Доклад на тему: «Современные подходы в работе с детьми по изучению основ ОБЖ в ДОУ»
консультация по обж

Каменева Юлия Николаевна
«Самое дорогое у человека - это жизнь» Н. А. Островский Детский сад ведет большую работу в этом направлении, ищет поиски новых подходов к моделированию системы безопасности и жизнедеятельности дошкольников. К.Д.Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_po_obzh.odt23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4

Доклад на тему: «Современные подходы в работе с детьми по изучению основ ОБЖ в ДОУ»

 

Составила : воспитатель Каменева Ю.Н.

Апрелевка 2020 г.

«Самое дорогое у человека - это жизнь» Н. А. Островский

Детский сад ведет большую работу в этом направлении, ищет поиски новых подходов к моделированию системы безопасности и жизнедеятельности дошкольников. К.Д.Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей». 

Модернизация дошкольного образования и введение ФГОС ДО (Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие») нацеливает нас на формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме с использованием современных инновационных технологий. Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ, является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей, и создание благоприятного эмоционального способа обучения детей. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельному, при котором ребенок принимает участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний. У старшего дошкольника лучше развивать непроизвольное внимание используя информационные технологии. Дети с большим удовольствием смотрят мультфильм про Аркадия Паровозова и запоминают правила поведения. Знакомя детей с правилами безопасного поведения, использую электронные игры «Где правильно?», «Опасно-безопасно», «Что сначала, что потом?», «Полезно -вредно» и др. демонстрирую презентации и видеофильмы. Использую игровые технологии, дидактические и настольные игры «Азбука безопасности», «Осторожно, дорога!», «Не играй со гнем?» дети учатся умению сравнивать и группировать по внешнему виду различные виды транспорта, закреплять знания на дорогах и в быту. В подвижных играх Светофоры, «Пожарные на ученье», «Ловишки», «Перебежки» совершенствуются двигательные навыки и умения, ловкость, быстрота, координация движений.

1. При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:

 - формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

 - воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

- воспитание грамотного участника дорожного движения;

- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

2. Формы организации учебно - воспитательного процесса:

- заучивание стихотворений;

- сбор фотоматериалов;

- игры – занятия;

- заучивание правил безопасного поведения;

- беседы;

- дидактические игры;

-подвижные игры;

-чтение художественной литературы;

-рассматривание иллюстраций по теме;

-наблюдения; -экскурсии;

- театрализованные представления;

-сюжетно – ролевые игры;

 -игры - тренинги;

-просмотр мультфильмов;

-трудовая деятельность;

-продуктивная деятельность;

-отгадывание загадок;

-развлечения;

-досуги;

-обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;

-встреча с интересными людьми;

-участие в различных конкурсах;

-личный пример взрослых.

Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

3. Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность. Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

 4. Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе.

В неё входят:

1. Уголок безопасности, который содержит материалы:

- щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков;

-макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д. План- схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм!», «Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Валеология, или Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.

2. Игротека, которая содержит:

- дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др.;

- настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо – плохо», «Валеология», «Дорожные знаки», «Чрезвычайные ситуации дома» и др.

3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций. Рекомендуемая художественная литература:

- Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;

- В. Житков «Пожар», «В дыму»; - С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о глупом мышонке»;

- Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»;

- К. Зайцева «Уроки Айболита»;

- Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др.

- Ю. Соколова «Правила безопасности»;

- И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый дружок»;

- Е. Пермяков «Торопливый ножик»;

- Потешки «Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом!», «Огуречик»;

- А. Иванов «Азбука безопасности. Как неразлучные друзья в огне не горели», «как неразлучные друзья в воде не тонули», «Как неразлучные друзья дом охраняли»;

 - И. А. Яворская «Дети и дорога»;

- И. Лешкевич «Светофор»;

- Н. Носов «Автомобиль»;

- Г. Юрмин «Любопытный мышонок»;

- А. Дорохов «Подземный переход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»;

- Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»;

- А. Дмоховский «Чудесный островок»;

- В. Семернин «Запрещается – разрешается»;

- А. Северный «Три чудесных цвета».

5. Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых. Цель работы с родителями - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье. В работе с родителями используется информационно-аналитическое направление: проведение опросов. анкетирование родителей; познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы; наглядноинформационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папкипередвижки, разработка памяток; досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.

Благодаря проделанной работе ожидаются результаты:

1. Полученные ребенком знания и предоставления о себе и своем здоровье позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.

2. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.

3. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев. Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам ОБЖ использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты.

Литература по ОБЖ 1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. М.: ACT - С.П., 2002. 2. Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. - М., 1996. 3. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М., 1992. 4. Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М., 2000. 5. Кобитина И.И. Детям о технике. - М., 1991. 6. Усачев А., Березин А. Школа безопасности. - М., 1997 7. Шарова О.Г. Основы пожаробезопасного поведения. - СПб., 1997. 8. Шаталин А.А. «Огонь - наш друг, огонь - наш враг». // После уроков - 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы в работе с детьми по изучению основ безопасности и жизнедеятельности в ДОУ »

«Современные подходы в работе с детьми по изучению основ безопасности и жизнедеятельности в ДОУ »Детский сад - это целостный организм, где все должны осознавать и нести полную ответственность за сохра...

Выступление на пед.совете "Современные подходы в работе с детьми по изучению ОБЖ"

Выступление на пед.совете "Современные подходы в работе с детьми по изучению ОБЖ"...

Современные подходы в работе с детьми по изучению основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ 24.09.2020

Современные подходы в работе с детьми по изучению основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ...

Мастер-класс для педагогов «Современные подходы в работе с детьми по изучению основ безопасности жизнедеятельности»

Мастер-класс для педагогов «Современные подходы в работе с детьми по изучению основ безопасности жизнедеятельности» Сегодня в современном мире никто не застрахован ни от социальных по...

«Современные подходы в работе с воспитанниками по изучению основ безопасного поведения в ДОО»

laquo;Самое дорогое у человека -  жизнь» - писал Н.А. Островский. А жизнь ребёнка вдвойне дорога, потому что он ещё делает свои первые шаги в сложном мире, постигает день за днём все изгиб...

«Современные подходы в работе с детьми по изучению ОБЖ в ДОУ» (из опыта работы) выступление

Детский сад - это целостный организм, где все должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни здоровья, за безопасность доверенных нам детей.Сегодня в современном мире никто не за...