Проект для детей старшего дошкольного возраста "Экстремальные ситуации в быту"
проект по обж (старшая группа)

Веденеева Марина Юрьевна

Безопасность наших детей представляет серьезную проблему современного мира. Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Наши квартиры, до отказа заполнены различной бытовой техникой, химией и медикаментами, а также всевозможными предметами представляющими интерес для детей, но в то же время несущие в себе опасность для их здоровья. Поэтому, привитие детям дошкольного возраста навыков безопасного поведения, основ личной безопасности весьма актуальная проблема на сегодняшний день. И прививать их надо как можно раньше. Дошколята не понимают, что для них безопасно, а что нет.

 Таким образом, наша задача - рассказать им об этом и показать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekstremalnye_situatsii_v_bytu_wecompress.com_.docx225.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14 «Улыбка»

Познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста

«Экстремальные ситуации в быту"

                                     

                                               Выполнила - Веденеева Марина Юрьевна

                                                            Воспитатель группы «Ромашка»

2022 год

Тип проекта: познавательный;

Вид проекта: групповой

Срок реализации проекта: краткосрочный (2 недели).

Участники проекта: дети старшей группы; педагоги, родители.

Постановка проблемы:

У большинства детей старшего возраста не сформированы навыки осознанного, правильного поведения в быту, позволяющие избегать опасные ситуации дома.

Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

Сформировалась проблема: у детей отсутствуют знания о безопасном поведении дома.

Вопросы к детям по предлагаемому проекту:

- Какие источники опасности для жизни и здоровья дома вам знакомы?

- Какие предметы требуют осторожного обращения?

- Назовите правила пользования электроприборами?

- Можно ли играть на кухне?

- Можно ли брать без спроса лекарства?

- Что случится, если не закрыть кран с водой?

- От чего дома может возникнуть пожар?

- Что делать, если вдруг запахло дымом?

-Как себя поведете, если возник пожар?

-Что делать, если в дверь квартиры кто-то позвонил?

- Как отвечать на телефонный звонок, что можно говорить, а что нельзя?

Актуальность.

Безопасность наших детей представляет серьезную проблему современного мира. Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Наши квартиры, до отказа заполнены различной бытовой техникой, химией и медикаментами, а также всевозможными предметами представляющими интерес для детей, но в то же время несущие в себе опасность для их здоровья. Поэтому, привитие детям дошкольного возраста навыков безопасного поведения, основ личной безопасности весьма актуальная проблема на сегодняшний день. И прививать их надо как можно раньше. Дошколята не понимают, что для них безопасно, а что нет.

 Таким образом, наша задача - рассказать им об этом и показать.

Цель "безопасного" воспитания дошкольника - внушить уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход. Обучить детей безопасному поведению - это значит приучить их к определенному образу жизни.

Цель проекта: учить детей избегать дома ситуаций, опасных для жизни и здоровья; формировать умение правильно себя вести в опасных ситуациях; создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах безопасного поведения дома.

Задачи проекта:

- сформировать у дошкольников представления об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту;

-формировать навыки безопасного обращения с колющими и режущими предметами;

- формировать навыки безопасного поведения с огнем, навыки поведения при пожаре;

- формировать умение адекватно вести себя в различных ситуациях, которые могут быть опасны;

- научить соблюдать определенные правила поведения дома;

- развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность;

- расширить словарный запас детей по теме безопасности в быту;

- развивать любознательность, память, логическое мышление;

- расширять педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения в домашних условиях

Ожидаемый (прогнозируемый) результат проектной деятельности: 

Для детей:

-  умеют обращаться с электроприборами; предметами, требующими осторожного обращения;

 -  знают как правильно вести себя в ситуации, когда они остались одни дома; знают номера тревожных телефонов, родителей;

 - умеют решать предложенные задачи в совместной деятельности;

 Для родителей: 

-развитие интереса к формированию основ безопасного поведения детей дома;

 -повышение грамотности родителей в вопросах детской безопасности;

 -формирование чувства ответственности за жизнь ребенка.

Формы и методы работы:

Познавательные занятия, викторина, рассматривание иллюстраций, беседы, обыгрывание проблемных ситуаций, чтение познавательной и художественной литературы, дидактические игры, детское художественное творчество, самостоятельная деятельность детей, тренинги.

Этапы реализации проекта:

Первый этап - подготовительный:

- определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата;

- изучение методической литературы;

- создание предметно - развивающей среды;

- подбор литературных произведений;

- подбор демонстрационного материала по теме, альбомов;

- разработка НОД по теме, проблемных ситуаций, тренинга;

- подбор дидактических игр;

- информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к сотрудничеству;

- папки-передвижки «Один дома», «Безопасность дома»

Содержание работы с детьми: 

- опрос детей по проблеме;

 - рассматривание иллюстраций;

 - беседы;

- разыгрывание проблемных ситуаций.

 Содержание работы с родителями: 

- беседы с родителями с целью выяснения их знаний о безопасном поведении детей дома;

 - вовлечение родителей в процесс сбора материала по теме проекта;

- обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;

- помощь в пополнении предметно-развивающей среды;

- консультация «Основы безопасности для детей дошкольного возраста».

Второй этап - реализация проекта:

Работа с детьми проводится на протяжении двух недель по темам.

Тема: "Ребёнок дома. Осторожен будь с водой»

Цель: объяснить детям, какие ситуации могут возникнуть дома, как правильно действовать в этих ситуациях, как их можно избежать.

- беседа «Поплотнее кран закрой – осторожен будь с водой»;

- чтение художественной литературы - сказка «Наводнение в кукольном домике». Т. А. Шорыгина;

- моделирование ситуации «Что будет, если не выключить кран с водой»;

- составление рассказов на тему «Что было бы, если бы?»;

- видеозапись «Аркадий Паровозов спешит на помощь»;

- продуктивная деятельность (рисование) плаката «Поплотнее кран закрой –осторожен будь с водой».

Тема: ««Домашние вещи могут быть опасными. Электроприборы в доме».

Цель: закреплять у детей представление об электроприборах, об их значении для людей, о правилах пользования ими.

- беседа «Ток бежит по проводам», «Что работает от электричества?»;

- рассматривание иллюстраций и картинок;

- чтение художественной литературы - сказка «Проводок» Т. А. Шорыгина;

- загадки об электроприборах;

- видеозапись «Аркадий Паровозов спешит на помощь»;

- составление правил безопасности при использовании электричества;

- обыгрывание ситуации «Что случится, если забудешь выключить дома утюг»;

- составление рассказов об электроприборах и о том, как ими пользоваться;

- дидактические игры «Правильно-неправильно», «Четвертый лишний»;

- сюжетно-ролевая игра «Магазин электроприборов»;

- продуктивная деятельность (рисование) «Электроприборы».

Тема: «Кухня не место для игр!»

Цель: формировать представление о предметах, которыми категорически запрещается пользоваться: спички, газовые плиты.

- беседы: «Огонь бывает разный», «Что любит огонь», «Причины пожара», «Что делать, если начался пожар?», «Чем опасен дым?»

- ситуативный разговор: «Пожароопасные предметы», «Пожар в квартире», «Опасные ситуации при украшении новогодней ёлки»;

- тренинг «Вызов пожарных «01», «Вызов газовой службы «04», «Дыши через повязку», «Действия при пожаре»;

- дидактические игры: «Профессии», «Горит – не горит», «Разложи иллюстрации по порядку»,

- чтение художественной литературы: Г. -Х. Андерсен «Сказка про спички», С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», С. Михалков «Пожарные собаки»; сказка «Бумажный самолетик», «Любопытный самолетик» Т. А. Шорыгина;

- знакомство с пословицами «Водой пожар тушат, а умом предотвращают», «Спички – не игрушка, огонь не забава», «Где огонь, там и дым»;

- видеозапись «Аркадий Паровозов спешит на помощь»;

- продуктивная деятельность: конструирование «Пожарная машина», рисование «Огонь злой, огонь – добрый»;

- сюжетно – ролевые игры «Спасатели», «Пожарные»;

- составление творческих рассказов «Что случиться, если…», «Как я спасал куклу от пожара».

Тема: «В мире опасных предметов. Инструменты».

Цель: формирование представлений об опасных для жизни предметах, которые встречаются в быту; обучение правильному обращению с ножницами, иголкой ножом.

- беседа «Кто дома строит, пилит, забивает гвозди», «Кто дома шьёт, вяжет», «Полезные вещи – молоток и клещи», «Мир опасных предметов», «Какой вред могут причинить предметы для рукоделия, если неправильно их хранить», о мелких предметах (пуговицы, горошинки, бусинки, гвоздики);

- чтение художественной литературы - сказка «Данилка и пилка» Т. Шорыгина, стихотворения «Опасные ситуации», Н. Носов «Заплатка», загадки про предметы рукоделия;

- вечер загадок «Предметы разные – опасные и безопасные»;

- заучивание пословиц «Каждой вещи – своё место», «У мастера Ивана – золотые руки», «Дело мастера боится!»;

- дидактические игры «Четвёртый лишний», «Найди и назови инструменты», «Что будет, если…», «Что нужно маме для рукоделия», «Как избежать неприятностей»;

- наблюдение дома за работой папы, дедушки;

- видеозапись «Аркадий Паровозов спешит на помощь»;

- продуктивная деятельность (рисование) «Инструменты», раскрашивание раскрасок, работа с шаблонами.

Тема: «Запомните детки, таблетки – не конфетки».

 Цель: дать детям представление о таблетках, их пользе и вреде.

 - беседа «Лекарство – не игрушка», «Витамины и здоровье»;

 - чтение художественной литературы - Г. Блинов «Непослушный Стобед рассказывает сказку», К. И. Чуковский «Доктор Айболит», сказка «Неосторожная Резвушка» Т. Шорыгина;

 - отгадывание загадок на эту тему;

 - дидактические игры «Угадай на вкус», "Полезные продукты";

 - рассматривание иллюстраций в журналах, книгах о работе врача;

 - моделирование ситуации «На приёме у доктора»;

 - видеозапись «Аркадий Паровозов спешит на помощь»;

- продуктивная деятельность (рисование): пузырек с микстурой, витамины и шкафчик, где хранятся лекарства, аппликация «Витамины»;

- сюжетно-ролевая игра "Аптека".

Тема: «Если дома взрослых нет, не веди ни с кем бесед…»

Цель: научить детей правильно вести себя в ситуации, когда они остались одни дома; знать номера тревожных телефонов, родителей.

- беседа «Мой дом – моя крепость», «Не открывай дверь чужим людям», «Почему незнакомец может быть опасным»;

- моделирование ситуации «Что будет, если…», «Какое настроение, определи», «Незнакомец за дверью»;

- чтение художественной литературы - русская народная сказка «Колобок», «Кот, Лиса и Петух»; главы из сказки А. Толстого «Приключения Буратино», «Аленький цветочек» С. Т. Аксаков, сказка «Лиса в заячьей шкуре» Т. А. Шорыгина;

- настольный театр «Три поросёнка», «Волк и 7 козлят»;

- заучивание стихотворения «Не открывай чужим людям» Г. Шалаева;

- видеозапись «Аркадий Паровозов спешит на помощь»;

- игра с мячом «Свой. Чужой. Знакомый»;

- составление рассказов на тему «Новый приятель»;

- моделирование ситуаций «Я знаю, как набрать номер маминого телефона»;

- тренинг - вызов скорой помощи «03», службы газа «04», полиции «02», пожарной «01»;

- продуктивная деятельность (рисование) "Портрет незнакомца".

Работа с родителями:

- папки-передвижки для родителей «Безопасность дошкольника», «Один дома»;

- знакомство с пословицами, поговорками;

- совместное чтение родителей и детей произведений, разучивание стихотворений;

- составление рассказов на тему «Что случится если…;

- рисование совместно с детьми на тему «Безопасность дома».

             

Третий этап - итоговый: 

- итоговое мероприятие - оформление альбома совместного творчества детей и родителей по теме «Безопасность ребенка дома»;

- оформление стенда для родителей;

- создание предметно-развивающей среды в группе;

 - подведение итогов реализации проекта;

- оформление презентации проекта.

Результаты проектной деятельности:

- сформированы у дошкольников представления об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту;

- сформированы умения адекватно вести себя в различных ситуациях, которые могут быть опасны;

- сформированы определенные правила поведения дома;

- способны делать выводы;

- расширен словарный запас детей по теме безопасность в быту;

- развит познавательный интерес, желание получать новые знания;

- расширилась педагогическая грамотность родителей по вопросам безопасного поведения в домашних условиях;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с русским народным бытом"

Ознакомление старших дошкольников с русским народным бытом через проектную деятельность....

Методическая разработка непрерывной - образовательной деятельности по речевому развитию на игровой основе для детей старшего дошкольного возраста «Если хочешь быть здоров!»

В данной образовательной ситуации используется интерактивная компьютерная разработка, которая позволяет расширить представления детей о разных видах спорта, о здоровом образе жизни. В ходе занятия у д...

Мастер-класс: «Создание ситуации выбора в процессе реализации творческого проекта у детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс был представлен в январе 2016г. в ДОУ на педсовете на тему: «Создание ситуации выбора как одно из педагогических условий развития самостоятельности и инициативности у детей раннего ...

Паспорт проекта «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с его бытом и традициями». Проект представлен на конкурс авторских методических разработок в номинации «Мероприятия в мини - музее «Коми изба» .

Цель педагогов: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с  его бытом и традициями. Цель, поставленная перед детьми: ознакомление с бытом, трад...

Проект «Обучение детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению в быту»

Актуальность проекта: современные дети растут в мире высоких технологий, которые стремительно развиваются. Окружающий мир стал опасным – это бытовая техника; пожары в доме; ядовит...

Проект для детей старшего дошкольного возраста "Я здоровым быть хочу!"

Подборка  мероприятий для работы с детьми и родителями на тему "ЗОЖ"...

Проект по формированию основ ценностного отношения к здоровью и физической культуре детей старшего дошкольного возраста «Если хочешь быть здоров» (совместная деятельность педагогов и родителей)

    Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области ...