Информационная карта инновационного педагогического опыта
опыты и эксперименты по теме

Семичева Татьяна Анатольевна

Информационная карта инновационного педагогического опыта представляет собой описание  системы работы и  является инструментом структурирования педагогического опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационная карта инновационного педагогического опыта

Тема (раздел, область инноваций): Формирование эмоциональной сферы в социально-личностном развитии детей.

ДОУ: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад №67» компенсирующего вида

Педагог (общие сведения): Семичева Татьяна Анатольевна

Сроки стадий и этапов обобщения опыта:__ 

1 этап-подготовительный 2011-2012 уч.г.

2 этап- практический 2012-2014 г.г.

3 этап- заключительный (апрель-май 2014г)

Разделы

Интегративное описание опыта

Теоретико-методологическая база (источники)

Усложнение эмоциональной жизни детей дошкольного возраста, отставание процессов генерализации знаний и умений, несоответствие реальных возможностей воспитуемых  современным требованиям ФГОС, сподвигло меня углубиться в тему эмоциональной сферы, изучить литературу и выстроить систему работы по  данному направлению. В основу опыта легли идеи педагогов-психологов:

 1.Бодалев А.А. Личность и общение

2.Волков Б.С, Волкова Н.В. Психология общения в дошкольном возрасте.

3.Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками.

4.Мухина В.С. Психология дошкольника.

5.немов В.С. Психология.

6.Репина Т.А. Отношение между сверстниками в группе.

7.Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада.

8.Силвестру А.И. Роль индивидуального опыта общения  в формировании у дошкольников  представлений о своих возможностях.

9.Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.

Идея изменения заключается в использовании креативных методов обучения детей.

Возрастная адресность

Возрастная категория - дошкольный возраст

Уровень образования

Дошкольное образование (воспитатели, педагоги-психологи)

Концепция изменений

Концепция изменений основана на личностно- деятельностном подходе и состоит в постепенном внедрении эффективных педагогических технологий: проблемное обучение,  личностно-ориентированный подход, игровая технология. Данные технологии способствуют  развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становлению самостоятельности и саморегуляции собственных действий; развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками.


Уровень новизны

Новизна опыта заключается в создании оптимальных условий для развития творческого мышления, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности, эмоциональной устойчивости при использовании технологии проблемного обучения,

Трудоемкость ИПО заключается в необходимости подготовки педагога к освоению новых образовательных технологий. 

Условия реализации

 Ведущим условием реализации ИПО является развитие познавательных и коммуникативных способностей ребенка, эмоционально-волевой сферы, духовное, нравственное обогащение личности. Немаловажную роль играет системный подход, включающий направленность на личностно ориентированное обучение. Педагог должен успешно владеть тремя основными коммуникативными функциями- влияния ( как формирования), организации ( как побуждения) и передачи информации. Обладать знаниями психологических особенностей детей дошкольного возраста и владеть образовательными технологиями. 

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, возможность самовыражения детей.

Содержание педагогической деятельности (основные формы, мероприятия)

Работа осуществляется  с детьми старшего дошкольного возраста через следующие формы: НОД, игры, игровые упражнения, проблемные ситуации, развивающие игры.

 Разработано перспективное планирование по темам :

Радость

Удивление

Страх

Гнев

Горе

Интерес.

Содержание данных тем реализуется в различных формах детской деятельности.

В разработанном тематическом планировании предусмотрена работа с родителями:

1. Тематические папки-передвижки, информационные стенды; 2.Родительские собрания: «Играя оздоравливать, играя развивать, играя воспитывать…», «Взаимодействие ДОУ и семьи по развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста», «Взаимодействие ДОУ и семьи по развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста».

2.Круглый стол «Мимическая гимнастика»,

3.  «Проигрывание ситуаций»

4.Консультации на развитие умения устанавливать контакт с собеседником

- «Как можно нас назвать по-разному»

- «Улыбка»

- «Комплимент».

Работа строится на основе индивидуально- дифференцированного подхода , с учетом психологических особенностей и возможностей детей, при взаимодействии с другими специалистами ДОУ (музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-дефектолог)

Диагностика результативности (методика, критериальная база)

Для диагностирования детей использована:

    1.Методика Т.А. Репиной «Изучение особенностей социально-нравственного развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе сверстников».

  2. «Диагностика эмоционально-ценностного отношения к себе» (автор А.М. Прихожан, З.Василяускайте)

3. Методика  изучения особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека» (автор А. М. Щетинина).

Результат (продукт)

Опыт работы детского сада № 67 города Дзержинска в данном направлении показал, что внедрение эффективных педагогических технологий  по социально-личностному

развитию детей позволило: 1.Развить способность адекватно оценивать свои возможности, позитивно воспринимать себя как личность.
2.Развить способность понимать эмоциональные состояния других людей, опираясь на наглядность и жизненные ситуации, развитие способности к рефлексии.
3.Освоить элементарные правила этического, нравственного поведения в обществе.
Отмечено повышение уровня сформированности у детей интегративного качества «Эмоционально-отзывчивый».

 Разработана серия конспектов воспитательных мероприятий с детьми дошкольного возраста (со средней группы)

Формы и сроки диссеминации

Просмотр открытого занятия внутри ДОУ – апрель 2012г.

Семинар-практикум для родителей – сентябрь 2013

Мастер-класс для педагогов- октябрь 2013

Участие в ПРОФИ – ноябрь 2013г.

Перспективы:

- Ознакомление педагогов МКДОУ №67 с педагогическим опытом- апрель 2014г.

-Выступление на ГМО.

-Публикация материала и размещение на сайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта инновационного педагогического опыта "Методы и приёмы ТРИЗ как средство развития речи и творчества дошкольника"

Теоретическую основу педагогического проекта составили  методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер,1964г.), алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных...

Информационная карта передового педагогического опыта

Информационная карта передового педагогического опыта (карточка ППО) для создания  "банка передового педагогического опыта"  (или картотеки) в образовательном учреждении....

Карта инновационного педагогического опыта воспитателя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Сказка» города Покачи Смаранди Матрёны Дмитриевны.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре....

Информационная карта инновационного педагогического опыта

Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"...