Информационная карта передового педагогического опыта по экологическому воспитанию
методическая разработка по окружающему миру по теме

Никитина Марина Алексеевна

Экологическое воспитание и образование детей-чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.Формирование у детей ответственного отношения к природе-сложный и длительный процесс. Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили и объекты природы. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть хотя бы одну тайну природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnaya_karta_peredovogo_pedagogicheskogo_opyta.docx15.93 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта передового педагогического опыта

Никитина Марина  Алексеевна

Ст. Новопокровская

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11

Педагогический стаж 27 лет

Высшая квалификационная категория

Тема « Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Изучение этого опыта  открывает огромные перспективы в решении данной проблемы. Ценность и новизна его заключается в том, что экологическое воспитание  рассматривается как основа всей педагогической деятельности. Всестороннее развитие ребёнка осуществляется через  общение с природой.

Цель опыта – помочь молодым педагогам выработать новый стереотип мышления и поведения во взаимодействии с природой и детьми; освоить содержание, методы и технологии экологического воспитания дошкольников, а так же повысить их экологическую культуру и педагогическую квалификацию в этой области.

Краткое описание опыта:

Экологическое знание – это сведения о взаимосвязи конкретных  растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, чти рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т.е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы  он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера  относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы. Знания - не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально – действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистический и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами и не только потому, что это чей-то труд, но и еще и потому, что затраченные материалы взяты из природы.

В своей работе по экологическому воспитанию детей я использую разнообразные формы и методы: циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, ведение календарей, занятия(простые и комплексные), целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей.

Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды совместной деткой деятельности и взрослого, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством. В своей работе я знакомлю детей со способами общения с природой, формирую умение наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости, учу испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитываю потребность в созидании, творчестве.

В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. Поэтому я использую различные ситуации, продолжаю его накапливать и расширять, уточняю с детьми форму, цвет, размеры, запах, характер поверхности и другие особенности объектов природы. Учу по-разному, образно обозначать эти особенности, сравнивать явления, подбирать эпитеты, синонимы.

Особое место отвожу работе с произведениями Е.И. Чарушина. Большой любитель и знаток природы, писатель и художник одновременно, он создал много простых и ясных образов, сюжетов. Слушание и обыгрывание его рассказов, рассматривание авторский иллюстраций, а затем собственная изобразительная деятельность детей поможет вести их в мир «отраженной природы», в мир искусства.

Данный опыт рассматривался и обсуждался на педагогическом совете МБДОУ № 11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта передового педагогического опыта

Информационная карта передового педагогического опыта (карточка ППО) для создания  "банка передового педагогического опыта"  (или картотеки) в образовательном учреждении....

Информационная карта передового педагогического опыта

Информационная карта послужит, возможно, кому-то методическим пособием для описания своего опыта....

Информационная карта передового педагогического опыта: "Организация работы с детьми и родителями в процессе адаптации в группе раннего возраста"

Информационная карта передового педагогического опыта: "Организация работы с детьми и родителями в процессе адаптации в группе раннего возраста"1.     Белашова Татьяна Анатольевна ...

Информационная карта передового педагогического опыта (ППО)

Представляю вниманию коллег краткую информацию о проведенном мною психолого-педагогическом экперименте. Экспериментальная работа по отслеживанию динамики интеллектуального развития (в частности, ...

Информационная карта передового педагогического опыта (ППО)

Представляю вниманию коллег краткую информацию о проведенном мною психолого-педагогическом эксперименте. Экспериментальная работа по развитию познавательной активности у дошкольников посредство п...

ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА...