Главные вкладки

    Проект "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с русским народным бытом"
    проект (старшая группа) на тему

    Ромашова Татьяна Васильевна

    Ознакомление старших дошкольников с русским народным бытом через проектную деятельность.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vizitka_proekta_novaya.docx20.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    Визитка проекта

    Название проекта « Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с русским народным бытом»

    Подготовила: воспитатель Ромашова Татьяна Васильевна.

    Проблемная ситуация: Родители недостаточно осознают необходимость специального ознакомления своих детей с русской национальной культурой и народным бытом.

    Проблема: Недостаточное знание детей о русской национальной культуре, традициях и быте русского народа.

    Цель проекта: Привлечь внимание родителей  и детей к русскому народному быту. Воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.

    Задачи проекта:

    - Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте.

    - Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.

    - Познакомить детей и их родителей с русским народным бытом, народными  пословицами,  поговорками, сказками и играми.

    - Создать условия для приобщения детей к декоративно – прикладному искусству.

    - Дать детям знания об истории русского народного костюма.

    - Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника.

    - Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.

    - Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками.  Словами, которые использовались только в быту, в русской избе.

    - Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.

    - Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.

    - Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.

    - Систематизировать знания детей о народных традициях, поверьях, фольклоре.

    Вид проекта: Творческий, познавательный.

    Время реализации: Долгосрочный.

    • Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.
    • Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
    • Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
    • Систематизировать знания детей о народных традициях, поверьях, фольклоре.

    Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатель, родители, музыкальный руководитель.

    Предполагаемый результат: 

    - Пробуждение интереса к истокам культуры и традициям своей Родины, любви к родному краю.

    - Расширение кругозора детей через музей «Русская изба» созданного силами воспитателей и родителей.

    - Сформируется потребность в изучении традиций, фольклора, и быта русского народа.

    Продукт проектной деятельности:

    - Слайды «Русские народные костюмы»

    - Изготовление совместно с детьми альбомов «Русский народный костюм», «Русские народные сказки».

    - Презентация «Ознакомление дошкольников с бытом и предметами утвари русской избы».

    - Экскурсия в мини-музей «Русская изба».

    - Выставка  « Русская народная игрушка» подготовленная совместно с родителями.

    Словарная работа: изба, горница, печь, лавка, самовар, ухват, чугунок, лапти, половик, рубель, веретено, чесало, прялка, коромысло, сусеки, сундук, короб,  ремесло .

                                       Описание проекта

    Этапы проекта

    1 Этап. Подготовительный.

    - Доведение до сведения родителей воспитанников смысла и цели проекта.

    - Подбор наглядных пособий.

    - Подбор дидактических игр.

    - Подбор русских народных игр.

    - Анкетирование.

    - Подбор русских  народных песен, сказок, пословиц, поговорок и загадок.

    - Работа с методическим материалом.

    - Привлечение родителей к проведению выставки «Русская народная игрушка».

    2 этап. Выполнение проекта.

    Проведение с детьми НОД:

    - Беседа «Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа».

    - Презентация «Ознакомление дошкольников с бытом и предметами утвари русской избы»

    - Интегрированная НОД (беседа + лепка) «Русская изба»

    - Слайды «Русский народный костюм»

    - НОД «Знакомство с русским народным костюмом»

    - Создание альбома «Русский народный костюм».

    - Интегрированная НОД (беседа +аппликация) «Русский головной убор – кокошник». 

    - Чтение русских народных сказок.

    - Заучивание пословиц, поговорок, потешек.

    - Разгадывание загадок.

    Проведение с детьми игр.

    Подвижные: «У медведя во бору», «Баба снежная», «Золотые ворота»,

    «Гуси – лебеди», «Горелки», «Карусели», «Бояре».

    Дидактические: «Одень куклу в русский народный костюм », «Собери узор», «Укрась салфетку», «Народная мудрость».

    Чтение художественной литературы детям.

    Русские народные сказки:

    «Гуси – лебеди»,  «По - щучьему велению», «Иван – царевич и серый волк», «Лисичка – сестричка и волк», « Сивка – бурка», «Царевна – лягушка», «Хаврошечка».

    Пословицы и поговорки (смотреть приложение)

    Загадки (смотреть приложение)

    Рассматривание: Иллюстраций, детских рисунков, слайдов.

    Изготовление альбомов: «Русский народный костюм», «Русские народные сказки».

    3 этап. Результаты

    - Выставка  «Русская народная игрушка»

    - Изготовление альбомов «Русский народный костюм», «Русские народные сказки», «Дедушки и бабушки».

    - Презентация «Ознакомление дошкольников с бытом и предметами утвари русской избы»

    - Слайды «Русские народные костюмы и кокошники».

    - Изготовление дидактической игры «Одень куклу в русский народный костюм».

    - Изготовление дидактической игры «Помоги гончару и кузнецу».

    - Изготовление оберега «подкова на счастье».

    - Посещение библиотеки по теме «Русские народные сказки».

    - У детей появился интерес к изучению русской народной культуры.

    - Расширились знания о традициях русского народа.

    - Возросло желание детей изучать фольклор русского народа во время свободного досуга.

    Образовательная область по ФГОС

    1. Социально – коммуникативное развитие (игровая деятельность, формирование патриотических чувств).
    2. Познавательное развитие (сенсорное развитие; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей).
    3. Речевое развитие (связная речь, художественная литература).
    4. Художественно – эстетическое развитие (музыка, рисование, лепка, аппликация).
    5. Физическое развитие (русские народные  подвижные игры).

    Техническое оснащение

    Аудио и видеотехника, мультимедиа.

    Информационное оснащение

    Детская художественная литература, методическая литература, видеоматериалы, ресурсы интернета по тематике проекта.

    Выводы:

    - У детей появился интерес к изучению русской народной культуры.

    - Расширились знания о традициях русского народа.

    - Возросло желание детей изучать фольклор русского народа во время свободного досуга.

    - Работа по формированию у дошкольников интереса к истокам русской народной культуры показала очевидную положительную тенденцию в знаниях и умениях детей.

    - Дети проявляют устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам, а также любовь и заботу о старшем поколении, не только правильно называют предметы быта старины, но и понимают их назначение; правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют  передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация); правильно называют членов своей семьи и определяют  родственные отношения, используют в повседневной жизни различные виды устного народного творчества (потешки, частушки, пословицы, поговорки и т.д.).

    - Таким образом, последовательная система работы даёт устойчивый положительный результат в формировании у детей интереса к народной культуре и историческому прошлому своей страны.

    Приложение

    Пословицы и поговорки:

    «Труд человека кормит, а лень портит»

    «Без труда не вытащить и рыбки из пруда»

    «Вся семья вместе, так и душа на месте»

    «Без беды друга не узнаешь»

    «Друг познается в беде»

    Загадки:

    Каждый день поутру надеваю я трубу.

    Ну не догадаться вам?

    Она зовется (Сарафан) 

    Он украшает голову, на цветок похож.

     Весь расшит узорами, уж очень он хорош.

    А зовут такой убор (Кокошник) 

    Что же это за одежда:

    С четырьмя отверстиями.

    В одно входишь,

    А в три выходишь. (Рубаха)

    Целый день я в нем хожу словно в обруче. (Пояс) 

    Не ботинки, не сапожки,

     Но их тоже носят ножки.

     В них ходили раньше люди

    И плели из лыка.

    А чтоб с ножки не спадали,

     Их веревкой привязали. (Лапти) 

    Всех кормлю с охотою,

    А сама «безротая» (Ложка)

    Что хозяйка в печку ставит,

    Кто из вас, ребята, знает? (Чугунок)

    «Не бык, а бодает,

    Не ест, а еду хватает,

    Что схватит – отдаёт,

    А сам в угол идёт» (Ухват)

    Стоит жилище 
    деревянные бочища, 
    Внутри печь да дрова
    это русская… (
    Изба).

    Зимой нет, теплей, 
    Летом нет, холодней 
    (Печь).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным искусством "Петушок и Баба Яга"

    Программное сод-е : Использование на занятии мотивов русских народных сказок. Исполнение русских народных песен, закличек, танцев. Проговаривание скороговорок, рассказывание потешек, небылиц. Проведен...

    Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным исскуством "ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА"

    Введение, конспект интегрированного занятия по окружающему миру с детьми старшего дошкольного возраста "ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА"...

    Методическая разработка "Организация работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством"

    В методической разработке говорится о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, описаны направления работы, цели, задачи и примерный тематический план....

    Цикл занятий по народно – прикладному искусству для детей старшего дошкольного возраста. Ярмарка: «Русская народная игрушка».

    Задачи:Образовательные:*Обобщить знания детей о глиняных игрушках—дымковских и филимоновских.*Рассказать об истории богородского промысла, о Сергиево-Посадских деревянных игрушках.*Рассказать о ...

    Паспорт педагогического проекта «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным промыслом – Голубая гжель»

    Паспорт педагогического проекта  «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным промыслом – Голубая гжель». Цель проекта:Повысить уровень развития связной речи старших до...