Опыт работы по формированию у детей основ безопасного поведения в быту, социуме и природе
материал по обж

Опыт работы по формированию у детей

 основ безопасного поведения в быту, социуме и природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_formirovaniyu_obzh.docx28.9 КБ

Предварительный просмотр:

 Опыт работы по формированию у детей

 основ безопасного поведения в быту, социуме и природе

     Безопасность – это один из главных критериев уровня жизни человека, а для маленького и неопытного ребенка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее. В настоящее время значительно изменились условия жизни человека, соответственно изменились и правила формирования основ безопасного поведения. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением народа, наличием предметов бытовой техники и электроники. Каждому взрослому хочется защитить своего малыша. Ребенок растет и учится быть самостоятельным, а значит, родителям и педагогам необходимо прививать ему культуру безопасного поведения в полном неожиданностей мире.

Цель моей работы является как можно точно и понятно, в доступной форме сформировать у детей осознанное и более ответственное отношение к выполнению правил безопасного поведения в быту, социуме и в природе, вооружить знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи:

  • Изучить теоретические и методологические основы по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
  • Разработать перспективный план и конспекты занятий в рамках комплексно – тематического планирования в детском саду.
  • Продолжать совершенствовать предметно-развивающею среду по формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, в группе.

Теоретические фундаменты опыта работы

К. Белая и В. Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр театрализованные представления.

С. Мартынов, Т. Г. Хромцова, делают акцент в предупреждении бытового детского травматизма и выделяет 3 компонента безопасного поведения человека, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания.

Основные направления нашей работы

1. «Ребенок и другие люди».

Ребёнок учится оценивать ситуации с точки зрения «опасно - неопасно», принимать решение и соответственно реагировать. Стоит ли доверять людям, полагаясь на приятную  внешность,  как  вести  себя с агрессивными  субъектами,  впускать  ли

незнакомцев в дом, как избежать опасных ситуаций – об этом ребёнок узнаёт в программе ОБЖ.

2. «Ребенок и природа».

В этом разделе обсуждаются ситуации, несущие потенциальную опасность (неприятные моменты при встрече с различными животными и растениями, а также - вопросы экологии и загрязнения окружающей среды.

3. «Ребенок дома».

О  том,  как  вести  себя  на  балконе,  у открытого  окна,  предусмотреть  возможную опасность  в быту  поведает ребятам третий раздел программы ОБЖ.

     Исходя из выше сказанного, я разработала перспективный план, в который включила:

  1. Непрерывную образовательную деятельность: «Кошкин дом»; «Опасные предметы дома»; «Дорожные знаки», и т. д.
  2. Ознакомление с художественной литературой: сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кот, петух и лиса», «Красная Шапочка»; рассказы «Рассказ о неизвестном герое» С. Я. Маршака, Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»; С. Михалков «Дядя Степа»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Электрическая лампочка». - Е. Хоринская «Спичка-невеличка»; Г. Остер «Вредные советы»; «Семеро Козлят и серый волк»; «Белоснежка» др.
  3. Обучающие фильмы «Уроки тетушки Совы», «Уроки Аркадия Паровозова»; «Барбоскины»; «Лунтик» и др.
  4. Презентации: «Опасные предметы в быту», «Кто стучится в дверь», «Убережем себя от беды».
  5. Игровые проблемные ситуации: огонь – друг или враг; дорожные знаки; где живут витамины и. т. д.
  6. Беседы: «Знаешь ли ты свой адрес?»; «Пожароопасные предметы»; «Осторожно, микробы»; «Безопасное поведение в природе»; «Дорожные знаки»; «Контакты с незнакомыми людьми»» «Контакты с животными» и др.
  7. Игры-инсценировки: юные пожарные; правила дорожного движения и др.
  8. Прогулки, экскурсии: на пищеблок; в медицинский кабинет; по территории детского сада; за территорию детского сада.
  9. Дидактические игры: «Экстренные службы»; «Источники опасности»; «О чём говорит светофор»;  «Можно-нельзя»;  «Разрешается – запрещается»; «По грибы»;  «На прогулке»; «Телефон»  и т д.

     Создание соответствующей предметно-пространственной развивающей среды является важным условием для формирования безопасного поведения у дошкольников. В группе создаются следующие  условия: макет «Улица города», развивающие плакаты «В гостях у Мойдодыра»«Опасные предметы»«Кому что нужно для работы», дидактические игры  «Часы безопасности»«Опасно-неопасно»«Лото безопасности»«Я знаю, что можно, что нельзя»«Помощники на дороге»«На чем люди ездят»«Найди и назови», полочка умных книг, иллюстрированные альбомы из серии «Безопасность»«Здоровье», атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игрушки.

     Свою работу строю не только с детьми, но и с родителями. Вовлекаю их в единое образовательное пространство, используя различные формы. В этом году родителям было предложено анкетирование на тему «Формирование навыков безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста»; проведено родительское собрание «Безопасное поведение детей дома, в новогодние каникулы»; были предложены различные консультации: «Безопасное поведение на улице», «Безопасные предметы дома», «Балкон и открытое окно». К вниманию родителей был предложен видеоролик на тему «Правила поведения зимой».

     Совместно с родителями был составлен и реализован краткосрочный, исследовательский проект «Безопасность на дорогах»; были разработаны наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей, формирование у детей знания о культуре поведения на дороге, воспитанию ответственности за безопасность своей жизни и жизни других людей.

     Путь к сердцам родителей надо искать через детей. Когда они с гордостью будут демонстрировать родителям свои творческие работы, полученные знания, рассказывать им о том, что можно и чего нельзя, делиться своими достижениями на викторинах, бурно обсуждать спортивные развлечения, опытническую деятельность, и просто мероприятия по безопасности в бытусоциуме и в природе. И родители, замечая, какой интерес и любознательность проявляют дети, включатся в обсуждение, станут поддерживать их интерес и нашу работу в этом направлении.

        Таким образом, в результате проведенной работы  я считаю, что цель достигнута и задачи решены. Благодаря созданию таких условий, дети постепенно осваивают формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Они  начинают выделять источники опасности в быту, способы обращения с потенциально опасными предметами домашнего обихода, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности. Научившись поступать определенным образом в игровых условиях, воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами быта, дети намного увереннее чувствуют себя в реальной жизни.

Литература:

  1. Авдеева, Н. Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»;
  2. Мошкин, В. Н. Воспитание культуры личной безопасности // Психолого-педагогические проблемы личностно ориентированного воспитания / под. ред. З. Н. Лукьяновой, В. Н. Мошкина. — Барнаул: АГИИК 1999. 4.
  3. Каюрова А. Н. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС;
  4. А. Н. Каюрова, О. В. Скокова, Т. С. Шеховцова // Молодой ученый. — 2014. — №11;
  5. Федорец, Г. Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения (пути развития). — Л., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе»

Программа «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе»...

перспективный опыт работы педагогов по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе

перспективный опыт работы педагогов по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе...

Картотека игр-тренингов по формированию у детей опыта безопасного поведения в быту, социуме, на природе.

Данная картотека игр позволит детям сформировать безопасное поведение в быту, социуме, на природе....

Перспективный опыт работы по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, в природе.

Безопасность – это один из главных критериев уровня жизни человека, а для маленького и неопытного ребенка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее....

Перспективный опыт работы педагогов по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе

Задачи: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы по...

Рабочая программа разновозрастной группы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе»

Сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях...