками.

Осуществлять задачи обучения правилам безопасного поведения на улице и дороге невозможно без помощи родителей. Необходима тесная взаимосвязь с родителями, поскольку они – заинтересованные партнёры и помощники в решении проблемы детской безопасности.

Радует понимание всеми родителями значимости обучения Правилам дорожного движения для сохранения жизни и здоровья детей.

 Осуществляя совместную планомерную и целенаправленную работу по формированию у дошкольников знаний основ безопасного поведения на улицах и дорогах, мы можем быть уверены, что полученные знания пригодятся воспитанникам и родителям дошкольников в дальнейшем и сохранят не только здоровье, но и жизнь.    

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» Ст. 41. Охрана здоровья обучающихся / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru. - Заглавие с экрана.

2. Авдеева, Н.Н. Безопасность / Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Н.Б. Стеркина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. – 144 с.

3. Белая, К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников / К.Ю. Белая. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64 с.

4. Шорыгина, Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет / Т.А. Шорыгина. – М.: ООО ТЦ Сфера, 2010. - 80 с.



Предварительный просмотр:

 Памятки

для родителей по

«Правилам безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста.»

Памятка для родителей

«Обучение детей наблюдательности на улице»

  • Находясь на улице с дошкольником, крепко держите его за руку
  • Учите ребенка наблюдательности. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, кусты, остановитесь, научите ребенка осматриваться по сторонам и определять, нет ли опасности приближающегося транспорта. Если у подъезда дома есть движение транспорта, обратите на это его внимание. Вместе с ним посмотрите, не приближается ли транспорт.
  • При движении по тротуару держитесь подальше от проезжей части. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
  • Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом автомобилей из арок дворов и поворотами транспорта на перекрестках.
  • При переходе проезжей части дороги остановитесь и осмотритесь по сторонам. Показывайте ребенку следующие действия по осмотру дороги: поворот головы налево, направо, еще раз налево. Если нет движения транспорта, продолжайте переход, не останавливаясь, а если есть – остановитесь на линии и пропустите транспорт, держа ребенка за руку
  • Учите ребенка всматриваться в даль, пропускайте транспорт
  • Наблюдая за приближающимся транспортом, обращайте внимание ребенка на то, что за большими машинами (автобус, троллейбус) может быть опасность: едет легковой автомобиль или мотоцикл на большой скорости. Поэтому, лучше подождать, если не уверен, что нет скрытой опасности.
  • Не выходите с ребенком на проезжую часть, из-за каких либо препятствий: стоящих автомобилей, кустов, закрывающих обзор проезжей части
  • Переходите проезжую часть не наискосок, а прямо, строго перпендикулярно. Ребенок должен понимать, что это делается для лучшего наблюдения за движением транспорта
  • Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора. Объясняйте ребенку, что переходить дорогу на зеленый мигающий сигнал нельзя. Он горит всего три секунды, можно попасть в ДТП

Помните, что ребенок обучается движению по улице, прежде всего на Вашем примере, приобретая собственный опыт!

Памятка для родителей

«Причины детского дорожно-транспортного травматизма»

  • Переход дороги в неположенном месте, перед близко идущим транспортом
  • Игры на проезжей части и возле нее
  • Катание на велосипеде, роликах, других самокатных средствах по проезжей части дороги
  • Невнимание к сигналам светофора. Переход проезжей части на красный или желтый сигнал светофора
  • Выход на проезжую часть из-за стоящих машин, сооружений, зеленых насаждений или других препятствий
  • Неправильный выбор места перехода дороги при высадке из маршрутного транспорта. Обход транспорта спереди или сзади
  • Незнание правил перехода перекрестка
  • Хождение по проезжей части при наличии тротуара
  • Бегство от опасности в потоке движущегося транспорта
  • Движение по загородной дороге по направлению движения транспорта

Соблюдайте правила дорожного движения! Берегите своих детей!

Памятка для родителей

«Правила поведения на остановке маршрутного транспорта»

  • Не ускоряйте шаг и не бегите вместе с ребенком на остановку нужного маршрутного транспорта. Объясните ребенку, что это опасно, лучше подождать следующий автобус (троллейбус)
  • На остановке маршрутного транспорта держите ребенка крепко за руку. Нередки случаи, когда ребенок врывается и выбегает на проезжую часть.
  • Переходите проезжую часть только на пешеходный переход. Не обходите маршрутный транспорт спереди или сзади. Если поблизости нет пешеходного перехода, дождитесь, когда транспорт отъедет подальше, и переходите дорогу в том месте, где она хорошо просматривается в обе стороны
  • При высадке из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или выбежать на проезжую часть дороги.

Памятка для родителей

«Правила перевозки детей в автомобиле»

  • Всегда пристегивайте ремнями безопасности и объясняйте ребенку, зачем это нужно делать. Если это правило автоматически выполняется Вами, то оно будет способствовать формированию у ребенка привычки пристегиваться ремнем безопасности. Ремень безопасности для ребенка должен иметь адаптер по его росту (чтобы ремень не был на уровне шеи).
  • Дети до 12 лет должны сидеть в специальном детском удерживающем устройстве (кресле) или занимать самые безопасные места в автомобиле: середину и правую часть заднего сиденья.
  • ​ Учите ребенка правильному выходу из автомобиля через правую дверь, которая находится со стороны тротуара.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей дошкольного возраста знаний о правилах безопасного поведения на дороге. Организация профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является актуальной темой в наше время. Дети у же с дошкольного возраста должны усвоить основные правила поведения на улице. Но, конечно, в детс...

Консультация-памятка для родителей детей дошкольного возраста по обучению навыкам безопасного поведения ребенка на дороге.

Наступает лето и дети много времени проводят на улице. И не всегда мы взрослые находимся вместе с ними, часто они гуляют со старшими братьями и сёстрами, а некоторые уже гуляют одни со сверстниками. В...

Работа с родителями по формированию у детей дошкольного возраста знаний и навыков безопасного поведения на улице.

Главная задача для нас и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения....

Формирование у детей среднего дошкольного возраста умений и навыков безопасного поведения на улице.

Разработана программа, часть формируемаяучастниками образовательных отношений«Красный, желтый, зеленый», ориентирована надетей от 4 до 7 лет....

Презентация на тему "Взаимодействие с родителями по формированию у детей дошкольного возраста знаний и навыков безопасного поведения на улице

Здесь наглядно представлено то, как можно реализовать различные  формы работы с родителями по формированию у детей дошкольного возраста знаний и навыков безопасного поведения на улице...