Методическая разработка «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ»
методическая разработка по обж (старшая, подготовительная группа)

Хасанова Елена Михайловна

Целью методической разработки являются: формирование у детей устойчивых знаний по правилам безопасного поведения на дорогах, воспитание дисциплинированности и внимательности. В ней предусматривается осуществление образовательной деятельности на основе интегрированного подхода, предполагающего взаимосвязь обучения правилам безопасного поведения на дорогах с игровой деятельностью (познавательные, дидактические, ролевые игры).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  комбинированного вида №5» г. Лениногорска муниципального образования

 «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

Методическая разработка

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ»

Составитель: воспитатель высшей квалификационной категории

Хасанова Елена Михайловна

Лениногорск

П/п

Содержание

Страница

1.

Пояснительная записка

3

2.

Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах

4

3.

Формы организации занятий

4

3.1

Интегрированное занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Удивительное путешествие юных исследователей»

7

4.

Использование схемы (макета) безопасного маршрута движения детей от дома до образовательного учреждения

11

5.

Игротека

13

5.1

Компьютерные игры

13

5.2

Игровая программа «Я знаю дорожные знаки»

13

5.3

Сценарий выступления агитбригады «Лучшие знатоки правил безопасного поведения на дорогах города»

15

6.

Формы работы с родителями

17

6.1

Использование светоотражающих элементов

19

7.

План работы с родителями по профилактике ДДТТ

21

7.1

Семейная интеллектуальная викторина «Вопрос на засыпку»

23

8.

Заключение

27

9.

Список литературы

28

10.

Приложения

28

10.1

Картотека развивающих игр для детей дошкольного возраста «Путешествие в страну безопасности»

28

10.2

Диагностический материал по Правилам безопасного поведения на дорогах

30

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Щади здоровье,
Жизнь щади,
За движением следи.
Экзамен важного значенья,
Держи по правилам движенья!

В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях. Причиной многих ДТП чаще всего становятся сами дети. Приводят к этому незнание элементарных основ Правил безопасного поведения на дорогах и безучастное отношение взрослых.

Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. От того, насколько хорошо ребёнок усвоил правила безопасного поведения и как применяет их в реальной ситуации в дорожной сети, зависит его здоровье.

Для нас, взрослых самое ценное – здоровье и жизнь ребёнка. Очень важно, чтобы соблюдение Правил безопасного поведения на дорогах стало нормой и образом жизни детей и взрослых.

Одним из существенных моментов в законе РФ № 196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» ст. 29 является определение места, где должно происходить обучение граждан России правилам дорожного движения. Обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных учреждениях, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке.

Обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов, которых уже сейчас подстерегают серьёзные трудности и опасности. Поэтому изучение Правил безопасного поведения на дорогах целесообразно начинать ещё в дошкольном возрасте.

Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является одной из самых важных. Актуальность и практическая значимость обучения и воспитания, а в целом профилактика детского дорожно-транспортного травматизма подчёркивается высокими статистическими показателями. Ежегодно в России в дорожно-транспортные происшествия попадают до полутора тысяч детей, многие получают травмы различной степени тяжести.

В Татарстане ежегодно в результате ДТП погибают 25-30 детей, получают травмы 600-650 детей. Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам безопасного поведения на дорогах, которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.

Причины ДТП с участием детей:

  • Переход проезжей части в неустановленном месте.
  • Неожиданный выход пешехода из-за предметов, ограничивающих видимость.
  • Нарушение требований сигналов светофора.
  • Нарушение Правил безопасного поведения на дорогах велосипедистами, мотоциклистами.
  • Пешеход до 7 лет без взрослого.
  • Игра на проезжей части.

Дошкольные образовательные учреждения являются основными звеньями системы обучения и воспитания детей, где они могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного поведения на дорогах и в транспорте.

Только вместе мы подарим детям безопасные дороги!

  1. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ

Направо и налево –

Везде лежит она –

Игралочка, игралочка,

Чудесная страна!

Педагогическая игра – вид деятельности, характеризующийся четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике и в дошкольных образовательных учреждениях.

Рассматривая игру, как всеобщую спонтанно возникшую форму воспитания, известный психолог Д.Б. Эльконин подчёркивал, что «ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного «педагогического поля». Уникальность игры в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно творческое проявление личности. Значительное место в обучении дошкольников уделяется игровым технологиям, позволяющим организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес к изучению Правил безопасного поведения на дорогах.

Игра - вид деятельности, имитирующий реальную жизнь. Умение играть -это обязательный показатель культуры, как личности, так и общества в целом. Игра -это естественная для ребёнка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки является достаточно сложным, длительным учебно-воспитательным процессом, требующим специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приёмов.

Обучение осуществляется на основе интегрированного подхода, предполагающего взаимосвязь занятий по обучению Правил безопасного поведения на дорогах с игровой деятельностью (познавательные, дидактические, ролевые игры).

Исходя из психологических особенностей дошкольников, для поддержания интереса и качественного усвоения программного материала на занятиях вводится кукольный персонаж Автоша и его подруга Мигалочка.
Автоша вместе с детьми обучает Мигалочку безопасности дорожного движения, так как она в своей кукольной стране ходит в школу и не знает Правила безопасного поведения на дорогах. Так же взаимосвязь занятий по обучению Правил безопасного поведения на дорогах с изобразительной, практической деятельностью (экскурсии и занятия в автогородке), музыкой, литературой, а также выполнением физических упражнений. Занятия по обучению Правил безопасного поведения на дорогах включают элементы театрализации, конструирования, рисования, аппликации, ручного труда (изготовление поделок, макетов из различного бросового материала).

  1. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

Игровая форма занятий выступает как средство побуждения, стимулирования дошкольников в ДОУ к учебной деятельности. Применение различных игровых технологий способствует развитию познавательных интересов, логическому мышлению, творческим способностям, умению обобщать, рассуждать, классифицировать, развивать внимательность, быстроту реакции на слово или сигнал, ориентироваться в окружающей обстановке, воспитывать выдержку, терпение в достижении цели.

Под игровыми технологиями мы понимаем игровые цепочки, взаимосвязанные и взаимообусловленные. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого воспитателя и педагога ДОУ.

При обучении детей правилам дорожной безопасности широко можно использовать самые разнообразные игры:

  • с элементами физических упражнений и спорта;
  • ролевые и ситуативные игры;
  • театрализованные и игры-драматизации;
  • дидактические;
  • с использованием макетов;
  • компьютерные;
  • интеллектуально-познавательные.


Поскольку игра в детском возрасте является ведущим видом деятельности, то желательно организовывать её таким образом, чтобы она, включая разнообразные движения, носила соревновательный характер. Для закрепления пройденного материала, например, тема «Дорожные знаки», команды участвуют в эстафетах с преодолением препятствий (бег, прыжки в обруч, перепрыгивание, перешагивание предметов, метание мячей). В конечном результате дети выполняют различные задания, называют дорожные знаки. Можно проводить игры-эстафеты с использованием физического оборудования: «Дорожный баскетбол», «Кто быстрее соберёт дорожный знак», «Кто быстрее соберёт светофор», «Кто больше назовёт дорожных знаков» и т.д. В течение занятий с детьми проводятся физминутки, даются задания с выполнением физических упражнений.

Игровые технологии обеспечивают детям психологический комфорт, укрепляют здоровье, создают устойчивое настроение, доставляют удовольствие.

Ролевая игра – форма моделирования ребёнком, прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам, неизменяемым условиям. Тем не менее, произвольно разыгрывая различные ситуации, дети чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они берут на себя. Ролевые игры – всегда игры «во что-то», «в кого-то». В этом плане они «зеркало общества». Отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета и ролей.

Сюжетно-ролевые игры, ситуативные можно проводить на территории детского автогородка, так и в помещении с использованием макетов, магнитной доски. Дети разыгрывают проблемные ситуации («Авария на дороге», «Дорожно-транспортное происшествие», «Пешеходы и водители», «Пассажиры автобуса», «Регулируемый перекрёсток» и др.). Дети придумывают сюжет, распределяют роли (вызов скорой, ГАИ, интервью журналиста, опрос инспектором, диктор телевидения ведёт передачу, сообщает о происшествии, даёт советы дорожной безопасности).

В играх драматизациях и театрализованных играх, дети учатся общаться, слушать, запоминать, логически мыслить, разыгрывать небольшие сценки, дорожные ситуации. При изучении и закреплении дорожных знаков дети с удовольствием играют в пальчиковый театр «Давайте познакомимся!», рассказывают о дорожных знаках в определённой последовательности: как называется дорожный знак, как его узнать (геометрическая форма, цвет, символ). У детей развивается речь, моторика, эмоциональное восприятие.

Дидактические игры – одно из действенных средств воспитания ума. Игры с готовыми правилами используются как средство развития познавательной активности детей и подростков. Они способствуют развитию у детей зрительных, слуховых осязательных и других ощущений, уточняют знания детей о предметах и явлениях окружающей жизни, развивают сообразительность, смекалку, речь. Дидактические игры требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра - это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В.А. Сухомлинский.

Поэтому особое место отводится играм:

«Собери дорожный знак» (разрезные картинки)

«Путешествие пешехода»

«Знаки на дорогах» (найди дорожный знак)

«Ассоциации» (подумай, выбери, объясни)

«Путешествие в новогоднем экспрессе»

«Дорожный узелок» (распредели знаки по группам)

«Дорожный узелок» - пособие, в него дети собирают дорожные знаки, которые хотят взять с собой, это могут быть определённые группы знаков, знаки для пешехода, знакомство с новым знаком и т.д.

«Собери автомобиль» (разрезные картинки)

«Сигналы светофора» (собери светофор)

Можно собирать пословицы:

«7 раз погляди, а потом иди»,

«Опасностей много, а жизнь одна»,

«На дороге шутить - себе навредить»,

«Дорожный знак не говорит, правилу учит» и др.

«Повелители непогоды» (раскраска).

  1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СХЕМЫ (МАКЕТА) БЕЗОПАСНОГО МАРШРУТА ДВИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ОТ ДОМА ДО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Цель: изготовление макета для обучения и игрового моделирования в работе с детьми дошкольного возраста по Правилам безопасного поведения на дорогах.

Задачи:
- познакомить детей с правилами дорожного движения, с дорожными знаками и дорожной разметкой, расширить знания о правилах безопасного поведения детей на дороге;
- активизировать детей на самостоятельную деятельность в уголке по ПДД.

Для организации обучения дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах очень важно создать в ДОУ специальные условия по построению предметно-развивающей среды. Согласно плану-графику по исполнению Плана деятельности МВД России о реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года на 2013 год с целью воспитания безопасного поведения на дорогах  внедрить в образовательных учреждениях схему (макет) безопасного маршрута движения детей от дома до образовательного учреждения.

В нашем детском саду предметно-развивающая среда пополнилась новым компонентом: «настольным макетом нашего микрорайона по изучению правил дорожного движения». Дизайн макета выполнили самостоятельно, используя программный продукт на базе Google MAP через  Print Screen и графический редактор Photoshop. Размер макета 1,5м на  80см.

Обсуждение дизайна макета на педагогическом совете

На макете отражены все необходимые компоненты для детей дошкольного возраста:

1. Фото объекта образовательного учреждения

2. Перекрестки

3.Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Осторожно дети», «Место остановки автобуса»

4. Дорога с разметкой: «Зебра», «Сплошная разделительная полоса», «Прерывистая разделительная полоса»

5. Проезжая часть

6. Направление движения транспортного потока

7. Движение детей в (из) образовательного учреждения

8. Опасные участки

9. Почтовый ящик

Применение схемы (макета) организовало взаимодействие нашего МБДОУ, сотрудников Госавтоинспекции и органов местного самоуправления по вопросам организации безопасного дорожного движения в части контроля за обустройством и содержанием улично-дорожной сети по пути следования детей и родителей.

Макет по изучению Правил безопасного поведения на дорогах позволил сделать процесс обучения более наглядным и увлекательным, развивает у дошкольников объёмное ситуационное мышление, дети могут моделировать и разбирать различные дорожные ситуации.

Такие занятия позволяют более глубоко и наглядно понимать правила безопасного поведения на дорогах и становятся эффективными, и менее утомительными. Использование приёма макетирования привлекает большое внимание, как самих воспитателей, дошкольников, так и родителей и, безусловно, это главная достопримечательность нашего детского сада.

Для интереса воспитанников макет комплектуется моделями автотранспорта, дорожными знаками, фигурками пешеходов. Такой настольный макет наши воспитанники очень полюбили, как девочки, так и мальчики. Применение макета очень многообразно. Воспитатели используют его и в самостоятельной деятельности детей, и в сюжетно-ролевых играх, и на практических занятиях, где дети моделируют ситуацию на дороге, а так же для проверки, мониторинга знаний детей по Правилам безопасного поведения на дорогах.

В игровой форме дети изучают все опасные участки дороги, находят безопасные маршруты до детского сада. Чтобы обучение было более эффективным, наглядным, к макету прилагаются информационные карточки вопросники (основанные на реальной ситуации). Игровой макет можно использовать для развития мелкой моторики, зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировки, ориентировки в пространстве. К макету прикреплён почтовый ящик «Письма. Предложения. Пожелания». Он показывает динамику использования формы обратной связи между родителями, воспитателями и детьми.

Предложенный макет уже заинтересовал родителей наших воспитанников. Они выразили свое одобрение и слова благодарности: "Ничего подобного ранее не встречали". Несомненно, детскому саду нужно постоянно поддерживать контакт с семьёй. Единые требования, предъявляемые к детям со стороны воспитателей и родителей, будут способствовать успешному овладению детьми азбукой дорожного движения.

Систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование современных методов и приёмов, учёт возрастных особенностей, партнёрские отношения с родителями дают положительные результаты. С макетом дети работают в течение года: расставляют дорожные знаки, моделируют дорожные ситуации и сами их разрешают.

Выполняют разные задания:

- помоги пешеходу перейти перекрёсток,

- найди нарушителей,

- проведи фигурки пешеходов по безопасному маршруту в детский сад,

- расставь правильно дорожные знаки на макете,

- выложи дорожную разметку,

- определи самый безопасный путь от дома до детского сада.

Диагностика знаний по правилам безопасного поведения на дорогах показывает, что все дети хорошо усвоили дорожные знаки, знают правила перехода дороги со светофором и без светофора, отлично знают правила поведения пассажиров в автомобиле.

Воспитатели всех возрастных групп и дети старшего дошкольного возраста приняли активное участие в работе над макетом. Макет эстетически оформлен и соответствует программным требованиям к обучению дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах.

  1. ИГРОТЕКА
  1. Компьютерные игры

Компьютерные игры развивают быстроту мысли, способствуют закреплению пройденного материала: «Повелители непогоды», «Викторины». Они преподносятся детям в увлекательной, занимательной форме, с участием героев мультфильмов. Дети получают не только удовольствие, но и обучаются:

«Повелители непогоды» (раскраска)

Правила поведения пассажира в общественном транспорте

Правила поведения пешехода

Дорожные ситуации (пазлы).

Активное участие принимают ребята в интеллектуально-познавательных играх. Играют команды по несколько человек или количество играющих определяется заранее. Подбор игр объединяется одним сюжетом, тематикой (игры-путешествия, приключения, занимательные викторины и др.), в которых дети упражняются в выполнении различных заданий. Эта группа игр развивает интеллектуальные качества личности, свойства ума, позволяет приобрести знания. Дети сопереживают друг другу, проявляется чувство гордости, товарищества. Минутки безопасности, решение логических задач по темам Правил безопасного поведения на дорогах, отгадывание дорожных ребусов способствуют закреплению полученных знаний.

Проявить себя, показать свои знания, умения, навыки дети могут в игровых программах: «Я знаю дорожные знаки», «Лучшие знатоки ПДД», «Самый умный на дороге», «Звёздочки дорожной безопасности», «Дороги зовут», и др.

  1.  Игровая программа «Я знаю дорожные знаки»  (для детей 4-5лет)

Задачи:

  • Продолжать учить детей различать и понимать дорожные знаки по форме, цвету, назначению;
  • Упражнять детей в нахождении дорожных знаков по отличительным признакам;
  • Развивать логическое мышление, память, речь, внимание;
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг другу, уважение, желание передавать свои знания друзьям, умение самостоятельно применять свои знания Правил безопасного поведения на дорогах в повседневной жизни.

Материал и оборудование: Мольберт, дорожный знак «Место стоянки» на подставке, ёлочка из бумаги, разрезанная на 6 частей; снежинки и звёздочки, с изображением в середине дорожных знаков; «Дорожный узелок», дорожные знаки, разрезанные пополам; жетоны двух цветов; игра «Собери дорожный знак». Медальоны «Я знаю дорожные знаки» (10 штук).

Воспитатель:(Дети стоят в кругу) Ребята, вы любите путешествовать? На каком транспорте можно путешествовать? (автобус, трамвай, автомобиль, поезд и т.д.). Мы поедем на автобусе. Но сначала, нужно приобрести билеты. Билеты необычные, это дорожные знаки, но они разрезаны пополам. Пассажиры приглашаются в автобус парами. Вам надо найти свои половинки, затем парой подойти к дорожному знаку «Место стоянки».

Игра «Найди пару»

Дети находят половинки знака, затем, взявшись за руки, подходят к контролёру, называют свой дорожный знак и проходят на свои места.

У кого был кружок красного цвета на билете, тот садится за красный стол (обозначенный шариком или флажком), а у кого зелёный — садятся за зелёный стол.

Воспитатель: У нас уже есть 2 команды: красные и зелёные. Во время путешествия вы будете выполнять разные задания, и получать за это жетоны. В конце путешествия будет подведён итог. Победители награждаются медальонами «Я знаю дорожные знаки!»

Воспитатель: Ребята, Мигалочка тоже с нами отправляется путешествовать. Она даже с собой взяла два пакета. Куда можно ещё положить вещи? (чемодан, пакет, рюкзак, портфель и т.д.). Верно. В дорогу мы берём: чемодан, дорожную сумку, рюкзак, пакет. А в наше путешествие мы с собой возьмём «Дорожный узелок», да непростой, а с дорожными знаками. Вы сейчас их назовёте сами. Кто правильно называет дорожный знак и его назначение, тот получает жетон.

Игра «Собери дорожный узелок»

На мольберте расположены дорожные знаки, знакомые детям. По очереди каждый член команды называет дорожный знак и помещает в «Дорожный узелок», за правильный ответ получает жетон.

Воспитатель: Интересно, а что же у Мигалочки в пакетах? Это, наверное, для вас, ребята. Красный пакет для красных, а зелёный – для зелёных. Какой-то сюрприз приготовила Мигалочка. Да здесь разрезанные дорожные знаки. Мигалочка просит вас собрать их. По неосторожности она их разрезала на несколько частей.

Игра «Собери дорожный знак»

Каждому члену команды раздаются разрезанные части знака. Выигрывает та команда, которая быстрее соберёт дорожные знаки и правильно их назовёт.

Воспитатель: Зима снежная, дорожные знаки снегом замело. Давайте попробуем снежок смести и волшебной кисточкой раскрасить повелителей непогоды и дорожные знаки.

Игра «Раскраска знаков»

Игра проводится с использованием компьютерной программы. По очереди 2-3 члена команды раскрашивают дорожные знаки. За правильное выполнение задания получают жетон.

Воспитатель: А теперь, капитаны, выходите, смелость, свои знания покажите. Знаете ли вы дорожные знаки и что нужно делать, когда видите дорожный знак?

Проводиться игра «Я водитель»

Играющим по очереди ведущий показывает дорожный знак, а они называют действие, что должен сделать водитель, увидев дорожный знак.

«Пешеходный переход» — сбавлю скорость, остановлюсь и пропущу пешеходов;

«Главная дорога» — еду прямо, проезжаю первым, двигаюсь по сигналам светофора;

«Уступите дорогу» - остановлюсь и пропущу, кто едет по главной дороге;

«Въезд запрещён» - остановлюсь и не поеду, где стоит этот знак;

«Дорожные работы» — сбавлю скорость и объеду это место.

Воспитатель: Капитаны правильно выполняли соответствующие действия. Им можно доверить управление транспортом в автогородке.

Дети встают в круг, проводится физминутка.

За руль садится наш водитель (имитируют движение, показывают руль)

И включает свой мотор.

Мы в автобусе сидим (показывают руками окошечко)

И в окошечко глядим.

Мы видим синие просторы, (руки в стороны, вверх)

Снежные равнины, горы.

Вот и речка подо льдом (приседания)

Вся покрыта серебром.

Ёлки встали в хоровод, (берутся за руки и движутся по кругу)

Скоро, скоро Новый год! (хлопают в ладоши)

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые ёлочки. Но чего нет на наших ёлочках?

Дети: Игрушек!

Воспитатель: А игрушки будут на ёлочках особенные – снежинки и звёздочки с изображением в них дорожных знаков.

Игра «Украсим ёлочку»

Играют 2 команды по 5 человек. Члены команды по очереди, по 1 игрушке-знаку прикрепляют на ёлочку. А последний член команды прикрепляет наверху звезду. Выигрывает та команда, которая быстрее украсит ёлочку игрушками и правильно назовёт дорожные знаки.

Воспитатель: Ребята из ваших команд приготовили сказку. Называется она «Давайте познакомимся».

Инсценировка (пальчиковый театр) «Давайте познакомимся».

Детям раздаются колпачки из ткани с наклеенными на них дорожными знаками.

Воспитатель: В одном городе жили-были дорожные знаки. Им очень хотелось познакомиться друг с другом и подружиться.

«Пешеходный переход»: Здравствуйте!

«Главная дорога»: Привет! Я дорожный знак «Главная дорога». Посмотри, я похож на ромб. А в середине маленький ромб жёлтого цвета. А тебя как зовут?

«Пешеходный переход»: Я дорожный знак «Пешеходный переход». Меня узнать очень просто. В синем квадрате в белом треугольнике шагающий человек.

«Главная дорога»: Я самый главный и нужный знак. Я стою на главной дороге. Кто едет по главной дороге, имеет первое право проехать. А другой транспорт должен его пропустить. А ты для чего нужен дорожный знак «Пешеходный переход»?

«Пешеходный переход»: Я самый нужный и важный знак. Я помогаю людям переходить дорогу.

Воспитатель: Дорожные знаки очень понравились друг другу и решили подружиться. Они очень важные и нужные для нас. Дорожные знаки помогают пешеходам, водителям, они регулируют дорожное движение.

Ребята, вы сами тоже можете придумать самые необыкновенные и интересные сказки о дорожных знаках, а на следующем занятии вы нам расскажите.

Дети могут рассказать стихи, загадать загадки про дорожные знаки.

Воспитатель: Наше увлекательное путешествие закончилось и нам пора подвести итоги соревнований.

Подсчитываются жетоны, полученные командами.

Победители награждаются медальонами «Я знаю дорожные знаки!»

  1. ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Ведется обсуждение вопросов профилактики ДДТТ на родительских собраниях. Нам ничего не сделать в одиночку без привлечения к этой проблеме родителей наших воспитанников. Мы провели общие родительские собрания по темам: «Воспитательно-образовательная деятельность ДОУ в соответствии с новыми стандартами образования», «Безопасность в детском саду и дома»; «Перелистывая страницы книги достижений и успехов»; «Это мы, и наш детский сад». Агитбригада старшей группы «Радуга» «Лучшие знатоки Правил безопасного поведения на дорогах» выступила на общем родительском собрании. В нашем детском саду проводится профилактическая работа не только с воспитанниками и с родителями на родительских собраниях, но и в часы, когда родители (взрослые) приходят с детьми в дошкольное учреждение.

Родителей обучаем Правилам безопасного поведения на дорогах, учитывая, что далеко не всё они знают их, объясняем, почему необходимо всегда держать дошкольников за руку при переходе дороги. Порой доказываем родителям, что в силу своего возраста дошкольники не всегда осознают опасность, не знают, что движущийся автомобиль не может сразу остановиться при их внезапном появлении на проезжей части. Не понимая опасности, дети перелезают через ограждения на дорогу, играют вблизи нее, идут на красный или желтый сигнал светофора и т.д.

Родителей рекомендуется постоянно информировать о ДТП с участием дошкольников. Необходимо приводить конкретные примеры с указанием названий улиц, где произошло ДТП, и раскрывать причины, делая акцент на опасное или неосторожное поведение родителей или взрослых, по вине которых погибли или пострадали дети. Возможен показ родителям фотографий, где зафиксированы несчастные случаи с детьми, что вызывает у родителей сильные эмоциональные переживания. Элемент экстремальности может способствовать повышению бдительности, осторожности, восприимчивости к предостережениям в поведении в дорожной среде. Иначе говоря, родителей нужно воспитывать только шоковой терапией!

Агитбригада педагогов нашего детского сада «Зебра» выступила перед дошкольниками с показом театрализованного представления по ПДД сказки на новый лад «Колобок», мероприятие посвящённое «Всемирному дню памяти жертв ДТП». Все собрались, чтобы почтить память жертв дорожно-транспортных происшествий и выразить соболезнование их родственникам и семьям. Под звуки печальной мелодии ведущая прочитала захватывающие стихи о дорожных ситуациях:

Мой друг! Не будь доверчив и беспечен!
Дорога - место травм и катастроф. 
Ошибок, невниманья не прощает!
Ты правила движенья изучай!

Ребята вспомнили основные правила дорожного движения, поговорили о безопасном поведении на дороге. Все почтили память жертв ДТП минутой молчания. Дети внимательно наблюдали за поведением главного героя сказки и пришли к выводу, что он совсем не знает Правила безопасного поведения на дорогах. После бурного обсуждения ошибок, ребята обещали научить Колобка всему, что умеют и знают сами. Мероприятие, посвященное памяти жертв ДТП закончилось с пожеланиями: «Будьте внимательными на дорогах, берегите себя и своих близких, здоровья всем и зелёной дороги!»

Проводим консультации для родителей: «Как переходить дорогу с детьми», «Безопасность во дворе», «Безопасность ребёнка в автомобиле», «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?». Тестирование, экспресс-тест, вопросник для родителей по обучению детей Правилам безопасного поведения на дорогах. Советы для родителей: «Безопасность на дорогах», «Поведение детей в общественном транспорте». Инструктажи с родителями по ПДД на темы: «Будьте внимательны на дороге!», «Авто кресло - защита вашего ребёнка!», «Безопасность детей во время летних каникул». Выпускаем стенгазеты по Правилам безопасного поведения на дорогах по группам ДОУ. Рекомендации для родителей: «Как научить ребёнка не попадать в дорожные ловушки». Памятки для родителей «Светоотражающие элементы на одежде детей», «Ремень безопасности». Анкетирование родителей по группам МБДОУ «Внимание, дорога!».

Организовали и провели с активным участием родителей смотр-конкурс «Стань заметней на дороге!». Приняли участие в муниципальном детском конкурсе карнавального костюма из бросового материала «Детям – чистый город с безопасным движением!», посвященного году экологии. Провели семейную акцию «День без автомобиля!» мероприятие в рамках Европейской недели мобильности.

Только общими усилиями мы добьемся положительных результатов и обезопасим жизни наших детей.

                

  1. Использование  светоотражающих  элементов.

Как рассказать дошкольникам о правилах безопасного поведения на дорогах? Как такую серьезную и жизненно важную информацию представить в доступной их пониманию форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях?

Педагоги нашего детского сада немало потрудились, чтобы использовать творчески разные виды детской деятельности. Причём большая часть из них была иллюстрированной, театрализованной, музыкальной, игровой. С каждого игрового занятия дети обязательно вынесли определенный урок, который им запомнился и очень надеемся, что он будет применен в конкретной ситуации, чтобы сохранить жизнь и здоровье.

В целях профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и недопущения ДТП с участием детей было проведено информационно - пропагандистское мероприятие «Стань ярким, сохрани свою жизнь!», направленное на популяризацию использования пешеходами светоотражающих элементов в тёмное время суток. В нашем детском саду активная работа по пропаганде использования светоотражающих элементов ведется не первый год. В настоящее время почти все дети и взрослые ходят со светоотражающими элементами и аппликациями. Чтобы напомнить о важности использования таких светящихся элементов и ещё больше заинтересовать детей, воспитатели подготовительной к школе группы и провели это мероприятие. 

 Цель: разъяснение значимости светоотражающих элементов для сохранения жизни и снижения травматизма среди детей и подростков на дорогах города.

Задачи:

-формирование представлений о видах светоотражателей;

-практическое обучение детей, по изготовлению светоотражающих элементов для одежды;

-повышение интереса родителей к проблеме использования детьми светоотражающих элементов.

Ход занятия: Одним из факторов увеличения количества ДТП с участием детей явилась невидимость юных пешеходов на проезжей части, особенно в утренние и вечерние часы. Улучшение видимости пешеходов, особенно в условиях недостаточной освещённости на дорогах, может быть достигнуто с помощью специальных светоотражающих элементов на одежде.

Возможности использования этих элементов очень широки: значки, брелки, подвески, наклейки, само фиксирующиеся браслеты, повязки на руку. Все эти виды светоотражающих элементов являются не только средством пассивной безопасности участников дорожного движения, но и модным аксессуаром. Светоотражатели принято называть фликерами.

Ребята, мы сегодня познакомимся с особенностью светоотражающих материалов. Светоотражатель представляет собой технологически сложное соединение микроскопических линз, преломляющих световой луч в обратном направлении, отражающего алюминиевого слоя (зеркала) и прочной тканевой основы. Светоотражатель обеспечивает видимость объекта более чем за 150 м. Поэтому наша с Вами задача - защитить жизнь детей и подростков на дороге, используя светоотражатель. Фликеры уже поступили в продажу. Но их можно изготовить своими руками из светоотражающей ткани, самоклейки и дополнительных декоративных элементов.

Сейчас мы с Вами сделаем своими руками фликер, которым украсим свои куртки. Наш фликер представляет собой аппликацию из светоотражающей липкой ленты.

Изготовление фликера – аппликации «Транспорт» из геометрических фигур (Танграм).

Нам понадобятся: светоотражающая липкая лента, ножницы.

1 этап. Перед Вами лежат шаблоны из картона и светоотражающие ленты. Накладываем шаблон геометрических фигур на светоотражающую ленту и обводим по контуру.

2 этап. Аккуратно вырезаем разнообразные геометрические фигуры. 

3этап. Выкладываем из светоотражающей липкой ленты разный вид транспорта, светоотражающей стороной вверх на выбранную основу (шапочка, рукав куртки, спинка куртки и др.) и приклеиваем геометрические фигуры. 

Дети работали с большим интересом, создавая различные рисунки на свой вкус. При этом воспитатели помогали детям, давали советы. Ребят увлекло это необычное занятие, они вспоминали разные виды транспорта для аппликации. Мальчишки, в основном, делали себе светоотражающий грузовой транспорт, а девочки предпочли наклеить миниатюрные легковые автомобили.

Особенно удобным детям показалось то, что пленка самоклеющаяся. Поэтому многие тут же приклеили получившиеся работы на куртки, а некоторые забрали их домой, чтобы подарить и приклеить светоотражающие элементы на портфели и детские коляски младших и старших братьев и сестёр.  Дети показывают готовые работы, которые возьмут домой. Они непременно попросят своих родителей украсить одежду такими же светоотражающими значками, чтобы в вечернее время чувствовать себя на дорогах нашего города в безопасности. 

Фликер готов. Он порадует любого ребёнка, одежда с ним становится ярче, интереснее. А главное, это обеспечивает безопасность передвижения детей на дороге. Родители поддержали инициативу детей. Все остались очень довольными!

Наша задача - защитить жизнь детей и подростков на дороге, используя светоотражатель.

Есть у нас значок такой, фликер называется,

Но значок он не простой, светоотражающий.

Яркий свет далёких фар отразит он в тот же час

И тем самым на дороге сделает заметней нас.

Прикрепить его к одежде быстро каждый сможет,

Ты его не забывай, он в пути поможет!

Слово «Фликер» до сих пор известно не каждой маме. Особенно важно разъяснять опасность дороги детям.  Работать нужно всем сообща, не выделяя отдельно семью, сад, или ГИБДД. «Нужно объединить усилия: тем, кто пишет законы и нормативные акты – обратить внимание на законодательную часть вопроса; родителям быть положительным примером для детей, покупать одежду со светоотражающими элементами или дополнять ее светоотражателями. Главное – начать с себя, со своей семьи».   Самое ценное – здоровье и жизнь ребенка, поэтому в нашем детском саду вопросу здоровье сбережения и безопасности дошкольников на дорогах города, мы уделяем большое внимание.

 

«Фликеры детям купите, родители, пусть на дороге их видят водители

Фликер, без сомнения - знак дорожного движения. Но полагаться только лишь на фликеры не стоит. Это всего лишь один из способов защиты пешехода. Необходимо помнить и соблюдать правила безопасного поведения на дорогах. Жизнь ребенка-дошкольника полностью зависит от взрослого за рулем автомобиля и того, кто держит его за руку на перекрестке и показывает образец соблюдения правил безопасного поведения на дорогах.

Берегите детей! Старайтесь сделать всё возможное, чтобы оградить их от несчастных случаев на дороге!

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог своей работы, можно сделать заключение, что мною приведены не все существующие и применяемые в педагогической практике методы и формы обучения детей.

В своей работе я попыталась показать, как с помощью игровых технологий можно интересно, занимательно и увлекательно обучать дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах. Игры помогают сблизить детей, объединить их общей интересной для всех деятельностью. Применение игровых технологий на занятиях обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.

Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность. В процессе игры постоянно создаются ситуации, требующие немедленного решения, что ведёт к формированию умения делать выбор и нести за него ответственность. А это требует самостоятельного решения, инициативы, развитого мышления.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными работу обучающихся на творческо-поисковом уровне по изучению правил безопасного поведения на дорогах.

Необходимым условием успешности нашей работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге является сотрудничество детского сада с ОГИБДД отделом МВД РТ города Лениногорска.

Анализ результативности мониторинга свидетельствует о слаженной работе педагогического коллектива. Это связано с системным подходом к организации образовательного процесса, использованием современных личностно-ориентированных технологий и технологий игрового обучения, совершенствованием форм и методов работы, выстраиванием тесного взаимодействия с родителями и объектами социального окружения.

Педагоги дошкольного учреждения ведут систематическую и целенаправленную работу по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения на дорогах и воспитанию культуры поведения на дороге понимая, что важно не только количество приобретаемых знаний, а их связь с такими навыками и привычками, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, например, «хорошо - плохо», «правильно - неправильно», «опасно - безопасно» и др. Работу с детьми планируем с учётом следующих принципов: систематичности, последовательности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности.

Все запланированные мероприятия по плану ОГИБДД были выполнены с хорошей оценкой и высокими результатами.

Результатом многолетней, целенаправленной нашей работы является: отсутствие фактов детского дорожно-транспортного травматизма в течение многих лет и хорошие знания, умения и навыки дошкольников по правилам безопасного поведения на дорогах!

Главное помнить, обучая ребенка правилам безопасного поведения на дорогах, мы сохраняем ему жизнь!

  1. СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1

Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 144 с.

2

Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах: учеб. пособие/ Авт.-сост.: Р.Ш. Ахмадиева, Е.Е. Воронина, Р.Н. Минниханов и др.; под ред. Р.Н. Минниханова и Д.М. Мустафина. – Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2008. – 324 с.

3

Цикл занятий для детей дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дорогах: Сборник конспектов занятий / Сост.: Г.А. Галеева, С.М. Гаффарова,З.Л. Ишниязова, Р.Ш. Ахмадиева и др. / Под общ. ред. Д.М. Мустафина. – Казань, ГУ “НЦ БЖД”, 2009. – 240 с.

4

Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста/Сост. Н.А. Извекова,  А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова и др. Под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 53с.

5

Школа дорожных наук: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма / О.Ю. Старцева. - Москва: Творческий центр Сфера, 2014. – 63 с.

6

Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора /  Т.Ф. Саулина - М.: Просвещение, 2015. – 97 с.

Приложение 1

Картотека развивающих игр для детей дошкольного возраста

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ БЕЗОПАСНОСТИ»

Четвертый лишний

Назовите лишнего участника дорожного движения: грузовик, дом, скорая помощь, снегоуборочный автомобиль.

Назовите лишнее средство транспорта: легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, детская коляска.

Назовите средство транспорта, не относящееся к общественному транспорту: автобус, трамвай, грузовик, троллейбус.

Назовите лишний сигнал светофора: красный, синий, желтый, зеленый.

Игра в слова

Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к светофору. Объясните выбор каждого слова: три глаза, стоит на улице, красный сигнал, стоит дома, перекресток, голубой свет, одна нога, желтый сигнал, помощник пешехода.

Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к пассажиру. Объясните свой выбор: автобус, маршрут, остановка, дорога, купание, чтение, сон, билет, кондуктор, перелет на самолете, пешеход, сиденье, салон, кровать.

Составьте рассказ со словами: утро, завтрак, дорога в школу, тротуар, булочная, аптека, перекресток, надземный переход, светофор, школа.

Группы дорожных знаков

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть картинку, высказать свои впечатления, совместно проанализировать предложенную ситуацию. После этого взрослый зачитывает текст (не называя знака) и просит детей подобрать дорожный знак, который соответствует данной картинке и тексту, обосновать свой выбор.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть дорожные знаки, вспомнить, на какие группы их можно разделить. Выбираются участники игры, которые по указанию воспитателя отбирают нужные знаки, раскладывая их в подготовленные обручи. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания. Следующим участникам игры предлагают подобрать по одной картинке к определенной группе дорожных знаков, аргументировать свой выбор.

Виды транспорта

На столе лежат карточки с видами транспорта, картинкой вниз. Каждый ребенок выбирает себе карточку с изображением транспортного средства. Рассматривает свою картинку и думает, к какому виду транспорта относится то, что там изображено. По сигналу воспитателя, выходят те дети, у которых картинка с изображением пассажирского вида транспорта. Называют их. Затем выходят дети у кого грузовой вид транспорта и специальный вид транспорта.

Поле чудес

Игровое поле разделено по секторам. На каждом секторе расположены картинки с ситуациями на дороге. Дети поочередно крутят барабан. На какой картинке остановится стрелка, ту ситуацию и объясняет ребенок. Воспитатель просит найти выход.

Объяснялки

Дети делятся на две команды. Воспитатель вызывает ребенка из первой команды и говорит ему слово, которое он должен объяснить своей команде не называя его. Если команда не отвечает на вопрос, то право ответить переходит к соперникам. (Например: автобус – в нём ездят люди на работу или в гости, он бывает под разным номером).

Примерные слова: дорожный знак, пешеходный переход, пассажир, пешеход, светофор, велосипед, тротуар, трамвай.

Узнай дорожный знак

На столе перемешиваются большие и маленькие цветные карточки. На большие карточки нанесены цветные контуры дорожных знаков. На маленьких карточках находятся недостающие фрагменты знаков. Ребенок выбирает любую большую карточку. Затем, он должен подобрать и наложить на каждое изображение большой карточки маленькую карточку так, чтобы получился существующий дорожный знак.

Светофор

Ведущий, раздав детям кружки зеленого, желтого, красного цветов, последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый из них.

Часы

Ведущий поворачивает стрелку часов и указывает на тот или иной знак. Дети называют и объясняют значение дорожных знаков. На закрепление показывается карточка с дорожным знаком и объясняется его значение.

Автомобили

Воспитатель вместе с детьми разбирает, какие автомобили изображены в логической таблице. Пример рассуждения: Посмотрите, каждый автомобиль состоит из кабины, кузова и колес. Сначала выберем кабину. Скажите, у автомобилей в первой строке есть одинаковые кабины? А во второй строке? А в первом столбце? Значит, в третьей строке у всех должны быть разные кабины. Но в третьей строке уже есть автомобили с прямоугольной кабиной и с кабиной в виде неправильного четырехугольника. Какой же должна быть кабина у нашего автомобиля? Правильно, треугольной. А теперь давайте выясним, каким должен быть кузов? Рассуждая аналогично, дети находят подходящий кузов треугольной формы. Воспитатель просит детей объяснить свой выбор, помогая им строить высказывания типа рассуждений.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге»

laquo;Использование кейс – технологий в ДОУ при обучениидошкольников правилам безопасного поведения на дороге»    Как показывает практика – систематическа...

Мастер-класс для воспитателей по ПДД: «Использование кейс-технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге».

Цель: научить педагогов ДОУ применять   кейс-технологии в образовательной деятельности с детьми.Задачи:-познакомить участников мастер-класса с методом кейсов с целью формирования у педагогов...

Мастер-класс для педагогов «Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге».

Мастер-класс для педагогов «Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге»....

Мастер-класс для педагогов «Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге».

Мастер-класс для педагогов по ПДД «Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге»....

Мастер-класс для педагогов «Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге».

Мастер-классдля педагогов «Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге»....