Программа по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста "Бизнесленд"
рабочая программа по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Погодина Наталья Викторовна

Программа по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста "Бизнесленд"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_finansovoy_gramotnosti_variant_na_proverku.docx59.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №54 «Катюша»

Дополнительная

образовательная программа

«Бизнесленд»

на 2021 – 2022 учебный год

Воспитатель:

Погодина Н.В.

Нижневартовск 2020

Содержание

Стр.

1.

Паспорт Программы

2

2.

Пояснительная записка

4

3.

Целевой раздел

4

3.1

Цель и задачи программы

5

3.2

Принципы и подходы к формированию программы

5

3.3

Характеристика особенностей развития экономических представлений детей старшего дошкольного возраста

6

3.4

Планируемые результаты освоения Программы.

6

4

Содержательный раздел

8

4.1

Описание образовательной деятельности

8

4.2

Комплексно-тематическое планирование

13

4.3

Интеграция образовательных областей в процессе формирования экономических представлений

14

4.4

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

14

4.4.1

Методы и средства реализации Программы

14

4.4.2

Использование интерактивных технологий при реализации Программы

15

5.

Организационный раздел

16

5.1

Материально-техническое обеспечение Программы

16

5.2

Учебный план

16

5.3

Список используемой литературы и источников

16

1.Паспорт программы

Наименование

дополнительной

услуги

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования по оказанию дополнительных образовательных  услуг «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»  («Бизнесленд»)

Основания разработки дополнительной общеобразовательной программы (документы и

программно-методические

рекомендации)

  1. Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СП 2.4.3648-20 от 01.01.2021
  4. Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №54 «Катюша».
  5. Другие законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа Югры

Заказчик программы

Родители (законные представители) воспитанников, администрация ДОО

Организация исполнитель

программы

МБДОУ ДС №54 «Катюша»

Целевая группа

Дети дошкольного возраста 6 -7лет

Цель

формированию первичных компетенций детей 6-7 лет в сфере личных и семейных финансов

Задачи

  • Дать первичные финансовые и    экономические представления;
  • обогатить словарный запас основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими возрасту;
  • способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями;
  • способствовать формированию основных качеств по умению принятия самостоятельных решений.

Принципы и подходы к формированию

дополнительной общеобразовательной программы

  • принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
  • принцип развивающего обучения, ориентирующий педагога на зону ближайшего развития каждого ребенка;
  • принцип гендерного подхода, предусматривающий учет половой принадлежности детей, реализующегося в составлении творческих заданий;
  • принцип научной обоснованности практической применимости;
  • принцип целостности и интеграции содержания дошкольного образования.

Срок реализации программы

1 учебный год

2.Пояснительная записка

Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни.

Актуальность включения основ экономического воспитания в образовательную деятельность на уровне дошкольного образования обусловлена современными условиями жизни. Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения.

Новизна программы заключается в направленности курса на формирование финансовой грамотности дошкольников на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их применением на практике, использованием финансовых знаний как в настоящий момент,так и в будущем.

С точки зрения включения экономического воспитания в образовательную деятельность дошкольников речь не идет и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального обращения с деньгами. Однако именно старший дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина.

Программа составлена с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов изобразительной деятельности в детском саду, возрастных и индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО.

3. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Программа разработана с учетом требований законодательства Российской Федерации в области дошкольного образования:

- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27.12.2012 г. № 273;

- Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155).

- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 20 мая 2015г. № 2/15)

- «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СП 2.4.3648-20 от 01.01.2021

-Устав МБДОУ ДС №54 «Катюша»

-Другие законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа Югры.

Нормативно-правовые основы определяют одну из важных задач формирования базовых знаний об экономике, труде профессиях, когда вырабатываются навыки самообслуживания, приобщения к элементарному бытовому труду, а также складываются первичные представления о труде взрослых, его уважении и роли в обществе и жизни каждого человека.

Программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Программа учитывает основные дидактические принципы, содержание занятий подобрано в соответствии с примерной парциальной образовательной программой «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», разработанная Банком России и Минобрнауки России и программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.

Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что она может быть использована для непринужденно-партнерского взаимодействия взрослого и детей (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности, чтения художественной литературы), а также для свободной самостоятельной деятельности самих детей (игры, лепки, рисования, конструирования).

3.1. Цель и задачи Программы

Цель программы: формированию первичных компетенций детей 5-7 лет в сфере личных и семейных финансов.

Задачи:

Обучающие:

  • дать первичные финансовые и экономические представления;
  • обогатить словарный запас основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими возрасту;
  • способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями;
  • способствовать формированию основных качеств по умению принятия самостоятельных решений.

Развивающие:

  • стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
  • содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.

Воспитательные:

  • побуждение интереса к изучению мира экономики и финансов;
  • воспитание уважения к своему и чужому труду;
  • воспитание нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия, деловитости, предприимчивости, добросовестности;
  • воспитание бережного отношения ко всем видам собственности, материальным ресурсам;
  • побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать.

3.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Принципы развития ребенка являются основой методологии ФГОС ДО и предполагают:

  • принцип поэтапности погружения в Программу. (комплексно-тематический план составлен с учетом возрастных особенностей ребенка);
  • принцип динамичности(логическая цепочка занятий - от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.);
  • принцип гуманности (комплексно-тематический план составлен на основе глубокого знания и понимания физических, личностных, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей);
  • принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики «от простого - к сложному»);
  • принцип наглядности (осуществляется при помощи иллюстраций, электронных презентаций, компьютерных сайтов, мультфильмов).

3.3. Характеристика особенностей развития экономических представлений детей старшего дошкольного возраста

5-6 лет: Дети этого возраста учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т.п.); доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран. Дети осваивают взаимосвязь понятий; «труд - продукт - деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. В детях появляется уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.

6-7 лет: Дети этого возраста знают, как выглядят деньги, процесс их размена и момент выдачи сдачи; они знают, что тот или иной поступок хорош или плох, способны оценивать свои поступки и поступки сверстников;знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т.п.); способны договариваться, слушать собеседника, не перебивать без надобности; умеют спокойно отстаивать свое мнение, учитывая мнение других; заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее; проявляют такие качества, как сочувствие, отзывчивость, заботу об окружающих; самостоятельно находят различные речевые средства, необходимые для продавца и покупателя;владеют представлениями о правилах поведения в общественных местах: магазине, кафе, аптеке, почте, банке и т.д.

3.4. Планируемые результаты освоения Программы.

Результатами освоения Программы являются целевые ориентиры на этапе окончания дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Программа имеет свои отличительные особенности, а также, свои приоритеты и целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, а углубляют и дополняют его требования:

- овладел основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, мотивирован в желании познавать мир экономики и финансов;

- осознает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

- обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, бережного отношения к результатам труда, трудящимся людям, обладает чувством собственного достоинства, имеет начальные представления об истинных ценностях и богатстве человека;

- владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- достаточно хорошо владеет устной речью (экономической терминологией), может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей;

- осознает, что сберегать (копить) непросто, но полезно, ответственно и важно, бережно относится к вещам, игрушкам, денежным средствам;

- способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения;

- различает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

- обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он живет, ориентируется в значении базовых финансово-экономических понятий;

- обладает элементарными представлениями из области личных и семейных финансов;

- способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

    При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Она производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Периодичность педагогической диагностики - 2 раза в год (октябрь-апрель). Формы отслеживания результатов: проводится педагогическая оценка деятельности ребенка посредством наблюдения за непосредственной деятельностью детей (конструирование); через задания для самостоятельного выполнения и общение с ребенком.

Критерии уровней развития детей:

Высокий уровень: ребенок проявляет ярко выраженное положительное эмоциональное отношение к заданиям экономического содержания; активно отвечает на вопросы, проявляет любознательность, задает вопросы экономического характера; без ошибок выполняет все задания; владеет операцией группировки; осуществляет выбор, ориентируясь на существенные признаки; использует в речи экономические термины.

Средний уровень: ребенок проявляет интерес к большинству заданий; активно отвечает на вопросы, используя экономические термины, но сам вопросов не задает; иногда допускает ошибки при группировке предметов, выделении существенных признаков, но исправляет их. Выполняет задания с незначительной помощью взрослого.

Низкий уровень: ребенок не всегда уверен в своих силах, особенно при выполнении более сложных заданий. Затруднения преодолевает по побуждению педагога. Проявляет ситуативный интерес к выполнению заданий. Пассивен, отвечает только на те вопросы, с которыми знаком по личному опыту, испытывает трудности при выполнении заданий на группировку предметов, выборе предметов по существенным (экономическим) признакам, в использовании экономической терминологии.

Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализация образования (поддержка ребенка, построение его индивидуальной образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) корректировка форм и методов организации образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

Таблицы педагогической диагностики заполняются с помощью стандартизированных компьютерных программ. Таблицы выполнены в программе Miсrоsоft Еxсеl и являются приложением к Программе.

4. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

4.1. Описание образовательной деятельности

Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка.

Социально-коммуникативное развитие:

Использование игры эффективно при организации коммуникативной, познавательной, двигательной деятельности. Это одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности.

Познавательное развитие:

Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов.

Речевое развитие:

Беседы-обсуждения, чтение (художественная литература, пословицы), художественные приемы (загадки) могут быть использованы при реализации всех образовательных областей. Чтение – является основной формой восприятия художественной литературы. Особое место занимает работа над народными сказками.

Художественно-эстетическое развитие:

Тематические стенды, фотовыставки с наглядным материалом по различным вопросам. Дошкольники готовят рисунки на различные темы, продумывают их содержание.

Театрализованные интерактивные мини-постановки (обучающие сказки) - эта форма может успешно использоваться для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать, деньги, желания и потребности, тратить, расходовать, экономить, беречь, откладывать, копить, сберегать, план, планировать, занимать, долг и пр.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

Подвижные игры и соревнования можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием двигательной активности, становления целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

4.2. Комплексно-тематическое планирование

Неделя

№ занятия

Тема

Программное содержание

Октябрь

1

1

Что такое труд?

Познакомить детей с понятием «труд», как основным видом деятельности человека, источником его существования.

2

2

«Все работы хороши».

Формировать представление о содержании деятельности людей разных профессий. Учить уважать людей умеющих хорошо и честно работать.

3

3

Профессии и результаты труда.

Формировать представление о «продуктах труда». Воспитывать стремление проявлять инициативу и творчество.

4

4

Викторина «Труд и продукты труда»

  1. Закрепить знания детей о разнообразии профессий, особенно уделить внимание профессиям родителей детей. Учить выделять и называть продукты труда разных профессий.

Ноябрь

1

5

Что такое «деньги»? История возникновения денег

Формировать у детей понимание что такое «деньги». Познакомить с историей возникновения денег. Формировать правильное отношение к деньгам, как к предмету жизненно важной необходимости

2

6

Денежные знаки: монета, банкнота

Закрепить представление о том, как выглядят современные деньги, деньги бывают разного достоинства, разной ценности. Виды денежных знаков.

3

7

Денежные знаки нашей страны.

Формировать знания детей о денежных знаках нашей страны. Как они называются (рубль, копейка). Производство денег.

4

8

В каждой стране свои деньги.

  1. Познакомить детей с денежными знаками других стран. Формировать понимание, что оформление денег отражает  культуру страны. Формировать  представления детей о понятии «валюта».

Декабрь

1

9

Что такое «цена» (стоимость)?

Формировать представление о понятии «стоимость». Познакомить детей с компонентами, из которых складывается стоимость товара.

2

10

Понятия «дорого », «дешево».

Закрепить представления о том, что любой товар имеет цену. Одни товары стоят дороже,  другие дешевле.

4

12

Что такое «потребности человека»?

  1. Познакомить детей с понятием «потребность». Уточнить от чего зависят потребности человека. Учить решать проблемные ситуации, подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет

Январь

1

13

«Путешествие в страну финансов»

  1. Повторить понятие «потребности человека» .Продолжать решать проблемные ситуации; Воспитывать социально – личностные качества и ценностные ориентиры

2

14

Игра «Юные финансисты»

Систематизировать знания детей о разнообразии товаров Познакомить с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Воспитывать умение определять разницу между «хочу» и «надо

3

15

«Сказка ложь, да в ней намек»

Развивать у детей умение подмечать в сказках, простейшие экономические явления;

Учить давать нравственную оценку поступкам героев . (финансовая грамота  в народной мудрости)

Февраль

1

16

Что такое «бюджет»?

Дать детям понимание понятия «бюджет». Из каких составляющих складываются «доходы» и «расходы».

2

17

«Правильное обращение с деньгами».

  1. Систематизировать знания детей о способах экономного расходования бюджета. Воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами

3

18

Воспитываем правильное отношение к деньгам

  1. Систематизировать знания детей о способах экономного расходования бюджета. Воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами.

4

19

«Путешествие в супермаркет»

Формировать  у детей умение устанавливать взаимосвязь между качеством товара и его стоимостью. Закрепить  понятия «товар», «цена», «дороже - дешевле». Воспитывать разумное финансовое поведение

Март

1

20

Что такое «реклама»?

Дать детям представление о рекламе, ее назначении. Учить различать рекламные уловки на примере простых рекламных роликов

2

21

«Придумай свою рекламу».

Учить детей создавать свою рекламу , используя рисунки, стихи, игровые элементы, музыкальное сопровождение. Учить детей объективно относиться к рекламе.

3

22

 То такое «банк»

  1. Формировать представления о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг). Знакомство с профессиями: менеджер, кассир, банкир.

4

23

Онлайн-Экскурсия в банк

Закрепить знания детей о банке, его функциях, о работниках банка.

Апрель

1

24

Викторина

«Финансовая безопасность»

  1. Закрепить знания детей об элементарных правилах финансовой безопасности.

2

25

«Какие труды - такие и плоды»

Знакомство с пословицами и поговорками о труде (финансовая грамота  в народной мудрости)

3

26

Игра «Наша пиццерия»

Закрепить представления детей о многообразии экономических явлений и понятий. Формировать экономическое мышление. Закрепить экономические знания в практической ситуации.

4

27

«Долг платежом красен»

Просмотр мультфильма «Смешарики» (уроки финансовой грамотности»).

Май

1

28

Квест – игра «Финансовая школа»

  1. В результате игры дети закрепляют полученные знания мира финансов.

2

29

«Творим добро».

Что такое «благотворительность»?

  1. Развивать интерес к знаниям о финансовой грамотности;
  2. Знакомство с понятием «благотворительность», «благотворительный фонд». Дать понятие о благотворительности, и о том, почему она приносит не только добро, но и выгоду.

3

30

«Экономия тепла, света, воды» (учимся экономить)

Развить познавательный интерес к вопросам финансовой грамотности и применению знаний на практике. Формировать понимание единства человека и природы. Дать образное и упрощенное объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла.

4

31

«Как сберечь природные ресурсы нашей планеты?»

  1. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам планеты. Формировать у детей потребность в их экономии.

4.3. Интеграция образовательных областей в процессе формирования экономических представлений

     Интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приемы, методы в единую систему, выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательной деятельности, основной формой которого становятся не занятия, а деятельность детей (как совместная, так и самостоятельная) по освоению первичных социальных компетенций в сфере личных и семейных финансов.

Познавательное развитие

предполагает усвоение дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, связанные с отношением к личным и семейным финансам.

Социально-коммуникативное развитие

предполагает развитие интересов детей, их воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах (форме, цвете, размере, материале, количестве, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.), основных понятиях (деньги, экономия, сбережения и пр.)

Речевое развитие

предполагает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с детской литературой и понимание текстов различных жанров.

Художественно-эстетическое развитие

предполагает формирование эстетического отношения к окружающему миру, включая сферы труда, общественной жизни, быта.

Физическое развитие

совершенствуются двигательная деятельность детей, равновесие, координация, крупная и мелкая моторика обеих рук, формируются представления о разных видах спорта, навыки подвижных игр, закладываются основы здорового образа жизни, его основные нормы и правила (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

4.4. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

4.4.1. Методы и средства реализации Программы

Методы

Средства

методы мотивации и стимулирования

- образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и др.

методы создания условий

- метод приучения к положительным формам общественного поведения, упражнения, образовательные ситуации

методы, способствующие осознанию представлений

- рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.

информационно-рецептивный метод

- наблюдение, рассматривание иллюстраций, демонстрация мультипликационных фильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение

репродуктивный метод

- упражнения на основе образца воспитателя, беседа, составление рассказов

метод проблемного изложения

- постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации исследования, наблюдений

исследовательский метод

- творческие задания, учебные проекты

игровые метод

- форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

тестовый метод

- стандартизированное задание по результатам выполнения, которого судят о знаниях, умениях и личностных характеристиках

4.4.2. Использование интерактивных технологий при реализации Программы

Личностно - ориентированная технология

Направлена на гуманное отношение к детям и включает в себя: равенство в отношениях педагога с ребенком, предоставление возможности детям для самореализации в продуктивной деятельности, обеспечение комфортных условий в ДОУ, бесконфликтных и безопасных условий для развития каждого ребенка.

Технология сотрудничества

Направлена на создание основы для коммуникативного взаимодействия, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок», приводит к повышению статуса ребенка в социальных контактах и повышению компетентности ребенка в продуктивных видах детской деятельности.

Ситуационные задачи

Обучение на примере разбора конкретной ситуации. Эта технология лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической финансовой информации.

ИКТ - технологии

Совокупность методов, производственных процессов и программно - технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

Проектные технологии

Позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать.

Игровые педагогические технологии

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

Моделирование

Одним из наиболее перспективных методов освоения финансовой грамотности является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью

5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

5.1. Материально-техническое обеспечение Программы

     Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации образовательной программы включает фонд дополнительной литературы, в составе которого есть издания по обучению основам финансовой грамотности дошкольников, различные игры, сказки и пр.

Программы, технологии и пособия

1. Денежные сказки: альбом для детского художественного творчества из комплекта «ФИНАНСОВЫЙ ГРАМОТЕЙ. Пособие для воспитания финансовой грамотности от 5 до 99» / Иркутск: ООО «Альмира», 2012. - с. 28 ил. – Электронный ресурс: http://fincult.ru/trenings/file_profolog/KursKids/Denegnie_skazki_Raskraska.pdf

2. Мультфильм Фиксики – Деньги. Электронный ресурс:https://www.youtube.com/watch?v=M-voUp2hUSQ

3. Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы». Электронный ресурс:https://youtu.be/WyObIc899OE

5.2. Учебный план

Наименование услуги

Количество детей в группе

Длительность занятия (минуты)

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Форма проведения

Проведение занятий кружка «Бизнесленд»

30

25-30минут

1

4

групповая

5.3. Список используемой литературы и источников

1. Экономическое воспитание дошкольников:формирование предпосылок финансовой грамотности для старших дошкольников (Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования. Электронный ресурс: https://fincult.info/upload/iblock/dc5/economich_vospitanie_doshkolnikov_02.pdf).

2. Экономическое воспитание дошкольников:формирование предпосылок финансовой грамотности для старших дошкольников (сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет. Электронный ресурс: https://fincult.info/prepodavanie/base/doshkolnoe-obrazovani/8779/).

3. Сборник демонстрационных материалов составлен на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» (Электронный ресурс:https://fincult.info/prepodavanie/base/doshkolnoe-obrazovani/10328/).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Азбука финансов»

Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жиз...

Программа по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста на основе книги Э. Матвеева «Дима и совенок»

Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жиз...

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 5-7 ЛЕТ) «ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ УЛЫБКА»

Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС), парциальной программы «Азы финансовой культуры для дошкольников&r...

Программа кружка в старшей группе детского сада «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше ...