Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему «Дом - эконом»
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Логина Татьяна Викторовна

Занятие по экономическому воспитанию дошкольников для детей6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dom_ekonom.docx71.19 КБ

Предварительный просмотр:

ёtmp18FE

Конспект непосредственно образовательной деятельности

для детей подготовительной группы

на тему

«Дом - эконом»

Составитель: Логина Т.В.http://thegraphicsfairy.com/wp-content/uploads/blogger/-YHohIMfIU9w/UCrsq6-Wb6I/AAAAAAAAUQM/NNpC6G67XqI/s400/family%2Bbudget%2Bag-4.jpg

Цель – дать детям представление о составе семейного бюджета, о расходовании семейного бюджета.

Задачи приоритетной образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

«Социально-коммуникативное развитие»:

1.Формировать элементарные представления из области экономики: дать представление о составляющих семейного бюджета и его расходной части, познакомить детей с понятиями «бюджет», «семейный бюджет», «стипендия», «социальное пособие», закрепить понятия «деньги», «зарплата», «пенсия», «доходы», «расходы».

2.Воспитывать привычки культурного поведения и общения со взрослым и сверстниками.

3.Обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействия со взрослыми в игровой и коммуникативной деятельности: учить распределять роли, материалы, согласовывать свои действия со сверстниками, оценивать результат и взаимоотношения; приучать самостоятельно соблюдать установленный порядок поведения в группе, регулировать свою активность: учитывать права других детей, соблюдать очередность при высказывании мнения, проявлять терпение, не вступать в ссоры.

4.Развивать интерес к отображению в сюжетно-ролевой игре «Дом-эконом» разнообразных событий, связанных с их непосредственным опытом (посещение дом -  «Эконом») впечатлений, полученных от просмотра мультфильма.

5.Воспитывать самостоятельное стремление детей совместно с партнерами распределять роли, обращаться к партнеру по имени игрового персонажа, вступать в разнообразные ролевые диалоги со сверстниками, передавать при помощи интонации, мимики, жестов характер и настроение ролевого персонажа, изменять интонацию голоса в зависимости от роли, характера и настроения игрового персонажа.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

«Познавательное развитие»:

1.Развивать умение включаться в коллективное обсуждение состава семейного бюджета и его расходования, выдвигать и доказывать свои предположения.

«Речевое развитие»:

1.Поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.

2.Обогащать словарь детей экономическими терминами («бюджет», «доход», «расход», «пенсия», «стипендия»).

Предварительная работа: беседа «Моя семья» (предложить детям рассказать, из скольких человек состоит их семья, чем занимается каждый член семьи, помогают ли семье бабушка и дедушка, в чем выражается эта помощь, о чем мечтает семья);

чтение художественной литературы: К. Чуковский «Муха – цокотуха;

познавательный мультсериал «Уроки тетушки Совы. «Азбука денег».

Материал и оборудование: рисунок с изображение «Дома-Эконома»; семейная фотография; на доске «кошелёк» для семейного бюджета; цветок «цветик – семицветик»; деньги; атрибуты товаров для магазинов; контейнеры; карточки для магазинов; шоколадные монетки.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель:

        Ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие по стране Экономике. Ребята, я хочу рассказать вам историю, которая приключилась с одной семьей (показать фотографию семьи). Собралась однажды вся семья и стали они решать, как деньги потратить: - маме очень хотелось купить новую шубку; папа вступил в союз охотников – нужно ружьё; - бабушка заболела – нужны лекарства; старшей сестре – ноутбук; младшей сестре – новую куклу. Думали, думали и решили купить сразу всё! Пришли в магазин и потратили все деньги! Пришли домой довольные, а дома: света нет, воды нет, телефон отключен, а в почтовом ящике квитанции об оплате за услуги.

Воспитатель:Ребят, правильно ли они сделали, что израсходовали все деньги?

Дети:Нет!

Воспитатель:На что в первую очередь нужно было потратить деньги в семье, как вы считаете?

Дети: покупка продуктов, необходимой одежды, деньги за проезд в транспорте, плата за свет, газ, воду, телефон.

Воспитатель: Всё, верно дети!

Наша семья задумалась. И стали изучать интересную науку, называется она «Экономика». И когда они с ней ознакомились, они создали сказочный «Дом – эконом», в который я вас хочу пригласить. Давайте поближе познакомимся с этой семьей.

(на двери картинка «Дом – эконом»)

Воспитатель:Называется он так, потому что жители этого дома очень экономны и умеют правильно вести домашнее хозяйство, соблюдая определённые правила и законы: не тратят зря электричество, воду, деньги, продукты питания, заботятся о сохранении своих вещей.

         Живут в этом доме семья Петровых: папа, мама, 2 дочери и бабушка.

Есть в этой семье необычный кошелёк. Называется он – семейный бюджет (показывает кошелек, висит на доске).

- Здравствуйте, я папа Матвей Александровичработаю водителем, развожу товары по магазинам. Ребята, у меня к вам просьба, много накопилось товара и мне нужно успеть развести всё по магазинам. Поможете мне?

Папа проводит игру: «Развести товар по магазинам»

(у меня здесь все перемешались товары, их нужно разложить по категориям: магазин – «продукты питания; магазин – «одежда и обувь»; магазин – «техника для дома»; магазин – «игрушки».

Вместе с вами мы получили зарплату, которую я кладу в  свой бюджет (кладёт деньги в кошелёк).

Воспитатель:Давайте познакомимся со следующим членом семьи(мама).

- Здравствуйте, я мама Варвара Алексеевнаработаю в библиотеке. И за свой труд получаю зарплату. Зарплата – это деньги, получаемые за работу. Я тоже их кладу в семейный бюджет (кладёт деньги в кошелёк).

Воспитатель:Давайте познакомимся со следующим членом семьи бабушкой – самый старший житель этого дома. Сейчас бабушка на пенсии, она уже не ходит на работу.

- Здравствуйте, меня зовут АлинаАндреевна. Сейчас я выращиваю овощи на даче для всей семьи. Но раньше, много лет я трудилась в магазине. И за это  получаю пенсию. Пенсия – это деньги, которые платят пожилым людям, проработавшим много лет на предприятии. Я их кладу тоже в семейный бюджет (кладёт деньги в кошелёк).

Воспитатель:Давайте познакомимся со следующим членом семьи старшей сестрой.

- Здравствуйте, меня зовут Даша, яучусь в университете.Государство поддерживает, поощряет тех молодых людей, которые очень старательно, серьезно учатся будущей профессии, хотят стать грамотными специалистами и будут приносить пользу обществу. Эта денежная поддержка называется «стипендия». Стипендия – это деньги, которые платят за учёбу. Которые я тоже кладу в семейный бюджет.

Воспитатель:И у нас остался последний член семьи– самая младшая в семье.

- Здравствуйте, меня зовут Алина. Я хожу в детский сад, и не получаю никаких денег. Но я помогаю, вести домашнее хозяйство: пылесошу ковры, мою посуду, поливаю цветы.

Воспитатель: Ребята, а что члены семьи кладут в кошелёк? (деньги). Все поступления денежных средств в семью из разных источников – это доход семьи.

Воспитатель: Но в каждой семье есть не только доходы, но и расходы. А что такое «расходы»?

Дети:Расходы- это деньги, потраченные на какие-нибудь потребности.            

Воспитатель:Верно!                                                                                                          Мама:А для того, чтобы узнать, на что расходуется семейный бюджет, я предлагаю вам поиграть в игру «Цветик - семицветик» (на доске прилеплен цветок из цветного картона).

Игра «Цветик - семицветик»

Каждый лепесток расходов выделен определенным цветом. Каждый из вас выбирает любой лепесток и необходимо ответить на  этот вопрос, который я вам буду задавать:

ЖЕЛТЫЙ лепесток – в этом лепестке находятся расходы на то, что человеку необходимо для жизни, то что он употребляет ежедневно (ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ).

РОЗОВЫЙ лепесток – в этом лепестке находятся расходы на то, что человек надевает на себя с целью обезопасить тело от негативного воздействия внешней среды (ОДЕЖДА И ОБУВЬ).

СИНИЙ лепесток – в этом лепестке находятся расходы на то, что человек применяет для лечения или предупреждения болезни (ЛЕКАРСТВА).

КРАСНЫЙ лепесток – в этом лепестке находятся расходы на то, что человек потребляет для бытовых целей. То что человек включает, когда в квартире становится темно (УСЛУГИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ).

ФИОЛЕТОВЫЙ лепесток – в этом лепестке находятся расходы на то, что создает человеку комфорт и удобство для проживания в квартире или доме (ТЕЛЕФОН, ИНТЕРНЕТ, КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ).

ЗЕЛЕНЫЙ лепесток – в этом лепестке находятся расходы за присмотр и уход за детьми (ОПЛАТА ЗА Д/С, кружки, секции).

ОРАНЖЕВЫЙ лепесток – в этом лепестке находятся расходы на то, без чего сложно себе представить счастливое детство ребенка (ИГРУШКИ).

Воспитатель:Молодцы ребята, хорошо усвоили!

Воспитатель:А чтобы легче запомнить из чего состоит семейный бюджет, вы сейчас поиграете в игру со старшей сестрой Дашей.

Старшая сестра (студентка):игра называется «Доход-расход». Я буду называть примеры доходов и расходов. Если  названное мной является доходом, вы должны «поднять руки вверх», если расходом, «сесть на корточки». Я буду показывать движения, а вы повторяйте их за мной.

Игра «Доход – расход»

Папа получил зарплату — «доход»

Бабушка заболела — «расход»

Выиграли в лотерею - «доход»

Порвались штаны — «расход»

Заплатили за воду — «расход»

Купили арбуз — «расход»

Продали часть урожая с дачи - «доход».

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо справились и с этим заданием.

 бабушка Алина Сергеевна хочет проверить ваши знания

Бабушка: ребята, отгадайте загадки

1)Люди ходят на базар: там дешевле весь (товар)

2)На товаре быть должна обязательно (цена)

3)Коль трудился круглый год, будет кругленьким (доход)

4)Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой (вклад)

5)И врачу, и акробату выдают за труд (зарплату)

6)Мебель, хлеб и огурцы продают нам (продавцы)

7) За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьёт (кассир)

Воспитатель: Что нового вы узнали сегодня?

Дети: (что у каждой семьи есть свой бюджет).

Воспитатель: Деньги не просто берутся в банкомате, их нужно зарабатывать,

Дети: у каждой семьи есть доходы и расходы.

Молодцы, ребята. Вы хорошо работали.

Семье Петровых очень понравились гости и они решили вам выдать из своего бюджета волшебные монетки (денежки) на подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему: ««Хлеб – всему голова».

Данная деятельность направлена на ознакомление детей с процессом приготовления хлеба...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему «Чистая вода - это бесценный дар природы»

-Уточнить представление о свойствах воды (вода не имеет цвета, вкуса, запаха, растворяет вещества, приобретает вкус и запах растворённых веществ); о воде в природе ( вода бывает в роднике, в реке, в о...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по теме «Вальс осенних листьев».

Цель: вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи....

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему « В театре у мистера Коробкина»

Педагог предлагает детям инсценировать хорошо знакомую сказку и для этого на основе коробочек создать героев сказки. Дети в процесе создания образов  и декораций узнают о профессиях в театре, про...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему «Дом - эконом» по экономическому воспитанию

Цель – дать детям представление о составе семейного бюджета, о расходовании семейного бюджета.Задачи приоритетной образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:«...