ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
материал по логопедии (старшая группа)

Татьяна Михайловна Максимова

ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnaya_karta_peredovogo_pedagogicheskogo_opyta.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида «Детский сад №3 «Ромашка»

Корсаковского городского округа Сахалинской области

694020, Российская Федерация, Сахалинская область,г.Корсаков,улица Нагорная, дом 13

тел. (42435) 4-18-43, тел/факс (42435) 4-12-54, e-mail: kgo.madoudsr.3@sakhalin.gov.ru

ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Автор

Максимова Татьяна Михайловна

Занимаемая должность

Учитель-логопед

Педагогический стаж

6 лет

Квалификационная категория

Соответствие занимаемой должности «Учитель-логопед»

Тема передового педагогического опыта

«Развитие мелкой моторики как основы речевого развития старших дошкольников с общем недоразвитием речи через графомоторные упражнения».

Описание передового педагогического опыта

Развитие мелкой моторики руки детей является актуальным направлением работы логопеда в дошкольном учреждении.

Педагоги, работающие с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, уверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом растёт число детей, имеющих речевую патологию.

Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики.

Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Актуальность проблемы заключается в том, что полноценное моторное и речевое развитие залог успешного освоения грамоты и чтения.

Письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразвитием речи и моторной недостаточностью, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения.

Одним из значительных аспектов развития дошкольника в период его подготовки к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, то есть развитие графомоторного навыка.

Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи. Речь грамматичная и недостаточно фонетически оформлена, малопонятна.

Нарушается развитие моторной сферы, как общей, так и мелкой моторики. Нарушение формирования моторной сферы оказывается неизбежным при общем недоразвитии речи, т.к. овладение звуковой системой языка происходит одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений пальцев рук, речь развивается более интенсивно и становится более совершенной.

Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность

элементов действия, опускают его составные части.

Отмечается недостаточная координация пальцев рук, недоразвитие мелкой моторики.

Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

Наибольшее количество исследований по обоснованию общего недоразвития речи, а так же о взаимосвязи речевой функции с моторной было разработано (Р.Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Г. А. Каше, Л. Ф. Спировой, Г. И. Жаренковой, М.М Кольцовой, Н.А. Бернштейном, И.М. Сеченовым, Л.В. Фоминой, М.М Безруких и др.).

Актуальность проблемы заключается в том, что полноценное моторное и речевое развитие (правильная речь - один из показателей готовности

ребенка к обучению в школе) залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразвитием речи и моторной недостаточностью, являются тенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

Цель:данной работы - выявление сформированности графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Задачи:

1. Изучить графомоторные упражнения  для развития мелкой моторики в старшем дошкольном  возрасте;

2. Выявить и изучить эффективные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста для развития графомоторных навыков;

3. Создать картотеку игр и упражнений для развития графомоторных навыков.

Ожидаемые результаты: совершенствование моторики, развитие и сформированность графомоторных навыков, следовательно, происходит развитие всех психических функций. Работа по развитию мелкой моторики, способствует речевому развитию, что, в конечном счете, позволит успешнее подготовить детей к школе.

Практические результаты

На начало года 2016-2017 учебного года результаты обследования показали 38% сформированности графомоторных функций,

2017-2018 учебный год – 36%, 2018 - 2019 учебный год - 42%. Исходя из результатов диагностического обследования, мы составили картотеку игр по формированию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Нами проводилась и работа с родителями по формированию графомоторных навыком у детей в форме консультаций и индивидуальных бесед.

Проводя повторное обследование на конец года мы выявили, что:

2016-2017 учебный год – 78%,

2017 - 2018учебный год – 80%,

2018 - 2019 учебный год – 85%.

Экспертное заключение

В ходе выполнения данной работы мы изучили и проанализировали общую и специальную литературу по проблеме исследования, подобрали методики изучения графомоторных навыков дошкольников с общим
недоразвитием речи, подтвердили, что у детей общее недоразвитие речи III уровня, обследовали моторное развитие детей и начали формирование графомоторных навыков.

Во время работы мы использовали методы исследования - метод обзора и анализа специальной литературы, метод педагогического обследования, метод наблюдения. Методы формирования графомоторных навыков -дидактические игры, графические упражнения, графические диктанты, пальчиковая гимнастика.

Анализ результатов эксперимента позволил констатировать у детей экспериментальной группы значительную положительную динамику в формировании графомоторных навыков. У большинства детей экспериментальной группы произошли положительные качественные изменения при формировании кинестетической основы движений руки, оптико- кинестетической организации движений, в формировании пространственного восприятия, зрительно-моторной координации движений. Дошкольники после обучения стали намного сосредоточеннее, усидчивее, перестали чрезмерно напрягать руку во время выполнения заданий, стали словесно описывать свои действия, перестали "вращать" тетради.

При продолжении работы по формированию графомоторных навыков, дети, несомненно, будут давать положительную динамику.

Ф.И.О. эксперта

Тимошенко Ю.В., главный советник отдела образования департамента социального развития администрации Корсаковского городского округа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта передового педагогического опыта

Информационная карта передового педагогического опыта (карточка ППО) для создания  "банка передового педагогического опыта"  (или картотеки) в образовательном учреждении....

Информационная карта передового педагогического опыта

Информационная карта послужит, возможно, кому-то методическим пособием для описания своего опыта....

Информационная карта передового педагогического опыта по экологическому воспитанию

Экологическое воспитание и образование детей-чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и ч...

Информационная карта передового педагогического опыта: "Организация работы с детьми и родителями в процессе адаптации в группе раннего возраста"

Информационная карта передового педагогического опыта: "Организация работы с детьми и родителями в процессе адаптации в группе раннего возраста"1.     Белашова Татьяна Анатольевна ...

Информационная карта передового педагогического опыта (ППО)

Представляю вниманию коллег краткую информацию о проведенном мною психолого-педагогическом экперименте. Экспериментальная работа по отслеживанию динамики интеллектуального развития (в частности, ...

Информационная карта передового педагогического опыта (ППО)

Представляю вниманию коллег краткую информацию о проведенном мною психолого-педагогическом эксперименте. Экспериментальная работа по развитию познавательной активности у дошкольников посредство п...