Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
статья по основам финансовой грамотности

Руслана Александровна Сазонова

Статья посвящена изучению проблемы формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, а также ее значению для успешной социализации детей в современном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_finansovoy_gramotnosti.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Основы формирования финансовой грамотности

у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация

Статья посвящена изучению проблемы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста, а также ее значению для успешной социализации детей в современном обществе.

Ключевые слова:

Финансовая грамотность, формирование финансовой грамотности, современное общество, социализация.

Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста - это актуальная тема, рекомендованная Министерством Образования и Науки Российской Федерации.

Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами [1].

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте [3].

В настоящее время существует необходимость повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора и развития речи ребёнка. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства и экономии средств.

Формы работы с детьми, используемые в работе по заявленной теме: деловые, настольные, сюжетно – ролевые игры, тематические занятия, экскурсии и т.д.

С помощью игр, рассказов, сказок, а так же практических занятий необходимо обучить дошкольников, следующему [4]:

- что такое деньги, какие они бывают;

- что такое «необходимые покупки» и «желаемые покупки»;

- что такое карманные деньги и банковская пластиковая карта;

- как планировать свои расходы;

- техника безопасности использования банковских карт.

В обучении дошкольников используются игровые и словесные методы обучения, представленные в Таблице 1.

Таблица 1. Методы обучения детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности.

Методы обучения

Характеристика методов обучения

Игровые методы обучения

Игровое обучение – это форма образовательного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Достоинство игровых методов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.

Словесные методы обучения

Словесные методы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними образовательную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными. Чисто словесные методы в обучении дошкольников имеют ограниченное значение.

В работе с детьми дошкольного возраста, когда формируются лишь первоначальные представления об окружающем мире, недостаточно только почитать, рассказать – необходимо показать сами предметы или их изображение.

 Таким образом, формирование основ финансовой грамотности дошкольников тема новая и  полностью не исследована. Однако,                            с уверенностью можно сказать следующее: начинать учить детей финансовой грамотности стоит как можно раньше, в каком бы возрасте они не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.

Список использованной литературы:

1.   Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.

2.  Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.

3.   Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.

4.   Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «К копейке копейка – проживет семейка!»

В данной статье мы рассматриваем один из приоритетных национальных проектов в сфере образования - проблему формирования основ финансовой культуры посредством освоения дошкольниками правил и норм...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Азбука финансов»

Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жиз...

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 5-7 ЛЕТ) «ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ УЛЫБКА»

Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС), парциальной программы «Азы финансовой культуры для дошкольников&r...