Информационная карта передового педагогического опыта (ППО)
опыты и эксперименты по математике (младшая группа) на тему

Черемисина Наталья Николаевна

Представляю вниманию коллег краткую информацию о проведенном мною психолого-педагогическом экперименте. Экспериментальная работа по отслеживанию динамики интеллектуального развития (в частности, начальные геометрические представления, сенсорные эталоны, наглядно-действенное мышление) после технологии работы с интеллектуальной игрой Никитиных «Сложи квадрат» была проведена в 2014-2015 году в первой младшей группе на базе МАДОУ детский сад комбинированного вида №15 г. Славянска-на-Кубани, с детьми в количестве 20 человек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsionnaya_karta_ppo.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕРЕДОВОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

  1. Ф.И.О. автора: Черемисина  Наталья Николаевна
  2. Город (район): город Славянск-на-Кубани
  3. Образовательное учреждение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №15
  4. Занимаемая должность: воспитатель
  5. Педагогический стаж и квалификация: 9 лет
  6. Тема педагогического опыта: «Формирование начальных геометрических представлений, сенсорных эталонов и наглядно-действенного мышления у детей первой младшей группы посредством интеллектуальной игры Никитиных «Сложи квадрат»
  7. Уровень опыта по степени новизны: в комбинации элементов известных методик, совершенствовании отдельных сторон деятельности
  8. Цель педагогического опыта: создание методических условий для формирования начальных геометрических представлений, сенсорных эталонов и наглядно-действенного мышления у детей первой младшей группы посредством интеллектуальной игры Никитиных «Сложи квадрат».
  9. Краткое описание опыта:

Актуальность данного педагогического опыта: Б.П. и Л.А. Никитины – пожалуй, первые советские педагоги-новаторы, благодаря которым тема о методиках раннего развития детей стала популярной в обществе. На фоне довольно-таки косной и заорганизованной педагогики времен СССР, методика Никитиных была поистине революционной и нашла в 60-х – 80-х годах множество заинтересованных сторонников. Что касается развивающих игр Б.П.Никитина, то своей актуальности они не утратили до сих пор. Интеллектуальные игры Никитина используются для развития ребенка как в кругу семьи, так и при посещении им развивающих центров. Игры Никитина часто идут в качестве дополнения к другим развивающим методикам, что обеспечивает комплексное развитие. Развивающие игры Никитина нацелены на то, чтобы дать возможность активно мыслить, идти от простого к сложному, развивать логическое и образное мышление, пространственную геометрию, осуществлять творческий подход к решению задач. В рамках данного педагогического опыта рассматривается конкретный психолого-педагогический эксперимент по изучению, как изменяются начальные геометрические представления детей первой младшей группы, сенсорные эталоны и уровень наглядно-действенного мышления после применения технологии работы с интеллектуальной игрой Никитиных «Сложи квадрат».

В условиях детского сада – начальное сенсорное и психомоторное развитие детей доступно воспитателю с помощью различных методов и методик, в том числе классических и современных, инновационных. Наша задача - определить действенность «давнего» средства – интеллектуальной игры Никитиных, поскольку наша гипотеза состоит в том, что таким средством мы наиболее быстро сможем достичь многогранного результата в нервно-психическом развитии детей младшего дошкольного возраста: и начальные геометрические представления, и сенсорные эталоны, и наглядно-действенное мышление, соответствующее данному возрастному периоду. 

Основные противоречия, решаемые в опыте:

  • между высоким развивающим потенциалом «советской педагогики» и низким уровнем ее использования в современном воспитательно-образовательном процессе в ДОУ;
  • между большим творческим потенциалом воспитательского состава ДОУ и низким его использованием в изготовлении развивающего материала своими руками (имеется в виду сформированная современными стандартами «привычка» покупать и использовать готовые развивающие комплекты, продающиеся в каждом магазине детских товаров).

Задачи педагогического опыта:

  • изучение методической и экспериментальной литературы по теме исследования (начальные геометрические представления, сенсорные эталоны и их формирование в младшем дошкольном возрасте, особенности мышления младших дошкольников, интеллектуальные игры семьи Никитиных);
  • первичная диагностика уровня сформированности начальных геометрических представлений, сенсорных эталонов и наглядно-действенного мышления у детей первой младшей группы посредством диагностики интеллектуального развития детей, предложенной Е.А. Стребелевой;
  • описание технологии работы с интеллектуальной игрой Никитиных «Сложи квадрат»;
  • повторная диагностика уровня сформированности начальных геометрических представлений, сенсорных эталонов и наглядно-действенного мышления у детей первой младшей группы посредством диагностики интеллектуального развития детей, предложенной Е.А. Стребелевой;
  • подведение итогов опытно-экспериментальной работы, формулирование выводов, написание рекомендаций.

Методы, используемые в работе:

  • теоретическое исследование-изучение и анализ психологической, педагогической и специальной методической литературы;
  • анализ опыта работы Б.П. Никитина и Л.А. Литвиновой (семьи Никитиных);
  • консультативная помощь педагога-психолога ДОУ;
  • проведение педсоветов, семинаров с участием родителей воспитанников; родительских собраний на тему исследования.

Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность:

  • внедрение в воспитательно-образовательный процесс методик «советской педагогики», в частности таких педагогов, как: Б.П. Никитин, Л.А. Литвинова, И.А. Аршавский, С.Л. Соловейчик, Ш. Амонашвили, В. Шаталов,                      С. Лысенкова;
  • системное применение описанной в данном педагогическом опыте технологии использования интеллектуальной игры Никитиных «Сложи квадрат».

Результативность педагогического опыта: На момент окончания экспериментальной работы в рамках педагогического опыта дети стали чаще узнавать и правильно называть 3 геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), распознавать 4 основных цвета (красный, желтый, синий, зеленый), повысился уровень развития наглядно-действенного мышления. Дети стали лучше понимать цели заданий, повысилась готовность к взаимодействию со взрослым, возросла самостоятельность детей в решении предложенных интеллектуальных задач.

Эффективность опыта: реализуя показавшую свою эффективность технологию использования интеллектуальной игры Никитиных «Сложи квадрат» в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, способствуем планомерному, своевременному и грамотному нервно-психическому развитию младших дошкольников, закладывая фундаментальные основы, на которых в последующие возрастные периоды будут развиваться новые виды мышления (наглядно-образное, начальное логическое), пространственно-временные представления, процессы воображения, новые характеристики внимания и памяти (произвольность, концентрация, распределение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта передового педагогического опыта

Информационная карта передового педагогического опыта (карточка ППО) для создания  "банка передового педагогического опыта"  (или картотеки) в образовательном учреждении....

Информационная карта передового педагогического опыта

Информационная карта послужит, возможно, кому-то методическим пособием для описания своего опыта....

Информационная карта передового педагогического опыта по экологическому воспитанию

Экологическое воспитание и образование детей-чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и ч...

Информационная карта передового педагогического опыта: "Организация работы с детьми и родителями в процессе адаптации в группе раннего возраста"

Информационная карта передового педагогического опыта: "Организация работы с детьми и родителями в процессе адаптации в группе раннего возраста"1.     Белашова Татьяна Анатольевна ...

Информационная карта передового педагогического опыта (ППО)

Представляю вниманию коллег краткую информацию о проведенном мною психолого-педагогическом эксперименте. Экспериментальная работа по развитию познавательной активности у дошкольников посредство п...

ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА...