Календарно-тематическое планирование по взаимодействию с родителями
календарно-тематическое планирование по обж (старшая группа)

тематический план работы с родителями по безопасности на год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_semey.docx49.89 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

Факультет образовательных технологий и непрерывного образования

Кафедра педагогических  технологий дошкольного и начального образования

        Итоговая аттестационная работа

на тему: «Календарно-тематическое планирование по взаимодействию семьями воспитанников в рамках парциальной образовательной программы ДОО

(с учетом социальной ситуации региона)»  

                                                                     Выполнила: слушатель гр. Д-19 -22

                                                                       воспитатель МДОУ Игнатовский

                                                                       детский сад «Колокольчик»

                                  Максимова С.В.

                                                  Научный руководитель:

Ульяновск 2022г

Содержание. 

  1. Пояснительная записка.                                                                                
  2. Цели и задачи реализации программы.                                                      
  3. Календарно-тематическое планирование работы с родителями по программе  «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
  4. Заключение.
  5. Список литературы.

1.Пояснительная записка

    Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Согласно ст.18 Закона РФ об образовании, п.1 «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного, физического, личностного развития ребенка». И именно воспитатели становятся помощниками родителей, направляющих деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах. Сопровождения личностного и возрастного развития детей может идти эффективнее через взаимодействия педагогов, родителей ДОО.

    Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений родителей. Потенциальные возможности семьи, её жизнедеятельности, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей являются приоритетными с учетом требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования.

Семья играет важную роль в формировании личности ребёнка. Воспитывать своего ребёнка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это работа сердца, разума и воли родителей.

     Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» сориентирована на то, чтобы дать детям необходимые знания об общепринятых человеком нормах поведения, сформировать основы экологической культуры, ценности здорового образа жизни, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте. Программа имеет социально-личностное направление.

Актуальность темы

  Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на Земле. Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению, ученых, решение трех задач.

1.Индентификация опасностей, то есть распространение опасностей и их источников.

2. Разработка превентивных, или предупредительных, мер.

3.Ликвидация возможных последствий.

2.Цели и задачи реализации программы

     Цель программы: формировать сотрудничество между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создать атмосферу доверия и личностного успеха в совместной деятельности, объединять усилия для достижения высоких результатов. 

    Задачи:

- установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы;                                                                                       - приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды;                                                                          - объединить усилия для развития и воспитания детей;                                   - приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие;                                                                                              - обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;                                                                                                               - привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;                                                                                                           - добиваться получения положительных эмоций о совместно  выполненной деятельности.  

Для реализации программы использовались следующие формы взаимодействия с родителями:

  1. Информационно - аналитические: анкетирование и тестирование;                                                                                                                      вопросы – ответы.
  2. Познавательные: родительские собрания и круглые столы, консультации, беседы и дискуссии; совместное создание предметно-развивающей среды;                                                                                  

 3.Наглядно-информационные: папки-передвижки и родительский уголок, фотовыставки и библиотека, день открытых дверей;                                                                                          

  4.Досуговые: праздники и развлечения и дни здоровья ;экскурсии, выставки, творческие конкурсы; семейных коллекций.                                                                                                      

        

Основные педагогические принципы

1.Открытость детского сада для семьи: позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.   Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2.Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей: современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли может дать какие-либо результаты.                                     Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

3.Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

4.Индивидуальный подход: воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

5.Динамичность: детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.    

     Таким образом, в основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы:                                                    

 - Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями;            

 - Преемственность согласованных действий;                                        

 - Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ;                                                                                                            

 - Индивидуальный подход;                                                                      

 - Сотрудничество, а не наставничество.

3.Календарно-тематическое планирование работы с родителями по программе  «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (старшая группа).

Месяц

Тематическая неделя в ДОУ

Цель

Содержание работы

1

2

3

4

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

«День знаний»

1.Установить на начало учебного года оптимальный уровень взаимодействия по вопросам развития детей.

2.Привлечь родителей к работе детского сада.

Консультация: «Родителям старших дошкольников о правилах дорожного движения».  (вместе с родителями, выделять опасные места и находить способы безопасного поведения в этих местах).

Рекомендации: При ходьбе по тротуару учите ребёнка идти спокойно, рядом со взрослым, с противоположной стороны от проезжей части дороги.

Анкетирование родителей «Примерный ли вы пешеход». Приобретение светоотражающих элементов для верхней одежды.

Просмотр мультфильма совместно с детьми «Уроки тетушки Совы». Уроки безопасности во дворе, серия 3.

Подбор материала, дидактических игр на тему «Опасности в быту»

Волшебница-осень.

1.Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоёма в осеннее время на дорогах.

2.Повышение родительской компетентности в вопросах обучения детей правилам дорожного движения, направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности в осенний период на дорогах.

Проведение пятиминуток по безопасности поведения на улицах и дорогах.

Консультация на тему: «Погода» Дать информацию об условиях и особенностях дорожного движения осенью.

Буклеты «Ловушки на дорогах – это опасно».

Акция «Светоотражающие элементы для детей»

Папка-передвижка «Безопасность вашего ребёнка»

Я вырасту здоровым

1. Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми  в  детском саду.

 2. Разъяснять важность участия в профилактических акциях. Привлечение внимания к проблеме детского дорожного травматизма, достучаться до ума и сердца водителей, порой пренебрегающих «Правилами дорожного движения»

Выставка семейных рисунков «Моя улица».

Папка – передвижка «Обогащайте речь детей» (Словарная работа по закреплению терминов по ПДД).

Консультация «Безопасность детей– забота взрослых».

Акция  «Сохрани моё сердце».

Изготовление сердец совместно с детьми с надписями – обращениями к взрослым «Сохрани моё сердце!», «Берегите детей на дорогах!», «Водитель, сохрани мне жизнь!»

Их труд достоин уважения

1.Показать родителям значение профессий работников ГИБДД в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения на дорогах.

2.Привлечь родителей к проведению совместных праздников с работниками ГИБДД

Экскурсия в ДК (семейные посиделки)

Советы для родителей – водителей «Неблагоприятная погода на дорогах осенью».

Литературная гостиная «Что можно почитать детям о ПДД».

Музыкальный досуг совместно с родителями «С песней, шуткой и в игре изучаем ПДД».

Октябрь

Правила и безопасность дорожного движения

1.Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка  ситуациями, возникающими на дороге, Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть происходящую ситуацию на дороге.

2.Знакомство с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду по правилам дорожного движение.

Информационный лист «Правила поведения с ребенком в общественном транспорте».

Консультация для родителей «Автокресло для ребенка».

Мастер – класс «Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и детей» 

 Просмотр мультфильма совместно с детьми Уроки тетушки Совы, серия 4

Беседа «Если дома появился дым, позвони 01»

Урожай собирай, да на зиму запасай

1.Разьяснить родителям о важности бесед с детьми о видах транспорта, используемых в сборе урожая в осенний период  для закрепления наземного вида транспорта.  

2.Привлечь родителей к оформлению группового уголка по изучению правил дорожного движения, изготовлению макета улицы.

Мультимедийная презентация «Наземный вид транспорта осенью»

Изготовление для макета улицы домов, светофора и знаков.

Папка-передвижка «Будьте внимательны на улице».

Советы для родителей «Поведение детей в общественном транспорте».

Мой город, моя страна

1. Ориентировать родителей на совместное рассматривание рисунков детей по ПДД.

2. Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей во время прогулки, обеспечивающей успешную социализацию.

Выставка детского творчества «Мой поселок».

Консультация «Где мы играем во время прогулки?»

«Как обучать ребёнка безопасному поведению»

Участие родителей в мероприятиях тематической недели «Мой поселок, моя страна».

Памятка по ПДД « Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге».

Ноябрь

Игры и забавы

1.Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.

2.Заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей с дидактическими играми по обучению детей правилам дорожного движения.

3. Привлечь родителей к совместному творчеству с детьми по изготовлению карточек с дорожными ситуациями.

Консультация «Игры, как  средство воспитания дошкольников».

 Проигрывание  совместно с родителями и детьми дидактических игр по ПДД «Назови правильно знак»,  «Почини светофор», «Игра-путешествие».

Азбука вежливости

1.Ознакомить родителей  с некоторыми буклетами и папками-передвижками, способствующими наиболее эффективному освоению ПДД.

Консультация «Опасности в быту»

Изготовление буклетов, папок-передвижек.

Картотека пословиц о вежливости (В общественном транспорте)

Декабрь

Зима

1.Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, организация совместной деятельности родителей, воспитателей и воспитанников, повышение культуры участников дорожного движения в зимний период.

2. Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать  и избегать опасности в зимнее время года.

Беседа с родителями «Аккуратность в гололед на дороге вас спасет».

Презентация для родителей «Ребенок на санках».

Видео-встреча с инспектором ГИБДД. Консультация «Зимняя резина».

Новогодний праздник

1. Привлечь  родителей к участию в лепке зимних построек (городка из автомобилей и светофора), к

оформлению информационного стенда для родителей: «Красный, желтый, зеленый».

2. Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности. Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице.

Лепка Безопасные поделки из снега. Раскрашивание снежных построек.

Консультация «Зимние травмы», буклеты.

Папка-передвижка «Безопасные шаги на пути безопасности на дороге».

Зимние каникулы

1. Привлечь родителей к осознанному отношению к дороге, ведущей детский сад и обратно домой.

2.Рекомендовать родителям в зимние каникулы просмотр личного сайта в социальной сети работников образования для информирования и консультирования в вопросах обучения детей правилам дорожного движения.

Опрос среди родителей «А вы знаете?»

Предложить просмотр во время каникул обучающих мультфильмов «Смешарики: Азбука безопасности»

Рекомендации для родителей «Правила поведения во время зимних каникул».

 Консультация «Электроприборы в доме»

Январь

Умные машины

1. Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей дома.

2. Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду. Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками.

Родительское собрание «Этих случаев можно избежать».

Выставка для родителей

«Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения».

Февраль

С чего начинается Родина?

1. Расширять и углублять знания детей и их родителей об истории своей республики, отечественном автомобилестроении.

2.Ориентировать родителей на совместное с ребенком просмотр видеофильмов, посвященный правильному безопасному поведению на дороге.

Совместный просмотр детей и родителей видеофильмов, мультмедийных презентаций  «Моя Родина Ульяновская область»,  «Наша гордость–автомобилестроение».

Индивидуальные консультации «Родители – образец поведения на улицах и дорогах».

Памятка по правилам дорожного движения «Все начинается с малого».

 Азбука для родителей: как обучать ребёнка безопасному поведению

Наша армия

День защитника Отечества

1.Ориентировать родителей на совместное рассматривание рисунков детей.

2. Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого вдохновения.

Выставка  детских рисунков – раскрасок (военные машины: танк, самолет, корабль).

Конкурс, посвященное Дню защитника Отечества «Супер-папа»

Индивидуальные беседы с родителями о соблюдение правил дорожного движения «Сам соблюдай и детей обучай правилам дорожного движения».

Беседа по профилактике ложных вызовов

Март

Международный женский день

1.Ориентировать родителей на совместное рассматривание рисунков  детей.

2.Сформировать у воспитанников устойчивые навыки соблюдения и выполнения Правил дорожного движения.

3.Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого вдохновения.

Конкурс, посвященный

Международному дню 8 – ое марта «Супер-леди» (по вопросам обучения правилам дорожного движения)

Выставка совместного творчества родителей и детей «Мы за безопасность на дороге!»

Беседа с родителями: «Безупречное поведение взрослых на дороге – лучшей пример для ребенка.

Семинар «Школа занятых родителей; действия при пожаре»

Весна

1.Рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание), наносящих непоправимый вред здоровью малыша. Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка на дороге в весенний период.

2. Знакомить родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме безопасности детей дошкольного возраста.

Беседа  с родителями об одежде детей в весенний период.

 Папки-передвижки  «Дорожные знаки».

Рекомендация для родителей «Если вы купили ребенку  велосипед»

Информационный стенд: «Как организовать досуг детей дома, если вам некогда»

Знакомство с народной культурой и традициями

1. Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в детском саду, способствующим возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения.

2.Знакомить родителей  с народными традициями и обычаями, с народными декоративно – прикладным искусством, проведение совместных экскурсий.

Экскурсия из детского сада к перекрестку и пешеходного перехода с обсуждением важности соблюдения правил дорожного движения

Консультация «Один дома»

Март - апрель

День смеха и юмора

1. Привлечь внимание родителей к заучиванию стихотворений. Вызвать радостный, эмоциональный настрой.

2. Подчеркивать роль взрослого в формировании поведения ребенка. Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах.

Вечер стихов по правилам дорожного движения.

Папка – передвижка «Пожароопасные предметы»

Круглый стол «Мы за безопасное движение».

Путешествие в Спортландию

1. Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье детей.

2. Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

Развлечение детей и родителей «Зеленоглазое такси» с участием родителей

Консультация «Внешность может быть обманчива»

Планета Земля

1.Научиться в совместной деятельности  создавать плакаты «Берегите природу от выхлопного газа».

2. Оказание  помощи в создании благоприятных условий для пребывания детей в детском саду

Совместное рисование плаката «Сбережем родную природу».

Консультация для родителей « Безопасность детей». Совместный просмотр с детьми «Дорога и дорожные знаки». Азбука безопас-ности на дороге. Уроки тетушки Совы 4 серия.

Неделя детской книги

1. Повысить качество работы родителей с детьми по использованию детской книги в их познавательно – речевом и художественно – эстетическом развитии.

2. Подчеркивать роль взрослого в формировании поведения ребенка. Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах.

Беседа: «Покупка детских книг – дело непростое».

Картотека «Что рекомендуем прочитать ребёнку по правилам дорожного движения.

Консультация «Обеспечение безопасного поведения в быту»

Май

Во имя жизни на Земле

1. Воспитание у детей сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны.

2. Воспитание уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершённых в годы ВОВ.

3. Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар).

.Целевая прогулка по дороге к памятнику героям в парк Победы совместно с родителями.

 Акция «Осторожно дорога!».

 Консультация «Причины детского дорожно-транспортного травматизма».

Лето

1.Активизировать родителей в обсуждении проблем воспитания и развития детей. 2.Привлекать к совместному отдыху все семьи группы. 3. 2.Приобщать родителей к совместной деятельности с детьми, к здоровому образу жизни;

3. Продолжать работу по профилактике детского дорожного травматизма; систематизировании совместно с родителями знаний детей о ПДД, правилах пешехода, о работе светофора.

Спортивный праздник, посвященный Дню защиты детей.

Выставка детского рисунка «Мы за здоровый образ жизни!»

Памятка для родителей «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге».

Родительское собрание – круглый стол. Индивидуальные карточки с результатами диагностики каждого ребенка и соответствующими рекомендациями по изучению детьми правил дорожного движения.

4.Заключение

В заключение необходимо отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны:                                    

- Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;                                        

- Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком;    

-  Учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе. Данный факт ведет к повышению эффективности педагогического процесса;                      

 - Родители получили возможность самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую несут за воспитание детей;                                                                        

 - Укрепление внутрисемейных связей, что к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен.                                                                                      

  Таким образом, в эмоционально насыщенной атмосфере семейных отношений, аналогов которой нет в социуме, заложен важнейший резерв для обогащения чувственного и социально нравственного опыта дошкольников.

5.Список литературы

1.Федеральный закон от 31 июля 2020г №304 ФЗ « О внесение изменений в ФЗ «Об образовании» в РФ по вопросам воспитания и образования.

2.Майер А.А., Тимофеева Л.Л. Реализация ФГОС: построение партнерских взаимоотношений между семьей и дошкольной образовательной организацией // Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Вып. 5 / Под ред. Л.Л. Тимофеевой. – М.: Педагогическое общество России, 2013. С 54 – 104.

 3.   Тимофеева Л.Л., Королева Н.И. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников в процессе формирования культуры безопасности у дошкольников // Детский сад: теория и практика, 2013. №10, С 78-94

  4. Тимофеева Л.Л., Королева Н.И. Роль семьи в сохранении психического здоровья детей: проблема обеспечения психологической безопасности // Детский сад: теория и практика, 2013. №5, С 16-26.

  5.   Тимофеева Л.Л., Королева Н.И. Формирование культуры безопасности. Взаимодействие семьи и ДОО. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019 – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное-тематическое сентябрь планирование подготовительная группа ФГОС

Календарный-тематический план подготовительная группа...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе/ Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе (дети от 4 до 7 лет)Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппе Вид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппеВид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности. Вид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)».

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в средней подгруппе, старшей подгруппеВид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)»...

Календарно-тематическое недельное планирование по теме "Моя семья"

Календарно-тематическое недельное планирование по теме "Моя семья"...