Конспект НОД «Бюджет семьи» для детей среднего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (средняя группа)

Светлана Михайловна Жижина

Представлен материал  по формированию финансовой грамотности у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_byudzhet_semi_srednyaya_gruppa.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Бюджет семьи» (средняя группа)

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное – развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

  • Способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве платежа.
  • Помочь детям осознать роль денег в жизни людей.
  • Формировать представление о разумном отношении к расходованию денег.
  • Развивать умения определять жизненно важные потребности человека.
  • Способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете, его структуре (доход, расход).
  • Развивать умения находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой.
  • Способствовать формированию о том, что было деньгами в истории человечества до возникновения монет и купюр.
  • Закреплять счёт в пределах 5.
  • Закреплять знание геометрических фигур.
  • Развивать умение работать со схемой.
  • Формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление.
  • Создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной деятельности детей.

Методы и приемы: игровая ситуация, интерактивное голосование, пальчиковая игра, дидактическая игра с использованием блоков Дьенеша, ситуативный разговор, словесная игра.

                                      

Материалы и оборудование: предметные картинка, ватман, песочница, муляжи купюр, монеты, блоки Дьенеша, схемы, мяч.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Пальчиковая гимнастика,

Игровая

Игровые ситуации, игра «Кладоискатели»,дидактическая игра «Кошелёк» с использованием блоков Дьенеша, словесная игра

Восприятие художественной литературы и фольклора

Пальчиковая игра 

Коммуникативная

Словесная  игра, интерактивное голосование, ситуативный разговор

Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи

( с обозначением обр.области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный этап.

Воспитатель с детьми входят в зал, здороваются. Педагог  предлагает отгадать загадку, которая подскажет, с кем встретятся ребята.

Дети вместе с воспитателем входят в зал, встают произвольно, здороваются. Выражают  согласие отгадать загадку.

Деятельностный этап.

Развивать умение отгадывать загадки.

Игровая ситуация «Таинственный гость»

Правильно отгадывают загадку.

Воспитатель читает загадку:

Это что за очень странный

Человечек деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?

Педагог предлагает детям присесть на стулья.

Дети стоят произвольно. Отгадывают загадку. Говорят о том, что сегодня встретятся с   Буратино.

Дети рассаживаются на стульях.

Развивать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы.

Ситуативный разговор «Поможем Буратино новое узнать…»  

Умеют отвечать на вопросы.

Воспитатель обращает внимание на входящего в зал Буратино, в руках которого несколько монет.

Предлагает поздороваться.

Спрашивает сказочного героя о том, что у него в руках.

Буратино отвечает, что у него деньги. Воспитатель спрашивает: «Буратино, а ты знаешь, что такое деньги, откуда они появляются в семье, для чего они нужны?». Буратино говорит, что не знает, но очень хочет узнать.

Воспитатель задаёт вопрос детям: «Ребята, поможем Буратино? Расскажем, что мы знаем о деньгах?».

Дети, сидя на стульях, здороваются с литературным персонажем. Соглашаются помочь Буратино.

Закрепить знания детей о понятии «семейный бюджет», его структурой – доход.

Интерактивное голосование «Откуда берутся деньги в семье?»

Имеют представление о понятии «семейный бюджет». Знают и понимают значение понятия  «доход».

Воспитатель обращается к Буратино: «Буратино, а ты знаешь, откуда в семье берутся деньги?». Сказочный персонаж отвечает: «Наверное, их делает папа Карло».

Воспитатель предлагает детям  рассказать Буратино, откуда в семье появляются деньги.

Для этого необходимо подойти к столу выбрать изображение, которое изображает то, как в семье появляются деньги, и приклеить его на ватман.

Воспитатель хвалит за правильные ответы. Если у детей  возникают затруднения с ответом, педагог помогает.

По выполнению детьми задания, воспитатель предлагает назвать, как называются все деньги, которые появляются в семье.

Дети, сидя на стульях, слушают воспитателя.

По выбору воспитателя подходят к столу, выбирают изображение, объясняют свой выбор и приклеивают изображение на ватман.

Отвечая на вопрос воспитателя, дети говорят, что все деньги семьи – это доход.

Закреплять умение выполнять движения, проговаривая текст.

Пальчиковая гимнастика «Будем денежки считать»

Точно выполняют движения, проговаривая текст.

Воспитатель предлагает посчитать деньги.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Будем денежки считать».

Один, два, три, четыре, пять

Будем денежки считать.

Один и два оплатим дом,

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить,

На четвёртую монетку купим есть и пить.

Ну а пятую пока

Спрячем на донышке кошелька!

Закрепить умение определять жизненно важные потребности человека. Закрепить знания детей о понятии «расход».

Интерактивное голосование «Как нужно тратить деньги?»

Умеют определять жизненно важные потребности человека. Знают и понимают значение понятия «расход».

Воспитатель обращается к Буратино: «Буратино, а как ты хочешь потратить свои деньги?». Сказочный персонаж отвечает, что он хочет купить сладости, много игрушек и сходить в театр. Воспитатель говорит: «Буратино, деньги нужно тратить в первую очередь на  жизненно важные потребности».

Воспитатель предлагает детям  рассказать Буратино, как нужно правильно тратить деньги.

Для этого необходимо подойти к столу выбрать изображение, которое изображает то, на что нужны деньги, и приклеить его на ватман.

Воспитатель хвалит за правильные ответы. Если у детей  возникают затруднения с ответом, педагог помогает.

По выполнению детьми задания, воспитатель предлагает назвать, как называются все деньги, которые тратятся в семье.

Дети, сидя на стульях, слушают воспитателя.

По выбору воспитателя подходят к столу, выбирают изображение, объясняют свой выбор и приклеивают изображение на ватман.

Отвечая на вопрос воспитателя, дети говорят, что все деньги семьи – это расход.

Развивать умения определять характерные  признаки монет и банкнот.

Игровая ситуация «Кладоискатели»

Умеют определять характерные  признаки монет и банкнот.

Воспитатель спрашивает  Буратино о том, откуда у него  деньги. Герой отвечает, что монетки ему дал Карабас Барабас.

Воспитатель  спрашивает детей: «Ребята, а вы хотели бы иметь свои деньги?», - и предлагает  «найти»  клад.

Предлагает пройти к песочнице и «найти» свой клад, рассказать, что достали из песка, описать монету/купюру.

Воспитатель хвалит за правильные ответы. Если у детей  возникают затруднения с ответом, педагог помогает.

Дети сидят на стульях, слушают воспитателя.

Дети соглашаются «искать» клад. Подходят к песочнице, ищут и достают купюры и монеты. Описывают свой «клад»: «Это монетка. Она металлическая круглая. Это купюра. Она бумажная прямоугольная».

Закрепить знания том, что было деньгами в истории человечества до возникновения монет и купюр.

Ситуативный разговор  «Самая древняя монета на Земле»

Знают о том, что было деньгами в истории человечества до возникновения монет и купюр.

Воспитатель предлагает Буратино «поискать» клад. Он находит ракушку и расстраивается. Воспитатель говорит о том, что не стоит переживать о находке и просит детей рассказать, почему ракушка – это тоже клад.

Дети, стоя около песочницы, смотрят, как Буратино «ищет» клад. По желанию рассказывают о том, какими были самые первые деньги на Земле.

Закреплять счёт в пределах 5.

Закреплять знание геометрических фигур.

Развивать умение работать со схемой.

Дидактическая игра «Кошелёк» с использованием блоков Дьенеша

Умеют считать до пяти, знают геометрические фигуры, умеют работать по схеме.

Воспитатель предлагает детям разложить «деньги» по кошелькам.

Дети проходят к столам с блоками Дьенеша и схемам к ним и выполняют задания. Согласно схеме «кладут» в кошелёк то количество деталей, которое равно номиналу монеты.

Закрепить знания детей о понятиях «доход, расход».

Словесная игра «Доход - расход» с мячом

Знают и понимают значения понятий  «доход, расход».

Воспитатель предлагает поиграть с мячом в кругу. Объясняет правила игры: «Я кидаю мяч и называю ситуацию. Вы, поймав мяч, называете, что это – расход или доход».

Дети образуют круг, слушают правила игры.

Поймав мяч, определяют, что это – расход или доход: «Покупка велосипеда – это расход.  Зарплата папы – это доход».

Заключительный этап.

Прощание с Буратино

Воспитатель, обращаясь к Буратино, спрашивает его о том, помогли ли ребята ему разобраться с тем, для чего нужны деньги, как правильно нужно их тратить?

Буратино отвечает, что ребята всё хорошо ему рассказали и объяснили. На прощание он хочет угостить их шоколадными монетками.

Воспитатель предлагает попрощаться с Буратино.

Дети, сидя на стульях, слушают диалог Буратино и воспитателя, благодарят за угощение, прощаются с литературным героем.

Ситуация общения «Как мы помогли Буратино?»

Воспитатель спрашивает детей о том, как они сегодня помогли Буратино, о чём они рассказали, чему научили.

Воспитатель хвалит детей за ответы.

Дети, сидя на стульях, по вызову воспитателя отвечают на вопросы.

Прощание и уход

Воспитатель говорит о том, что пришло время прощаться с гостями.

Дети прощаются и уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логоритмического занятия по теме "Семья" для детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и задержкой психического развтия

Данное занятие направлено на активизацию словаря по теме "Семья"  у детей 5 лет с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) и задержкой психического развития в процессе в...

"Семья" Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста

Конспект НОД для детей средней группыс использованием здоровьесберегающих и игровых технологий...

Конспекты сюжетно ролевых игр для детей среднего дошкольного возраста. Игра «Семья»

Конспекты сюжетно ролевых игр для детей среднего дошкольного возраста.Игра «Семья»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности: «моя семья» для детей среднего дошкольного возраста

Конспект непрерывной образовательной деятельности: «моя семья» для детей среднего дошкольного возрастаЦель: Формирование представлений детей о семье, ее членах и родственных отношени...

ИННОВАЦИОННАЯ АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ Игра «Мемори» раздел «Семья» для детей среднего дошкольного возраста

Вашему вниманию предоставляется инновационная авторская разработка с применением ИКТ - технологий игра "Мемори" раздел "Семья" для детей среднего дошкольного возраста. Данное ИКТ п...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром на тему «Моя семья» для детей среднего дошкольного возраста

Цель: Способствовать формированию у детей среднего дошкольного возраста представления о семье и нравственных нормах....

Конспект занятия по речевому развитию «Моя семья» для детей среднего дошкольного возраста

Развитие речи – это предмет с помощью, которого воспитатель даёт определённые знания и умения в области речевого развития. В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных орие...