Путешествие по стране Экономика
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Капранова Марина Николаевна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_kapranova_m.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 Приморского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ

непрерывной образовательной деятельности

«Путешествие по стране Экономика»

Составитель: воспитатель ГБДОУ детский сад № 67

Приморского района Санкт-Петербурга

Капранова Марина Николаевна

Санкт-Петербург

2018

Возраст детей: 6-7 лет

Приоритетная область: познавательное развитие.

        

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

Цель:

Задачи:

Познавательное развитие:

Социально-коммуникативное развитие:

Речевое развитие:

  • Развивать связную речь, мышление, память

Физическое развитие:

  • Развивать мышечную систему опорно-двигательного аппарата, способствовать укреплению осанки.

Словарная работа: бюджет, доход, расход, пенсия, стипендия, заработная плата.

Визуальный ряд: фотографии, слайды, видео с обращениями Гнома-Эконома.

Оборудование и материалы: проектор, чемоданчик с подарками, фото-кейс «Мальчик в магазине», карточки с цифрами 2,0,1,9, карточки с изображением членов семьи на каждого ребенка, модель семейного бюджета, карточки с производственными цепочками, сундучок с задачками.

Ход образовательной деятельности:

I – Вводная часть (5 мин)

Мотвационно-ориентировочный этап

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня по пути в детский сад я оглянулась вокруг – как красиво всё кругом! Зима наступила, скоро Новый Год. И так хочется отправиться в какое-нибудь необычное путешествие, например, в какую-нибудь неизвестную страну. А вам, ребята, куда хотелось бы отправиться? (Ответы детей) На экране появляется Гном Эконом.

Гном Эконом: Тук-тук-тук! Здравствуйте, ребята! Я слышал, что кто-то мечтает о путешествии?. Я – Гном Эконом, живу в волшебной и прекрасной стране Экономика. И если вы согласитесь, то я могу отправиться в путешествие вместе с вами и показать вам ее. (Ответы детей)

Гном Эконом: Как здорово, что вы согласились! В конце путешествия вас ждет сюрприз от меня! Вот он!

Дети и воспитатель рассматривают сундук с замком.

Воспитатель: Но, Гном Эконом! Как же мы его получим? Сюрприз ведь под замком, да еще и непростым, а с кодом!

Гном Эконом: Все правильно! Все жители моей страны любят трудиться и делать что-то полезное, за это они зарабатывают деньги. Вот и вам нужно будет хорошенько потрудиться. Моя страна большая, в ней много городов, в некоторых из них мы будем останавливаться. На каждой остановке за правильно выполненное задание я буду давать вам по одной цифре от кода. А в конце путешествия, собрав все цифры, вы сможете открыть чемоданчик с сюрпризом. Согласны? (Ответы детей) Тогда вперед!

II – Основная часть (20 мин)

Поисково-практический этап.

Воспитатель: Ну что ж, ребята! Делу время – потехе час. Пора отправляться в путь! А для этого нам нужно сказать волшебные слова

В Экономику сегодня

Отправляемся, друзья!

Друг за дружкой становитесь,

Отставать никак нельзя!

Один, два, три

Гном Эконом!

В свою страну ребят перенеси!

Вот наша первая остановка. Мы с вами в городе полезных привычек. Какое же задание оставил для нас здесь Гном Эконом? (На столе и на экране фото-кейс с изображением ребенка, выпрашивающего в магазине игрушку.) Что это? Какая-то фотография…

Гном Эконом: Фотография непростая! Она точно не про жителей города полезных привычек. Дело в том, что все обитатели этого города очень культурные и воспитанные люди, даже маленькие дети знают, что такое хорошо, а что такое плохо, умеют быть вежливыми и знают, как нужно вести себя в общественных местах. Рассмотрите фотографию и придумайте правила поведения в магазине.

Работа с кейсом (См. Приложение 1)

Воспитатель: Ну что, Гном Эконом! Выполнили мы твое задание?

Гном Эконом: Конечно, выполнили! Ребята! Вы - большие молодцы! Теперь я вижу, что вы точно знаете, как нужно вести себя в магазине! За это получайте первую цифру! И отправляемся дальше!

Воспитатель:

В Экономику сегодня

Отправляемся, друзья!

В круг, ребята, становитесь,

Отставать никак нельзя!

Один, два, три

Гном Эконом!

В город второй

Ты нас перенеси!

Второй город – «Бюджет». Слово-то какое! Гном Эконом! Какое задание ты нам приготовил здесь?

Гном Эконом: Жители этого города живут дружно, умеют зарабатывать деньги и тратить их на нужные вещи Дети этого города знают, что для того, чтобы купить игрушку, родители в магазине должны потратить деньги. А берут они эти деньги из семейного бюджета. Что же это такое? Узнайте и вы и каждый постройте бюджет для своей семьи! А еще ответьте на мои вопросы!

Воспитатель: Ребята! Не переживайте! Я расскажу вам, что такое «бюджет» и вместе мы справимся с заданием Гнома Эконома!

Все деньги в вашей семье, которыми она может распоряжаться, называются бюджетом (воспитатель демонстрирует изображение кошелька)

Из каких же денег состоит бюджет семьи? Он состоит из доходов и расходов.

(Воспитатель рассматривает с детьми составляющие бюджета).

– Предлагаю рассмотреть бюджет семьи! Для начала выясним, кто его пополняет?

—  Что делают мама и папа, чтобы пополнить бюджет семьи? (работают). А как называются заработанные родителями деньги? (Ответы детей). Зарплату люди получают за свои труд.

— А как называются деньги, которые получают бабушка и дедушка, которые уже на пенсии? (Ответы детей) А почему они получают деньги, ведь они же не работают?

— Люди, которые на пенсии, получают деньги, которые называются пенсиею за свой труд в молодости.

– Ребята, вы сейчас не зарабатываете никакие деньги, потому что не работаете. Сейчас вы ходите в детский садик. Уже на следующий год вы станете школьниками. За свою хорошую учёбу вы будете получать хорошие оценки.

Все деньги, которые попадают в семейный бюджет, называются доходом. Зарплата родителей, пенсия бабушек и дедушек, — всё это доходы семьи. К доходам можно ещё отнести выигрыш в лотерею, находку и даже получение ценного приза!

Ребята! Расскажите, кто в вашей семье зарабатывает деньги? Кем работают ваши родители? Есть ли кто-нибудь в вашей семье, кто уже на пенсии? (Ответы детей, каждый ребенок выстраивает свою схему семейного бюджета)

Вот мы и выполнили первую часть задания Гнома Эконома! Но это еще не все! В каждой семье есть и расходы. Просите ли вы своих родителей, когда они получают зарплату купить вам сладости или игрушки? А знаете ли вы на что нужно родителям израсходовать деньги в первую очередь? Оплата детского сада, покупка еды, одежды, оплата счетов за квартиру, за свет, за воду, за электричество — всё это расходы семьи.

А вот и следующее задание Гнома Эконома. Ребята, нам нужно угадать, где доход, а где расход.

Игра – диалог «Доход-расход».

Папа получил зарплату — Д.

Бабушка заболела — Р.

Выиграли в лотерею — Д.

Потеряли кошелёк — Р.

Продали часть урожая помидоров— Д.

Нашли 500 рублей — Д.

Порвались штаны — Р.

Заплатили за воду — Р.

Купили мороженое — Р.

Гном Эконом! Справились мы с твоим заданием?

Гном Эконом: И тут вы меня порадовали! Оказывается, вы знаете, что деньги в семье не появляются просто так, для того, чтобы их потратить, их нужно сначала заработать. Получайте вторую цифру!

Воспитатель:

В Экономику сегодня

Отправляемся, друзья!

Вы на корточки присядьте,

Отставать никак нельзя!

Один, два, три

Гном Эконом!

Свой третий город

Нам покажи!

Гном Эконом: Третий город - город «Товаров». Мой самый любимый. Местные жители большие молодцы, они умеют трудиться и знают очень много о том, как вещи попадают к нам в руки. Вот вы, ребята, когда к вещам небрежно относитесь, или игрушки ломаете, мне становится очень обидно. Ведь прежде, чем очутиться у вас дома, каждая вещь проходит такой долгий путь. И столько людей трудятся, чтобы ее сделать. Покажите мне, что вы знаете, как товар приходит на полку в магазин.

Воспитатель: Я покажу вам на примере, как игрушка приходит в магазин. (Объяснение воспитателя) А вам для выполнения этого задания предлагаю разделиться на пары. Первая пара, про какой товар вы хотите рассказать? (Дети раскладывают цепочки в парах) - как рубашка пришла в магазин,

 - как книга пришла в магазин,

 - как хлеб пришел в магазин,

 - как сыр пришел в магазин.

Воспитатель: Гном Эконом! Ты доволен, как ребята справились с твоим заданием?

Гном Эконом: Я очень доволен! Какие вы умницы и умники! Знаете, какой длинной может быть дорога к магазину у многих товаров. За это вам третья цифра! Осталось совсем чуть-чуть! Отправляемся в четвертый город!

Воспитатель:

В Экономику сегодня

Отправляемся, друзья!

Вы друг друга обнимите,

Отставать никак нельзя!

Один, два, три

Город четвертый,

Нас ты прими!!

Гном Эконом: А это город «Денег». Его жители знают все про деньги и умеют их тратить с умом. Здесь вам нужно решить мои задачки, подумать, как в каждом случае нужно разумно распорядиться деньгами. Если все выполните правильно, то получите последнюю цифру от пин-кода!

Воспитатель: Конечно мы постараемся! Посмотрим, что ты для нас приготовил! Ребята, вытаскивайте по очереди задачки из сундучка!

Дети вытаскивают карточки с задачками и решают их.

1. Папа решил подарить Ване на день рождение велосипед. Скажите, в какое время года его можно выгоднее купить? Почему?

2. Как вы думаете, какая одежда дороже летняя или зимняя? Почему?

3. Чьи туфли дороже мамы или дочки? Почему?

4. Где будет дороже бутылка пепси-колы в пустыне или на севере?

5. Какие расходы бывают в детском саду?

б. Кот Матроскин решил накопить денег и купить все что захочет, но пес Шарик утверждает, что не все продается и покупается. Разрешите их спор.

(корова, посуда, дружба, хорошая погода, дрова для печки, здоровье, шапочка)

Воспитатель: Ребята! Как вы считаете, мы выполнили задание Гнома Эконома? (Ответы детей)

Гном Эконом: Вот это да! Вы все могли бы жить в моей стране, в любом его городе! И с этим заданием справились! Вы отлично потрудились! Но прежде чем отдать вам последнюю цифру, я хочу вам сказать, относитесь к вещам и игрушкам бережно, над их созданием трудилось большое количество людей. Цените и берегите то, что вам покупают родители, ведь им приходится много работать, чтобы что-то вам купить. Не забывайте, что деньги нужно тратить разумно. И если вы будете помнить об этом, то когда подрастете, то сможете стать настоящими жителями страны Экономика, не сказочной, а реальной. А вот и последняя цифра! До свидания!

Воспитатель: Пора возвращаться в детский сад и открывать сундучок с подарками

Покружились, покрутились

В детский садик возвратились!

III- Заключительная часть (5 мин)

Рефлексивно-оценочный этап.

Дети открывают сундучок с подарками, рассматривают его, обсуждают, где  и в каком городе можно было бы использовать деньги, кассу, доход это для группы, или расход.

Воспитатель: Ребята, наше увлекательное путешествие по стране Экономика подошло к концу. Давайте вспомним, где мы побывали в самом начале нашего путешествия? В каких городах мы очутились? (Ответы детей) А где вам понравилось больше всего? Молодцы! Спасибо Вам за активность и любознательность. Давайте соединим наши руки вместе и скажем:

Раз, два, три, четыре, пять

Скоро встретимся опять!

До новых встреч!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва:  - 2013. - 96 с.
  2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез: - 2016. – 363 с.
  3. Епанешникова, Татьяна Павловна.
  4. Дошкольник в мире экономики [Текст] / Т. П. Епанешникова. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс: -  2013. – 171 с.
  5. Шатова, Анна Демьяновна. Тропинка в экономику [Текст] : программа, методические рекомендации, конспекты занятий с детьми 5-7 лет / А. Д. Шатова. - Москва : Вентана-Граф: -  2015. – 174 с.
  6. http://открытыйурок.рф – электронный ресурс

Приложение №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие в страну-Экономика!"

   Цель: познакомить детей с основами экономического воспитания через знакомство со  сказкой и её героями. Программные задачи: 1.      Образов...

Примерный конспект интегрированного занятия: "Путешествие в страну Экономика" Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет»

Задачи: Учить детей  действовать согласно предложенной ситуации общения, делать обобщения  и выводы, решая экономические задачи; понимать значение  экономических пословиц, поговорок; да...

Путешествие в страну экономика

Программное содержание Дать детям элементарные экономические представления о современной жизни.Раскрыть сущность понятия доход и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (о...

Полезное путешествие по стране Экономика

Сформировать экономическое мышление через сюжетно-ролевую игру «Магазин-Супермаркет»; добиваться правильного отношения к деньгам как предмету жизненной необходимости, воспитывать начала разумного пове...

Путешествие в страну Экономика

Формирование зачатков экономического мышления детей старшего дошкольного возраста через игровые методы для воспитания социально - адаптированной личности....

Проект "Путешествие в страну Экономика"

Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней....

Конспект занятия " Путешествие в страну Экономика!"

Конспект занятия " Путешествие в страну Экономика!"...