Проект «Знакомство с профессиями»
проект по основам финансовой грамотности

Проект:  «Знакомство с профессиями»

Автор  проекта: Баклина Валентина Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории

 

Краткая аннотация проекта

Проект «Знакомство с профессиями» ориентирован на создание в ДОУ условий для ранней профориентации детей. Решение поставленной проблемы планируется через вовлечение воспитанников и родителей в совместную деятельность по профориентации и знакомство с профессией.

Предлагаемый проект проводится в рамках годового планирования ДОУ. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с детьми, разные виды игр, чтение художественных произведений с последующим обсуждением. Отобран материал для работы с родителями воспитанников.

 

Актуальность проекта

В дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностным ориентациям современного общества.

Изучение профессий способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, инструментов, необходимых для той или иной профессии, развитию доказательной речи. Поэтому и возникла идея создания данного проекта.

 

Цель проекта: формирование представлений о профессиях, понимание важности, роли труда взрослых в обществе и в жизни каждого человека.

 

Задачи проекта:

Для детей:

образовательные:

– расширить представления о мире, сформировать интерес к профессиональной деятельности человека, красоте человеческого творения;

– сформировать понимание значимости профессии в жизни людей;

– формировать у детей желание научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий;

– сформировать у детей потребность задуматься о выборе будущей профессии.

воспитательные:

– воспитывать ценностное отношение к труду других людей и его результатам;

– воспитывать чувство ответственности, значимости своего труда для других детей и взрослых, участвовавших в совместном труде.

развивающие:

– развивать эмоционально-положительное отношение к труду, трудовым действиям;

– развивать навыки активного речевого общения, обогащать словарь;

– развивать конструктивные способности, мышление и воображение;

– формировать потребность в чтении литературных произведений как источника новых знаний;

– развивать стремление отражать свои знания и впечатления о труде взрослых в изобразительной и игровой деятельности;

– развивать интерес к самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, к трудовым умениям, связанных с различными профессиями.

 

 Для педагогов:

– создать педагогические условия для реализации современных подходов в области профориентации детей дошкольного возраста;

– способствовать приобретению нового опыта работы по воспитанию экономической культуры дошкольников;

– повысить профессиональное мастерство;

– пополнить развивающую предметно-пространственную среду в группе.

 

Для родителей:

– организовать сотрудничество с родителями в процессе реализации проекта;

– повысить педагогическую компетентность родителей в рамках совместной работы по реализации проекта.

 

Новизна проекта

Новизна программы заключается в использовании в образовательном процессе современных образовательных технологий по  формированию первоначальных  представлений у дошкольников о мире профессий.

 

Оригинальность

Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии. Воспитанники имеют возможность исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии через «погружение в профессию», расширять свой кругозор, представление о мире профессий посредством организации нетрадиционной формы работы с семьями воспитанников «Встречи с интересными людьми».

 

Вид проекта: долгосрочный, информационно-познавательный, творческий, игровой, коллективный.

 

Сроки реализации: учебный год (сентябрь – май).

 

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

 

Совместная деятельность детей и взрослых включает сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями.  В процессе сотрудничества со взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки. Информацию о профессиях дети получают во время образовательного процесса,  а так же  за его пределами (экскурсии, беседы, наблюдения, чтения, обсуждения, рассматривание картинок, проведение театрализованных кукольных  представлений, дидактических, подвижных, музыкально-плясовых игр, занятий по овладению определенными умениями). Очень важно, чтобы ребенок не только наблюдал за работой взрослых, видел ее особенности и результаты, но и участвовал в совместной трудовой деятельности со взрослым, выполняя трудовые поручения и просьбы. Тогда в дальнейшем он сможет использовать полученные сведения в самостоятельной деятельности (сюжетно-ролевой игре), закрепить и расширить приобретенные знания.

Самостоятельная деятельность детей в процессе ознакомления с профессиями взрослых имеет следующие формы организации:

– игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные);

– продуктивные виды детской деятельности (оформление альбомов, изготовление атрибутов к играм, рисование, аппликация, конструирование, выполнение коллажей и плакатов);

– выполнение трудовых действий (по просьбе или поручению взрослого);

– экспериментирование.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.

 

 

Основное содержание проекта

 

Этапы реализации проекта:

Первый этап – подготовительный

• Диагностирование детей;

• постановка цели и задач проекта;

• обогащение предметно-развивающей среды по теме проекта;

• подбор методической литературы;

• подбор художественной литературы для чтения детям;

• подбор дидактических и сюжетно-ролевых игр.

Второй этап – основной

• Цикл познавательных мероприятий;

• проведение с детьми бесед;

• проведение дидактических игр;

• проведение сюжетно-ролевых игр;

• знакомство с детской художественной литературой о труде взрослых;

• рассматривание иллюстраций о профессиях и результатах труда людей разных профессий;

• отгадывание загадок;

• рисование, лепка, аппликация.

Третий этап – заключительный

• Оформление выставки рисунков, поделок детей;

• проведение итоговой диагностики знаний детей, подведение итогов работы над данным проектом, составление рекомендаций.

 

Ресурсы

 

Материально-техническая база: предметно-пространственная среда; наглядный и демонстрационный материал; бумага, цветная бумага, картон, клей, цветные карандаши, пластилин; наборы костюмов, париков, мелких атрибутов, элементов декораций; муляжи фруктов и овощей; полицейская фуражка, жезл, макеты рулей, дорожная разметка; медицинские инструменты (шприц, фонендоскоп, градусник, вата, бинт, маска и др.); фартуки, ножницы, расчески, бигуди, фен; тесто, колпаки повара.

 

Теоретическая и методическая литература:

1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М. : ООО «ЦГЛ», 2005.

2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М. : Просвещение, 1992.

3. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М. : ВАКО, 2007.

4. День работой весел: Пословицы и поговорки о труде. – М. : Детская литература, 1986.

5. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: сценарии игр-занятий для дошкольников. – М. : ТЦ «Сфера», 2004.

6. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М. : 1988.

7. Нефедова К.П. Бытовые электроприборы. Какие они? – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2004.

8. Нефедова К.П. Инструменты. Какие они? – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005.

9. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.

10. Степанов В.А. Профессии. Когда я вырасту. – М. : Омега, 1998.

11. Ушакова О.С. Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников: кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – М. : ИПТ, 2001.

12. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

13. Шалаева Г.П. Большая книга профессий для самых маленьких. – М. : Издательство Эксмо, 2005.

 

Интернет-ресурсы:

1. Международный образовательный портал «МААМ.RU» http://www.maam.ru/.

2. Образовательная социальная сеть https://nsportal.ru/.

 

Ожидаемые результаты по проекту:

Дети:

– наличие у детей определенных знаний и представлений о профессиях своих родителей;

– обеспечение активности ребенка в процессе его социализации;

– понимание детьми значения слово «профессия», проявление признательности и уважения к труду взрослых (родителей).

– пополнение лексики воспитанников;

– умение имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.

 Педагоги:

– приобретение нового опыта работы по воспитанию экономической культуры дошкольника;

– повышение профессионального мастерства: повысится экономическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экономическом просвещении воспитанников;

– пополнится развивающая предметно-пространственная среда в группе. 

Родители:

– повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей;

– успешное взаимодействие со своими детьми.

 

Критерии результативности проекта:

Высокий уровень. Отличное знание изученного материала; способность к творческому мышлению, проявлению индивидуальности; познавательная активность.

Средний уровень. Появление заинтересованности к вопросам изучаемого материала; среднее наличие знаний; необходима помощь взрослого в некоторых вопросах.

Низкий уровень. Небрежное отношение к изучаемому материалу; отсутствие или малое наличие каких-либо знаний по теме; отсутствие желания включаться в совместную деятельность с педагогом и другими детьми.

 

Вывод:

Мы начали говорить о ценности труда и профессий с детства! Дети с гордостью рассказывали о профессиях своих родителей. Думаю, что после реализации данного проекта вопрос, кем быть, не застанет их врасплох. У родителей появился интерес к образовательному процессу.

 Реализация проекта показала свою эффективность для детей. Все поставленные задачи решены, а цель достигнута. Проделанная работа помогла пробудить интерес детей к профессиям взрослых. Ребята узнали много нового и интересного. Сплоченные общей идеей, дети стали более отзывчивыми и доброжелательными.

 

 

Перспективный план работы с родителями

Месяц/неделя

Образовательный модуль

Совместная деятельность

Цель деятельности

В течение проекта

«Ярмарка профессий»

Анкетирование по профориентации;

подбор материалов и литературы для работы по проекту;

организация развивающей предметной среды;

консультация «Дошкольник и экономика»;

консультация «Трудовое воспитание в семье»;

консультация «Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников»;

папка-раскладушка «Вот что мы узнали».

Выявить уровень экономических знаний у родителей;

приобщать родителей к совместной деятельности с педагогами и детьми;

развивать желание родителей давать детям доступные знания и некоторые экономически значимые качества личности, берущие свое начало в детстве: бережливость, трудолюбие, экономность и др.

 

 

 

Перспективный план работы с педагогами

Месяц/неделя

Вид деятельность

Программное содержание

Октябрь

Февраль

Май

Создание, обновление и пополнение банка методических материалов, справочной литературы по профессиональной ориентации для детей дошкольного возраста;

консультация «Методы ознакомления дошкольников с миром профессий»;

мастер-класс «Как мы играем в экономику».

Совершенствовать профессиональную подготовку воспитателей в работе с детьми;

создать условия для развития творческого потенциала педагогов;

повысить педагогическую компетентность воспитателей, систематизировать и углубить знания педагогов.

 

 

 

 

 

План реализации проекта с детьми

Время

проведения

Образовательный модуль

Тема

Программное

содержание

Совместная

деятельность

с детьми

Ответственные

Сентябрь

«Ярмарка профессий»

Труд взрослых

– Рассказать детям о важности и значимости труда каждого человека, о почетности любой профессии;

– воспитывать интерес и уважение к труду взрослых;

– знакомить детей с трудом родителей по дому;

– привлекать родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе группы.

 

 

Экскурсия по детскому саду;

рассматривание иллюстраций о труде родителей;

беседа с детьми о профессиях родителей;

рисование «Наш дом»;

дидактические игры «Знаю все профессии», «Кому нужны эти вещи для работы?», «Кто больше назовёт действий», «Что лишнее?», «Собери картинку из кубиков»;

знакомство с детской художественной литературой о труде взрослых и разучивание стихов;

просмотр презентации «Мир профессий». 

 

Воспитатели

 

Октябрь

«Ярмарка профессий»

Знакомство с профессиями  «Врач» и «Учитель»

–  Познакомить с профессиями врача и медицинской сестры;

–  продолжать накапливать и расширять словарь (предметы, необходимые в работе врача);

– вызвать у детей интерес к профессии врача;

– воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

– учить рассматривать иллюстрации, делиться впечатлениями об увиденном;

– учить переносить знания о труде взрослых, о нормах взаимоотношений людей труда в сюжетно-ролевые игры;

– формировать целостное представление о профессии учитель;

– способствовать развитию связной речи, мышления, памяти, любознательности, наблюдательности, активизировать и обогащать словарь детей новыми словами: «доска», «указка», «парта», «мел», «дневник»;

– способствовать воспитанию умения работать в группе, учитывать мнение партнёра, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.

 

Экскурсия в медицинский кабинет;

наблюдение за трудом медсестры в медицинском кабинете (бинтует, мажет мазью, взвешивает, измеряет рост);

рассматривание сюжетных иллюстраций;

чтение отрывка из произведения

К. Чуковского «Айболит»;

сюжетно-ролевая игра «Больница»;

отгадывание загадок о школе и школьных принадлежностях;

сюжетно-ролевая игра «Школа».

Воспитатели

 

Ноябрь

«Ярмарка профессий»

Знакомство с профессиями   «Библиотекарь» и «Почтальон»

 

– Формировать у детей реалистические представления о труде взрослых людей;

– познакомить и расширить знания детей об особенностях профессии библиотекарь;

– познакомить с трудом почтальона, расширять впечатления детей о роли почтальона,  о значении его труда, влияющего на каждого человека и общество в целом;

– закреплять имеющиеся представления о труде взрослых: о трудовых действиях, совершаемых ими.

 

 

Беседа с детьми о профессии библиотекарь;

показ иллюстраций;

чтение стихов, пословиц и отгадывание загадок;

экскурсия в библиотеку;

сюжетно-ролевая игра «Библиотека»;

беседа о значимости профессии почтовых работников;

чтение художественной литературы (М. Пегов «Почта от наскального рисунка до электронного письма», С. Маршак «Почта»);

дидактические игры «Почта», Что нужно для…»;

аппликация «Письмо»;

сюжетно-ролевая игра «Почта».

 

Воспитатели

 

Декабрь

«Ярмарка профессий»

Труд парикмахера.

Работа продавца. Знакомство с профессиями

 

– Расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера;

– воспитывать культуру поведения в общественных местах; уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу;

– учить благодарить за оказанную помощь и услугу;

– создать условия для творческого самовыражения;

– познакомить  с профессией продавца;

– учить усложнять игру путем увеличения количества объединяемых сюжетных линий;

– расширять ориентировку в окружающем и словарный запас, воспитывать наблюдательность, развивать мышление.

 

Рассказ воспитателя о труде парикмахера с использованием иллюстраций;

чтение художественной литературы (К.И. Чуковский «Мойдодыр», С. Михалков «В парикмахерской», Е. Пермяк «Для чего руки нужны», Л. Квитко «Бабушкины руки» и др.);

дидактические  игры  «Сделай прическу кукле», «Завяжи бантик», «Чем работает мастер»;

рисование «Мамина прическа»;

сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»;

целевая прогулка к магазину;

рассматривание иллюстраций;

беседа «Какие бывают магазины»;

сюжетно-ролевые игры «Магазин продуктов», «Овощной магазин»;

дидактическая игра «Какие продукты продаются в магазине»;

игровое упражнение «Поможем кукле выбрать покупку»;

лепка «Овощи и фрукты».

 

Воспитатели

 

Январь

«Ярмарка профессий»

Знакомство с театральными профессиями

– Познакомить детей с некоторыми театральными профессиями: актер, режиссер, гример, костюмер, гардеробщик;

– предоставить возможность попробовать себя в роли режиссера, костюмера, гримера;

– почувствовать значимость каждой профессии.

 

Рассматривание иллюстраций;

беседа о театральных профессиях «Кто работает в театре?»;

отгадывание загадок;

рисование «Костюмы»;

сюжетно-ролевая игра «Театр».

 

Воспитатели

 

Февраль

 

«Ярмарка профессий»

Профессия  «Архитектор-строитель»

– Познакомить детей с профессией архитектор-строитель;

– расширять у детей представления о его трудовых действиях (забивает гвоздь, пилит, кладет кирпичи и т. д.);

– обогащать познавательные знания (знакомство с бетоном, его свойствами и качествами, способом его изготовления);

– воспитывать уважение к труду строителей.

 

Знакомство детей с детской литературой о труде взрослых, профессиях (В.В. Маяковский «Кем быть», В.Данько «Кто построил дом»);

беседа с детьми о профессии строителя;

показ иллюстраций;

дидактическая игра  «Что лишнее»;

сюжетно-ролевая игра «Строим дом».

Воспитатели

 

Март

 

«Ярмарка профессий»

Знакомство с профессией «Повар»

 

– Познакомить детей с трудом повара, расширить и закрепить знания о кухонной посуде, показать важность положительного отношения взрослого к своей работе;

– познакомить детей с процессом приготовления овощ­ного супа, показывая и называя действия, которые ребенок позднее может перенести в игровую ситуацию;

– активизировать соответствующие слова в речи детей;

– воспитывать интерес к трудовой деятельности взрослых.

 

Беседы «Кто такой повар?», «История возникновения профессии»;

дидактическая игра «Что лишнее?»;

лепка из соленого теста «Баранки, крендели, батоны»;

игра-инсценировка «Сварим из овощей вкусный суп».

Воспитатели

 

Апрель

 

«Ярмарка профессий»

Знакомство с профессиями «Пожарный» и «Полицейский»

– Формировать целостное представление о профессии пожарный;

– формировать целостное представление о профессии полицейский;

– создать условия для воспитания уважительного и доброго отношения к людям разных профессий.

 

 

Беседы «Спички детям не игрушки», «Эти предметы таят опасность»;

чтение художественной литературы;

дидактические игры «Опасно-неопасно», «Что нужно пожарному»;

драматизация сказки «Кошкин дом»;

рисование пожарной машины; сюжетно-ролевая игра «Мы пожарные»;

беседа с детьми о профессии полицейский, о безопасности в городе;

показ иллюстраций по данной теме;

чтение сказки С.Маршак «Дядя Степа».

 

Воспитатели

 

Май

«Ярмарка профессий»

Закрепление знаний о профессиях

– Закрепить у детей знания материалов, инструментов и оборудования, необходимых людям разных профессий;

– продолжать формировать представления детей о том, что такое профессия, вызывать интерес к разным профессиям.

 

Беседа «Какие профессии мы знаем?»;

дидактическая игра «Назови профессию и подбери предметы».

 

Воспитатели

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2019_proekt_znakomstvo_s_professiyami_baklina_v.n.docx65.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №40»

ПРИНЯТО:                                                                               УТВЕРЖДЕНО:

Протокол № 6 заседания                                                         Заведующая МДОУ «Детский сад №40»

Педагогического совета                                                           ______________________А.И. Елисеева

«____»__________2019 г.                                                        Приказ №  _____ «____»________2019 г.

ПРОЕКТ

«ЗНАКОМСТВО С ПРОФЕССИЯМИ»

Автор проекта:

Баклина Валентина Николаевна

г. Саранск 2019

Проект:  «Знакомство с профессиями»

Автор  проекта: Баклина Валентина Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории

Краткая аннотация проекта

Проект «Знакомство с профессиями» ориентирован на создание в ДОУ условий для ранней профориентации детей. Решение поставленной проблемы планируется через вовлечение воспитанников и родителей в совместную деятельность по профориентации и знакомство с профессией.

Предлагаемый проект проводится в рамках годового планирования ДОУ. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с детьми, разные виды игр, чтение художественных произведений с последующим обсуждением. Отобран материал для работы с родителями воспитанников.

Актуальность проекта

В дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностным ориентациям современного общества.

Изучение профессий способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, инструментов, необходимых для той или иной профессии, развитию доказательной речи. Поэтому и возникла идея создания данного проекта.

Цель проекта: формирование представлений о профессиях, понимание важности, роли труда взрослых в обществе и в жизни каждого человека.

Задачи проекта:

Для детей:

образовательные:

– расширить представления о мире, сформировать интерес к профессиональной деятельности человека, красоте человеческого творения;

– сформировать понимание значимости профессии в жизни людей;

– формировать у детей желание научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий;

– сформировать у детей потребность задуматься о выборе будущей профессии.

воспитательные:

– воспитывать ценностное отношение к труду других людей и его результатам;

– воспитывать чувство ответственности, значимости своего труда для других детей и взрослых, участвовавших в совместном труде.

развивающие:

– развивать эмоционально-положительное отношение к труду, трудовым действиям;

– развивать навыки активного речевого общения, обогащать словарь;

– развивать конструктивные способности, мышление и воображение;

– формировать потребность в чтении литературных произведений как источника новых знаний;

– развивать стремление отражать свои знания и впечатления о труде взрослых в изобразительной и игровой деятельности;

– развивать интерес к самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, к трудовым умениям, связанных с различными профессиями.

 Для педагогов:

– создать педагогические условия для реализации современных подходов в области профориентации детей дошкольного возраста;

– способствовать приобретению нового опыта работы по воспитанию экономической культуры дошкольников;

– повысить профессиональное мастерство;

– пополнить развивающую предметно-пространственную среду в группе.

Для родителей:

– организовать сотрудничество с родителями в процессе реализации проекта;

– повысить педагогическую компетентность родителей в рамках совместной работы по реализации проекта.

Новизна проекта 

Новизна программы заключается в использовании в образовательном процессе современных образовательных технологий по  формированию первоначальных  представлений у дошкольников о мире профессий.

Оригинальность

Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии. Воспитанники имеют возможность исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии через «погружение в профессию», расширять свой кругозор, представление о мире профессий посредством организации нетрадиционной формы работы с семьями воспитанников «Встречи с интересными людьми».

Вид проекта: долгосрочный, информационно-познавательный, творческий, игровой, коллективный.

Сроки реализации: учебный год (сентябрь – май).

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Совместная деятельность детей и взрослых включает сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями.  В процессе сотрудничества со взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки. Информацию о профессиях дети получают во время образовательного процесса,  а так же  за его пределами (экскурсии, беседы, наблюдения, чтения, обсуждения, рассматривание картинок, проведение театрализованных кукольных  представлений, дидактических, подвижных, музыкально-плясовых игр, занятий по овладению определенными умениями). Очень важно, чтобы ребенок не только наблюдал за работой взрослых, видел ее особенности и результаты, но и участвовал в совместной трудовой деятельности со взрослым, выполняя трудовые поручения и просьбы. Тогда в дальнейшем он сможет использовать полученные сведения в самостоятельной деятельности (сюжетно-ролевой игре), закрепить и расширить приобретенные знания.

Самостоятельная деятельность детей в процессе ознакомления с профессиями взрослых имеет следующие формы организации:

– игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные);

– продуктивные виды детской деятельности (оформление альбомов, изготовление атрибутов к играм, рисование, аппликация, конструирование, выполнение коллажей и плакатов);

– выполнение трудовых действий (по просьбе или поручению взрослого);

– экспериментирование.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.

Основное содержание проекта

Этапы реализации проекта:

Первый этап – подготовительный

• Диагностирование детей;

• постановка цели и задач проекта;

• обогащение предметно-развивающей среды по теме проекта;

• подбор методической литературы;

• подбор художественной литературы для чтения детям;

• подбор дидактических и сюжетно-ролевых игр.

Второй этап – основной

• Цикл познавательных мероприятий;

• проведение с детьми бесед;

• проведение дидактических игр;

• проведение сюжетно-ролевых игр;

• знакомство с детской художественной литературой о труде взрослых;

• рассматривание иллюстраций о профессиях и результатах труда людей разных профессий;

• отгадывание загадок;

• рисование, лепка, аппликация.

Третий этап – заключительный

• Оформление выставки рисунков, поделок детей;

• проведение итоговой диагностики знаний детей, подведение итогов работы над данным проектом, составление рекомендаций.

Ресурсы

Материально-техническая база: предметно-пространственная среда; наглядный и демонстрационный материал; бумага, цветная бумага, картон, клей, цветные карандаши, пластилин; наборы костюмов, париков, мелких атрибутов, элементов декораций; муляжи фруктов и овощей; полицейская фуражка, жезл, макеты рулей, дорожная разметка; медицинские инструменты (шприц, фонендоскоп, градусник, вата, бинт, маска и др.); фартуки, ножницы, расчески, бигуди, фен; тесто, колпаки повара.

Теоретическая и методическая литература:

1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М. : ООО «ЦГЛ», 2005.

2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М. : Просвещение, 1992.

3. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М. : ВАКО, 2007.

4. День работой весел: Пословицы и поговорки о труде. – М. : Детская литература, 1986.

5. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: сценарии игр-занятий для дошкольников. – М. : ТЦ «Сфера», 2004.

6. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М. : 1988.

7. Нефедова К.П. Бытовые электроприборы. Какие они? – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2004.

8. Нефедова К.П. Инструменты. Какие они? – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005.

9. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.

10. Степанов В.А. Профессии. Когда я вырасту. – М. : Омега, 1998.

11. Ушакова О.С. Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников: кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – М. : ИПТ, 2001.

12. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

13. Шалаева Г.П. Большая книга профессий для самых маленьких. – М. : Издательство Эксмо, 2005.

Интернет-ресурсы:

1. Международный образовательный портал «МААМ.RU» http://www.maam.ru/.

2. Образовательная социальная сеть https://nsportal.ru/.

Ожидаемые результаты по проекту:

Дети:

– наличие у детей определенных знаний и представлений о профессиях своих родителей;

– обеспечение активности ребенка в процессе его социализации;

– понимание детьми значения слово «профессия», проявление признательности и уважения к труду взрослых (родителей).

– пополнение лексики воспитанников;

– умение имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.

 Педагоги:

– приобретение нового опыта работы по воспитанию экономической культуры дошкольника;

– повышение профессионального мастерства: повысится экономическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экономическом просвещении воспитанников;

– пополнится развивающая предметно-пространственная среда в группе. 

Родители:

– повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей;

– успешное взаимодействие со своими детьми.

 

Критерии результативности проекта:

Высокий уровень. Отличное знание изученного материала; способность к творческому мышлению, проявлению индивидуальности; познавательная активность.

Средний уровень. Появление заинтересованности к вопросам изучаемого материала; среднее наличие знаний; необходима помощь взрослого в некоторых вопросах.

Низкий уровень. Небрежное отношение к изучаемому материалу; отсутствие или малое наличие каких-либо знаний по теме; отсутствие желания включаться в совместную деятельность с педагогом и другими детьми.

Вывод:

Мы начали говорить о ценности труда и профессий с детства! Дети с гордостью рассказывали о профессиях своих родителей. Думаю, что после реализации данного проекта вопрос, кем быть, не застанет их врасплох. У родителей появился интерес к образовательному процессу.

 Реализация проекта показала свою эффективность для детей. Все поставленные задачи решены, а цель достигнута. Проделанная работа помогла пробудить интерес детей к профессиям взрослых. Ребята узнали много нового и интересного. Сплоченные общей идеей, дети стали более отзывчивыми и доброжелательными.

Перспективный план работы с родителями

Месяц/неделя

Образовательный модуль

Совместная деятельность

Цель деятельности

В течение проекта

«Ярмарка профессий»

Анкетирование по профориентации;

подбор материалов и литературы для работы по проекту;

организация развивающей предметной среды;

консультация «Дошкольник и экономика»;

консультация «Трудовое воспитание в семье»;

консультация «Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников»;

папка-раскладушка «Вот что мы узнали».

Выявить уровень экономических знаний у родителей;

приобщать родителей к совместной деятельности с педагогами и детьми;

развивать желание родителей давать детям доступные знания и некоторые экономически значимые качества личности, берущие свое начало в детстве: бережливость, трудолюбие, экономность и др.

Перспективный план работы с педагогами

Месяц/неделя

Вид деятельность

Программное содержание

Октябрь

Февраль

Май

Создание, обновление и пополнение банка методических материалов, справочной литературы по профессиональной ориентации для детей дошкольного возраста;

консультация «Методы ознакомления дошкольников с миром профессий»;

мастер-класс «Как мы играем в экономику».

Совершенствовать профессиональную подготовку воспитателей в работе с детьми;

создать условия для развития творческого потенциала педагогов;

повысить педагогическую компетентность воспитателей, систематизировать и углубить знания педагогов.

План реализации проекта с детьми

Время

проведения

Образовательный модуль

Тема

Программное

содержание

Совместная

деятельность

с детьми

Ответственные

Сентябрь

«Ярмарка профессий»

Труд взрослых

– Рассказать детям о важности и значимости труда каждого человека, о почетности любой профессии;

– воспитывать интерес и уважение к труду взрослых;

– знакомить детей с трудом родителей по дому;

– привлекать родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе группы.

Экскурсия по детскому саду;

рассматривание иллюстраций о труде родителей;

беседа с детьми о профессиях родителей;

рисование «Наш дом»;

дидактические игры «Знаю все профессии», «Кому нужны эти вещи для работы?», «Кто больше назовёт действий», «Что лишнее?», «Собери картинку из кубиков»;

знакомство с детской художественной литературой о труде взрослых и разучивание стихов;

просмотр презентации «Мир профессий».  

Воспитатели

Октябрь

«Ярмарка профессий»

Знакомство с профессиями  «Врач» и «Учитель»

 Познакомить с профессиями врача и медицинской сестры;

–  продолжать накапливать и расширять словарь (предметы, необходимые в работе врача);

– вызвать у детей интерес к профессии врача;

– воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

– учить рассматривать иллюстрации, делиться впечатлениями об увиденном;

– учить переносить знания о труде взрослых, о нормах взаимоотношений людей труда в сюжетно-ролевые игры;

– формировать целостное представление о профессии учитель;

– способствовать развитию связной речи, мышления, памяти, любознательности, наблюдательности, активизировать и обогащать словарь детей новыми словами: «доска», «указка», «парта», «мел», «дневник»;

– способствовать воспитанию умения работать в группе, учитывать мнение партнёра, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.

Экскурсия в медицинский кабинет;

наблюдение за трудом медсестры в медицинском кабинете (бинтует, мажет мазью, взвешивает, измеряет рост);

рассматривание сюжетных иллюстраций;

чтение отрывка из произведения

К. Чуковского «Айболит»;

сюжетно-ролевая игра «Больница»;

отгадывание загадок о школе и школьных принадлежностях;

сюжетно-ролевая игра «Школа».

Воспитатели

Ноябрь

«Ярмарка профессий»

Знакомство с профессиями   «Библиотекарь» и «Почтальон»

– Формировать у детей реалистические представления о труде взрослых людей;

– познакомить и расширить знания детей об особенностях профессии библиотекарь;

– познакомить с трудом почтальона, расширять впечатления детей о роли почтальона,  о значении его труда, влияющего на каждого человека и общество в целом;

– закреплять имеющиеся представления о труде взрослых: о трудовых действиях, совершаемых ими.

Беседа с детьми о профессии библиотекарь;

показ иллюстраций;

чтение стихов, пословиц и отгадывание загадок;

экскурсия в библиотеку;

сюжетно-ролевая игра «Библиотека»;

беседа о значимости профессии почтовых работников;

чтение художественной литературы (М. Пегов «Почта от наскального рисунка до электронного письма», С. Маршак «Почта»);

дидактические игры «Почта», Что нужно для…»;

аппликация «Письмо»;

сюжетно-ролевая игра «Почта».

Воспитатели

Декабрь

«Ярмарка профессий»

Труд парикмахера.

Работа продавца. Знакомство с профессиями

Расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера;

– воспитывать культуру поведения в общественных местах; уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу;

– учить благодарить за оказанную помощь и услугу;

– создать условия для творческого самовыражения;

– познакомить  с профессией продавца;

– учить усложнять игру путем увеличения количества объединяемых сюжетных линий;

– расширять ориентировку в окружающем и словарный запас, воспитывать наблюдательность, развивать мышление.

Рассказ воспитателя о труде парикмахера с использованием иллюстраций;

чтение художественной литературы (К.И. Чуковский «Мойдодыр», С. Михалков «В парикмахерской», Е. Пермяк «Для чего руки нужны», Л. Квитко «Бабушкины руки» и др.);

дидактические  игры  «Сделай прическу кукле», «Завяжи бантик», «Чем работает мастер»;

рисование «Мамина прическа»;

сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»;

целевая прогулка к магазину;

рассматривание иллюстраций;

беседа «Какие бывают магазины»;

сюжетно-ролевые игры «Магазин продуктов», «Овощной магазин»;

дидактическая игра «Какие продукты продаются в магазине»;

игровое упражнение «Поможем кукле выбрать покупку»;

лепка «Овощи и фрукты».

Воспитатели

Январь

«Ярмарка профессий»

Знакомство с театральными профессиями

– Познакомить детей с некоторыми театральными профессиями: актер, режиссер, гример, костюмер, гардеробщик;

 предоставить возможность попробовать себя в роли режиссера, костюмера, гримера;

– почувствовать значимость каждой профессии.

Рассматривание иллюстраций;

беседа о театральных профессиях «Кто работает в театре?»;

отгадывание загадок;

рисование «Костюмы»;

сюжетно-ролевая игра «Театр».

Воспитатели

Февраль

«Ярмарка профессий»

Профессия  «Архитектор-строитель»

– Познакомить детей с профессией архитектор-строитель;

– расширять у детей представления о его трудовых действиях (забивает гвоздь, пилит, кладет кирпичи и т. д.);

– обогащать познавательные знания (знакомство с бетоном, его свойствами и качествами, способом его изготовления);

– воспитывать уважение к труду строителей.

Знакомство детей с детской литературой о труде взрослых, профессиях (В.В. Маяковский «Кем быть», В.Данько «Кто построил дом»);

беседа с детьми о профессии строителя;

показ иллюстраций;

дидактическая игра  «Что лишнее»;

сюжетно-ролевая игра «Строим дом».

Воспитатели

Март

«Ярмарка профессий»

Знакомство с профессией «Повар»

– Познакомить детей с трудом повара, расширить и закрепить знания о кухонной посуде, показать важность положительного отношения взрослого к своей работе;

– познакомить детей с процессом приготовления овощного супа, показывая и называя действия, которые ребенок позднее может перенести в игровую ситуацию;

– активизировать соответствующие слова в речи детей;

– воспитывать интерес к трудовой деятельности взрослых.

Беседы «Кто такой повар?», «История возникновения профессии»;

дидактическая игра «Что лишнее?»;

лепка из соленого теста «Баранки, крендели, батоны»;

игра-инсценировка «Сварим из овощей вкусный суп».

Воспитатели

Апрель

«Ярмарка профессий»

Знакомство с профессиями «Пожарный» и «Полицейский»

– Формировать целостное представление о профессии пожарный;

– формировать целостное представление о профессии полицейский;

– создать условия для воспитания уважительного и доброго отношения к людям разных профессий.

Беседы «Спички детям не игрушки», «Эти предметы таят опасность»;

чтение художественной литературы;

дидактические игры «Опасно-неопасно», «Что нужно пожарному»;

драматизация сказки «Кошкин дом»;

рисование пожарной машины; сюжетно-ролевая игра «Мы пожарные»;

беседа с детьми о профессии полицейский, о безопасности в городе;

показ иллюстраций по данной теме;

чтение сказки С.Маршак «Дядя Степа».

Воспитатели

Май

«Ярмарка профессий»

Закрепление знаний о профессиях

– Закрепить у детей знания материалов, инструментов и оборудования, необходимых людям разных профессий;

– продолжать формировать представления детей о том, что такое профессия, вызывать интерес к разным профессиям.

Беседа «Какие профессии мы знаем?»;

дидактическая игра «Назови профессию и подбери предметы».

Воспитатели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Знакомство с профессией "Повар"

Проектная деятельность для детей младшей группы...

Педагогический проект "Знакомство с профессией повар"

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ   «ЗНАКОМСТВО С ПРОФЕССИЕЙ  ПОВАР»                                   ...

Проект "Знакомство с профессией повара"

Проект для детей 2 младшей группы....

Проект "Знакомство с профессиями"

Проект "Знакомство с профессиями"...

Проект "Знакомство с профессией медика детей среднего дошкольного возраста"

У детей среднего дошкольного возраста происходят значительные трансформации в области игровой деятельности и общения со взрослыми и сверстниками, которые характеризуются появлением ролевых и реальных ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ЗНАКОМСТВО С ПРОФЕССИЕЙ "ПОВАР"

Этот проект направлен на знакомство с профессией "Повар"через все виды деятельности....

проект "Знакомство с профессией медсестры"

проект представлен в текстовом материале Знакомство детей первой младшей группы с профессией медсестры...