Проект «Обучение детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению в быту»
методическая разработка по обж (старшая группа)

Ординарцева Вера Борисовна

Актуальность проекта: современные дети растут в мире высоких технологий, которые стремительно развиваются. Окружающий мир стал опасным – это бытовая техника; пожары в доме; ядовитые и опасные для детей вещества и т. п. В дошкольном возрасте дети очень любознательны. Их манит всё новое, необычное. Дети задают много вопросов взрослым, но чаще пытаются найти ответы на них самостоятельно. При этом их физические возможности активно расширяются, а чувство опасности и понимание последствий своих действий ещё недостаточно сформировано. Это нередко приводит к возникновению травмоопасных ситуаций. Поэтому проблема создания безопасных условийобучения детей действиям в опасных ситуациях в быту является значимой, требующей изучения и внимания, систематической совместной работы педагогов, воспитанников и родителей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы запрещать, оберегать и защищать детей, но и в том, чтобы научить их предвидеть, правильно действовать, вовремя обращаться за поддержкой к взрослому, чтобы подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями, находить выход из них.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, в тесном сотрудничестве с родителями мы организовали проектную деятельность по теме: «Обучение детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению в быту».

Цель проекта: воспитать и закрепить знания у детей навыки безопасного поведения, умения правильно обращаться с предметами домашнего быта, являющимися источником потенциальной опасности для детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Обучение детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению в быту»

Главная задача организации жизни детей в детском саду – охрана их психического и физического здоровья. Дошкольники по своим физиологическим особенностям не могут самостоятельно определить всю меру опасности, которая подстерегает их. Особую тревогу вызывают маленькие беззащитные граждане - дошкольники. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты ребёнка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя.

Актуальность проекта: современные дети растут в мире высоких технологий, которые стремительно развиваются. Окружающий мир стал опасным – это бытовая техника; пожары в доме; ядовитые и опасные для детей вещества и т. п. В дошкольном возрасте дети очень любознательны. Их манит всё новое, необычное. Дети задают много вопросов взрослым, но чаще пытаются найти ответы на них самостоятельно. При этом их физические возможности активно расширяются, а чувство опасности и понимание последствий своих действий ещё недостаточно сформировано. Это нередко приводит к возникновению травмоопасных ситуаций. Поэтому проблема создания безопасных условий, обучения детей действиям в опасных ситуациях в быту является значимой, требующей изучения и внимания, систематической совместной работы педагогов, воспитанников и родителей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы запрещать, оберегать и защищать детей, но и в том, чтобы научить их предвидеть, правильно действовать, вовремя обращаться за поддержкой к взрослому, чтобы подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями, находить выход из них.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, в тесном сотрудничестве с родителями мы организовали проектную деятельность по теме: «Обучение детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению в быту».

Цель проекта: воспитать и закрепить знания у детей навыки безопасного поведения, умения правильно обращаться с предметами домашнего быта, являющимися источником потенциальной опасности для детей.

Задачи проекта:

Для детей:

1. Создать условия для развития у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения в быту.

2. Закрепить представления детей об опасных для жизни и здоровья ситуациях и предметах, которые встречаются в быту.

3. Дать знания о значении этих предметов для людей. О правилах пользования этими предметами.

4. Закрепить правила противопожарной безопасности.

5. Познакомить детей с номерами телефонов служб спасения и научить детей пользоваться телефоном для вызова.

6. Развитие способности к предвиденью возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного, безопасного поведения.

Для педагогов:

1. Пополнить методическую копилку.

2. Расширить предметно-развивающую среду материалами и оборудованием.

Для родителей:

1. Установление партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.

2. Показать родителям значимость взаимодействия с ребенком

3. Привлечь родителей к совместной деятельности по закреплению правил безопасного поведения детей с источниками опасности дома.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: 6 месяцев.

Участники проекта: дети и воспитатели старшей группы «Сказка», родители.

Продукты проектной  деятельности:

- для детей: книжки-самоделки  «Правила безопасного поведения»;составление рассказов о правилах безопасного поведения при помощи мнемотаблиц ;«Знакомство с нетрадиционной ИЗОтехникой: торцевание «Пожарная машина»; «Работа с бросовым материалом «Машины экстренной помощи»; интерактивная выставка книг о безопасности; «Конструирование пожарной каланчи из коробок»; изготовление масок «Кто может постучаться в двери к нам»; проведение опытов «Предметы, из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию?», «Огонь дышит».

- для педагогов: разработка тематического проекта по теме для детей и взрослых; создание компьютерных презентаций; выставка книг по ознакомлению детей с безопасным поведением; оформление информационной стены для детей; подбор материала для родителей: папки-раскладки, фотогазеты; рекомендации по походу в пожарную часть с детьми; подбор и рекомендации по прочтению литературы с детьми; изготовление картотеки подвижных игр, игр-экспериментов, физминуток, динамических пауз по теме.

- для родителей: информирование (папки-раскладки о безопасности, информационные стенды и газеты); выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми в самостоятельной и совместной с родителями деятельности.

Предполагаемые результаты:

Дети: получат и закрепят на практике правила безопасного поведения  в быту в различных чрезвычайных ситуациях и умение искать пути решения выхода из них.

Педагоги: пополнят методическую копилку и расширят предметно-развивающую среду материалами и оборудованием.

Родители: повысят уровень педагогической компетенции по проблеме обучения детей безопасному поведению в быту и расширят возможности сотрудничества со своими детьми в подготовке материала для обучения своих детей.

Планирование работы с детьми старшей группы

в рамках проекта по формированию безопасности в быту с использованием игр-экспериментов

1. Подготовительный этап проекта (сентябрь)

Мероприятия

Информирование родителей о работе с детьми по формированию навыков безопасного поведения в быту.

Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстрированный материал, игрушки, атрибуты для игровой деятельности по воспитанию безопасного поведения в быту.

Составить планирование в рамках проекта взаимодействия семьи, детского сада и служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека.

2. Реализация проекта (октябрь-январь)

Интеграция с образовательными областями

Образовательная область «Физическое развитие»

- Подвижные игры: «Быстро возьми, быстро положи!» (с усложнением – учить детей различать опасные и безопасные предметы быта),  «Найди свой дом»,  «Огонь-друг и враг», «Птенчики в беде».

- Игры-эстафеты «Пожарные», «Спасатели», «Тушим пожар».

- Игровые упражнения: «Кто быстрее скатает пожарные рукава?», «Пожарный тоннель», «Помощники», «Все по порядку»

- Пальчиковая гимнастика «Моем руки чисто-чисто»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

- Рисование «Дядя Стёпа охраняет порядок»,

- Пластилинография «Опасный предмет»,

- Слушание: песня «01» (муз.и сл. П. Быкова), «Песня пожарных» из м/ф «Иван Царевич и Серый Волк», музыкальное произведение «Пожар» к сказке С. Маршака «Кошкин дом» (муз. В. Золотарева),

- Выставка рисунков «Огнь – друг, огонь – враг»

- Выставка книг в книжном уголке по данной тематике.

- Рассматривание иллюстрации О. Васнецова «Кошкин дом»

Образовательная область «Речевое развитие»:

- Анализ ситуаций: «Шаг за шагом», «Один дома», «Что случилось с Машей?», «Откуда берутся опасности?»

- Чтение: отрывки их стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа – милиционер», С. Черный «Когда никого нет дома», С Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», сказка С. Козлова «Доверчивый ёжик», Б. Житков «Пожар»

- Разгадывание загадок о предметах быта.

- Образовательная ситуация «Как полезные предметы опасными стали»

- Составление рассказов «Почему предметы становятся опасными?», «Что будет, если…?»

- Беседы-рассуждения «Если чужой приходит в дом», «Не включай плиту», «Будь осторожен с открытым огнем», «Опасные предметы дома»

- Дидактические игры «Загадки-отгадки», «1-2-3-опасность назови», «Где хранить предметы?», «Доскажи словечко», «Электроприборы», «Если возник пожар»

Образовательная область «Познавательное развитие»:

- Дидактические игры «Четвертый лишний», «Так и не так», «Дорисуй и раскрась», «Кому что?», «Выбери опасные предметы»,

- Игры-эксперименты «Если возник пожар», «Сто бед», «Собери аптечку», «В мире опасных предметов», «Опасные предметы», «Кто больше заметит нарушений».

- Беседы «Один дома», «За закрытой дверью», «Порядок и безопасность», «Ток бежит по проводам», «Лекарство не игрушка», «Незнакомые предметы»—

- Экскурсия в пожарную часть.

- Опытная деятельность «Предметы, из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию?».

- Опытная деятельность «Огонь дышит».

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

- Сюжетно-ролевые игры: «МЧС: сюжет «Мишка попал в беду»; «Семья: сюжет «Кто пришел?», «Один дома»; «Магазин электроприборов».

- Игровая ситуация: «У меня зазвонил телефон», «Что мы будем делать, когда останемся дома одни без родителей, а в дверь позвонили», «Не играй со спичками, это опасно».

- Игры-тренинги «Учимся набирать 01, 02, 03», «Разговор по телефону с незнакомыми людьми», «Вам позвонили в дверь».

- Беседы «Домашние электроприборы», «Опасные предметы»

Работа с родителями:

- Создание макета «План эвакуации из квартиры вол время пожара»

- Создание мини-книг «Как опасные предметы стали опасными» (рассказы с картинками)

- Родительский собрание «Безопасность ребенка в быту»

- Лекция «Роль родителей в обеспечении безопасной среды в доме»

- Памятки «Пользование электричеством для детей и взрослых»

- Буклеты «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», «Доктор Айболит»

- Оформление стенда «Дошкольник в безопасной среде»

- Составление книжки с пословицами и поговорками «Огонь - судья беспечности людей»

-Оформление выставки «Опасные предметы и места в моем доме»

3. Заключительный (февраль)

Презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом.

Игра – путешествие по стране «Безопасный дом»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению детей младшего дошкольного возраста безопасному поведению на улицах города "Незнайка в гостях у ребят"

Программное содержание:Познакомить детей с разнообразным наземным транспортом. Отметить характерные отличительные признаки пассажирского транспорта от грузового.Закрепить знания детей об элементах дор...

Конспект занятия по обучению детей младшего дошкольного возраста безопасному поведению на улицах города Тема: «Помогите Чебурашке!!!»

Конспект занятия по обучению детей младшего дошкольного возраста безопасному поведению на улицах города Тема: «Помогите Чебурашке!!!»...

Перспективный план по формированию у детей старшего дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах

В старшей группе дети должны получить чёткие представления о том, что правила дорожного движения, направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять. Необходимо выработа...

Обучающее пособие-игра по формированию у детей старшего дошкольного возраста безопасного поведения на улице.

Предлагаю Вашему вниманию 2 замечательных пособия - игры, направленных на формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на улице. Кроме этого, благодаря этим играм дет...

«Использование интерактивных развивающих игр при реализации дополнительной общеразвивающей программы «Школа безопасности», как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах»(презентация)

в презентации отображен опыты работы с детьми дошкольного  возроаста  по формированию безопасного поведения на дорогах через интерактивные развивающие игры....

Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Безопасное поведение на природе»

Конспект познавательного занятия для детейстаршего дошкольного возраста«Безопасное поведение на природе»...