Информационная карта передового педагогического опыта (ППО)
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Хняч Галина Евгеньевна

Представляю вниманию коллег краткую информацию о проведенном мною психолого-педагогическом эксперименте. Экспериментальная работа по развитию познавательной активности у дошкольников посредство проектно-ииследовательской деятельности была проведена в 2014-2015 году в подготовительной группе на базе МАДОУ детский сад комбинированного вида №15 г. Славянска-на-Кубани, с детьми в количестве 25 человек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsionnaya_karta_ppo.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

  1. Ф.И.О. автора: Хняч Галина Евгеньевна
  2. Город (район): город Славянск-на-Кубани
  3. Образовательное учреждение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №15
  4. Занимаемая должность: воспитатель
  5. Педагогический стаж и квалификация: 18 лет
  6. Тема педагогического опыта: «Развитие познавательной активности у дошкольников в процессе проектно-исследовательской деятельности»
  7. Уровень опыта по степени новизны: в совершенствовании отдельных сторон деятельности, разработке новых средств и правил их применения
  8. Цель педагогического опыта: создание методических условий для развития познавательной активности у дошкольников в процессе проектно-исследовательской деятельности.
  9. Краткое описание опыта:

Актуальность данного педагогического опыта: Проблема познавательной активности – одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Проблеме познавательной активности, способам и методам активизации учебной деятельности были посвящены исследования Л.И. Божович, А.А. Вербицкого, Л.С. Выготского, П.И. Гальперина, В.В. Давыдова,     В.С. Ильина, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, А.М. Матюшкина, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной, Г.А. Цукерман, Л.М Фридмана, Т.И. Шамовой,        Г.М. Щукиной, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской. Особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте, условия и методы ее формирования в различных видах деятельности изучены в работах Т.М. Землянухиной, Д.Б. Годовиковой, Е.Э. Кригер, М.И. Лисиной, Т.А. Павловец, Т.А. Серебряковой, С.П. Чумаковой. Однако вопросы развития познавательной активности старших дошкольников в процессе проведения занятий в дошкольном учреждении требуют дальнейшей разработки. В рамках данного педагогического опыта исследуется значимость современных образовательных технологий проектно-исследовательской деятельности в развитии познавательной активности дошкольников подготовительной группы, что подтверждает актуальность опыта. Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.

Основные противоречия, решаемые в опыте:

  • между насущной необходимостью развития познавательной активности дошкольников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса на занятиях в дошкольном учреждении;
  • между потенциалом вошедших в дошкольную образовательную систему современных образовательных технологий и низкой частотой их использования для решения проблемы развития познавательной активности у дошкольников.

Задачи педагогического опыта:

  • изучение методической и экспериментальной литературы по теме исследования (познавательная активность, особенности дошкольного возраста, мотивация достижения успеха, проектно-исследовательская деятельность);
  • первичная диагностика уровня познавательной активности у дошкольников экспериментальной группы с помощью четырех заданий (конструирование фигурок из бумаги, составление узоров из кубиков, прослушивание сказки и рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц);
  • создание и реализация цикла занятий с использованием технологий проектно-исследовательской деятельности в ДОУ;
  • повторная диагностика уровня познавательной активности у дошкольников экспериментальной группы тем же комплексом диагностических заданий;
  • подведение итогов опытно-экспериментальной работы, формулирование выводов, написание рекомендаций.

Методы, используемые в работе:

  • теоретическое исследование – изучение и анализ психолого-педагогической и специальной методической литературы по теме исследования;
  • анализ опыта работы педагогов ДОУ Краснодарского края и РФ по исследуемой проблематике;
  • подбор диагностических заданий для выявления уровня познавательной активности дошкольников экспериментальной группы на основе выделенных компонентов и критериев познавательной активности;
  • проведение диагностической части экспериментальной работы до и после реализации цикла занятий с использованием технологий проектно-исследовательской деятельности;
  • консультативная помощь педагога-психолога ДОУ и коллег при организации диагностической и развивающей части передового педагогического опыта;
  • проведение педсоветов, родительских собраний на тему исследования.

Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность:

  • осуществление правильной педагогической организации деятельности воспитанников;
  • осуществление систематической и целенаправленной воспитательной деятельности в русле использования технологий проектно-исследовательской деятельности

Результативность педагогического опыта: в результате реализации цикла занятий с использованием технологий проектно-исследовательской деятельности уменьшилось число детей, демонстрирующих низкий уровень познавательной активности (было 24%, стало 16%), также уменьшилось число детей со средним уровнем познавательной активности (было 56%, стало 44%), увеличился процент детей, показывающих высокий уровень познавательной активности (было 20%, стало 40%).

Эффективность опыта: реализуя показавший свою эффективность разработанный цикл занятий с использованием технологий проектно-исследовательской деятельности в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ, способствуем не только повышению уровня познавательной активности, но и достигаем решения иных задач: развитие познавательной сферы, в частности беглости, гибкости и нестандартности мышления, формирование исследовательской позиции в отношении к миру, обогащение активного словарного запаса, наконец, - формирование мотивации к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта передового педагогического опыта

Информационная карта передового педагогического опыта (карточка ППО) для создания  "банка передового педагогического опыта"  (или картотеки) в образовательном учреждении....

Информационная карта передового педагогического опыта

Информационная карта послужит, возможно, кому-то методическим пособием для описания своего опыта....

Информационная карта передового педагогического опыта по экологическому воспитанию

Экологическое воспитание и образование детей-чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и ч...

Информационная карта передового педагогического опыта: "Организация работы с детьми и родителями в процессе адаптации в группе раннего возраста"

Информационная карта передового педагогического опыта: "Организация работы с детьми и родителями в процессе адаптации в группе раннего возраста"1.     Белашова Татьяна Анатольевна ...

Информационная карта передового педагогического опыта (ППО)

Представляю вниманию коллег краткую информацию о проведенном мною психолого-педагогическом экперименте. Экспериментальная работа по отслеживанию динамики интеллектуального развития (в частности, ...

ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА...