Проект «Огонь – друг и враг»
проект по обж (средняя группа)

Семёнова Юлия Анатольевна

Несколько сотен лет огонь угрожает людям: именно на протяжении такого промежутка времени они пытаются найти защиту от стихии. На увеличение числа пожаров влияет множество факторов, но сильнее всего – человеческий. Часто причиной пожара является детская шалость. Многие родители, несмотря на плачевную статистику, подходят к этой проблеме недостаточно серьезно: разрешают детям играть огнеопасными предметами, оставляют дома одних без присмотра, редко проводят беседы о безопасности. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития начинать заниматься этой проблемой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект «Огонь – друг и враг»36.41 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Огонь – друг и враг»

Средняя группа

Семёнова Юлия Анатольевна

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад №7 «Чайка» г. Мичуринска Тамбовской области

г. Мичуринск, Тамбовская область

Актуальность проекта

Актуальность проекта вызвана  тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью пожара. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения в быту и правила поведения при пожарной  опасности реализуется через активную деятельность всех участников проекта. Взрослые, чтобы не случилось беды, должны предупредить ребенка о возможных последствиях, но не напугать его.

Реализация  данного проекта предполагает возможность рассказать и показать как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления, в данном случае огня, научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при возникшем пожаре, которые помогут сохранить ему жизнь.

Вид проекта: 

Информационно – творческий,  групповой.

Продолжительность проекта:

Краткосрочный 2 месяца.

Участники проекта:

Воспитатель, дети средней группы, родители.

Цель:

  • Цель проекта – формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей  о правилах пожарной безопасности в ДОУ.  
  • Формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил  пожарной безопасности;
  • Обучить умениям и навыкам,  которые необходимы для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи:

  • Систематизировать знания детей об электрических приборах, используемых в быту (назначения, правила пользования)
  • Углублять и систематизировать знания о причинах возникновения пожаров, объяснять, чем опасен огонь, подвести к пониманию вероятных последствий  детских шалостей.
  • Познакомить с правилами поведения при пожаре и со средствами пожаротушения.
  • Уточнить знания детей о профессии пожарного.
  • Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить работу по преодолению страха перед огнем.
  • Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте.

Образовательные

  • Познакомить с историей возникновения огня, профессией пожарного.
  • Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает врагом.
  • Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.

Развивающие

  • Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
  • Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
  • Развивать творческие способности дошкольников.

Воспитательные

  • Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
  • Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
  • Воспитывать чувства благодарности к людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.

Практические

  • Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
  • Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.
  • Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
  • Вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Этапы реализации проекта.

Организационный.

  • Познакомить детей и родителей с темой проекта, обозначить значимость выбранной темы.
  • Познакомить детей с уголком пожарной безопасности и пожарным щитом
  • Создание условий для самостоятельной деятельности. Подборка материала игр и пособий для работы с детьми.
  • Определение целей и задач. 
  • Анкетирование родителей
  • Выявление проблемы


Деятельностный.

  • Ознакомление детей, Что такое огонь? «Огонь –друг и враг»
  • Уголок пожарной безопасности, пожарный щит.
  • Беседы, игры и упражнения о правилах пожарной безопасности, чтение стихов и рассказов о пожаре, пожарных, пожароопасных предметах.
  • Предварительная работа  с родителями детей
  1. Рисунки детей с родителями
  2. Раскраска пожарных

Заключительный.

  • Развлечение «Минутки безопасности с Зайчиком Побегайчиком»;
  • Выставка поделок детей, выполненных совместно с родителями «Огонь-друг, огонь-враг»
  • Показательная драматизация сказки «Кошкин дом».
  • Выставка рисунков на тему «Огонь - друг и враг».
  • Атрибуты в мини-музей «Маленький пожарник»

Предполагаемый результат

Работа над проектом позволит обогатить жизненный опыт детей, расширить словарь и умение детей участвовать в обсуждении предложенной ситуации. Работа в проекте на всех этапах сформирует у детей осознание необходимости неукоснительного выполнения правил пожарной безопасности, как залога сохранения здоровья и жизни своей и окружающих. Участие в проекте родителей повысит значимость проводимой работы, покажет актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка в решении задач безопасности

Название проекта: «Огонь-друг, огонь-враг»

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • Повышение у детей уровня знаний о пожарной безопасности.
  • Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара.
  • Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
  • Изменение отношения родителей к данной теме.

Продукт проекта:

  • Продуктивная деятельность рисование «пожар».
  • Папка-передвижка для детей и родителей по пожарной безопасности.
  • Атрибуты в мини-музей «Маленький пожарник».
  • Драматизация сказки «Кошкин дом».
  • Аппликация «пожарные машины»
  • Заучивание стихов о пожаре

Основная идея проекта:

Проблема пожаров остро стоит не только в нашей стране, но  и во всем мире. За последние годы значительно увеличилось число пожаров, произошедших по вине человека. Часто причина пожара – детская шалость. К сожалению, родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно: разрешают детям играть огнеопасными предметами, в частности зажигалка – привычная игрушка для них. Чтобы изменить отношения к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе правильно воспитывать детей. Необходимо изменить сознание  и отношение людей к противопожарной  безопасности, а детский возраст – самый благоприятный для формирования надлежащих правил и выработки культуры безопасного поведения.

Ожидаемые результаты:

Довести до участников проекта важность данной проблемы.

  • Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, сюжетные картинки и иллюстрации по теме, мультфильм «Кошкин дом».
  • Подготовить творческие работы для выставки.
  • Изготовление дидактических игр.
  • Составить план работы по реализации проекта.

Календарный план реализации проекта:

Раздел программы

Формы и методы работы

Сроки

выполнения

Познавательное развитие

НОД: «Пожарная безопасность в природе», «Огонь- друг и враг человека»; просмотр видеофильма «Огонь – друг и враг человека»;  «что горит?»; решение проблемных ситуаций: «Бабушка забыла выключить утюг»,  беседы: «Люди героической профессии». «Кто может готовить на плите», «Кто пользуется бытовыми приборами».

октябрь

Речевое развитие

Составление творческих рассказов: «Откуда может прийти беда», «Чего нельзя делать в отсутствие взрослых», «Спичка-невеличка и большой пожар»; рассматривание плакатов, иллюстраций на тему «Осторожно, огонь»; конкурс стихов на тему: «Спички детям не игрушка».

октябрь

Ознакомление с художественной литературой

Загадки о пожаре; Чтение: С. Я. Маршак «Пожар», Л. Толстой «Пожарные собаки», К. Чуковский «Путаница». Т, Фетисов «Куда спешат пожарные машины»

октябрь

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Что необходимо пожарному», «Горит – не горит», «Хорошо – плохо», «Причины пожаров», «Собери картинку», «Угадай профессию», «Отгадай загадку».

Сюжетно-ролевые: «Наш дом», «Мы пожарные».

октябрь

Изобразительное искусство

Рисование на тему: «Эта спичка – невеличка», «Пожар», аппликация «Пожарные машины»

ноябрь

Двигательная активность

Подвижные игры: «Кто быстрее», «Быстрые и ловкие», «На пожар», «Смелые пожарные», «Верхний этаж»

ноябрь

Работа с родителями

 Выставка детско – родительского рисунка «Огонь – друг и враг». Папка-передвижка «Пожарная безопасность».

ноябрь

Основные риски проекта:

№ п/п

Наименование риска

Вероятность возникновения%

Степень влияния на результат, %

Меры реагирования на риск

1

Отсутствие интереса родителей к данной проблеме

20%

100%

-Вовлечение в мероприятия, проводимые в ДОУ

Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику и обеспечению устойчивости проекта после окончания его реализации

№ п/п

Планируемое мероприятие

Механизмы реализации

1.

2.

3.

Работа с педагогическими кадрами «консультации»

Работа с детьми: открытые занятия.

Работа с родителями: беседы, консультации.

-Внедрение  инновационных технологий в воспитательно – образовательный процесс детского сада;

-Создание предметно-пространственной среды обеспечивающей максимальную реализацию  проекта ДОУ

-Развитие познавательных способностей детей;

-Приобретение знаний о правилах пожарной безопасности;

-Приобретение навыков как нужно действовать в чрезвычайной ситуации.

-Разработка и внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьей;

- Участие родителей в совместных образовательных проектах.

Ожидаемые результаты и эффекты проекта

№ п/п

Оцениваемая категория

Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта

1.

2.

3.

Дошкольники

Педагоги

Родители

- расширение и углубление знаний о пожарной безопасности;

-  приобретение детьми навыков работы с средствами пожарной безопасности;

-  развитие познавательной активности;

-  бережное отношение к родной природе, результатам труда взрослых людей.

- повышение образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов по проблеме пожарной безопасности в ДОУ.

- вовлечение семьи в единое образовательное пространство, разработка и внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьей, способствующих повышению ее инициативности как участников воспитательно-образовательного процесса.

Список литературы:

  1. И. В. Кононова «Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников».
  2. И. Л. Саво «Пожарная безопасность в детском саду».
  3. Т. А. Шорыгина «Беседы о правилах пожарной безопасности».
  4. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева «Безопасность».
  5. М. С. Коган «Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем!»

       Комплект «Пожарная безопасность» беседы с ребенком.

  1. Новичихин Е. Ноль — один. «Спички».
  2. Орлова Д. «Как Стобед хотел испугать волка, а сам чуть не сгорел».
  3. М. Фисенко «Пожар в лесу»
  4. Оленев К. «Красная машина».
  5.  Смирнов О. «Степной пожар».
  6.  Толстой Л. Пожар. «Пожарные собаки».
  7. • Фетисов Т. «Куда спешат красные машины».
  8. • Холин И. «Как непослушная хрюшка едва не сгорела».
  9.  Баданов М. «Костер».
  10.  С. Маршак. «Кошкин дом»
  11.  Корней Чуковский. «Путаница»
  12.  Самуил Маршак. «Сказка про спички»
  13.  Самуил Маршак. «Рассказ о неизвестном герое»
  14.  Аркадий Гайдар. «Дым в лесу»
  15.  Борис Житков. «Дым»
  16.  Константин Паустовский. «Заячьи лапы».
  17.  Иоселиани О. «Пожарная команда»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Проект "Огонь - друг или враг?"

в презентации представлена работа по организации и проведению проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками по теме "Огонь - друг или враг?"...

презентация "Проект "Огонь - друг или враг?"

в презентации представлена работа по организации и проведению проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками по теме "Огонь - друг или враг?"...

Презентация "Проект "Огонь друг или враг?"

в презентации представлен проект для детей дошкольного возраста по теме "Огонь друг или враг?"...

Проект "Огонь: друг или враг?"

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста...

Детско- родительский проект "Огонь- друг или враг?"

В данном материале раскрыт проект разрешения противоречия выведенного детьми подготовительной группы....

Презентация к проекту "Огонь - друг или враг?"

Презентация к проекту "Огонь -друг или враг?" к занятиям по "Безопасности" в старшей группе....

Системная паутинка по проекту « Огонь- друг или враг?;

Презентация « Огонь- друг или враг?; оформление уголка противопожарной безопасности,Проблема, ее актуальность: не умение правильно себя вести в экстремальных ситуациях.Цель: сформировать у детей ...