Информационная карта инновационного педагогического опыта
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Галеева Вазифа Абдулхаковна

Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Информационная карта инновационного педагогического опыта

Ф.И.О. автора

Галеева Вазифа Абдулхаковна

Учреждение (название почтовый адрес, телефон, e-mail)

Название учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Радуга» г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области Почтовый адрес: 694620, Сахалинская область г. Холмск ул. Школьная, д.52 

Телефон: 8(42433)2-00-91 

Е- mail: doy5ru@yandex.ru  

Ссылка на мой мини-сайт:

 http://nsportal.ru/galeeva-vazifa-abdulhakovna

Должность

воспитатель

Стаж работы в должности

8 лет

1.Тема инновационного педагогического опыта

«Формирование основ финансовой грамотности

у детей старшего дошкольного возраста»

2.Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, и др.)

Противоречия:

Масштабные экономические и политические преобразования, личные

устремления и требования общества – все это создало мир, в котором каждый обязан учиться азам финансовой грамотности и сознавать последствия самостоятельных решений. Родители, которые пострадали в эпоху перемен, виртуальной коммерции, роста кредитных обязательств, хотят, чтобы их дети были более подготовлены к взрослой жизни.

Проблема формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время превратилась в актуальную. Отражение необходимости повышения финансовой грамотности граждан лежит в основе нормативных документов. В 2018 году появился ряд основополагающих документов, которые закрепили серьезность намерений государственной власти повысить финансовую грамотность населения.

«Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ» и «Стратегия развития финансового рынка РФ до 2020 года», где финансовая грамотность рассматривается как ресурс и условие развития страны. 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.

Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения.

Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

   Никто так обстоятельно и разносторонне не обсуждал проблему денег, как А.С. Макаренко. Он прямо говорил: деньги — это средство воспитания, и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте.

Исследования А.Д.Шатовой посвящены изучению возможностей экономического образования и воспитания детей дошкольного возраста с учетом комплексного подхода, представляющего собой синтез нравственного, трудового, экономического аспектов образования.

3. Идея изменений (в чем сущность инновационного педагогического опыта: в использовании образовательных, коммуникационно -информационных или других технологий; в изменении содержания образования, организация учебного или воспитательного процесса, др)

Сущность ИПО:

 -в изменении содержания образования;

 - в использовании новых образовательных технологий, различных видов деятельности;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – «бережливость, честность, экономность, достоинство,

4.Концепцция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна ограничения, трудоемкость, риски)

Концепция изменений заключается в определении путей развития направленных на формирование основ финансовой грамотности  

у старших дошкольников.

- прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни в том числе и финансовой;

- сформировать полезные финансовые привычки с дошкольного возраста;

Новизна данного педагогического опыта:

 1. Проанализирована и теоретически обобщена психолого -педагогическая литература по проблеме исследования.

 2.Составлен сборник дидактического материала «Экономические игры для детей старшего дошкольного возраста», направленных на формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

3.Разработано тематическое планирование по формированию основ финансовой грамотности через приобщение к художественной литературе.

Ограничения: С учетом индивидуальных особенностей детей предложенный материал можно использовать с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Трудоемкость в использовании практического опыта минимальна. Для использования технологии другими педагогами необходимо изучить содержание опыта, проанализировать собственные ресурсы, особенности контингента воспитанников, и с учетом собственных возможностей внедрить опыт (отдельные элементы) в практику.

5.Условия реализации изменений (включая личностно- профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

   Внешние условия: - ресурсное обеспечение образовательного процесса; - временной режим, позволяющий создать определенную модель- схему ОД, которую при необходимости, можно не только менять, но и добавлять или отнимать, в зависимости от вида ОД, цели, задачи и этапа работы.

  Внутренние условия: - установка на раскрытие творческого потенциала воспитанника, развитие его познавательных и коммуникативных способностей, духовное нравственное и умственное обогащение личности;  

- системный подход, включающий направленность на личностно-ориентированное обучение, мониторинг, участие детей в проектной деятельности;  - постоянный профессиональный рост педагога, его методического мастерства.  

6.Результат изменений

Критерием результативности опыта является педагогическая диагностика сформированности финансовой грамотности у дошкольников, на основе которых выводится показатель усвоения образовательной программы.

       Оценка результативности опыта:

                 

        Начало года                      Середина года

          2018-2019                                     2020

По результатам диагностического исследования, можно сделать вывод: что создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать

познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. Дети стали более активными на занятиях, расширился словарный запас.

Запланированная работа по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста оказалась вполне результативной, а задачи и выбранные пути к их реализации определены правильно.  

7. Публикации

8.Описание педагогического опыта

 

  Наиболее эффективным средством, обеспечивающим реализацию задачи формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста, является организация педагогического процесса в ДОУ

Цель и задачи.

Цель: Развивать у детей старшего дошкольного возраста интерес к экономическим знаниям, используя для этого различные виды деятельности.

Предмет исследования:

В качестве предпосылок экономического воспитания необходимо выделить доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно станут личностными.

В ходе работы были выдвинуты следующие педагогические задачи:

- познакомить с явлениями социальной действительности (понимание и оценка окружающего предметного мира, мира вещей, как результат труда людей).

- уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.

- осознавать взаимосвязь понятий труд - продукт – деньги и стоимость

продукта в зависимости от качества, видеть красоту человеческого творения.

- воспитывать необходимые качества у детей: бережливость, экономность, трудолюбие и вместе с тем – щедрость, благородство, честность, сочувствие.

- рационально оценивать способы и средства выполнения желаний.

- применять полученные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

методы исследования: изучение психологической и педагогической литературы, общенаучные методы теоретического исследования (анализ, синтез, классификация, моделирование, абстрагирование и др.);

Проективно – экспериментальные методы (проектирование и моделирование

педагогических объектов, экспериментальные занятия); эмпирические методы

(беседа, социометрия, изучение нормативной и методической литературы);

методы сбора, обработки и представления результатов опытно –экспериментальной работы.

Методологическая основа опыта:

вопросам познавательного интереса, познавательной активности, усвоения знаний и умений посвящены исследования и идеи многих ученых, педагогов и

психологов, среди которых Ш. А. Амонашвили, Б. Г. Ананьев, И. И. Бецкой, Н. А. Добролюбов, А. Г. Ковалев, Н. А. Корф, А. С. Макаренко, Н. Г.Морозова, В. Н. Мясинцев, Н. И. Новиков, В. Ф. Одоевский, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, Н. Г. Чернышевский, С. Т. Шацкий, Г. И. Щукина, Ф. И. Янкович и многие другие.

Проблемы методологии и теории познавательного образования исследовались в работах С. Н. Глазачева, С. Д. Дерябо, А. Н. Захлебного, В. А. Левина, В. А. Ушаковой, Г. А. Ягодина и др.

Игра является ведущим видом деятельности на данном возрастном этапе. В своих исследованиях это подтверждали Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин и многие другие Исследования А.Д. Шатовой посвящены изучению возможностей экономического образования и воспитания детей дошкольного возраста с учетом комплексного подхода, представляющего собой синтез нравственного, трудового, экономического аспектов образования. В исследованиях А.Д. Шатовой, А.А. Смоленцевой, Л.Н. Галкиной выделены основные подходы к реализации задач экономического образования детей дошкольного возраста.

Работа над опытом велась в течение двух лет поэтапно с момента обнаружения противоречия (сентябрь 2018 года), до момента выявления результативности (май 2020года).

На первом этапе работы (подготовительный) – была изучена и проанализирована психолого-педагогическая, теоретическая и методическая литература по данной проблеме исследования.

Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности знаний.

В процессе педагогического наблюдения была проведена диагностика детей

Второй этап – основной (формирующий)

На формирующем этапе была проведена апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Создана предметно - развивающая среда в группе.

Создавая предметно –развивающую среду, мы постарались сделать её информативно - богатой, многообразием дидактического и информационного

материала.

Проведено анкетирование среди родителей) на тему «Внедрение в педагогический процесс экономическое воспитание»,из которого было выявлено, что большинство 60% считают рано внедрять в педагогический процесс экономическое воспитание, 30% считают эту тему не интересной, для детей, 10% не задумывались об этом. Действительно многие родители не понимают насколько важно приобщить ребенка к экономике, ведь это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе. Было принято решение провести для родителей консультацию: «Что означает для ребенка быть финансово грамотным».

На родительских собраниях и индивидуальных беседах, я пыталась донести до родителей значимость работы по этому направлению. Старалась не ограничиваться только традиционными формами работы. Большой популярностью пользовались информационные стенды, групповые уголки, папки-передвижки, в которых предлагала такие консультации: «Финансовая грамотность дошкольника»,

Был составлен список литературы для совместного чтения.  Из опыта работы с родителями стало известно, что дошкольники по поручению родителей самостоятельно ходят в магазин и приобретают предметы первой необходимости. Такого рода поручения они выполняют очень охотно, так как реально приобщаются к миру взрослых, чувствуют себя участниками общих семейных дел и забот.

 В семье дети чаще всего сталкиваются со многими сторонами экономической жизни. Именно в семье, он приобретает первые экономические знания, приобщается к нуждам и потребностям семьи.

Работа с детьми  

Организация учебно-воспитательного процесса основана на использовании блоков по ознакомлению детей с азами экономики.

1.Блок «Потребности»

2.Блок «Труд»

3.Блок «Товар»

4.Блок «Деньги. Выбор и его цена.»

Знакомство детей с блоками проходит поэтапно.

На первых ступенях работы блока «Потребности» дети получают знания и представления о том, что человек как живое существо подобно животным и растениям нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище, одежде, жилье

т.е. потребности, без удовлетворения которых человек не может существовать.

2 блок: «Труд» знакомит детей с профессиями, формирует представления о содержании деятельности людей некоторых профессий, учит уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги, знакомит детей с понятиями: бюджет, доход, расход.

3 блок: «Товар» Необходимо подвести детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Это дети узнают при проведении ситуативных игр «Семья», «Магазин», «Маленькие покупки», во время которых они производят и покупают товары и услуги, устанавливают цены на них, пользуются «деньгами».

В процессе знакомства с третьим блоком дети усваивают следующие экономические понятия: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуги, потребители, производители, ресурсы.

 4 блок формирует у детей правильное отношение к деньгам, как к предмету жизненной необходимости.

- Из чего складывается семейный бюджет. Решая проблемные ситуации, дети узнают, что труд должен оплачиваться по результатам, что в разных странах разные деньги.

- Проведение конкурса на лучшее изображение денег.

Использование придуманных денег в играх по обмену. Проведение беседы о функции и значении денег.

Следующий шаг – подвести детей к мысли, что нельзя иметь все товары и услуги, которые можно пожелать, а также к бережному отношению к тому, что имеешь.

Учитывая, что ведущая детская деятельность дошкольников – это игра, работа по финансовой грамотности в ДОУ проводила в игровой форме. Использовала разных сказочных персонажей: Белка, гном Эконом, героев мультфильмов. Участие детей в специально созданных ситуациях, способствуют приобретению определенного опыта.

Разыгрывая сказку «Три поросенка», дети узнают о разнообразных природных ресурсах, которые использовались для строительства жилища. Через чтение детских произведений у детей расширяется представления о разнообразии способов использования природных ресурсов:

 С. Маршак «Откуда стол пришел?», сказки Е. Пермяка «Семьсот семьдесят семь мастеров». «Некрасивая елка». Читая русские народные сказки, как «Теремок», «Мужик и медведь», «Петушок и бобовое зернышко»

«Хаврошечка», у детей формируется понимание необходимости труда,значение ответственного отношения работающих к качеству продуктов труда.

В произведениях К. Чуковского «Муха - Цокотуха», формируются у детей представление о рациональной трате денег при совершении покупок.

«Федорино горе» расширяется представление о домашнем труде, отрицательное отношения к лени, неопрятности.

В связи с этим периодически с детьми организовывали игры- драматизации  по сказкам, театрализованную деятельность.

 В процессе театрализованной деятельности дети сдружились, научились выслушивать друг друга, быть

доброжелательными, у них сформировались навыки ведения дискуссии.

Поддерживая, и выручая друг друга, дети старались понять, как действуют основные экономические законы.

В работе с детьми широко использовала дидактические, настольно –печатные игры, в которых закрепляли полученные знания.

В игре «Волшебное дерево» происходит закрепление знаний детей в арифметических действиях: сложение, вычитание. Дети знакомятся с составом монет. Игра «Денежное дерево» формирует у детей бережное отношение к монетам, умению их правильно использовать.

В настольно- печатных играх «Банк», «Монополия» дети раскрывают смысл вложения денег на хранение и использование их сберегательным банком.

С помощью игр решались самые разные задачи.

Особый интерес дошкольники проявили к рекламе. Рекламные ролики, яркие и красивые, привлекли их внимание. Знакомство детей с рекламой, с профессией людей, работающих в ней и рассматривании рекламы детской игрушки, сладостей, одежды, машин, разыгрывали перед детьми проблемные ситуации, как и что можно узнать о товаре, как с пользой и выгодно для себя купить и продать товар. Огромное удовольствие дети получали в придумывании рекламы. И я подводила детей к тому, что с помощью рекламы многое можно узнать о товаре, что реклама должна быть краткой, привлекательной, понятной, способной выделить в товаре самое главное и лучшее. Дети совместно с родителями придумывали рекламу своей любимой игрушки, книги, конфетки.

    Специально для закрепления знаний детей об экономике разрабатывала ряд логических заданий: это кроссворды, ребусы, тесты, задачи на развитие творческого мышления с экономическим содержанием, на закрепление знаний об экономике.  И эти задания дети выполняли совместно с родителями дома.

Пословицы и поговорки включаются во все время обучения детей экономике, так как они способствуют воспитанию уважение к труду, трудолюбие, расчетливости, бережливости. Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что работа по формированию финансовой грамотности должна проводиться по разработанной блочной системе и осуществляться поэтапно:

1.Создание определенной предметно-развивающей среды.

2.Разработка перспективно-тематического плана

3. Разработка конспектов тематических занятий к блокам)

4. Создание сценария развлечения, праздника по теме.

Третий этап – аналитический

    На данном этапе нами была проведена повторная диагностика для выявления уровня сформированности финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, которая показала положительную динамику в развитии.

   Полученные результаты дают право утверждать, что систематическая работа по формированию основ финансовой грамотности, современными формами и методами экономического воспитания дошкольников является плодотворной и эффективной.

Экспертное заключение (предполагаемый масштаб и формы распространения изменений)

Ценность опыта в том, тема работы широко раскрыта с помощью практического и теоретического материала. Опыт работы систематизирован, предполагает широкое оснащение, комплексный подход к проблеме, составленные задачи достигаются различными методами и средствами. К работе прилагаются подборы дидактических игр направленных на формирование экономической грамотности у детей. Достаточно полно и убедительно описан ход практической работы и аргументированно представлены ее результаты. По практической направленности материалы опыта могут быть применены в работе ДОУ с детьми и родителями. Педагогический опыт обобщен на уровне ДОУ. Даны рекомендации продолжить работу в данном направлении, обобщить и внедрить опыт на муниципальном и региональном уровнях.

Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, должность, место работы

Каурова Наталья Евгеньевна – заместитель заведующего Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №5 «Радуга» г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области.  Почтовый адрес МБДОУ: 694620 Россия г. Холмск, ул. Школьная, д.52, тел.: 8(42433) 2-00-91 Е- mail: doy5ru@yandex.ru

Дата заполнения экспертного заключения:

 «02» марта   2021г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта инновационного педагогического опыта "Методы и приёмы ТРИЗ как средство развития речи и творчества дошкольника"

Теоретическую основу педагогического проекта составили  методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер,1964г.), алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных...

Информационная карта передового педагогического опыта

Информационная карта передового педагогического опыта (карточка ППО) для создания  "банка передового педагогического опыта"  (или картотеки) в образовательном учреждении....

Карта инновационного педагогического опыта воспитателя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Сказка» города Покачи Смаранди Матрёны Дмитриевны.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре....

Информационная карта инновационного педагогического опыта

Информационная карта инновационного педагогического опыта представляет собой описание  системы работы и  является инструментом структурирования педагогического опыта...