«Современные подходы в работе с воспитанниками по изучению основ безопасного поведения в ДОО»
методическая разработка по обж

«Самое дорогое у человека -  жизнь» - писал Н.А. Островский. А жизнь ребёнка вдвойне дорога, потому что он ещё делает свои первые шаги в сложном мире, постигает день за днём все изгибы и превратности нашего бытия. На каждом шагу его подстерегает опасность. Опасность-это процесс,  явление или объект, способный в определённых условиях непосредственно или косвенно нанести ущерб  здоровью человека.    Многие правила безопасности возникли ещё в глубокой древности, когда люди пытались защититься от диких животных и природных явлений. Со временем изменялись  условия жизни человека, стали иными правила безопасности жизнедеятельности. И оттого, донесём ли мы, взрослые, до сознания современного ребёнка необходимые знания, будет зависеть его здоровье и жизнь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Современные подходы в работе с воспитанниками по изучению основ безопасного поведения в ДОО»

Подготовила : старший воспитатель МАДОУ «Детский сад №18» г.о. Саранск Кислякова Ольга Юрьевна

      «Самое дорогое у человека -  жизнь» - писал Н.А. Островский. А жизнь ребёнка вдвойне дорога, потому что он ещё делает свои первые шаги в сложном мире, постигает день за днём все изгибы и превратности нашего бытия. На каждом шагу его подстерегает опасность. Опасность-это процесс,  явление или объект, способный в определённых условиях непосредственно или косвенно нанести ущерб  здоровью человека.    Многие правила безопасности возникли ещё в глубокой древности, когда люди пытались защититься от диких животных и природных явлений. Со временем изменялись  условия жизни человека, стали иными правила безопасности жизнедеятельности. И оттого, донесём ли мы, взрослые, до сознания современного ребёнка необходимые знания, будет зависеть его здоровье и жизнь.

     Причинить вред жизни и здоровью людей могут: природные явления, предметы быта, другие люди, растения, животные и многое другое. Поэтому стоит  выделить  следующие  виды опасности:

- природные – стихийные явления природы (землетрясения, наводнения, ураганы, понижения и повышения температуры воздуха, солнечное излучение), а также контакт с дикими животными, ядовитыми насекомыми и растениями;

 - техногенные –связанные с техникой (транспорт, электрический ток,  газ, острые колющие и режущие предметы и многое другое);

- социальные – связанные с человеческим обществом  (террористические акты, криминальные преступления, алкоголизм, наркомания и другие пороки человеческого общества.)

       Ежегодно и ежедневно из-за детских шалостей или по неосторожности происходят несчастные случаи. Чем это можно объяснить? Во-первых, родители  мало обучают детей правилам  безопасного поведения, а,  во-вторых, в ДОО необходимо ещё больше уделять внимание ознакомлению дошкольников с основами  безопасного поведения. Именно поэтому, одной из главных задач любой общеобразовательной программы дошкольного образования  приоритетной является  задача укрепления и сохранения здоровья и жизни детей.

     

 Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предусматривает реализацию программы дошкольного образования в пяти направлениях (образовательных областях).

      Система  образования активно работает над проблемой обучения детей безопасному поведению в обращении с огнём, на дорогах, в быту, на природе. Как правило, найти полностью разработанные методические рекомендации для занятий  по безопасности не так – то просто. Ведь к дошкольникам нужен особый подход. Необходимо донести до малыша очень сложные вопросы, причём  донести так, чтобы он, затаив дыхание, поглощал информацию и с восторгом приходил на занятия. Поэтому в занятия с детьми мы необходимо вносить элементы новизны, включать игровые моменты, использовать театрализованную педагогику, наглядные пособия.

     Главная цель работы нашего ДОО в вопросе основ безопасного поведения–  формировать у детей, начиная с  младшего возраста, навыки безопасного поведения в быту, в природе, на улицах, на дорогах, в  человеческом обществе; учить предвидеть опасные ситуации и по возможности избегать их, а при необходимости – действовать. Действовать правильно, в соответствии с ситуацией.

     Чтобы работа по данной проблеме велась системно и планомерно необходимо:

- постоянно пополнять предметно – развивающую среду в групповых комнатах (дополнять подбор художественной литературы, иллюстраций, атрибутов, игрушек, настольно-печатных игр, альбомов по правилам  дорожного  движения, противопожарной тематике, безопасности в природе, и т.п., изготовить  макет перекрёстка,  светофора ,подобрать дорожные знаки,  наглядно оформить номера телефонов экстренных служб.);

- подобрать дидактический материал для формирования у детей здорового чувства опасности;

- систематически планировать и проводить совместную деятельность педагога и детей (наблюдения, беседы, дидактические игры, игры-занятия, вечера досуга, конкурсы рисунков на лучшее знание чрезвычайных ситуаций и умение вести себя в них);

- планировать и проводить работу с родителями (тематические родительские собрания, консультации, использовать наглядный материал, опросы и анкетирование);

- поддерживать постоянную связь с работниками безопасности на дорогах, со службой  пожарной охраны.

Работа с воспитанниками по формированию основ безопасности жизнедеятельности базируется на материале программы «Основы безопасности  детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной. Она проводится в три этапа:2-й-в младшей группе; в средней группе; 3-й-в старшей -подготовительной группе.

    Цель первого этапа в работе с младшими детьми- сформировать у детей интерес к проблемам собственной безопасности. Для этого необходимо создавать  предметную среда, включающая яркие игрушки, эстетичную атрибутику, дидактические и настольно- печатные игры. Ежемесячно работа по основам безопасного поведения  включается в календарный  планирование, знания и умения детей закреплялись в свободной деятельности через различные игры, театрализованную  и изобразительную деятельность.

    Цель второго этапа в работе с детьми 4-5 лет- сформировать основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, положительное отношение к правилу «Нельзя!».Здесь следует помнить, что запретами невозможно избежать несчастных случаев. Нужно стремиться не запрещать, а помочь детям в их «исследованиях», дать им исчерпывающие знания. На данном этапе используется системный подход, суть которого заключается в том, что работа ведётся по всем разделам программы, формируя у детей:

- личностные качества (дисциплинированность, культуру поведения, выдержку, внимание);

- определённые знания и умения (ориентировка в пространстве, пользование различными бытовыми приборами, правильное поведение при возникновении чрезвычайной ситуации.)

     Цель  3-го этапа  в работе с детьми  6-7 лет- формировать правила дорожной, пожарной, бытовой, личной безопасности;  расширять знания детей о действиях при опасных ситуациях; воспитывать ответственное отношение к своей и чужой безопасности. В старше – подготовительной группе дети знакомятся с причинами возникновения пожаров, аварий, несчастных случаев, учатся правильно действовать в сложной и опасной ситуации.

         Работа с родителями – одно из важнейших  воспитательно- образовательных направлений работы в ДОО. Для благополучия ребёнка очень важно  выбрать стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных  с безопасностью ребёнка, невозможно  решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим контакт с родителями. Они должны стать заинтересованными партнёрами, и активными помощниками в работе по данному направлению.      Работа с семьёй разнообразна. Она включает несколько направлений: информационно- аналитическое, познавательное, наглядно- информационное, досуговое.  Это и беседы о различного рода безопасности, и размещение в родительском уголке злободневных статей и материалов, и оформление папок – передвижек, и открытые просмотры занятий для родителей по ОБЖ, и анкетирование, и встречи с инспекторами ГИБДД и  пожарной охраны.

     Воспитание у детей безопасного поведения – непрерывный, систематический, последовательный процесс, который надо начинать в раннем возрасте. Именно тогда закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем. Как сказал  К.Ф. Ушинский: «Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы». Только глядя на мир глазами ребёнка, понимая окружающее через его внутреннее мироощущение, мы сможем научить ребёнка правильно вести себя в сложных, опасных для его жизни  ситуациях. Во время пути к достижению цели важно не навредить ребёнку, а сделать так, чтобы шёл процесс совершенствования.  Тогда наш труд будет не напрасен и принесёт радость.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы в работе с детьми по изучению основ безопасности и жизнедеятельности в ДОУ »

«Современные подходы в работе с детьми по изучению основ безопасности и жизнедеятельности в ДОУ »Детский сад - это целостный организм, где все должны осознавать и нести полную ответственность за сохра...

Методические рекомендации к системному изучению основ безопасного поведения на дороге. Старший дошкольный возраст и младший школьный возраст.

Данный материал включает в себя методически полный и последовательный план для изучения правил дорожной безопасности для детей 6 - 10 лет. Эта последовательность будет системой в изучении основ безопа...

Современные подходы в работе с детьми по изучению основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ 24.09.2020

Современные подходы в работе с детьми по изучению основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ...

Мастер-класс для педагогов «Современные подходы в работе с детьми по изучению основ безопасности жизнедеятельности»

Мастер-класс для педагогов «Современные подходы в работе с детьми по изучению основ безопасности жизнедеятельности» Сегодня в современном мире никто не застрахован ни от социальных по...

Доклад на тему: «Современные подходы в работе с детьми по изучению основ ОБЖ в ДОУ»

«Самое дорогое у человека - это жизнь» Н. А. Островский Детский сад ведет большую работу в этом направлении, ищет поиски новых подходов к моделированию системы безопасности и жизнедеятельности дош...