Выступление на методическом объединении «Принципы и формы работы с детьми дошкольного возраста по ОБЖ»
материал по обж

Вожова Наталья Михайловна

В период дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребёнка - научиться правилам жизни во взрослом мире. И именно взрослые должны помочь ребёнку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском. Безопасность детей, укрепление и сохранение их здоровья было и остаётся приоритетом в работе каждого учреждения дошкольного образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл printsipy_i_formy_raboty_s_detmi.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

 «Принципы и формы работы с детьми

дошкольного возраста по ОБЖ»

В период дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребёнка - научиться правилам жизни во взрослом мире. И именно взрослые должны помочь ребёнку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском. Безопасность детей, укрепление и сохранение их здоровья было и остаётся приоритетом в работе каждого учреждения дошкольного образования. Очень важно осуществлять планомерную, целенаправленную работу по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности.

Детский сад создаёт безопасные и безвредные условия для развития, воспитания и обучения детей; формирует у них гигиенические навыки и способы здорового образа жизни, нормы безопасного поведения. Работа по ОБЖ должна вестись с учётом основных правил:

• не ограничиваться только обучением дошкольников нормам и правилам поведения,

• необходимо учить их наблюдательности, умению ориентироваться и быстро реагировать в экстремальных ситуациях.

Максимальный эффект достигается лишь тогда, когда работа осуществляется в трёх направлениях: дошкольное учреждение - ребёнок - родители.

Задача нас педагогов состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Цель: формирование и систематизация у детей, осознанного выполнения общепринятых норм и правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях повседневной жизни, стимуляция развития у дошкольников самостоятельности, ответственности за свое поведение.

Задачи:

- формировать представления о правилах дорожного движения; безопасности при пользовании колющими и режущими орудиями ручного труда; безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях;

- формировать представления о пожарной безопасности: правила пользования спичками, пользования электрическими и газовыми бытовыми приборами и т. п.; общения с незнакомыми людьми на улице, когда остаются одни дома, при встрече с бездомными животными;

- расширить представления о значимости правильного безопасного поведения для охраны своей жизни и здоровья; своих возможностях в охране жизни и здоровья.

Развивать умения: внимательно относиться к своему здоровью (знать опасные места, предметы и уметь избегать опасности); оберегать глаза от напряжения, попадания инородных предметов; соблюдать правила безопасности при быстрых движениях, при ходьбе по лестнице, в гололедицу, катании на санках, коньках, лыжах и др.;

- развивать умения ориентироваться в сложных жизненных ситуациях: обращаться при необходимости за помощью к знакомым, сотруднику полиции, позвонить в пожарную охрану, вызвать «скорую помощь»; соблюдать правила дорожного движения; пользоваться светоотражающими элементами.

При планировании организации работы по ОБЖ необходимо соблюдать следующие принципы:

принцип полноты: содержание программы по ОБЖ должно быть реализовано по всем направлениям. Если какое-нибудь направление выпадает, то дети оказываются не защищёнными от представленных в нём источников опасности.

принцип системности: работа должна проводиться систематически. Специально организованные занятия проводятся в первую половину дня. Что касается игр, театрализованной и других видов деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня.

принцип сезонности: следует, по возможности, использовать местные условия. Если в зимний период при изучении определённых направлений работы можно ограничиться методическими пособиям, то летом необходимо организовать экскурсию в лес, парк и т. д. с целью максимального приближения к естественным условиям и закрепления соответствующего материала, принцип возрастной адресности.

принцип интеграции: содержание работы по ОБЖ должно соединять разные направления: изобразительную, театрализованную деятельность, ознакомление с окружающим, экологическое, физическое воспитание, а также отдельные режимные моменты.

принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи. Основные направления работы по ОБЖ должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребёнком на конкретные предложенные воспитателем темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.

Воспитание навыков безопасности – непрерывный процесс, начинающийся с раннего возраста и продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования. В своей работе, в этой области использую разнообразные эффективные формы работы с детьми: занятия, игровые образовательные ситуации; беседы; дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры; наблюдения, экскурсии, целевые прогулки; чтение художественной литературы; обыгрывание ситуаций.

На практике убедилась, что литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни. Примером для детей служат литературные произведения: сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кошкин дом», «Пожар», С. Михалков «Дядя Степа».

Дидактические игры дают возможность: познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления; учат различать потенциально опасные предметы; познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.

Используем ситуации на прогулке. Прогулка идеальное время для того, чтобы поговорить с воспитанником о его безопасности. Конечно, дошкольники, как правило, с трудом воспринимают советы о том, как надо вести себя в опасной ситуации или как избежать ее. А вот если излагать их, так сказать, «с привязкой» к конкретным обстоятельствам, то быстрее запоминается. Например: «Вечером на прогулке мама забрала сына и остановилась поговорить с подругой. Петя, играя в прятки, ушёл на участок другой группы, не сказав маме. Через некоторое время, мама заметила его отсутствие и сильно разволновалась».

Мы обсуждаем ситуацию в группе, не называя самого ребёнка. Объясняем, почему так делать нельзя. Учим воспитанников, когда они куда-то отходят, спрашивать разрешение взрослых и быть в поле их зрения. Также советуем поступать, когда за ними приходят родители и обязательно попрощаться с воспитателем.

В воспитании детей важна роль семьи. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Это осуществляется на родительских собраниях, в ходе бесед, консультаций, рекомендаций. Темы: «Не оставляйте детей без присмотра»; «Что нужно делать при пожаре»; «Как знакомить детей с основами безопасности» и другие.

Но нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей.

Таким образом, дошкольный возраст – важный период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении: «Изотерапия , как нетрадиционная форма работы с детьми дошкольного возраста»

Современное дошкольное образование постоянно совершенствуется новейшими педагогическими методиками, направлениями и технологиями, что позволяет изменять  дидактические подходы к процессу воспитан...

Выступление на тему: "Использование дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста"

В данном выступлении освещена важность игры в жизни детей. Подчеркнута значимость игры, а именно дидактической игры, для развития умственных  и творческих способностей детей дошкольного возраста....

Тема выступления: "Виртуальная экскурсия, как одна из форм работы с детьми дошкольного возраста".

quot;Виртуальная экскурсия, как одна из форм работы с детьми дошкольного возраста"....

Методическая разработка как одна из форм работы с детьми дошкольного возраста

Дошкольное детство - ответственный период жизни человека: в нем закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нём.Методическая разработка – это...

Выступление на методическом часе с педагогами «Методика заучивания с детьми дошкольного возраста стихотворений»

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспро...

Выступление на педагогическом часе «Кейс-технология как форма работы с детьми дошкольного возраста и ее использование в экологическом воспитании дошкольников»

Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Универсальность данной технологии состоит в том, что используются описания конкретных ситуаций или сл...