Игровые обучающие ситуации как средство формирования основ безопасного поведения в быту
статья по обж

Балакина Наталья Александровна
Игровые обучающие ситуации (ИОС) - одна из форм совместной деятельности. Навыки игрового общения, которые будут приобретены в игровой обучающей ситуации, дети свободно перенесут и в повседневную самостоятельную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые обучающие ситуации как средство формирования основ безопасного поведения

Игра — это одна из наиболее привлекательных, ярких и эмоциональных форм детской деятельности по усвоению правил поведения в различных сферах жизни.  

Игра по инициативе ребенка — это форма его самовыражения.  

Игра по инициативе воспитателя направлена на усвоение специально подобранных, педагогически целесообразных знаний и умений. К таким знаниям и умениям, безусловно, относятся и те, которые обучают дошкольника безопасному поведению на дороге.[10]

Но выбор игры должен быть очень осторожным. Воспитателю всегда следует ясно себе представлять, какой конкретной цели он желает достичь той или иной игрой. Эта цель должна быть сформулирована очень четко на основе конкретной темы программы и строго отвечать конкретному содержанию соответствующих пунктов конкретным бытовым ситуациям.

Таким образом, можно уверенно утверждать, что именно игровая деятельность помогает ребенку раскрепоститься, научиться сопереживать окружающим и выработать определенные навыки социального поведения, и основы безопасного поведения в быту и на улице.

Игровые обучающие ситуации (ИОС) - одна из форм совместной деятельности. Навыки игрового общения, которые будут приобретены в игровой обучающей ситуации, дети свободно перенесут и в повседневную самостоятельную деятельность.

По мнению О. В. Сомковой игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными, например, для формирования основ безопасного поведения в быту: формировать умения детей предвидеть опасные ситуации, способствовать овладению навыками наблюдения (умеет осматриваться, замечать, оценивать ситуацию, предвидеть), овладевать знаниями и умениями о мерах предосторожности.

Показывая, обучая и поучая, взрослые стараются передать ребенку свой опыт. Поощряя или запрещая, они вынуждают ребенка ему следовать. Но суть воспитания – в присвоении этого опыта. А присвоение во многом зависит от внутренних, собственных установок ребенка [7].

Для формирования основ безопасного поведения педагоги могут использовать такую форму работы детей, как игровые обучающие ситуации.

Известно четыре их вида:

1. Ситуации - иллюстрации,

 В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Такие ситуации чаще всего используются в работе с младшими дошкольниками. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения

2. Ситуации-упражнения,

Ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Такой вид ИОС мы начинаем использовать со средней группы.

3. Ситуации-проблемы,

Участие старших дошкольников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии поведения в мире людей. В этих ситуациях взрослый привлекает внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять своё игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребёнок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит педагогическая ценность таких ситуаций.

4. Ситуации-оценки

В подготовительной к школе группе мы используем ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать решение, оценить его. [6].

С помощью игрушек либо персонажей настольного или пальчикового театра можно разыграть ситуацию, отражающую те стороны жизни, в которых ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении: «Как Юра бабушке помог», «Правильно - неправильно», «Кто самый грамотный пешеход», «Расположи правильно дорожные знаки». Демонстрируя детям конкретные способы правильного решения ситуаций. Выступая в роли заинтересованных зрителей, дети получают образец социально одобряемого поведения.

Как считает Н.А. Короткова целесообразно подключать детей к поиску правильного решения. С этой целью игровые персонажи обращаются к детям с вопросами, вступают в спор, выражают сомнение в правильности их советов, предлагают самим выбрать лучшее решение из нескольких, просят показать, какие действия нужно предпринять, какие слова сказать, чтобы решить проблему (например, как перейти улицу, на какой номер звонить при пожаре и т.д.) [8].

Игровые ситуации непосредственной помощи типа «Поможем нашим игрушкам».

Необходимо организовать ситуации, требующие от детей активного сочувствия, помощи, заботы: помочь Незнайке разобраться в дорожных знаках, показать Дюймовочке, как нужно переходить дорогу и т.д. Успех зависит от того, насколько содержание совпадает с опытом детей, их жизненными впечатлениями. Дети подключаются к решению проблемы: они не только обсуждают, но и практически осуществляют необходимые действия.

Эти ситуации могут быть организованы и как инсценировки, и как практические ситуации игрового и реального содержания.

Например, игра «Покажем Мишутке, как нужно вести себя на кухне». Привычка правильного поведения в быту формируется постепенно, поэтому регулярная организация таких ситуаций помогает детям получить необходимый опыт безопасного поведения. Наибольшее значение для формирования основ безопасного поведения в быту имеют ситуации, в которых дети разрешают конкретные житейские проблемы.  

Это могут быть ситуации, отражающие нормы поведения на кухне: например, «Движение по кухне»: плита (оградить брусочками), стол - картон с нарисованными полосками, стулья; побуждать обыгрывать ситуации.

Для большего эффекта необходимо эмоционально представлять возникшую проблему («Мальчик нарушает правила поведения на кухне.Как мы можем ему помочь?») и вовлекать детей в поиск решения. Если они затрудняются, подсказывать или показывать правильный способ решения проблемы и предлагать самостоятельно его осуществить.

Игровые обучающие ситуации проблемного типа «Как быть, что делать?».

Это различные ситуации затруднения, которые создаются, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Например, ребенок потерялся на улице, к ребенку подошел незнакомец. Как быть? Дети самостоятельно ищут решение. Не надо спешить давать советы, важно выслушивать все мнения и предложения. Совместно с детьми нужно находить способы разрешения проблем: оглядеться по сторонам, не разговаривать с незнакомцами и т.д. [9].

Практические игровые обучающие ситуации типа «Мы самые старшие в детском саду».

Дети учатся проявлять заботу о малышах. У них развиваются чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем. Для этого можно организовать ситуации: «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Подготовим для малышей кукольный театр (концерт, спектакль)», «Покажем малышам, где можно кататься на велосипеде, играть в мяч», «Научим малышей вести себя при пожаре».

Важно подчеркнуть чувства малышей, на которых была направлена забота старших дошкольников. Это даст толчок для переживания или для проявления ответных чувств. Способствуют в процессе игры закреплению навыков безопасного поведения на улице.

После всего перечисленного можно ясно увидеть, насколько большой спектр воздействия игровых обучающих ситуаций, конечно, эта тема не так глубоко изучена, и не так широко используется, потому что чаще всего необходима большая предварительная работа. Но иногда, такая форма работы очень важна, потому что именно, через такие игровые ситуации дети смогут лучше и легче понять материал, а также использовать полученные знания в реальных жизненных ситуациях.

Список литературы:

1.        Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

2.        Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.144 с.

3.        Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. М., 2016

4.        Бажина Е., Кипина. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013 76 с..

5.        Безопасность жизнедеятельности. М.: Высшая школа, 2006 616 с.

6.        Безопасность жизнедеятельности. Безопасность и охрана труда. М.: Высшая школа, 2001 432 с.

7.        Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. М., 2010

8.        Болотов В.Н. О новых актуальных программах по дошкольному образованию // Дошкольное воспитание. 2013 №1 С. 4-9.

9.        Боровлева А. Пожарная безопасность [Текст] / А. Боровлева // Дошкольное воспитание. – 2007. –№4. – С. 114-119.

10.        Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания М.: Педагогика, 1986 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1)    Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...

ИГРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Методические рекомендации

Для того чтобы способствовать развитию основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста, из педагогической литературы нами были подобраны, модифицированы и систематизированы по характер...

Игровая обучающая ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры в подготовительной к школе группе

Игровая обучающая ситуации (ИОС)по формированию основ экологической культурыв подготовительной к школе группе...

«Электронные дидактические пособия как эффективное средство формирования основ безопасного поведения детей в быту, социуме, природе как одного из необходимых условий социализации личности ребенка»

Электронные дидактические пособия как эффективное средство формирования основ безопасного поведения детей в быту, социуме, природе как одного из необходимых условий социализац...