Главные вкладки

    информационная карта инновационного педагогического опыта
    материал на тему

    Потапова Алёна Петровна

    карта

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon informatsionnaya_karta.doc61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

    Итоговая работа по курсу повышения квалификации «технология обобщения и передового опыта»

    (период с16.03.2015 – по 27.03.2015)

    Тема: Информационная карта актуального опыта воспитателя.

            Выполнил: воспитатель ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика с/п «Детский сад «Звёздочка»

    Потапова А. П.

    2015г

    ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

    I. Общие сведения 

    Ф.И.О. автора опыта

    Учреждение, в котором работает автор опыта (название строго по Уставу), адрес с индексом

    Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

    Стаж работы в должности

    Потапова Алёна Петровна

    ГБОУ СОШ «ОЦ» №1 п.г.т. Стройкерамика с/п «Детский сад «Звёздочка» п.г.т. Стройкерамика ул. Солнечная д.8

    воспитатель

                      4 года

    II. Сущностные характеристики опыта

    1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

     «Формирование начал экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста посредством разнообразных форм и методов обучения».

    2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

    В настоящее время актуально  противоречие между  возникновением новых механизмов хозяйствования на современном этапе и недостаточным изучением вопроса воспитателями по экономическому образованию детей в детском саду. Таким образом, ведущая педагогическая идея  заключается  в  создании  экономически воспитывающей среды:

    • предметно-пространственное окружение (создание игровой экономической зоны);
    • социально-поведенческое окружение (родители, педагогический коллектив ДОУ);
    • событийно-познавательное окружение (экскурсии, встречи с интересными людьми);
    • информационное окружение (кроссворды, иллюстрации, макеты вывесок магазинов, банков, сервисных центров, образцы монет).

    Построена  система организации работы: разработан перспективный план комплексно-тематической непосредственно  образовательной деятельности; план работы с родителями; планирование кружковой работы; организована предметно - развивающая среда в  группе по формированию начал экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.

    3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

     Сущность заключается в использовании авторской  дидактической системы в педагогической работе по формированию начал экономической  воспитанности у детей посредством эффективных форм и методов организации детской деятельности.

    4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

    Новизна опыта состоит в разработке  и  апробации технологии,  направленной  на  формирование начал  экономической  воспитанности детей старшего дошкольного возраста с применением оригинальных форм и методов обучения через   различные виды детской деятельности.

    5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

    Создание воспитывающей среды, направленной на формирование таких нравственно-экономических качеств личности, как бережливость, ответственность, деловитость, предприимчивость, обеспечивающие жизнедеятельность в обществе; организация и насыщение видов детской деятельности (игровой, трудовой, познавательной) информацией об экономической жизни семьи, людей, общества и развитие на этой основе познавательного  интереса к нормам ценностям социально-экономического общества; взаимодействие ДОУ и семьи в становлении начал

    экономической воспитанности у детей

    6.Результат изменений

    Критерием результативности опыта является  высокий показатель уровня экономической  воспитанности   детей старшего дошкольного возраста за счет применения разнообразных   форм  и  методов  обучения и воспитания.

    Важно отметить умение детей применять полученные знания об экономической жизни в беседах с родителями, в играх, в творческой деятельности. При исполнении ролей дети все чаще стали характеризовать отношение человека к человеку, к вещам. В трудовой деятельности повысилась  активность в выполнении трудовых поручений, отмечалась слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения, организованность. В речи детей чаще стали звучать экономические термины, ребенок устанавливал простейшие экономические связи (в частности в играх).

    7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

     нет

    III. Описание инновационного опыта

     Вся страна пришла в движение -  заговорили о рыночной экономике, о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы. Нынешним дошкольникам предстоит жить в  XXI веке  –    сложных  социальных  и экономических отношений. Поэтому раннее  экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Как  показывает  практический  опыт,  одним  из  способов  развития экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста является  обогащение всех видов детской деятельности  экономическим содержанием.

    Таким образом, актуальность опыта  заключается  в  системном  применении   разнообразных и оригинальных    форм  и методов обучения и воспитания  в педагогической работе по формированию начал экономической  воспитанности у детей старшего дошкольного возраста.

    Целью педагогического опыта является  обеспечение положительной  динамики развития нравственно-экономических  качеств  старших дошкольников в процессе экономического воспитания.

    Формы организации:  сюжетно - дидактические игры,  дидактических играх, комплексно-тематическая непосредственно образовательная деятельность, развлечения и вечера досугов, экскурсии и целевые прогулки.

    Методы обучения:  сказка, народный фольклор, логические и арифметические задачи, задачи-шутки, кроссворды, упражнения, экономический словарик,  наглядно-иллюстративный материал, проблемные ситуации.

    Методы воспитания: убеждения в виде суждений, поручения, создание воспитывающих ситуаций, беседа, рассказ, использование примера, обращение к личному опыту, одобрение, похвала.

     Для  экономического воспитания детей выделяем три  блока работы:

    • Целевой блок направлен на формирование начал экономической воспитанности.
    • В организационно-педагогическом блоке разрабатываются педагогические условия; адаптируется технология  А.А. Смоленцевой «Введение в мир экономики», принципы, на которых базируется процесс экономического воспитания (гармоничного восприятия экономической культуры, экономической направленности в воспитании, целенаправленной ориентированности на ценностные отношения, субъектности, целостности).
    • Процессуально-деятельностный блок представлен комплексом:
    • средств (устное народное творчество, этические беседы, сюжетно-ролевые игры, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд, детская художественная литература, природа);
    • форм (непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, конкурсы, викторины, выставки, литературный досуг, тематические вечера, экономический кружок, встречи с интересными людьми);
    • методов воспитания (диалог, воспитывающие ситуации, обращение к личному опыту, убеждение, пример, упражнения, способствующих достижению цели и результата).

    В опыте представлены основные компоненты системы работы - три взаимосвязанных этапа:

    I  этап  (20010-2011 г.г.)  подготовительный ( аналитико  – диагностический.)

    Цель: изучение уровня сформированности  показателей экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста. Для этого на основе методики  А.А. Смоленцевой,   автором опыта была разработана  и адаптирована диагностика экономической воспитанности детей.

    II  этап (2011-2012 г.г.) - основной

    Цель: создание  организационно-педагогических условий  для повышения уровня экономической воспитанности дошкольников. Разработан план комплексно-тематической непосредственно образовательной деятельности, план работы с родителями, планирование кружковой работы, организована предметно - развивающая среда в группе с экономическим содержанием.

    III этап (2012-2013 г.г.) –аналитико-обобщающий

    На данном этапе решались следующие задачи:

    • обработка результатов и анализ уровня  сформированности  начал экономической  воспитанности  детей старшего дошкольного возраста;
    • внесение изменений в систему  педагогического  процесса по данной проблеме.

    Таким  образом, критерием результативности опыта является  высокий показатель уровня экономической  воспитанности   детей старшего дошкольного возраста за счет применения разнообразных   форм  и  методов  обучения и воспитания. Прослеживается положительная динамика сформированности   начал экономической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста. Анализ полученных данных показывает, что после целенаправленной работы по экономическому воспитанию возросло количество детей, отнесенных к высокому и среднему уровню экономической воспитанности. Важно отметить умение детей применять полученные знания об экономической жизни в беседах с родителями, в играх, в творческой деятельности. При исполнении ролей дети все чаще стали характеризовать отношение человека к человеку, к вещам. В трудовой деятельности повысилась  активность в выполнении трудовых поручений, отмечалась слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения, организованность. В речи детей чаще стали звучать экономические термины, ребенок устанавливал простейшие экономические связи (в частности в играх).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Карта инновационного педагогического опыта "Методы и приёмы ТРИЗ как средство развития речи и творчества дошкольника"

    Теоретическую основу педагогического проекта составили  методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер,1964г.), алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных...

    Информационная карта передового педагогического опыта

    Информационная карта передового педагогического опыта (карточка ППО) для создания  "банка передового педагогического опыта"  (или картотеки) в образовательном учреждении....

    Карта инновационного педагогического опыта воспитателя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Сказка» города Покачи Смаранди Матрёны Дмитриевны.

    Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре....

    Информационная карта передового педагогического опыта

    Информационная карта послужит, возможно, кому-то методическим пособием для описания своего опыта....

    Информационная карта передового педагогического опыта по экологическому воспитанию

    Экологическое воспитание и образование детей-чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и ч...

    Информационная карта инновационного педагогического опыта

    Информационная карта инновационного педагогического опыта представляет собой описание  системы работы и  является инструментом структурирования педагогического опыта...