Главные вкладки

    Консультация на тему:
    Информационная карта передового педагогического опыта

    Чернова Лидия Владимировна

    Информационная карта послужит, возможно, кому-то методическим пособием для описания своего опыта.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл informatsionnaya_karta.docx46.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Информационная карта

    передового педагогического опыта (ППО)

    Учреждение (адрес опыта)

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Шарлыкский детский сад №4»

    Автор опыта

    Чернова Лидия Владимировна

    Должность

    воспитатель

    Стаж работы в должности

    14 лет

    Юридический адрес ДОУ

    461450 Оренбургская область

    Шарлыкский район

    с.Шарлык, улица Фрунзе дом №17

    Тема ППО

    Cоциально - личностное развитие дошкольников как основа формирования ключевых компетентностей.

    Сроки изучения и обобщения опыта

    Целенаправленное изучение и обобщение опыта осуществляется с 2010 года.

    Нормативно-теоретическая основа опыта

    - Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. N 655).

     - Национальная доктрина образования в российской федерации.

    - Федеральная целевая программа развития образования

    на 2011 - 2015 годы.

    -Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция//Дошкольное воспитание.- № 7.-2010.-с 4-11.

    Научно-теоретическая основа опыта

    - описание подходов - личностно-ориентированного (H.A. Алексеев, Ш.А. Амонашвили, A.A. Плигин, И.С. Якиманская и др), компетентностного (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, A.B. Хуторской и др.);

    - труды по теории социализации (И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, A.B. Мудрик, Д.И. Фельдштейн и др.) и различным видам компетентностей (Ю.Н. Емельянов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Д. Ровен и др.);

    - исследования содержания и структуры социальной компетентности (В.М. Басова, И.А. Зимняя, В.Н. Куницына, В.Г. Ромеки др.);

    - исследования психолого-педагогических основ социального развития и воспитания детей дошкольного возраста (С.А. Козлова, Л.В. Коломийченко, Л.А. Парамонова, Е.О. Смирнова и др.);

    - работы по развитию основ социальной компетентности в дошкольном возрасте (Е.Р. Артамонова, О.Ф. Борисова, Л.В. Трубайчук, Ю.Е. Уфимцева и ДР-)-

    Творческие находки автора

    «Формирование готовности ребёнка к школе в условиях детского сада»-  2010 год, рекомендации воспитателям по предшкольной подготовке детей 5-6 летнего возраста, блок диагностических методик по проверке готовности  ребенка к школе, комплекс игр, направленных на формирование мотивации учения у старших дошкольников  рекомендации родителям перед поступлением ребёнка в школу. Презентация «Скоро в школу».

    Программа «Социализация в сюжетно-ролевой игре»2010-2013 год.

    Разработки сюжетно- ролевых игр с использованием местного материала и презентации к ним.

    Программа «Моё родное село –Шарлык» 2012-2013 год

    Интегрированные НОД по  образовательным областям  «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество»

     Проекты «Моя семья», «Виртуальная экскурсия по родному Шарлыку»

    Презентации «Системные обновления дошкольного образования как основа проектирования вариативных Моделей дошкольного образования», «Программа Моё родное село Шарлык», ««Родники Шарлыкского района», «Что в имени моём», «Насекомые нашего участка», «Моя семья», «Художники Оренбуржья», «Виртуальная экскурсия по улицам Шарлыка», «Наш любимый детский сад», презентация «Сюжетно-ролевая игра», «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование основ сюжетно-ролевой игры»,

    Проверка результативности и эффективности опыта

    1).Мониторинг детского развития – интегративных качеств

    - любознательный, активный;

    - эмоционально-отзывчивый;

    - способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту ;

    - имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве(стране), мире и природе.

    2)Мониторинг достижений детей по образовательной области «Социализация».

    3) Анкетирование родителей

    4) Участие детей в районных мероприятиях

    2011 год. Почётная грамота – 1 место в конкурсе «Мастера и подмастерья»,

    5)2011год - Почётная грамота за активное участие, в конкурсе к 50- летию полёта Ю.А.Гагарина.

    6)2013 год – Почётная грамота 1 место в районном конкурсе «Пусть всегда будет солнце» и 2 место в областном конкурсе. Работа «Деревья зимой» выполненная в нетрадиционной технике рисования  

    7) Участие во Всероссийском конкурсе исследовательских работ

    Теоретическая интерпретация опыта

    Сущность опыта в том, что модернизация системы отечественного образования в качестве одной из важнейших задач российской школы ставит формирование социально активной личности, способной плодотворно жить в современных условиях и преобразовывать их, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.

    Федеральные государственные требования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:

    - развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

    - создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят -личностная компетентность;

    - формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)- личностная компетентность;

    - развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово- социальная компетентность;

    - создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;

    - формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

    Это связано с процессом переориентации российского  образования со «знаниевого» на компетентностный подход, что является необходимым условием модернизации и приведения его результатов в соответствие с международными стандартами. Мониторинг детского развития по интегративным качествам имеется в публикациях на начало года (ноябрь 2012гю), а здесь показан мониторинг проведённый в марте этого года с детьми  старшей группы:

    Любознательный и активный - высокий уровень 11%, выше среднего – 18,5%, средний уровень- 62,9%, ниже среднего8,6%;

    Эмоционально-отзывчивый- высокий уровень 11%, выше среднего – 26%, средний уровень- 63%.

    Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; высокий уровень 11%, выше среднего – 14,8%, средний уровень- 62,9%, ниже среднего11,2%.

    Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве(стране), мире и природе- высокий уровень 11,1%, выше среднего – 14,8%, средний уровень- 62,9%, ниже среднего11,1%.

    Мониторинг достижений образовательной области «Социализация:

    Из 27 детей участвующих в исследовании -  высоким уровнем овладения необходимыми знаниями и умениями по данной образовательной области 3 детей, 11%  и выше среднего 6  - 22%.. Это дети, которые могут договариваться с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняться правилам игры, объясняют правила игры сверстникам,  имеют в творческом опыте несколько ролей, сыгранных спектаклях в детском саду. Умеет оформлять игру, используя разнообразные материал (атрибуты, подручный материал, поделки). Являются инициаторами в игре, часто являются организаторами игры, на высоком уровне владеют игровыми навыками. У данной группы детей развиты коммуникативная, социальная, личностная компетентности.

    Средний уровень имеют 15 детей, что составляет 56%. Это дети, которые могут принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя,  но в дидактических играх не могут оценить свои возможности, не умеют оформлять свою игру, не всегда соблюдает правила игры, проигрыш воспринимают с раздражением, иногда даже агрессивно. У  детей недостаточно сформированы коммуникативная, познавательная, личностная компетентности.

    3 детей имеют уровень ниже среднего, 11% - это прежде всего воспитанники, имеющие третью группу здоровья, (задержка речевого развития) часто болеющие дети, допускают множество пропусков  и 2 ребёнка начали посещать детский сад с августа этого года. Дети этой группы импульсивны, часто вступают в конфликты с детьми. У них  недостаточно развито умение самостоятельно контактировать со сверстниками, не принимают участие в коллективных делах, играют в основном по одному, не могут развернуть сюжет игры. Это говорит  о недостаточной сформированности социальной кмпетентности.

    Основное содержание ППО

    Одна из приоритетных задач, стоящих перед современным образованием– научить ценить, сохранять и развивать богатую историю и культуру народов России,

    В настоящее время решение данной проблемы  является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Я полностью согласна с этим и считаю,  что выше названные задачи можно решить, развивая у детей базовые компетентности –социальные, личностные, коммуникативные, физические.

    Целью моей работы является - развивать ключевые компетентности личности дошкольника посредством приобщения к национальной культуре, традициям, обычаям  нашего народа через организацию познавательной и продуктивной деятельности.

    Поставлены следующие задачи

     - Расширение и обобщение представления детей о национальной культуре своего народа, его традициях, обычаях;

    - Формирование у дошкольников представлений о семье как о явлении общественной жизни, об отношениях родства, о социальных ролях в семье и семейном укладе через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной.

    - Формирование коммуникативных навыков творческого рассказывания.

    - Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности.

    Основное содержание направлено на развитие компетентностей и  обеспечивает становление у дошкольника социальных позиций «Я в обществе», «Я и общество».

    Особую важность приобретает формирование навыков успешного развития через следующие основные виды деятельности
    - Игровая деятельность - система игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а также освоение и закрепление социальных норм поведения в социуме через сложившуюся ролевую игру, театрализованную деятельность, дидактическую игру. Мной разработана программа «Социализация в сюжетно-ролевой игре», которая способствует закреплению и освоению социальных норм; знакомит с различными профессиями.

    - Чтение художественной литературы  из серий устный народный фольклор народов РФ, нашего края;  животный, растения Оренбургской области, знакомство с Красной книгой.

    - Система блочных, интегрированных занятий по знакомству с родным краем, с природой, достопримечательностями, с улицами с. Шарлык, с прошлым и настоящим нашего района. Реализация программы «Моё родное село-Шарлык»

    - Проектная деятельность – совместная деятельность детей и взрослых: воспитателей, родителей.

    - Оформление предметно-развивающей среды – символика нашей страны, стенд с фото детей и их родителями, с обозначением дня рождения, стена «Наша жизнь –наши успехи»-, где показываются личные достижения детей, макет для игр с мелкими игрушками сюжетно-ролевая игра «Фермер», «Зоопарк», это развивает у детей способность к сюжето-сложению и  выводит детей на новый уровень развития социальных, коммуникативных компетентностей, подчёркивает индивидуальность);

    - Технология портфолио, где отмечаются все достижения ребёнка, и идёт сравнение его самим собой только  вчерашним.

    Публикации

    - Август 2012 год «Создание фильма о насекомых» районная газета «На новые рубежи»

    - 28.11.2012 Мониторинг образовательного процесса.

    Cоциальная сеть работников образования,http://nsportal.ru/chernova-lidiya-vladimirovna

    - 28.11.2012 . «Мониторинг детского развития 2 младшая группа».Cоциальная сеть работников образования,http://nsportal.ru/chernova-lidiya-vladimirovna.

    - 13.12.2012Аналитическая справка мониторинга образовательного процесса.Cоциальная сеть работников образования,http://nsportal.ru/chernova-lidiya-vladimirovna

    Март 2013 года. Дополнительная программа «Социализация в сюжетно-ролевой игре». 

    -Размещено в электронном СМИ «Педсовет/Pedsovet.org» в созданном мной блоге «Инновации В ДОУ» , Cоциальная сеть работников образования,http://nsportal.ru/ chernova-lidiya-vladimirovna

    - 02.03.2013 Проект деятельности РМО педагогов дошкольного образования Шарлыкского района.Cоциальная сеть работников образования,http://nsportal.ru/chernova-lidiya-vladimirovna

    - 26.03.2013 Дополнительная программа "Моё родное село -Шарлык" Cоциальная сеть работников образования,http://nsportal.ru/chernova-lidiya-vladimirovna

    Решение об обобщённом опыте

    Протокол педсовета МАДОУ «Шарлыкский детский сад» № 2 от 10 ноября 2012.

    Распространение ППО на методических мероприятиях ОУ.

    Материалы опыта наглядно оформить и представить в  районный методкабинет.

    Последователи

    Педагоги районных детских садов.

    Экспертное заключение

    Результаты могут быть использованы в практической деятельности с детьми  педагогов  ДОУ, для работы с родителями, а также в системе базового педагогического образования и повышения квалификации педагогов ДОУ.

    Практическая значимость состоит в использовании программ социального развития детей младшего и старшего дошкольного возраста «Социализация в сюжетно-ролевой игре», «Моё родное село- Шарлык» в детском саду, в группах кратковременного пребывания, включающей основные направления и содержание работы по формированию базовых элементов социальной компетентности и программы мониторинга, позволяющей определить уровни их сформированности. В качестве внедрения опыта могут выступать такие образовательные области как «Социализация», «Познание»- «Окружающий мир», «Продуктивно-конструкторская деятельность»; «Художественное творчество»- «Музыка», «Рисование»; «Труд», «Чтение художественной литературы».

    Наличие обобщённого материала

    Портфолио по социально-личностному развитию дошкольников, которое включает:

    -комплексно-тематическое и календарное планирование,

    -дополнительные программы,

    -проекты,

    -конспекты НОД,  

    -сценарии НОД,

    -электронные  презентации, созданные в программе Power Point,

    - картотека сюжетно –ролевых игр с презентациями.

    Распространение и внедрение опыта (диссеминация)

    1.Выступления на педсоветах в МАДОУ –регулярно.

    2.Выступления на заседаниях РМО - с 2010 года

    6 выступлений.

    4.Мастер-класс для заведующих ДОУ, педагогов района 2010 , 2011год.

    5.Открытый показ  НОД -3, досугов для педагогов и родителей - 6.

    6.Публикации в электронном СМИ в социальной сети работников образования, «Pedsovet.org» - опубликовано 6 материалов по данной теме.

    7.Наставничество - являюсь наставником педагогов филиала Кармальский детский сад.

    8.Экспертная деятельность при аттестации

    Поощрения педагога

    Сертификат Всероссийского интернет –педсовета, сертификат социальной сети работников образования, свидетельство о создании личного блога, свидетельство о создании мини сайта, Благодарственное письмо Министерства образования Оренбургской области за подготовку победителя в Х областном конкурсе рисунков «Пусть всегда будет солнце»,Диплом Лауреата главы муниципального образования «Шарлыкский район»

    Автор опыта

    Чернова Лидия Владимировна

    Эксперт

    Судакова Наталья Ивановна

    Научный руководитель

    Барышева Раиса Владимировна

                Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий я изучила и применяю  на практике:

    - технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других обучающих игр, подтверждаю разработанной мной  программой «Социализация дошкольников в игре»

    -   обучение в сотрудничестве;

    -  информационно-коммуникационные технологии -  использование новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в  образовательном процессе подтверждаю открытыми занятием, имеется конспект Приложении и видеозапись, а также продуктами деятельности детей, родителей, моей- проект «Насекомые», презентация «МБДОУ Ш№4», презентация к НОД «Виртуальная экскурсия по Шарлыку»,

    -здоровьесберегающие технологии -  на занятиях использованию физминутки, психологические разрядки, зарядку после сна, босохождение, пальчиковую гимнастикуи т.д.

    -  систему инновационной оценки «портфолио»

    -Технологию проектов, исследовательские методы, экспериментирование, интеграция;

    В ходе знакомства детей с селом, краем, людьми, проживающими рядом. Большое значение придаётся проведение тематических встреч. Целевых прогулок и экскурсий. Процесс познания малой Родины реализуется в предметно-наглядной, активной форме,  когда ребёнок непосредственно вступает в контакт с окружающим миром.

     При этом родители оказывают неоценимую помощь в знакомстве детей со спецификой профессий, с родным краем  во время прогулок, экскурсий.

    Совместно с детьми ведётся исследовательская краеведческая деятельность с дальнейшей презентацией её результатов. Наряду  с познавательными беседами достойное место  в моей деятельности занимают видиозанятия  -просмотр познавательных программ, профессиональных и любительских съёмок , отражающих природные ландшафты, культуры, быт и традиции народов. Материалы созданной нами видеотеки – «Я люблю свою Родину», «Животные нашего края», «Насекомые», «Красная книга Оренбургской области», «Виртуальная экскурсия  по Шарлыку) и др. сначала используются в качестве ознакомительной, познавательной информации, затем показываю разные видео материалы, и предлагаю, вспомнить и рассказать,  что дети видят. При этом убирается, если это нужно, звуковой комментарий, сопровождающий звук.

    Природа нашего края поражает своей красотой. У нас есть чем полюбоваться и есть на что посмотреть: смешанные леса, богатые грибами ягодами и грибами, раздольные поля и луга. Недалеко протекает река Салмыш, где летом  отдыхать на берегу реки одно удовольствие. Наш детский сад находится в центре Шарлыка. На детской площадке детям не бывает скучно.

    Они наблюдают за красотой природы, любуются цветовой гаммой деревьев в разное время года. Поэтому,  я с детьми участвую в районных конкурсах на социально-значимые темы, имеем высокие результаты

    2011 г.- Районная выставка – конкурс декоративно – прикладного творчества «Мастера и подмастерья», коллектив детей 6 – 7 лет – 2 место;

    2011 г.- Конкурс – фестиваль художественной самодеятельности «Человек – Земля – Космос», посвящённый 50 – летию полёта человека в космос – поощрение за активное участие;

    2013 г. Конкурс « Пусть всегда будет солнце»- 1 место и пощрение.

    2013 г.Областной конкурс «Пусть всегда будет солнце» 2 место и награждение Дипломами.

     Принимали участие дети -Ласыгина Ксюша, Шаталова Полина, Жулина Настя  - нарисовали две картины, нетрадиционными техниками. Работа выполнялись в номинации «Мой край родной».

    2014 г. – Участие во Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Радуга открытий», дети средняя группа и воспитатель.

     Воспитывая у детей любовь к своему селу, необходимо подвести к пониманию того, что наше село –частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся, соблюдают традиции, берегут и охраняют природу отмечают праздники.  Перед тем как начать работу по данной проблеме я провела мониторинг детского развития по интегративным качествам, по образовательной области «Социализация». В результате  анализа я увидела, к сожалению, на многие мои вопросы о своём селе дети не знали ответа. Из этого я сделала вывод: дети мало знают о своих близких родственниках, о своей семье, об истории нашей селе, достопримечательностях, о людях, проживающих в Шарлыке. И определила следующие задачи: уточнить и закрепить знания о своей малой Родине- о родной семье, детском саде, селе; формировать бережное отношение к природе родного края; ближе подготовить детей с предприятиями нашего села, воспитывать уважения к людям труда и т.д.

    По результатам анализа, мной было выполнено следующее:

    2011 году мной  была написана программа «Социализация в сюжетно-ролевой игре», в которой спланированы встречи с интересными людьми, родителями, работающими на различных предприятиях нашего села, экскурсии на различные объекты - магазин, парикмахерскую, аптеку , стройку и т.д.  В работе мне хорошим подспорьем была, созданная мной картотека сюжетно-ролевых игр .

    2012 году была написана программа «Моё родное село – Шарлык» на основании этой программы было написано комплексно-тематическое планирование.

    Программа была представлена на обсуждение родителям, была показана  мультимедийная презентация, показан фильм о нашем Шарлыке, созданный районной библиотекой. Родители с интересом восприняли данный материал, в районной  газете «На новые рубежи» была написана заметка об их впечатлениях. Мной были разработаны интегрированные занятия.

    Был дан открытый показ. На данных занятиях моей целью было - уточнить и расширить представления, о том,  что дети знают о достопримечательностях нашего села, что находится на нашей улице Советской – церковь, аллея славы, школа, спорткомплекс, РДК, здание администрации и т.д.. В детском саду была оформлена выставка «Шарлык глазами детей». Затем были созданы проекты – «История нашего села», «История улицы Советской».

    В планах создание проектов по улицам - Мусы Джалиля, Серовой, Родимцевой, Курочкиной, так как эти улицы названы в честь  наших земляков – Героев Советского Союза и их история очень интересна. В этом меня поддерживают мои коллеги. После открытого показа было очень бурное обсуждение, все воспитатели – во- первых, приняли участие в занятии (называли свой адрес и коротко говорили, чем их улица славится); во-вторых, они уверены, что такие занятия развивают у детей ключевые компетентности - социальные, личностные, познавательные, коммуникативные.

    Я стараюсь воспитать у ребёнка любовь к самому близкому - к родному дому и детскому саду. Это основа нравственного воспитания, первая и важная ступень.

    Ребёнок должен, прежде всего,  осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, затем – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идём от близкого к далёкому.

    В своей работе использую такие формы сотрудничества с родителями как сотворчество родителей и детей. Оформлены альбомы: «Всё о нашей Родине», «Наше творчество», «Моё любимое животное», «Смотрюсь в семью как в зеркало…». Родители и дети делятся своими впечатлениями о национальных праздниках, с гордостью демонстрируют свою родословную.

    Стало традицией проведение семейных творческих проектов: «Мир в моем окне», «Я – взрослый, ты – ребенок», «Птица семейного счастья». Творческие совместные проекты способствуют сближению родителей с детьми и педагогами.

    По результатам моей работы с детьми можно сделать вывод, что у детей повысилась самооценка, стремление к активной деятельности. Они эмоциональны, отзывчивы, способны решать проблемные задачи.

    Я много занимаюсь самообразованием. Есть свой блог на форуме Педсовет,  мини сайт в социальный сети творческих педагогов, где я размещаю материал, для того, чтобы поделиться опытом, сама выхожу на форумы, участвую в обсуждениях по вопросам дощкольного образования.

    Являюсь тьютером по ФГОС, ФГТ, поэтому посещаю открытые занятия, провожу экспертизу образовательной деятельности воспитателей района во время аттестации, во время комплексных проверок. Сама даю открытые показы НОД, мастер-классы, выступаю с разъяснениями по основным направлениям ФГТ, по принципам комплексно-тематического планирования и т.д. Яляюсь наставником для педагогов филиала , расположенного в с.Кармалка. Провожу консультации по составлению дополнительных программ, по разработке ООП ДОУ и вхожу в творческую группу в детском саду по внедрению ФГТ, активно участвую в разработке Программы развития и ООП в своём детском саду.

    В заключение хочется призвать педагогов, в каждодневной и часто становившейся рутинной для нас работе, следовать актуальным, как никогда словам великого русского педагога К.Д. Ушинского: «Хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться!».

    Исходя из условий и потребностей ДОУ и окружающего социума, считаю главной целью деятельности - сохранение и развитие психического и физического здоровья ребенка, развитие творческого потенциала личности дошкольников, воспитание личности, активно осваивающей окружающий мир и обладающей ключевыми компетентностями, создание условий для проявления самостоятельности, инициативы, творчества.

    Чернова Лидия Владимировна


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Информационная карта передового педагогического опыта

    Информационная карта передового педагогического опыта (карточка ППО) для создания  "банка передового педагогического опыта"  (или картотеки) в образовательном учреждении....

    Информационная карта передового педагогического опыта по экологическому воспитанию

    Экологическое воспитание и образование детей-чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и ч...

    Информационная карта инновационного педагогического опыта

    Информационная карта инновационного педагогического опыта представляет собой описание  системы работы и  является инструментом структурирования педагогического опыта...

    Информационная карта передового педагогического опыта: "Организация работы с детьми и родителями в процессе адаптации в группе раннего возраста"

    Информационная карта передового педагогического опыта: "Организация работы с детьми и родителями в процессе адаптации в группе раннего возраста"1.     Белашова Татьяна Анатольевна ...

    Информационная карта передового педагогического опыта (ППО)

    Представляю вниманию коллег краткую информацию о проведенном мною психолого-педагогическом экперименте. Экспериментальная работа по отслеживанию динамики интеллектуального развития (в частности, ...

    Информационная карта передового педагогического опыта (ППО)

    Представляю вниманию коллег краткую информацию о проведенном мною психолого-педагогическом эксперименте. Экспериментальная работа по развитию познавательной активности у дошкольников посредство п...