НОД "Юные экономисты"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Хохлова Любовь Алексеевна

Занятие в подготовительной группе по финансовой граммотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_finansovoy_gramotnosti.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по финансовой грамотности

дошкольников в подготовительной группе на тему

«Юные экономисты».

Цель: Формирование представлений дошкольников по финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.
- Формировать умения выражать свои мысли и анализировать.
- Формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.
- Опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.
Развивающие:
- Закреплять умение выполнять математические вычисления.
- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
- Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Воспитательные:
- Воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость).

Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.


Используемые технологии: Личностно-ориентированного обучения и игровые, сотрудничества.

Организация образовательной среды: Для эксперимента: стол, магниты, доска, тарелка с водой, кошелёк 2шт., железная монета, бумажная купюра (не настоящая), карта куда будут дети вносить результаты опытов. Настоящие и не настоящие деньги разного достоинства (купюры:50,100 рублей; монеты: 5, 10, 50 копеек, 1 рубль, 5 рублей). Копилка с сюрпризом,  конверты с заданиями.
Планируемый результат:
Дети будут знать: как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер, что товар в магазине - это результат труда многих людей, поэтому он стоит денег, а цена - это количество денег, которое надо отдать.
Дети будут уметь: следовать полученной инструкции, проявлять инициативу, договариваться. Задавать вопросы, искать ответы. Выдвигать гипотезы и проверять их. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. Проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы.

Словарная работа:  Экономный, потребности, цена, деньги (купюры и монеты).

Предварительная работа:  Просмотр презентации «Откуда пришли деньги?», НООД «Что такое бюджет», «Услуги и товары», рассматривание валюты разных стран.

Ход занятия

1. Приветствие
Воспитатель: Девочки и мальчики, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями. Скажите, а вы любите, когда к вам приходят гости?
Ответы детей: Да
Воспитатель:  Девочки и мальчики, какое у вас сегодня настроение?
Ответы детей: Хорошее
Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Как хорошо на свете жить! (руки вверх)
Как хорошо уметь дружить! (руки в центр)
Как хорошо, что есть друзья! (качаем руками)
Как хорошо, что есть и я! (руки к себе)

Мальчики и девочки  Яна подготовила для нас стихотворение. Которое называется. «Три копейки на покупку».
Маму в магазин провожает сын,
Три копейки он ей даёт: «Вот!
Купи мне самолёт.
А ещё ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
И на сдачу, можешь даже,
И свистульку мне купить…»

- Как вы думаете, Мальчики и девочки, можно ли на такую сумму купить такое большое количество товара? Почему?

Ответы детей: Нет, потому что это очень маленькая сумма.


Воспитатель:  Скоро вы пойдёте в школу, и вам необходимо научиться расходовать деньги, выданные родителями на обеды.  Сможете ли вы правильно потратить их по назначению?
Ответы детей:

Включить звук





2. Основная часть.
Воспитатель демонстрирует копилку.
Воспитатель:
- Мальчики и девочки, что это такое?

Ответы детей: Копилка
- Для чего нужна копилка?

Ответы детей: Что бы копить деньги
- Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, на что люди копят и тратят деньги?

Ответы детей: На продукты, Одежду. Копят на разные крупные вещи.

Речевая игра «Для чего нам нужны деньги?»
Воспитатель: Все верно. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Давайте встанем в круг и будем передавать копилку друг другу и называть, для чего нам нужны деньги.
Ответы детей: Продукты, одежда, игрушки и т.д.
Воспитатель: Молодцы. А теперь давайте пройдем к столам.  Мальчики и девочки, каким образом в семье появляются деньги?
Ответы детей: Родители зарабатывают
Воспитатель: А за что им платят деньги?

Ответы детей: За их работу (уточняют за какую именно работу)

Воспитатель: Как называются деньги, которые зарабатывают родители?
Ответы детей: Зарплата

Воспитатель поясняет: Зарплата — это деньги, полученные за работу, за месяц, за неделю, за один день. Кроме родителей, кто является членом семьи?

Ответы детей: Бабушки, дедушки, сестры и братья.
Воспитатель: Вносят ли дедушка и бабушкой в семейный бюджет деньги, если они живут вместе с вами?

Ответы детей: Да

Воспитатель: Дедушка и бабушка могут работать, а могут получать пенсию - её платят пожилым людям, проработавшим много лет. Могут ли брат или сестра приносить в бюджет семьи деньги?

Ответы детей: Нет, они не работают.
Воспитатель: Взрослые дети, окончившие школу, обучающиеся в училищах, институтах, получают стипендию.

Воспитатель: Зарплата, пенсия, стипендия, пособия. А как одним словом назвать все эти деньги? (Наглядный образ «Семейного бюджета» - котелок)

Ответы детей: Семейный бюджет

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, у нас на столе лежат два конверта, в каждом из них задание.

Первое Практическое задание. «Подсчитайте семейный бюджет»
Воспитатель: Папа зарабатывает 4 рубля. Мама зарабатывает 3 рубля. Бабушка с дедушкой — пенсию 2 рубля. Сестра стипендию 1 рубль.
Выложите нужное число. (Дети выполняют математическое вычисление и получают число 10)


Второе  Практическое задание. «Найди российские деньги».
Воспитатель: Молодцы. Все справились с первым заданием. Мальчики и девочки  вы, когда-нибудь, делали покупки самостоятельно?
Ответы детей: Нет.
Воспитатель: Чтобы что – то купить в магазине, нам понадобятся……?

Ответы детей: Деньги.
- Посмотрите сколько у меня разных денег. Помогите мне определить с какими мне деньгами можно идти в российские магазины.
Ответы детей (дети рассматривают деньги разных стран и находят наши российские рубли)
- Как называются наши деньги? 

Ответы детей: Рубль.
Воспитатель: Мальчики и девочки, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные?
Ответы детей: Металлические.
Воспитатель: Правильно, металлические. А вы знаете, как называют металлические деньги, по-другому?
Ответы детей: Монеты.
Воспитатель: Правильно они называют монетами. А бумажные деньги называются? 

Ответы детей: Купюрами.

Воспитатель: А давайте мы с вами проверим, какие деньги удобнее монеты или купюры.
Воспитатель: Давайте пройдем в мини лабораторию. Напомните мне Правило – как надо вести себя в лаборатории? Встаньте так, чтобы было удобно всем. Как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать в карту, которая находится на доске.

1. Эксперимент: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку в другом бумагу. Что произошло? 

Ответы детей: Помялась, не помялась.

Теперь давайте попробуем порвать. 

Ответы детей: Бумага мнётся, рвется; монета нет.
ВЫВОД
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Ответы детей: Монета лучше
Воспитатель: Правильно монета лучше. Она не мнётся и не рвется. На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.

2. Эксперимент: Теперь положим монету и купюру в воду. Первой опустим купюру. Что происходит?
Ответы детей: Она намокла
Воспитатель: А теперь проверим монету. Что происходит?
Ответы детей: С ней ни чего не случилось.
Воспитатель:  Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? отметьте в нашей карте.
ВЫВОД 

Ответы детей: С монетой в воде ни чего не произошло, а купюра намокла.

А теперь поделитесь на пары, чтобы у вас была и монета, и купюра.
3 Эксперимент: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра. Возьмите на ладошки монету и купюру – бумажку. Что тяжелее?

Ответы детей: Монета
Воспитатель: Теперь подуем?Что происходит с монетой?

Ответы детей: Ничего
Воспитатель: А что происходит с купюрой?

Ответы детей: Она улетела.
Воспитатель: Какой вывод сделаем? Что легче?
ВЫВОД 

Ответы детей: Купюра легче. Ставим плюсик.

4 Эксперимент
Воспитатель: Положите купюру и монету в кошельки.(купюры в один кошелёк, монеты в другой) Потрясите. Переверните. Что удобнее хранить в кошельке?

Ответы детей: Купюры.

Воспитатель: Посмотрите в карту. Кто выигрывает?
Ответы детей: Ничья
Воспитатель: А что значит ничья?
Ответы детей: Одинаковое количество очков.
Воспитатель: Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?
Ответы детей: Монеты и купюры нужны одинаково.
Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты и купюры. А какое средство оплаты может быть в кошельке, что кроме денег можно использовать при оплате?
Ответы детей: Пластиковая карта
Воспитатель: Спросим гостей, а удобно ли пользоваться картой?
(Дети спрашиваю гостей удобно ли им пользоваться картой.)

Воспитатель: Мальчики и девочки, а как вы думаете, за что детский сад платит деньги?
Ответы детей: За воду, свет, телефон, вывоз мусора.
Воспитатель: Какой вклад мы можем внести для сбережения денег детского сада?
Ответы детей: Нужно экономно расходовать воду, свет, беречь имущество, одежду, книги, мебель.
Воспитатель: Правильно, а как это сделать?
Ответы детей: Выключать свет, когда он не нужен, не включать быстро воду, не ломать игрушки, не рвать книги.
Воспитатель: Если мы это будем делать, то нам удаться сэкономить деньги детского сада.

Итог. Рефлексия.

Воспитатель: Сейчас я вас приглашаю снова встать в круг. Мы будем передавать друг другу копилку, и продолжать фразу: «Сегодня мне понравилось…».
Воспитатель: Мальчики и девочки, а что нельзя купить за деньги?
Ответы детей: Здоровье, счастье, жизнь и т.д.
Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Многое в жизни нужно уметь беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, но и умение жить. Молодцы! Мы сегодня хорошо работали, и у меня для вас сюрприз. (Достаю из копилки шоколадные монетки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для подготовительной к школе группы "В гостях у семьи экономистов"

Занятие направлено на ознакомление дошкольников с окружающим. Знакомит детей с некоторыми составляющими семейного бюджета. Позволяет закрепить знания детей о профессиях и труде взрослых, математически...

НОД по теме: "Мы юные экономисты"

Научиться понимать и ценить окружающий предметный мир. Увожать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги. Осознать на доступном дошкольнику уровне взаимосвязь понятий "Труд-продукт-...

КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ "ВИКТОРИНА "ЮНЫЕ ЭКОНОМИСТЫ"

В МАТЕРИАЛЕ ПРЕДСТАВЛЕН РАЗВЕРНЫЙ КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ...

Образовательный проект «Юный экономист»

Как научить наших детей жить в условиях рыночной экономики, когда они постоянно сталкиваются с такими непонятными им явлениями, как безработица родителей, отсутствие средств, для существов...

Конспект НОД «Знакомство с профессией экономист»

Конспект НОД«Знакомство с профессией экономист»Цель: познакомить детей с профессией экономистЗадачи : Расширять представления о разнообразии профессий взрослых, их значении и важности...