Консультация для педагогов "Психофизиологические особенности поведения на дороге ребенка дошкольного возраста"
консультация по обж

Психофизиологические особенности поведения на дороге ребенка дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Психофизиологические особенности поведения на дороге ребенка дошкольного возраста

           Дошкольный возраст характеризуется активным обогащением опыта детей разнообразными сенсорными впечатлениями, возрастанием интереса к окружающему миру, в частности к средствам передвижения. Восприятие у дошкольников непосредственно, внимание непроизвольно. Дети способны воспринимать окружающие предметы, которые находятся вблизи, поэтому дошкольник плохо ориентируется в дорожной обстановке. Внимание маленького ребенка легко отвлекается на предметы, которые несут эмоциональную нагрузку. Серьезные изменения в развитии ребенка происходят в 6-7-летнем возрасте, который считается кризисным не только потому, что он идет в школу. В организме ребенка в это время происходят кардинальные изменения в физическом и психическом развитии: изменяется фигура, происходит смена молочных зубов на постоянные, удлиняются руки, ноги, переходят на новый уровень мышление, внимание, эмоциональная сфера личности. В связи с повышенным фоном эмоционального восприятия внимание ребенка к дорожным знакам, плакатам, играм можно привлечь, сделав их яркими, способными оживить образное мышление. Кроме того, 7- летние дети обладают абсолютной чувствительностью к цвету (к 12 годам эта чувствительность снижается со 100% до 55%). В дальнейшем улучшается так называемая различительная чувствительность к оттенкам цветов, что обусловлено подключением ряда психических функций к анализу цветных ощущений. В связи с развитием способности к самоорганизации, способности действовать произвольно, решать интеллектуальные задачи, с формированием логического мышления и восприимчивости к слову становится возможным обучение ПДД, внушение безопасных способов поведения на дороге. Но, к сожалению, внимание дошкольника неустойчиво - он легко отвлекается, так как многие функции его организма находятся на стадии становления. В ответ на звуковой или световой сигнал дети реагируют медленно, так как процесс переработки информации в центральной нервной системе у них происходит более длительно, чем у старших детей (например, младших школьников). Резкие сигналы или неожиданное появление машины вызывают смятение, спонтанную эмоциональную двигательную реакцию, которая не анализируется, и, следовательно, выбор оптимального направления движения не производится. Ребенок легко теряет самоконтроль, его движения становятся импульсивными, поэтому для безопасного движения лучше родителям организовать сопровождение своих детей. В силу того, что организм ребенка находится в состоянии роста и развития и не все психические функции, необходимые для адаптации в окружающем мире, еще полностью сформированы, необходимо учитывать следующие особенности возраста, влияющие на безопасное поведение на дороге:

 - неразвитость бокового зрения (на 20-25% оно меньше, чем у взрослого);

 - расторможенность и отсутствие координации движений, например, путаются ноги при быстрой ходьбе, что затрудняет выполнение действий, даже если ребенок сознательно выполняет все правила дорожного движения для пешеходов;

- неспособность целостно оценивать и анализировать дорожную ситуацию, видеть приближающиеся издалека транспортные средства и определять, на каком расстоянии находится движущийся автомобиль;

- неразвитость ориентировки в пространстве, что затрудняет распознание источников звуков и их направления, определение своего местоположения относительно других объектов на дороге (спереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу, между), способность к восприятию пространственных отрезков; - неразвитость слухового восприятия, что не позволяет ребенку быстро отличить один сигнал (раздражитель) от другого, например, звук работающего двигателя от других шумов на дороге, для правильного выбора направления движения;

- маленький объем памяти и внимания. Шестилетний ребенок одним взглядом при благоприятных обстоятельствах может охватить лишь два-три элемента дорожно-транспортной ситуации (сигнал светофора, разметку на дороге или пешехода, идущего впереди), поэтому за одно занятие дети могут усвоить не более двух-трех новых элементов (например, два правила дорожного движения и один знак, в зависимости от сложности знака и правила дорожного движения);

- трудность установления причинно-следственных связей, что приводит к непониманию опасности транспортных средств и различной реакции на их виды (дети боятся больших грузовых машин, автобусов, троллейбусов и недооценивают опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов); - преобладание игровых представлений о дорожных объектах над реальными.                    Дошкольник не понимает, что реальные транспортные средства на дороге не могут мгновенно, как их игрушечные автомобили, остановиться, даже если водитель видит его;

- маленький рост и вес ребенок (уровень глаз в возрасте 3-х лет находится на высоте около 90 см, в возрасте 6 лет - около 110 см), что несет в себе двойную опасность, с одной стороны, ограничивая обзор и восприятие дорожной ситуации самому ребенку, с другой - делая его незаметным для водителя.

Чему учить, что развивать:

 - боковое зрение, необходимое для ориентации в дорожных ситуациях, слухового и зрительного восприятия дорожной среды;

- умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать опасные и безопасные действия на улицах и дорогах;

- умение смотреть, видеть и слышать происходящее на дороге, определять соотношение размеров машин (большая, тяжелая, грузовая или маленькая, легковая и т.д.);

- развивать наблюдательность, внимание, память, постепенно увеличивая их объем;

- глазомер, чувство времени при оценке скорости машин и т.д.;

 - чувство опасности дороги и транспортных средств, но не страха. Что делать?  

            В дошкольном возрасте отношения и ценности формируются прежде всего через пример, оценочные суждения взрослых, через поощрение желательного поведения детей. Педагоги детских дошкольных организаций должны особенно подчеркивать ценность соблюдения человеком правил. Эти же идеи необходимо доводить через пропагандистские материалы до сведения родителей. Бесплатные памятки, буклеты должны быть доступны для родителей и находиться, например, в детских поликлиниках, детских отделах магазинов и т.д. Педагоги должны так стоить обучение ПДД, чтобы оно было адекватно возрасту и формам активной деятельности ребенка. Это игровая, коммуникативная, двигательная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная деятельность, чтение, где на первое место выступает не результат, а увлеченность процессом, ведущая к развитию самой деятельности, а значит – к развитию ребенка-дошкольника. Необходимо рассматривать обучение Правилам дорожного движения как часть учебно-воспитательной работы. Важнейшими условиями обучения должны стать регулярность занятий, их непрерывность, преемственность, систематичность. Высокая чувствительность детей дошкольного возраста к цвету вызывает необходимость уделять большое внимание оформлению плакатов, стендов, игр по дорожной тематике, что способствует привлечению внимания детей, активизации их образного мышления и, следовательно, эффективному усвоению ПДД. При обучении дошкольников (затем и школьников) ПДД следует обращать внимание на их индивидуальные психологические особенности. Не все дети способны воспринимать зрительную, двигательную, и слуховую информацию одновременно и эффективно. Одна из этих сенсорных систем восприятия у ребенка может быть ведущей, а другие - развиты слабее. Так, ребенок, у которого развит слуховой канал восприятия информации («аудиал»), внимательно слушает, «схватывает на лету», чаще будет просить повторить сказанное, в частности название знака или Правила дорожного движения (в то же время у таких детей может не быть «чувства тела», а движения будут нескладные). В случае, если развит зрительный канал («визуал»), информация воспринимается в виде образов, графиков, таблиц, картинок, т.е. ребенку нужно на что-то смотреть, и он обязательно попросит еще раз показать, как выглядит, например, грузовой автомобиль. При преобладании канала, связанного с тактильными ощущениями, двигательной активностью, мышечной памятью («кинестетик»), ребенку необходимо щупать, трогать, что-то делать, т.е. двигательно пережить ощущения, связанные со словесной информацией (как правило, такие дети захотят вырезать из бумаги или нарисовать пешехода, переходящего дорогу, поиграть в подвижные игры по ПДД и т.д.). Если ведущим является двигательное восприятие, то ребенку трудно вникнуть в инструкцию, правила и другую отвлеченную информацию. Он воспринимает только те слова, которые легко оживают у него в образах. Если ребенок обладает обостренной зрительной или слуховой восприимчивостью, а мышечная у него слаба, то он будет хорошо ориентироваться в спокойной обстановке. В случае же резкого ее изменения может потерять равновесие, упасть или замереть на месте. При неполноценном зрительном восприятии ребенку трудно ориентироваться и в спокойной ситуации. Педагоги и родители должны знать особенности восприятия детей и не оставлять их на дороге без контроля. В то же время, зная эти особенности, их можно рационально использовать для развития ребенка и стараться повысить восприятие каналов, требующих укрепления с помощью физических упражнений, игр, прогулок, чтения, рисования.

Эффективные формы обучения:

1) сюжетно-ролевые игры, которые предусматривают принятие участниками определенных ролей и предполагают подражание участниками речевому и неречевому безопасному поведению, безопасным действиям на дороге;

2) имитационные игры - предполагают моделирование определенного поведения детей, их взаимодействие, способствуют накоплению опыта конкретной деятельности. В этих играх и двигательных игровых упражнениях дети отрабатывают навыки по выполнению правильных действий при переходе дороги, учатся давать оценку действиям пешехода и водителя. На специальных макетах дошкольники закрепляют безопасные маршруты движения в детский сад;

3) предметные, конструкторские игры, развивающие воображение ребенка;

4) целевые прогулки, которые дают возможность непосредственного восприятия дорожной среды, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т.д.

Методы обучения:

- показ наглядных образов;

- рассказ;

- разъяснение;

- метод образных примеров, с опорой на позитивный опыт детей;

- анализ предложенных ситуативных задач;

- тренировочные упражнения;

- интерактивный метод, направленный на активное включение детей в диалог, обсуждение, с помощью которого можно помочь дошкольникам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях; сформировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.

- самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей.

         Любой метод будет эффективным при условии системного подхода и наличия личной мотивации ребенка, которая формируется посредством его заинтересованности чем-либо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Особенности интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»

Влияние занимательного математического материала на развитие умственных умений отмечалось в трудах прогрессивных педагогов А.М.Леушиной, Т.В.Тарунтаевой, психологов Д.Б.Эльконина.Математический ...

Конспект занятия по обучению правилам безопасного поведения на дороге детей дошкольного возраста «Путешествие по городу Светофория»

Конспект занятия по обучению правилам безопасного поведения на дороге детей дошкольного возраста "Путешествие по городу Светофория"...

«Система работы по обучению дорожной грамоте и формированию навыков безопасного поведения на дороге детей дошкольного возраста»

Основные направления и формы работы с детьми по обучению правилам дорожного движения....

Опыт работы «Воспитание безопасного поведения на дорогах детей дошкольного возраста».

Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится всё актуальнее.Проблема дорожно-транспортных происшествий в Российской Фед...

Методические рекомендации к системному изучению основ безопасного поведения на дороге. Старший дошкольный возраст и младший школьный возраст.

Данный материал включает в себя методически полный и последовательный план для изучения правил дорожной безопасности для детей 6 - 10 лет. Эта последовательность будет системой в изучении основ безопа...

методическая разработка Дидактическая игра по правилам безопасного поведения на дороге Младший дошкольный возраст

Сломанный светофорДидактическая игра по правилам безопасного поведения на дорогеМладший дошкольный возраст Цель:Прививать устойчивую мотивацию к соблюдению ПДД Задачи:1. Закрепить представле...