Урок дорожной азбуки
методическая разработка по обж (старшая группа)

Орлова Юлия Юрьевна

Закреплять знания правил уличного движения; назначение сигналов светофора; о движении транспорта и пешеходов; о дорожных знаках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_razrabotka.docx49.4 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая программа  «Урок дорожной азбуки»

(направление: «Ребенок на улице города»)

в рамках работы творческой группы педагогических работников «Игротека безопасности»

по теме: Формирование навыков безопасного поведения дошкольников в процессе игровой деятельности.

Участники: Дети старшего возраста, педагоги.

Цель: Закреплять знание правил уличного движения; о назначении сигналов светофора; о движении транспорта и пешеходов; о дорожных знаках.

Задачи: 

Социально-коммуникативное развитие

  1. Воспитывать стремление знать и соблюдать Правила дорожного движения, умение применять их в жизни.
  2. Воспитывать чувство уверенности в себе, личную гражданскую ответственность, чувство взаимопомощи и сотрудничества.
  3. Формировать осознанное отношение к собственной безопасности; способствовать обеспечению безопасности жизнедеятельности; воспитывать чувство самосохранения при нахождении на улицах города.

Познавательное развитие 

  1. Формировать понятие о том, что окружает человека на улицах города. Закреплять знание о дороге, транспорте, пешеходах. Закреплять знания детей о движении транспорта и пешеходов (люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора, детям играть у дорог и на тротуаре нельзя, транспорт ездит по правой стороне мостовой).
  2. Учить различать сигналы светофора, закреплять правила пешеходов, Закреплять знания о правилах дорожного движения на определенны сигналы светофора.
  3. Знакомить детей с дорожными знаками, их назначением. Учить детей узнавать дорожные знаки по описанию. Учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением. Развивать умственные способности и зрительное восприятие.
  4. Формировать представления о разных видах транспорта, учить узнавать и различать их по звуку.

Речевое развитие 

  1. Активизировать словарь детей названием видов транспорта, окружения на улицах и дорогах, дорожных знаков.

Художественно-эстетическое развитие

  1. Учить узнавать по звуку разные виды транспорта. Развивать слуховое внимание.
  2. Закреплять знание музыкальных инструментов. Развивать слуховое внимание.  

Физическое развитие

  1. Развивать внимание, ориентировку в пространстве, быстроту, ловкость.

Техническое обеспечение: Ноутбук, проектор, экран, презентация со слайдами, музыкальный центр, подборка аудиозаписей.

Наглядные материалы и оборудование:

  • Презентация со слайдами
  •  3 флажка (красный, желтый, зеленый)
  • Мяч
  • Нагрудные таблички с видами транспорта (велосипед, мотоцикл, грузовой автомобиль, легковой автомобиль, автобус) на подгруппу детей.
  • Дорожки, обозначающие «тротуар» - 4 шт.
  • Дорожки «Пешеходный переход» - 2 шт.
  • 2 светофора
  • 4 стойки со знаками «Место стоянки автомобиля»
  • Кольца красного, синего, зеленого, желтого цветов по количеству игроков
  • Музыкальные инструменты: бубенчики, маракасы по количеству игроков.

Игровой персонаж: Незнайка

Предварительная работа:

Познакомить детей с играми.

  • Дидактические игры: 
  1. «Светофор»
  2. «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир»
  3. «Играй, да смекай»
  • Музыкальные игры: 
  1. «Узнай транспорт по звуку»,
  2. «Да и нет» (ПДД)
  • Подвижные игры: 
  1. «Пешеходы и водители»,
  2. «Сигналы светофора»,
  3. «К своим знакам»,
  4. «Цветные автомобили».

Ход:

Слайд 1 «Город с улицами, проспектами, автомобилями»

  • 01. Дети входят в зал под песню «Когда поют светофоры», рассаживаются на стульчики.

Ведущий:

Рассаживайтесь поудобнее,

Места занимайте скорей.

На урок «Дорожной азбуки»

Мы пригласили детей.

Город, в котором с тобой мы живём

Можно по праву сравнить с букварём,

Азбукой улиц, проспектов дорог,

Город даёт нам все время урок.

А вот один сказочный герой

Плохо вел себя порой.

Он уроки забывал,

Правила не признавал.

И дурное поведение

Принесло лишь огорчение!

Догадались – кто это?

  • 02. Под музыку в зал забегает Незнайка

Незнайка:

Всем известный я Незнайка,

Я с ребятами дружу,

Но среди дорожных знаков,

Я друзей не нахожу!

Я так люблю похулиганить!

На красный свет перебежать.

И по проезжей части даже

Могу спокойно погулять.

На знаки я и не гляжу.

Где захочется, хожу.

Пошалить хочу немного,

Побегу я на дорогу!

Ведущий: Ребята, что может случиться с Незнайкой на дороге? (ответы детей) Где можно играть детям? (во дворе, на спортивной площадке). Незнайка, ты не переживай, мы тебе поможем подружиться с дорожной азбукой! Правда, ребята? А для начала отгадай-ка загадку:

Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь.

Я машинам помогаю,

И тебе хочу помочь! 

Слайд 2 «Светофор»

А сейчас, Незнайка, ребята тебя научат двигаться по улице по сигналам светофора.

  • Дидактическая игра  «Светофор»

Детям предлагают досказать словечко в конце предложения.

Педагог: Заучи закон простой: красный свет зажегся…
Дети: Стой!
Педагог: Желтый скажет пешеходу: приготовься к…
Дети: К переходу
Педагог: А зеленый впереди - говорит он всем…
Дети: Иди!

Ведущий: А сейчас ребята покажут, какие они внимательные пешеходы.

Воспитатель назначает 3-х водящих, дает в руки по флажку красного, зеленого, желтого цвета.

  • 03. Подвижная игра «Сигналы светофора»

Материал: 3 флажка (красный, желтый, зеленый).

Ход: Из числа играющих назначают 3-х водящих, им в руки дают по одному флажку красного, желтого, зеленого цвета, они встают в разных местах зала. Под музыку дети двигаются врассыпную бегом или подскоками. На остановку музыки дети приседают и закрывают глаза, водящие меняют свое месторасположение в зале, звучит команда педагога: «Пешеход, стой!» - дети подходят к водящему с красным флажком. Под музыку игра повторяется, по команде педагога: «Пешеход, приготовься!» - дети подходят к водящему с желтым флажком. Под музыку игра повторяется, по команде: «Пешеход, иди!» - дети подходят к водящему с зеленым флажком». Игра повторяется несколько раз, выделяются дети, которые меньше ошибались.

Дети садятся

Слайд 3 «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир»

Ведущий: Молодцы, ребята! Слушай, Незнайка и запоминай… -

Кто по улице идёт,

Тот зовется пешеход.

Те, кто едут в машине – это пассажиры.

А водитель их везёт.

Кто подскажет им в пути,

Где проехать, где пройти?

Где опасную дорогу

Безопасно перейти?

Сейчас ребята тебе расскажут, что такое дорога, транспорт, пешеходы, пассажиры.

Дети встают в круг, воспитатель дает одному из детей мяч

  • Дидактическая игра «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир»

Материал: Мяч

Ход: Дети становятся в круг, в середине его становится водящий - регулировщик дорожного движения, он держит в руках мяч. Водящий бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: «дорога», «транспорт», «пешеход», «пассажир». Если водящий сказал слово «Дорога!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо слово, связанное с дорогой, например: улица, тротуар, обочина и т.д. На слово «Транспорт!» играющий отвечает названием какого-либо транспорта; на слово «Пешеход!» можно ответить – светофор, пешеходный переход, подземный переход и т.д.; на слово «Пассажир!» играющий называет вид транспорта, на котором может ехать пассажир. Затем мяч возвращается регулировщику дорожного движения. Ошибившийся игрок выбывает из игры.

Незнайка: Ой, ой, ой! Как здорово! А Вы знаете, что самое важное на дороге? (ответы детей)

Незнайка: А вот и нет! Самое важное и нужное - это гвоздь, чтобы прокалывать колёса; рогатка и камень, чтобы стёкла бить у машин; и лопатка, чтобы делать ямы на дорогах!

(Достаёт из сумочки предметы, раскладывает их).

Ведущий: Да что ты, разве можно так делать, ребята? Ведь мы тебе сказали, что самое важное на дорогах - светофор, дорожные знаки, проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, транспорт.

Слайд 4 «Разные виды транспорта»

Незнайка: Ну и что транспорт, пусть себе едет, куда ему надо, мне-то что?

Ведущий: На улицах города нужно быть очень внимательными, все время прислушиваться и по звуку нужно уметь определять, какой транспорт приближается и вовремя остановиться, чтобы тебя не сбила машина. Вот поиграй с ребятами и научишься.

  • 04. Музыкальная игра «Узнай транспорт по звуку»

Материал: фонограммы со звуками разных видов транспорта: 1) легковой автомобиль,  2) грузовой автомобиль, 3) автобус, 4) трамвай,  5) поезд, 6) самолет, 7) бульдозер, 8) мотоцикл, 9) пожарная машина,

10) полицейская машина, 11) скорая помощь.

Ход: Детям предлагают по звуку узнать и назвать вид транспорта. Дети хором называют.

Незнайка: Да-а, какие вы умные! Но я только запомнил звук полицейской машины, я часто от нее убегаю.

Ведущий: Как убегаешь, ты что преступник?

Незнайка: Да нет, просто если мне нужно куда-нибудь доехать, то я прицеплюсь к троллейбусу или автобусу и доеду. Ух! Красота! А полицейские машины едут за мной… Но я быстро бегаю, еще ни разу не поймали меня.

Ведущий: Разве можно так делать? А если ты сорвёшься и упадёшь прямо под машину?

Незнайка: Ерунда! Я держусь очень крепко.

Ведущий: Крепко - то крепко! А как - же те ямы, которые ты роешь на дорогах своей лопатой? Попадёт колесо в эту яму, тряхнёт автобус, и ты упадёшь.

Незнайка: Ой, и правда! Я не подумал об этом.

Ведущий: Да, Незнайка, нужно обо всем думать. Вот и полиция хочет спасти тебя от беды и наказать за нарушение. Посмотри лучше на ребят, они покажут, как на улице движется транспорт и пешеходы. И все они двигаются по правилам дорожного движения и по сигналам светофора.

Расстановка оборудования: дорожки, обозначающие «тротуар», «пешеходный переход»; 2 светофора. На подгруппу детей нагрудные таблички с видами транспорта (велосипед, мотоцикл, грузовой автомобиль, легковой автомобиль, автобус).

  • 05. Подвижная игра «Пешеходы и водители»

Оборудование: Дорожки, обозначающие «тротуар», «пешеходный переход»; 2 светофора.
Нагрудные таблички с видами транспорта (велосипед, мотоцикл, грузовой автомобиль, легковой автомобиль, автобус) на подгруппу детей.

Ход: Дети делятся на 2 группы - «пешеходы» и «водители». Каждому из «водителей» выдаются таблички с видами транспорта: велосипед, мотоцикл, грузовые машины, легковые машины, автобус, указываются маршруты движения для водителей и пешеходов. 
По команде
«Движение!» «улица» оживает, по проезжей части двигается транспорт, по тротуарам, переходам идут «пешеходы». Два взрослых держат в руках светофоры, которые регулируют движение пешеходов и водителей. Все действуют по сигналам светофора.
«Водители» должны соблюдать ПДД, чтобы пропустить пешеходов. Пешеходы должны правильно переходить улицу. 

Дети садятся. Оборудование убрать.

Незнайка: Ой, сколько машин, сколько людей, как же запомнить все правила дорожного движения?

Ведущий: Двигаться по правилам дорожного движения помогают дорожные знаки. Сейчас мы с ребятами познакомим тебя с некоторыми дорожными знаками.

  • Дидактическая игра «Играй, да смекай»

Материал: картинки на слайдах с изображением дорожных знаков: «Дорожные работы», «Дети», «Подземный переход», «Пешеходный переход», «Велосипедное движение запрещено», «Движение пешеходов запрещено», «Автобусная остановка».

Ход: Педагог читает загадки о дорожных знаках. Участники хором называют дорожный знак, затем он появляется на картинке.

Педагог:

1. Эй, водитель осторожно!

Здесь дорожные работы-        
Ни проехать, ни пройти

Лучше просто обойти. 

Дети: «Дорожные работы»
Слайд 5 Знак «Дорожные работы»

Педагог:
2.
 Знают люди все на свете-

Это место пешеходу
В этом месте ходят дети!

Дети: «Дети»

Слайд 6 Знак «Дети»

Педагог:

3. Никогда не подведет

Нас подземный переход:

Дорога пешеходная

В нем всегда свободная.

Дети: «Подземный переход»

Слайд 7 «Подземный переход»

Педагог:

4. Этой зебры на дороге

Я нисколько не боюсь,
Если все вокруг в порядке,

По полоскам в путь пущусь.

Дети: «Пешеходный переход»
Слайд 8 Знак «Пешеходный переход»

Педагог:

5. У него два колеса и седло на раме
Две педали есть в низу, крутят их ногами. 
В красном круге он стоит, 
О запрете говорит. 
 

Дети: «Велосипедное движение запрещено»
Слайд 9 Знак «Велосипедное движение запрещено»

Педагог:

6. В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
«Вам ходить запрещено!» 

Дети: «Движение пешеходов запрещено»

Слайд 10 Знак  «Движение пешеходов запрещено»

Педагог:

7. Если ты собрался с другом
В зоопарк или в кино,
Подружиться с этим знаком
Вам придется все равно.
Он домчит вас быстро, ловко
Знак…

Дети: «Автобусная остановка»

Слайд 11 Знак «Автобусная остановка»

Незнайка: Ребята, я вот хочу у вас спросить…

Мы пошли в зеленый сквер –

А напротив буква «Р».

Не простая буква «Р», а

А в квадрате буква «Р».

Надо инспектора подозвать и расспросить: неужели возле сквера букву «Р» нельзя произносить? (ответы детей).

Слайд 12 Знак «Стоянка разрешена»

Ведущий: Это знак для остановки автомобилей. Водители должны соблюдать это правило и останавливать свои автомобили только там, где есть такой знак. Приглашаем тебя, Незнайка, прокатиться на цветных автомобилях с внимательными и грамотными водителями.

Расстановка оборудования: 4 стойки со знаками «Место стоянки автомобиля», кольца красного, синего, зеленого, желтого цветов по количеству игроков.

  • 06. Подвижная игра «Цветные автомобили»

Оборудование: 4 стойки со знаками «Место стоянки автомобиля», кольца красного, синего, зеленого, желтого цветов по количеству игроков.

Ход: В разных местах зала на стойках стоят знаки «Место стоянки автомобиля». Играющие делятся на четыре команды, каждая команда берет кольца одного цвета и строится за знаком в определенном месте. Они — автомобили. Воспитатель стоит лицом к играющим в центре, держит в руке четыре флажка (красный, синий, зеленый, желтый). Звучит музыка, воспитатель поднимает флажок какого-нибудь цвета, дети, имеющие кольца этого цвета, бегут по намеченной дороге, соблюдая Правила дорожного движения, на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются и направляются  к своему месту стоянки автомобиля. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета и игра возобновляется. Воспитатель может поднимать один, два, три или все четыре флажка вместе, и тогда все автомобили выезжают со своих мест стоянки. Игра повторяется несколько раз. Автомобили, нарушившие правила дорожного движения (столкнулись, перепутали свое место стоянки и др.) выбывают из игры.

Дети садятся. Оборудование убрать.

Слайд 13 Дорожные знаки

Ведущий: Незнайка, а что бы ты лучше запомнил дорожные знаки, поиграй с ребятами.

Воспитатель назначает 6 человек – водящих и дает им в руки карточки с изображением дорожного знака. Водящие расходятся в разные места зала, дети строятся в круги вокруг своего водящего.

  • 07. Подвижная игра «К своим знакам»

Материал: Карточки с изображением дорожных знаков «Дети», «Пешеходный переход», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Дорожные работы», «Дикие животные», «Подземный переход».
Ход: Из числа играющих назначают 6 водящих, они берут в руки по одной карточке с изображением дорожного знака. Играющие делятся на 6 групп, образуют круги в разных местах зала. В середину каждого круга входят водящие, показывают дорожный знак, называют его. Под музыку педагог подходит к каждому кругу и приглашает играющих детей за собой. Дети идут за ведущим и повторяют все его движения на разный характер музыки: маршируют, прыгают, идут на носках, бегут. Пока дети идут за ведущим, водящие опускают свои знаки и перемещаются по площадке, т. е. меняют свои места. На остановку музыки, по сигналу свистка все играющие должны быстро найти свой знак и встать в свой круг, взявшись за руки, водящие в середине круга держат знаки над головой. Побеждают те, которые нашли свой знак первыми. Игра проводится 2—3 раза.

Дети садятся.

Ведущий: Ну что ж, друзья, наш урок по азбуке дорожного движения подходит к концу.

Пришло время проверить, как вы усвоили знания.  Предлагаю вам дать ответ на вопрос, используя музыкальные инструменты. Если вы поступаете так же, как слышите, подайте звук бубенчиков, если вы так не поступаете – подайте звук маракасов.

Дети берут музыкальные инструменты.

  • Музыкальная  игра «Да и нет» (ПДД)

Материал: Музыкальные инструменты: бубенчики, маракасы.

Ведущий:

1. Кто из вас идет вперед
Только там, где переход? – (
Дети: бубенчики)

2. Кто из вас в вагоне тесном
Уступил старушке место? – (
Дети: бубенчики)

3. Чтоб проветриться в троллейбусе немножко,
Кто и голову, и туловище высунул в окошко? – (
Дети: маракасы)

4. Знает кто, что красный свет –
Это значит: хода нет? – (
Дети: бубенчики)

5. Кто бежит вперед так скоро,
Что не видит светофора? – (
Дети: маракасы)

6. Знает кто, что свет зеленый означает:
По дороге каждый смело пусть шагает? – (
Дети: бубенчики)

7. Кто вблизи проезжей части
Весело гоняет мячик? – (
Дети: маракасы)

8. Кто ГИБДД помогает,
За порядком наблюдает? – (
Дети: бубенчики)

Ведущий: Незнайка, ты оказался способным учеником. Надеемся, что знание правил дорожного движения тебе помогут.

Незнайка: Спасибо, ребята! Мне с вами было очень интересно!

Я так счастлив, я так рад,

Что попал к вам в детский сад.

Смогли меня вы научить,

Как по улицам ходить.

Стану я все правила прилежно изучать,

Правила дорожные, буду твердо знать!

Теперь я буду слушаться без спора

Всех указаний светофора.

Ведущий:

На дорогах трудностей так много без сомнения,

Но их бояться нет у нас причин,

Потому что правила движения,

Есть для пешеходов и машин.

И чтоб у всех было хорошее настроение,

Соблюдайте правила движения!

Незнайка: До свидания, ребята, я побежал.

  • 08. Под музыку Незнайка убегает

Ведущий: Наш урок безопасности закончен. До свидания, до новых встреч.

  • 09. Под музыку дети выходят из зала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивное развлечение по правилам дорожного движения для средней группы «Дорожная азбука»

Спортивное развлечение по правилам дорожного движения для детей средней группы«Дорожная азбука»Цели:-закрепить знания детей о правилах дорожного движения; -научить соблюдать эти правила, п...

Познавательное занятие в средней группе по обучению правилам дорожного движения «Дорожная азбука»

Данное занятие формирует знания о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства у детей дошкольного возраста.С помощью ролевой игры "Патрульная служба"...

«Правила дорожного движения» Материал представлен на общем родительском собрании по теме: «Дорожная азбука»

Материал представлен на общем родительском собрании  по теме :"Дорожная азбука" , с участие работников ГИБДД...

«Уроки дорожной азбуки» Занятие по ознакомлению детей с правилами дорожного движения.

«Уроки дорожной азбуки» Занятие по ознакомлению детей с правилами дорожного движения....

Веселые старты по безопасности дорожного движения "Дорожная азбука" с элементами изучения правил дорожного движения

Мы все являемся участниками в дорожнотранспортных отношениях, и существует угроза главной ценности человека – жизни. Знание и выполнение требований дорожных законов – условие, об...

Программа обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дорожная азбука»

Программа обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дорожная азбука» расчитана на контингент детей дошкольного ...